История «халявы» и «надежды на авось» в ситуации с армянскими и российскими авто
Очередное обострение ситуации с регистрацией ввезенных в Казахстан автомобилей из стран-участниц Евразийского экономического союза, по всей видимости, неслучайно совпало по времени с начавшимся переходом к электронным паспортам транспортных средств единого образца. Первая часть здесь.
НАКЛАДКИ СОЮЗНОГО АВТОРЫНКА
Напомним, что проблемы возникли с казахстанской регистрацией автомобилей, имеющих регистрационные номера государств ЕАЭС – Кыргызстана, Армении и России.
Кыргызские и армянские автомобили, ввезенные в эти страны из-за пределов ЕАЭС, обходились их жителям дешевле до завершения переходного периода с момента вступления в ЕАЭС, который закончился 1 января прошлого года. Тогда им разрешалось ввозить авто из «дальнего» зарубежья по упрощенной процедуре с уплатой таможенной пошлины в 10 % от стоимости машины, тогда как в России, Казахстане и Белоруссии растаможка обходилась в 17 %.
Эта разница естественным образом побудила казахстанцев к приобретению дешевых подержанных автомобилей в Кыргызстане и Армении. По отечественному законодательству покупателям таких авто предписывалось зарегистрировать их в Казахстане через 10 дней после покупки. Однако они этого не сделали, мотивируя свой отказ поставить машины на учет дороговизной таможенной пошлины и утилизационного сбора. Но при этом автовладельцы не прибегали и к другому легальному варианту решения возникших проблем – вывозу авто с кыргызскими и армянскими номерами из Казахстана, организуя взамен акции протестов.
В МВД, где грозили нарушителям штрафом за нарушение правил ввоза и регистрации авто и конфискацией машин, в реальности жестких мер не предпринимали. В дело пришлось вмешаться главе государства. На расширенном заседании правительства, прошедшем в январе прошлого года, президент поручил временно зарегистрировать автомобили, ввезенные в Казахстан из стран ЕАЭС, со сроком такой регистрации на год до 1 марта текущего года.
До указанной даты автовладельцы должны были оплатить таможенные пошлины и утильсбор, после чего в законном порядке поставить авто на постоянный учет с получением казахстанских регистрационных номеров, либо вывезти машины из Казахстана.
Во исполнение поручения главы государства правительство в начале февраля прошлого года утвердило правила ввоза и эксплуатации транспортных средств, зарегистрированных в странах ЕАЭС. Почему эти правила не были приняты ранее, вопрос, как говорится, риторический.
Согласно им, МВД Казахстана поручалось до 1 марта текущего года принять меры по регистрации авто с номерами указанных стран и установить сроки действия свидетельства о временной регистрации до этой даты. В течение отведенного года автовладельцы таких авто должны были уплатить положенные таможенные пошлины и утилизационный сбор, необходимые для постановки на постоянный учет в Казахстане.
Взамен иностранных номеров им надлежало получить регистрационные знаки нового образца на желтом фоне с номером 18 в специализированных ЦОНах. На практике такая процедура занимала менее часа. Пакет необходимых документов включал удостоверение личности, прежние государственные или транзитные номерные знаки, свидетельство о регистрации, документы, подтверждающие право собственности, квитанцию об оплате за первичную регистрацию, госпошлин за изготовление госномера и техпаспорта. При этом временная регистрация не давала права на отчуждение авто и передачу в пользование и распоряжение другим лицам. Расходы на временную регистрацию были невелики – 695 тенге за постановку на учет и 12 тыс. тенге за госпошлины.
Однако в ответ представители инициативной группы автовладельцев машин с армянской регистрацией потребовали освободить их от платежей, необходимых для регистрации в Казахстане, с введением запрета на ввоз физическими лицами автомобилей из Армении с 1 марта прошлого года. В ответ им было заявлено, что, во-первых, автомобили должны в обязательном порядке соответствовать техрегламенту, а во-вторых, их владельцам в любом случае не будет предоставлено право отчуждения такой техники в течение срока временной регистрации.
Кроме того, предусматривалась обязанность автовладельцев таких машин по ежегодной оплате транспортного налога в Казахстане и прохождению технического осмотра. При этом регистрационные номера и техпаспорта армянского образца должны были храниться в ЦОНах, чтобы автовладельцы могли их получить в случае вывоза машин за пределы Казахстана. Кроме того, устанавливалось, что транспортные средства, ввезенные в нашу страну после 1 февраля 2020 года, подлежат регистрации в установленном порядке с уплатой причитающихся сборов, таможенных платежей и налогов.
Примечательно, что при этом на автомобили, ввозимые из России и Белоруссии, таможенные ограничения не распространялись согласно переходным положениям при их вступлении в ЕАЭС. В отношении автомобилей, ввозимых из Кыргызстана и Армении, имеются определенные ограничения, в соответствии с договорами их присоединения указанных к ЕАЭС.
И, надо сказать, логика этих ограничений выглядит довольно сложной для непосвященных в тонкости переговорных процессов. К примеру, в соответствии с пунктом 13 приложения 3 «Условия и переходные положения» к договору о присоединении Армении к договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года казахстанцы могут ввозить на территорию нашей страны автомобили, растаможенные там до 10 октября 2014 года. Машины же, растаможенные в Армении в период с 10 октября 2014 года до 1 мая 2020 года, признаются иностранными товарами и находятся под таможенным контролем, а могут ввозиться на территорию Казахстана только лицами, постоянно проживающими в Армении. Для других лиц и граждан Казахстана допускается ввоз автомобилей из Армении в следующих случаях:
— после уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 2 к Решению Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», и уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов;
— после истечения 3-х лет (то есть с 1 мая 2023 года) после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом в соответствии с договором о присоединении Армении к ЕАЭС таможенный контроль данных автомобилей не осуществляется с 10 октября 2014 года.
По автомобилям, ввозимым к нам из Кыргызстана, установлены схожие требования. Так, граждане Казахстана могут ввозить на казахстанскую территорию автомобили, растаможенные в Кыргызстане до 1 января 2014 года. Такое условие определено пунктом 24 приложения 1 «Условия и переходные положения» к договору о присоединении Кыргызстана к договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года.
Автомобили, растаможенные в Кыргызстане в период с 1 января 2014 года до 1 января 2020 года, признаются иностранными товарами и находятся под таможенным контролем. Указанные автомобили могут временно ввозиться на территорию Казахстана только лицами, постоянно проживающими в Кыргызстане. Лица же, не проживающие там постоянно, могут ввозить указанные автомобили на территорию Казахстана в следующих случаях:
— после уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении 2 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования», и уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов;
— после истечения 5 лет (то есть с 1 января 2025 года) после начала применения Киргизской Республикой ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703 и 8704 ТН ВЭД ЕАЭС.
При этом согласно Договору о присоединении Кыргызстана к ЕАЭС, таможенный контроль данных автомобилей не осуществляется с 1 января 2014 года.
ДАЛЬШЕ ТЕРПЕТЬ СТАЛО НЕВОЗМОЖНО
В реальности же, как констатировал глава государства на прошлогоднем заседании правительства, казахстанцы приобретали машины в Армении с нарушением законодательства, покупая там машины и оформляя на них техпаспорта, и не ставя их в Казахстане на учет. В Кыргызстане и России авто приобретались и вовсе по доверенности, хотя фактически их владельцами становились граждане Казахстана, эксплуатировавшие эту технику в нашей стране без постановки на учет. Глава государства также подчеркнул, что впредь нужно исходить, прежде всего, из интересов Казахстана, отдавая приоритет отечественным законам и не позволяя их нарушать.
Обострение ситуации с авто, имеющими российские номера, довело ситуацию, диагноз которой дал глава государства, до предела. Как пояснило руководство МВД, к началу ноября в Казахстане находилось около 210 тысяч автомобилей с российскими номерами, из которых 150 тысяч – на законных основаниях по доверенности. 88 тысяч машин сняты с учета в России, но не поставлены на учет в Казахстане и не проходили техосмотр на нашей территории. Кроме того, по спискам, переданным российской полицией, 600 автомобилей находятся в угоне.
Также из данных МВД выяснилось, что 20 % из всех выявляемых автоматическими камерами нарушений на дорогах (550 тысяч из 2,5 млн.) совершают водители авто с иностранными номерами. По мнению полицейского руководства, происходит это по той простой причине, что водители таких автомашин прекрасно знают – их авто находятся вне правового поля, так как не зарегистрированы в Казахстане. При этом ввезенные из стран ЕАЭС праворульные авто в любом случае находятся вне этого поля, так как их ввоз в Казахстан давно запрещен и их не ставят на учет.
В отличие от ввоза авто из Армении и Кыргызстана поставки машин из России приобрели больший размах. На казахстанско-российской границе функционируют стихийные автомобильные рынки, где по весьма привлекательным низким ценам зачастую продаются так называемые «мутные» машины – угнанные, оформленные в лизинг в России, авто-двойники и другие.
Ввоз криминальных российских авто в принципе отличается от поставок машин с армянскими и кыргызскими номерами, поскольку здесь изначально тон задает криминальная составляющая. Почему казахстанская полиция сразу же не пресекла в корне эту составляющую столь выраженного тренда и не стала регулярно информировать соотечественников об опасности приобретения «мутных» авто из России, остается только гадать.
Столь же загадочной остается длительная пауза, взятая правительством, которое по идее должно было выступить на защиту отечественного автопрома, лишившегося части доходов в результате массированного ввоза в Казахстан импортных подержанных автомобилей.
Лишь к концу осени в МВД сообщили, что за период с 2019 года по ноябрь текущего года на территории Казахстана были обнаружены 231 автомобилей, похищенных в странах СНГ. В пресс-релизе министерства были описаны и схемы криминального ввоза автомашин, когда они после покупки оформляются на подставное лицо с оформлением на последнее договора лизинга или займа.
После вывоза такой техники на территорию Казахстана она перепродается и официально оформляется на наших граждан, затем выплаты по договору прекращаются, в результате чего авто объявляется в розыск и становится криминальным.
Продаются также в Казахстан по цене ниже рыночной и машины, взятые в аренду на длительный срок.
Рекомендация МВД Казахстана по минимизации возможных рисков приобретения автомобилей с криминальной историей при их покупке машины за пределами нашей страны сводится к снятию ее с регистрационного учета в зарубежном уполномоченном органе с проведением соответствующих проверок. Кроме того, МВД Казахстана открыло сall-центры по вопросам эксплуатации авто с российской регистрацией.
Но в итоге пришлось все же прибегнуть к жестким мерам в виде проверок авто с российскими номерами, водворения на штрафстоянки тех из них, по которым имеются нарушения, с составлением протоколов об административных правонарушениях в отношении их водителей.
А тем временем 30 сентября текущего года еще и закончился срок беспошлинного нахождения на территории ЕАЭС личных автомобилей, ввезенных до начала пандемии коронавируса. До этого Евразийская экономическая комиссия несколько раз продлевала этот срок – сначала до 30 сентября прошлого года, затем до 31 марта текущего года, а потом до 30 сентября.
С ЭПТС КАЗАХСТАНУ ДАЛЕКО ДО ЛИДЕРСТВА
Раз уж речь зашла о Евразийской экономической комиссии, то стоит напомнить и о том, что соглашением стран-участниц ЕАЭС от 15 августа 2014 года ей были даны полномочия определить порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники.
До введения в действие этих систем ЕЭК получила право утверждать требования к единым формам паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники, порядок их заполнения и обмена сведениями о бланках таких паспортов вместе со сроками начала их применения.
Системы же ЭПТС (электронных паспортов транспортных средств) должны функционировать на основе единой динамической информационной модели процесса их оформления для обеспечения единства информационного поля стран-участниц ЕАЭС.
22 сентября 2015 года решением своей коллегии ЕЭК утвердила порядок функционирования систем ЭПТС – электронных паспортов шасси транспортных средств и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники.
Этим решением для Белоруссии, Казахстана и Кыргызстана был установлен предельный срок для оформления паспортов транспортных средств (паспортов шасси транспортных средств) по форме и в соответствии с правилами, установленными национальным законодательством, до 31 марта текущего года.
Для самоходных машин и других видов техники был определен крайний срок до 1 января 2016 года, а до 1 ноября текущего года – для оформления в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и порядком ее заполнения, утвержденными решением коллегии ЕЭК от 18 августа 2015 года № 100.
При этом устанавливалось, что замена паспортов, оформленных до вступления в силу сентябрьского решения ЕЭК, производится по заявлению собственника транспортного средства (самоходной машины и другого вида техники). Также был введен запрет на одновременное оформление электронного паспорта и паспорта на бумажном носителе на 1 транспортное средство (шасси транспортного средства), самоходную машину и другой вид техники.
Для России было установлено, что со 2 ноября 2020 года транспортные средства, изготовленные в государствах-членах ЕАЭС или выпущенные в них в обращение, регистрируются только при наличии ЭПТС.
Для уполномоченных органов Белоруссии, Казахстана, Армении и Кыргызстана вводилось требование обеспечить до 31 марта текущего года через национальных операторов предоставление администратору систем ЭПТС по его запросу сведений о таможенном документе и таможенных ограничениях в отношении выпущенных в обращение транспортных средств (шасси транспортных средств) таможенными органами при оформлении ЭПТС на транспортные средства (шасси транспортных средств) в России.
Также уполномоченным органам этих стран предписывалось до этой даты в целях свободного (беспрепятственного) обращения транспортных средств обеспечить возможность совершения регистрационных действий в их отношении на основании ЭПТС и (или) выписок из электронных паспортов, заверенных печатью организации-изготовителя, администратора или национального оператора.
Россияне взялись за оформление ЭПТС еще в 2019 году, а к концу первого полугодия текущего года оформили 3 млн. таких документов. С 1 ноября прошлого года там завершился переходный период, предусматривающий оформление бумажных паспортов на выпускаемые в обращение автомобили, и теперь электронные паспорта стали там обязательными для всех транспортных средств, хотя автовладельцы могут по-прежнему пользоваться бумажными аналогами, так как хождение их не ограничено по времени.
Зато обладатели ЭПТС обладают максимально прозрачной и достоверной историей всех операций с их автомобилями, что защищает их от злоупотреблений. Машины же, ввезенные на территорию России из-за рубежа, включая и государства ЕАЭС, со 2 ноября прошлого года могут быть зарегистрированы исключительно на основании ЭПТС. А с 1 ноября текущего года во всех странах ЕАЭС начался переход на оформление электронных паспортов и для самоходных машин.
В Казахстане, считающимся запевалой и лидером евразийской интеграции, сроки введения ЭПТС переносились несколько раз. Первоначально речь шла о 1 ноября прошлого года, но затем в качестве ориентира появилось 1 апреля текущего года. С этого момента совместными усилиями Мининдустрии и инфраструктурного развития, Министерства цифрового развития, инноваций, аэрокосмической промышленности и АО «Национальные информационные технологии» была запущена система ЭПТС на всей территории Казахстана.
При этом сообщалось, что ЭПТС будут оформляться не только на новые и ввозимые автомобили, но и на уже зарегистрированные авто по желанию собственника. Говорилось и о том, что ЭПТС снизит уровень мошенничества при продаже транспортных средств, поскольку за счет проверки в центральной базе ЕАЭС появится возможность выявления дублирующих VIN-кодов, соответствующих проблемным автомобилям.
Благодаря VIN-коду можно оперативно получить информацию об истории машины, включая количество ее перепродаж и подробности сделок, восстанавливались ли документы на нее, сколько раз она подвергалась ремонту в официальных СТО и попадала в ДТП, о способах ее эксплуатации в качестве такси, по каршерингу или лизингу.
Аналогичным образом переносились сроки введения ЭПТС и в Белоруссии – с 1 ноября прошлого года на 1 апреля текущего года. Но там к моменту запуска этой системы было оформлено порядка 10 тыс. ЭПТС, первый ЭПТС значился и у Кыргызстана, тогда как у Казахстана и Армении значились нули.
ПРОЩЕ ВСЕ ЖЕ КУПИТЬ НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ
Какие бы страсти не кипели с ввозом в Казахстан машин из стран ЕАЭС, официальная статистика отечественного авторынка ясно показывает – в целом большинство автовладельцев выбирают легальный путь приобретения и эксплуатации транспортных средств.
Так, за 9 месяцев текущего года в Казахстане было зарегистрировано 610 120 легковых автомобилей с увеличением на 8,6 % к аналогичному периоду прошлого года. В итоге по состоянию на 1 октября количество зарегистрированных легковых автомобилей в стране достигло 3 млн. 824,2 тыс. единиц. При этом на автомашины, выпущенные более 10 лет тому назад, пришлось 360 148 единиц, от 7 до 10 лет – 77 413, от 3 до 7 лет – 63 903, а менее 3 лет тому назад – 108 656.
Правда, по мере роста автомобилей растет и количество зарегистрированных дорожно-транспортных происшествий, но меньшими темпами. Так, за январь-сентябрь аварийность выросла на 5,5 % до 9 422 ДТП, в которых пострадало 13 844 человека.
Страховщики по состоянию на 1 октября текущего года осуществили 60 482 страховых выплат пострадавшим на общую сумму в 27,2 млрд. тенге по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств.
Вполне динамично растут в этом году продажи легковых автомобилей. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), за 10 месяцев текущего года было продано 96 836 единиц новых легковых и коммерческих автомобилей с приростом к аналогичному прошлогоднему периоду на 31,9 %. Наиболее популярными брендами стали «Chevrolet» (24 950), «Hyundai» (19 443) и «Toyota» (11 449).
Показатели премиального сегмента рынка, автомобили которого в нашей стране не производятся, выглядят гораздо скромнее – здесь по итогам 10 месяцев лидируют «Lexus» (1496) и «BMW» (1009).
По прогнозам АКАБ, в нынешнем году в Казахстане будет реализовано 110-115 тыс. новых автомобилей, что составит максимум за последние 5 лет. Прогноз по продажам на следующий год оценивается в 150–160 тыс.
По мнению участников рынка, не особо скажется на нем и выход Нацбанка из программы льготного автокредитования. Отечественные покупатели по-прежнему смогут приобретать автомобили по низкой процентной ставке за счет ранее выделенных Нацбанком 40 млрд. тенге, которые будут использоваться по «револьверному» механизму.
К тому же по линии «Банка развития Казахстана» программа льготного автокредитования поддерживается и другими средствами, предоставленными правительством за счет республиканского бюджета и Национального фонда РК. Нужно учесть также, что в последние годы на долю этой программы приходилось лишь порядка 10 % общего объема продаж автомобилей.
Аналитики также с фактами на руках развеивают мифы отечественного авторынка о том, что покупать новые автомобили выгоднее в России. Как отмечают эксперты мониторингового агентства «Energyprom.kz», в условиях мирового автокризиса самим россиянам приходится гоняться за новыми машинами, поскольку продажи авто в соседней стране падают в последние месяцы, и в октябре снизились в годовом выражении на 18,1 % (в том числе у лидера – «АвтоВАЗа» — на 31 %), тогда как в Казахстане они выросли на 3,6 %. А по итогам 10 месяцев текущего года российские продажи авто увеличились на 10,5 %.
Далее эксперты «Energyprom.kz» провели сверку цен по трем самым популярным производимым в РК брендам — «Kia», «Chevrolet» и «Hyundai», и пришли к выводу, что при пересчете с рублей в тенговый эквивалент расценки на ряд моделей в российских автосалонах превышают цены казахстанских дилеров. С учетом же расходов на доставку авто и уплату налогов эта разница может достигать почти 3 млн. тенге.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости