Фазовый переход второго президента Казахстана
Произошло событие, по своим политическим последствиям сопоставимое с днем 19 марта 2019 года, когда первый президент Нурсултан Назарбаев вывел на государственную авансцену второго президента Касым-Жомарта Токаева. Теперь Елбасы передает ему контрольный пакет верховной власти. Казахстан ожидают плавные, но при этом очень серьезные перемены в кадровых, управленческих, политических, экономических и социальных вопросах.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ СТАЙЕРЫ
«Революция – это десять тысяч вакансий сразу», сказал как-то Наполеон. Казахстан позиционирует себя адептом эволюционных перемен, хотя в 90-ые годы с «шоковой терапией» явно переборщили. Скажем больше. Нурсултан Назарбаев – это политик стайерских (то есть длинных и долгих) дистанций. Из сегодняшних политических лидеров на постсоветском пространстве к данной категории относятся лишь Владимир Путин и Ильхам Алиев.
Как показала политическая работа Касым-Жомарта Токаева на посту президента, он тоже из государственных деятелей стайерского склада. Второй президент Республики Казахстан плавно вошел в большую власть и повел страну в том базовом фарватере, который заложил его предшественник. Убедившись в том, что штурвал в надежных и умелых руках, Елбасы передает своему преемнику руководство партией власти «Нур Отан».
По мнению многих наблюдателей, транзит верховной власти в Казахстане слишком затянулся. Не будем спорить с данной точкой зрения, однако попытаемся объяснить происходящие процессы.
Не всякая бывшая имперская провинция может состояться как успешное государство. Таких примеров полно в мировой истории, в том числе новейшей. Поэтому, учитывая важность, ответственность и сложность момента (включая геополитический контекст) Нурсултан Назарбаев должен был действовать наверняка, досконально убедившись в компетенциях своего высокопоставленного сменщика.
Второй момент лежит в факторе «окружения» президента. Сразу отделим «окружение» Елбасы от его Семьи. Семья в смысле ближайших родственников остается фактором в экономической жизни республики на обозримую перспективу, однако как политический феномен продолжит сходить на нет. А вот «окружение» в смысле тех лиц, которые обязаны своей карьерой, благосостоянием, благополучием и статусом целиком и полностью фигуре Назарбаева, ждет разновекторная судьба.
Именно «окруженцы» не давали Елбасы спокойно отойти от дел. Они постоянно апеллировали к нему с целью активировать прописанные в законах полномочия Нурсултана Назарбаева как первого президента и руководителя Совета безопасности, чтобы решить свои проблемы в новых политических условиях. В результате таких раздражителей Елбасы приходилось брать на себя функции внутриэлитного арбитра, проводить встречи, давать указания, решать рабочие вопросы.
Активность первого президента вводила Казахстан в нездоровую систему двоевластия. На словах в публичном поле и Касым-Жомарт Токаев, и Нурсултан Назарбаев постоянно опровергали существование двуначалия, но по факту оно присутствовало. Потому что функциональная деятельность аппаратов Ак Орды и Библиотеки объективно пересекалась на управленческом поле, из-за чего механизм принятия решений испытывал трения и искрил.
Передачей руководства над партией власти «Нур Отан» Елбасы дает однозначный сигнал своему «окружению» в том, что фигура нового лидера Казахстана однозначная и безальтернативная. Естественно, «окруженцам» это не нравится, но выбора у них нет. В любом случае, первый президент сделал так, что обязанные ему своим успехом кадры, даже не найдя места в новых властных раскладах, голодать до своей смерти точно не будут.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
Нурсултан Назарбаев продолжает руководить Совбезом и курировать крупнейшего экономического игрока страны в лице госхолдинга «Самрук-Казына». Вместе с тем, как показала практика, Совет безопасности получился переоцененным государственным органом. В реальной жизни он не играет той руководящей и направляющей роли, которая прописана Совбезу по букве закона. Елбасы сам спустил его на уровень консультативно-совещательного и согласовательного органа, дабы не мешать лишний раз работе институтов президента и правительства. В свете перехода контроля над партией «Нур Отан» в руки Касым-Жомарта Токаева это станет еще очевиднее.
После того, как действующий президент РК продемонстрировал свою способность к стратегическому терпению, ему придется активно заняться кадровыми вопросами. Вряд ли мы для кого-то откроем секрет, но у главы государства из-за специфической конфигурации власти в стране порой не хватало полномочий убрать тех или иных фигурантов, хотя весь их послужной список – это движение от провала к провалу.
Весьма показательно, что сразу после наращивания полномочий Касым-Жомарт Токаев назначил на должность акима Алматинской области Каната Бозумбаева. Это государственный управленец с богатой на события и извилистой карьерной судьбой, но здесь важно то, что управление одним из ключевых регионов страны он получил из рук президента.
В период несистемного двоевластия корпус акимов поделился на три неравновесные группы. Первая в своих политических установках ориентировалась на главу государства, вторая на Елбасы, а третья была дезориентированной. Теперь все получили компас с четко работающей стрелкой, а не как над Курской магнитной аномалией, где ее крутит как карусель.
Теперь «токаевская» группа акимов получила уверенность в правильном политическом выборе и может подуспокоить свою нервную систему. Другим акимам предстоит «переприсягнуть» президенту Токаеву либо готовиться к уходу с понижением в системе государственной власти, а то и увольнению со службы. Третьим необходимо срочно выходить из роли Труффальдино из Бергамо (слуги двух господ).
Повышение принципа единоначалия является важным элементом в любой государственной системе, а в такой как Республика Казахстан – особенно. Верхние этажи бюрократической машины ждет приход новых назначенцев. Они не обязательно будут молодыми. «Новизна» здесь в ориентации на Касым-Жомарта Токаева, а значит в улавливании и исполнении задаваемых им импульсов.
Те управленцы старой волны, которые остаются на своих местах, должны будут продемонстрировать конкурентные преимущества и компетентность в формате новых задач. Личная преданность Елбасы может перестать быть кадровым оберегом, теперь роль должностного амулета будет играть принцип меритократии.
ПАРТИЯ ВЛАСТИ
Партию «Нур Отан», скорее всего, ожидают ребрендинг и реструктуризация. Неизбежны кадровые решения на верхнем и выше среднего уровнях. Функционеры среднего и нижнего звена останутся на работе в партии, только трудиться им тоже придется по-новому.
Прежнему руководству партии власти придется покинуть занимаемые кресла. Дело здесь не только и не столько в том, что они в недостаточной мере «протокаевские». К ним имеется масса вопросов с профессиональной стороны работы.
На последних парламентских выборах «Нур Отан» получил серьезного конкурента в лице партии «Адал» (она свой ребрендинг уже провела). Резвость, с какой новая партийная структура вошла в электоральный процесс, особенно в провинции, «нуротановцев» откровенно напугала. В итоге с помощью административного ресурса «адаловцев» заблокировали и в Мажилис не допустили. В противном случае расклад сил в нижней палате парламента для партии власти получился бы отнюдь не тепличный.
На радостях высшее руководство «Нур Отан» успокоилось и практически перестало вести какую бы то ни было партийную работу. За весь поствыборный период кроме вялой перебранки с Жанболатом Мамаем и вспомнить-то с ходу нечего. А тем временем президентские выборы 2024 года маячат не на дальнем горизонте, к очередной парламентской гонке тоже необходимо готовиться заранее.
Если «нуротановские» высшие функционеры, которых ожидает удаление из партии власти, проявят такой же уровень компетентности в акиматах и структурах правительства (куда их должны перевести по устоявшейся управленческой традиции), то судьба у них незавидная. При подобном раскладе новые должности станут не очередной гаванью, а аэродромом подскока для падения вниз. Президент Токаев за время работы в занимаемой должности ясно показал, что счет провалам ведет скрупулезный и старается их не прощать. А с дополнительными властными полномочиями это будет еще эффективнее.
Трансформацию «Нур Отан» стоит ожидать в направлении большего уклона в сторону либерально-демократических ценностей. С Касым-Жомартом Токаевым партия власти обретет либерализм здорового человека. То есть без перегибов в сторону ЛГБТ-ценностей или культа разрушения семьи, зато с большими свободами в области СМИ, политических партий, демократических преобразований, плюрализма мнений, выборного законодательства.
Социальное крыло партийной политики ждет левый уклон. Нужно понимать реалии, в которых живет большинство населения Казахстана. Партии власти предстоит поднимать на щит вопросы преодоления бедности основной массы граждан, наведения порядка с банками, многие из которых стали реальной проблемой для страны.
Перечисленные вещи требуют серьезных корректив в партийной идеологии, которая своим продолжением будет иметь новые лозунги и установки. Все это подразумевает смену названия и партийных цветов, перемены в символике. Не факт, что все это произойдет быстро, но направление преобразований достаточно естественное.
ПРОГНОЗ — 2022
После того, как президент Токаев в дополнение к контролю над Сенатом получит под свою власть Мажилис, а с партией «Нур Отан» еще больше усилит хватку за правительством и корпусом акимов, темп перемен станет повышаться. К этому подталкивают как «черные лебеди» вроде коронавируса, так и неблагоприятный внешнеполитический фон из-за повышения градуса напряженности между ведущими мировыми державами.
Из государственного аппарата будут удаляться коррупционеры (не обязательно в тюрьму, но в отставку с запретом на допуск к кормушкам точно) и те люди, которые кроме ориентации на Елбасы самостоятельной ценности не представляют. Кончается период, когда глава государства хотел что-то сделать, но не мог додавить, в том числе на кадровом уровне. Пирамиды и сети из чиновников тех государственных функционеров, которых отправят в отставку за провалы и некомпетентность, будут с той или иной степенью интенсивности зачищаться.
Будут поставлены в практическую плоскость вопросы борьбы с бедностью и работающей бедностью. Попутно встанет проблема преодоления изношенной инфраструктуры (водной, энергетической, тепловой, дорожной). Тот факт, что в Казахстан вернулись веерные отключения электроэнергии, уже не дает возможности откладывать реакцию на ситуацию. Возможно, будут приняты принципиальные решения в плане строительства АЭС.
Начнется основательная работа по приведению в чувство банков второго уровня. Сегодня они, вместо того, чтобы заниматься вопросами кредитования экономики, сами превратились в проблему. Сосут деньги у государства, непозволительно часто реализуют залоговое имущество по мошенническим схемам.
Власти будут вынуждены больше внимания, энергии и ресурсов уделять задачам создания новых производств и продуктивной занятости. Социум уже задыхается от нехватки рабочих мест (прежде всего хорошо оплачиваемых). Все вместе заставит главу государства серьезно прошерстить акимов, министров, руководителей различных ведомств и нацкомпаний на предмет наличия компетентности и отсутствия коррупционной составляющей.
Как Тень Отца Гамлета над всем этим продолжит довлеть коронавирус, который давно и настойчиво требует от органов государственного управления качественного роста над собой во всех направлениях.
В любом случае в Казахстане произошло очень важное, правильное, здоровое и нужное событие. Можно поспорить в плане своевременности, но лучше с задержкой, чем никогда. Зима близко. Зато страна вступает в нее с новым качеством верховной власти. Касым-Жомарт Токаев продемонстрировал способность безропотно работать в далеко не самых удобных для первого руководителя условиях, теперь дело должно пойти легче, увереннее и эффективнее.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости