О приходе российского автогиганта на казахстанский рынок
Индустриальная сфера Казахстана продолжает наращивать производственные цепочки с крупнейшей автомобильной корпорацией России в лице ПАО «КАМАЗ». Как положено при нормальной промышленной кооперации, российская компания получает расширение рынка сбыта, а ее казахстанские партнеры новые технологии, увеличение ассортимента выпускаемой продукции и повышение сложности производимых работ в рамках локализации, плюс дополнительные рабочие места. Инвестиции «КАМАЗа» в казахстанские производственные проекты и обучение персонала превысили 233 млрд тенге.
ГИГАНТ ОТ РОЖДЕНИЯ
«Камаз» является визитной карточкой советской инженерной мысли и индустриальной мощи наряду с автоматом Калашникова, танком Т-34, самолетом Ил-18, ракетой «Союз» и атомным ледоколом «Ленин».
Предприятие возникло для удовлетворения потребностей экономики СССР в современных грузовых автомобилях с коридором грузоподъемности 8-20 тонн и экономичным дизельным двигателем (производство солярки по себестоимости в два раза ниже бензина). Дело в том, что существовавшие на тот момент автозаводы закрыть нужную производственно-хозяйственную нишу по количественным параметрам уже не могли.
Советская экономическая модель, даже будучи административно-плановой, в своих базовых чертах повторяла матрицу, сложившуюся еще в Русском царстве и Российской империи. То есть где-то строится мануфактура (позже фабрика, завод), а вокруг нее формируется слобода работников с положенной инфраструктурой (торговые лавки, церковь, кабак, пожарная команда).
ХХ век просто придал матрице индустриальный масштаб. Город Набережные Челны за время работ по возведению и формированию автогиганта вырос с первоначальных 30 тысяч жителей до 350-ти. Инфраструктура по тем временам тоже была передовая: комфортабельное жилье (по 12-этажные дома включительно), учебные и медицинские учреждения, торговые заведения и предприятия общественного питания, культурные и спортивные объекты, парки, скверы, набережные.
Первый автомобиль «КамАЗ» сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Кстати, машину потом разыскали, выкупили, восстановили и сегодня она находится в музее завода. Вроде мелочь, но отношение руководства компании к своей истории и традициям характеризует.
Уже в июне 1979 года выпущен 100000-ый грузовик. Рост производства на «КамАЗе» бьет мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.
Миллионный грузовик модели КамАЗ-5320 сошел с конвейера 18 октября 1988 года.
Очень тяжелым ударом по автогиганту стал не столько распад Советского Союза с сопровождавшим все это нарушением производственных цепочек, сколько пожар 14 апреля 1993 года на Заводе двигателей. Был уничтожен огнем производственный корпус, в котором сгорело сложнейшее технологическое оборудование. Усилиями правительств Татарстана и Российской Федерации завод постепенно удалось восстановить и в декабре того же злосчастного года выпуск двигателей был возобновлен.
Индустриальный кластер «Камаза» претерпевал сильные производственные и организационные трансформации, реагируя на требования времени и рынка. Предприятие в «десятые» годы даже выпускало комбайны и трактора, но потом свернуло непрофильную деятельность и еще больше сосредоточилось на грузовиках. Попутно выпускаются автобусы и электробусы, бронеавтомобили и колесные транспортеры для армии.
26 июня 2015 года в соответствии с решением Общего собрания акционеров компании Открытое акционерное общество «КАМАЗ» было переименовано в Публичное акционерное общество «КАМАЗ».
СТЕПНЫЕ ПРОСТОРЫ
Официально промышленное сотрудничество «КАМАЗа» с Казахстаном началось в 2005 году, когда было образовано совместное предприятие АО «КАМАЗ-Инжиниринг» по сборке автомобильной техники «КамАЗ» для внутреннего рынка РК. В реальности же многие уроженцы республики строили производственные корпуса на левом берегу Камы еще в первой половине 70-ых годов, когда «Камаз» был объявлен ударной комсомольской стройкой.
Когда в фактически новый город приезжает работать и жить по 40 тысяч человек в год, то без представителей советского Казахстана невозможно было бы обойтись в принципе. В упоминавшемся уже 1988 году «КамАЗы» составляли треть грузового парка СССР, зато перевозили две трети всех автотранспортных грузов. Месторождения, рудники, поля, заводы, фабрики, стройки и автоколонны Казахстана тех лет просто невозможно представить без данного грузовика. Остался он постоянным спутником производственной деятельности (особенно крупной) и на сегодняшний день.
Разумеется, современный «КамАЗ» – это машина XXI века. В противном случае команда «КАМАЗ-мастер» не смогла бы в 2006 году выиграть ралли «Париж – Дакар» пятый раз подряд (седьмой за время участия в этих внедорожных международных гонках). Новые двигатели соответствуют международным экологическим стандартам. На запущенном в мае 2019 года производстве кабин поколения К5 (для чего пришлось построить отдельный новый завод) уровень автоматизации достиг 80 %.
Завод АО «КАМАЗ-Инжиниринг» в городе Кокшетау собирает грузовики, самосвалы и спецтехнику на шасси «КАМАЗ» с июня 2005, когда были выпущены первый самосвал и вахтовый автобус, после чего начали серийную сборку.
Новым объектом в производственной сети «КАМАЗ» стал завод в Нур-Султане. В церемонии открытия приняли участие министр по ЧС Юрий Ильин и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
Присутствие главы республиканского МЧС совершенно закономерно. Дело в том, что на шасси «КАМАЗА» осуществляется выпуск пожарной техники различного назначения (от автомобильных цистерн до автолестниц). Министр лично ознакомился с продукцией предприятия.
Об этом не принято часто и громко говорить, но парк пожарной техники Казахстана давно и остро нуждается в обновлении и количественном расширении. Пожарные гарнизоны столицы и южной столицы не обеспечены личным составом и автотехникой даже по советским нормативам, а про провинцию и говорить нечего. За прошедшие десятилетия высотность застройки резко повысилась, больше стало пожароопасных материалов снаружи и внутри помещений. Все это требует качественного скачка в техническом обеспечении борцов с огнем.
Производство в Нур-Султане запланировано в два этапа. На первом будут выполняться технологические операции по навесному оборудованию на шасси «КАМАЗ». Мощность центра предполагает порядка 500 единиц специальной техники в год. Речь идет не только о пожарной автотехнике, но и о коммунальной, дорожной, автокранах, мобильных медицинских лабораториях и прочих машинах особого профиля.
Во втором этапе планируется организация заготовительного участка по локализации навесного оборудования и увеличение объемов производства до 1000 единиц в год.
В Костанае партнером «КАМАЗ» выступает группа компаний «Аллюр». Здесь в 2023 году должно быть закончено строительство чугунолитейного завода (в автомобилестроении, особенно грузовом, чугун – очень важный металл) и параллельно с ним возводится предприятие по производству редукторов главных передач для грузовых автомобилей.
Если предприятие в Нур-Султане дало более 70 новых рабочих мест, то в Костанае их будет более 700.
СОВМЕСТНЫЙ РОСТ
«Мы передали лицензию и технологию сборки автомобилей последнего поколения», – подчеркнул Сергей Когогин.
«Мы видим свою потребность с учетом и строительства новых пожарных частей, и обновления парка, которые требует от нас очень серьезной модернизации, – отметил Юрий Ильин. – Я думаю, что перспектива важна для МЧС, и не только. Здесь заинтересованность и Министерства обороны, которое использует также подобный транспорт, и коммунального хозяйства. Поэтому здесь большие перспективы и планы, которые, думаю, будут реализованы уже в ближайшее время в конкретное соглашение, в конкретные цифры».
«Из нового ряда инвестиционных проектов «КАМАЗа» на территории Казахстана завершен первый. Мы сделали завод специальной техники, то есть уже не в России монтаж ведем, а здесь – в Казахстане. Для нас очень важно, когда мы разработаем совместные подходы на несколько лет, как будет выглядеть эта программа. Следующим этапом здесь приступим к более глубокой локализации», – сообщил гендиректор российского автогиганта.
По большому счету, современную фирму ПАО «КАМАЗ» можно назвать российской с определенной долей условности. Например, у немецкой Daimler Truck AG (контролируется Daimler AG) 15 % уставного капитала компании. Указанное выше производство кабин поколения К5 организовано с компанией Daimler и 20 % выпускаемой готовой продукции получает Mercedes. Так и казахстанские заводы в Костанае будут выпускать компоненты и комплектующие для всей обширной сети производственных линий и сервисных служб «КАМАЗа».
Промышленная кооперация – это очень высокий уровень взаимодействия между партнерами. Порой они могут иметь неожиданные последствия. Например, завод по производству спецтехники в Нур-Султане построен по новым технологиям. Их использование позволило сделать предприятие более компактным, уложившись в две тысячи квадратных метров производственных площадей.
Сокращение размеров предприятия (при сохранении показателей по выпуску готовой продукции) отнюдь не мелочь. Потому что нужно меньше стройматериалов при его возведении, а потом меньше расходов на отопление, освещение, вентиляцию. Из таких на первый взгляд второстепенных вещей сокращается себестоимость конечной продукции, и она становится более конкурентоспособной на рынке.
Сами автомобили при этом постоянно усложняются. Современный индустриальный кластер «КАМАЗа» производит меньше грузовиков, чем в лучшие годы при СССР. А вот оборудования для изготовления машин используется больше. Потому что за прошедшие десятилетия сильно повысились требования к безопасности, автономности, комфорту в работе водителя, ужесточились экологические нормы, да еще грузовик приобретает все больше общих черт с компьютером.
Растут требования к индивидуальности и специальной комплектации машин, ведь работа в Арктике и Сахаре сильно отличается, да и на просторах Казахстана очень часто весьма суровые условия эксплуатации.
Самая передовая автомобильная корпорация не в состоянии показывать хорошие результаты без качественного персонала. На «КАМАЗе» с 2008 года для этих целей действует специальный машиностроительный образовательный кластер. Тот факт, что производственные цепочки автомобильного гиганта в Казахстане имеют тенденцию к устойчивому расширению, свидетельствует об удовлетворенности организационным, техническим и человеческим потенциалом местных партнеров.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Фото tengrinews.kz
Автор:
Инфраструктурные ведомости