• Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
Понедельник, 20 марта, 2023
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
Ведомости Казахстана
дата основания: 7 мая 2019 года

Основатель и амбассадор

Валерий Самарец (Сурганов)

  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости
Ведомости Казахстана

Свежие новости развития инфраструктуры в Казахстане.

Инфраструктурные ведомости

«Камаз» всегда «КАМАЗ»

05/12/2021
в Инфраструктурные ведомости
2 мин для чтение
25.5k 258
0
«Камаз» всегда «КАМАЗ»

О приходе российского автогиганта на казахстанский рынок

Индустриальная сфера Казахстана продолжает наращивать производственные цепочки с крупнейшей автомобильной корпорацией России в лице ПАО «КАМАЗ». Как положено при нормальной промышленной кооперации, российская компания получает расширение рынка сбыта, а ее казахстанские партнеры новые технологии, увеличение ассортимента выпускаемой продукции и повышение сложности производимых работ в рамках локализации, плюс дополнительные рабочие места. Инвестиции «КАМАЗа» в казахстанские производственные проекты и обучение персонала превысили 233 млрд тенге.

ГИГАНТ ОТ РОЖДЕНИЯ

«Камаз» является визитной карточкой советской инженерной мысли и индустриальной мощи наряду с автоматом Калашникова, танком Т-34, самолетом Ил-18, ракетой «Союз» и атомным ледоколом «Ленин».

Предприятие возникло для удовлетворения потребностей экономики СССР в современных грузовых автомобилях с коридором грузоподъемности 8-20 тонн и экономичным дизельным двигателем (производство солярки по себестоимости в два раза ниже бензина). Дело в том, что существовавшие на тот момент автозаводы закрыть нужную производственно-хозяйственную нишу по количественным параметрам уже не могли.

Советская экономическая модель, даже будучи административно-плановой, в своих базовых чертах повторяла матрицу, сложившуюся еще в Русском царстве и Российской империи. То есть где-то строится мануфактура (позже фабрика, завод), а вокруг нее формируется слобода работников с положенной инфраструктурой (торговые лавки, церковь, кабак, пожарная команда).

ХХ век просто придал матрице индустриальный масштаб. Город Набережные Челны за время работ по возведению и формированию автогиганта вырос с первоначальных 30 тысяч жителей до 350-ти. Инфраструктура по тем временам тоже была передовая: комфортабельное жилье (по 12-этажные дома включительно), учебные и медицинские учреждения, торговые заведения и предприятия общественного питания, культурные и спортивные объекты, парки, скверы, набережные.

Первый автомобиль «КамАЗ» сошел с главного сборочного конвейера 16 февраля 1976 года. Кстати, машину потом разыскали, выкупили, восстановили и сегодня она находится в музее завода. Вроде мелочь, но отношение руководства компании к своей истории и традициям характеризует.

Уже в июне 1979 года выпущен 100000-ый грузовик. Рост производства на «КамАЗе» бьет мировые рекорды и беспрецедентен для СССР.

Миллионный грузовик модели КамАЗ-5320 сошел с конвейера 18 октября 1988 года.

Очень тяжелым ударом по автогиганту стал не столько распад Советского Союза с сопровождавшим все это нарушением производственных цепочек, сколько пожар 14 апреля 1993 года на Заводе двигателей. Был уничтожен огнем производственный корпус, в котором сгорело сложнейшее технологическое оборудование. Усилиями правительств Татарстана и Российской Федерации завод постепенно удалось восстановить и в декабре того же злосчастного года выпуск двигателей был возобновлен.

Индустриальный кластер «Камаза» претерпевал сильные производственные и организационные трансформации, реагируя на требования времени и рынка. Предприятие в «десятые» годы даже выпускало комбайны и трактора, но потом свернуло непрофильную деятельность и еще больше сосредоточилось на грузовиках. Попутно выпускаются автобусы и электробусы, бронеавтомобили и колесные транспортеры для армии.

26 июня 2015 года в соответствии с решением Общего собрания акционеров компании Открытое акционерное общество «КАМАЗ» было переименовано в Публичное акционерное общество «КАМАЗ».

СТЕПНЫЕ ПРОСТОРЫ

Официально промышленное сотрудничество «КАМАЗа» с Казахстаном началось в 2005 году, когда было образовано совместное предприятие АО «КАМАЗ-Инжиниринг» по сборке автомобильной техники «КамАЗ» для внутреннего рынка РК. В реальности же многие уроженцы республики строили производственные корпуса на левом берегу Камы еще в первой половине 70-ых годов, когда «Камаз» был объявлен ударной комсомольской стройкой.

Когда в фактически новый город приезжает работать и жить по 40 тысяч человек в год, то без представителей советского Казахстана невозможно было бы обойтись в принципе. В упоминавшемся уже 1988 году «КамАЗы» составляли треть грузового парка СССР, зато перевозили две трети всех автотранспортных грузов. Месторождения, рудники, поля, заводы, фабрики, стройки и автоколонны Казахстана тех лет просто невозможно представить без данного грузовика. Остался он постоянным спутником производственной деятельности (особенно крупной) и на сегодняшний день.

Разумеется, современный «КамАЗ» – это машина XXI века. В противном случае команда «КАМАЗ-мастер» не смогла бы в 2006 году выиграть ралли «Париж – Дакар» пятый раз подряд (седьмой за время участия в этих внедорожных международных гонках). Новые двигатели соответствуют международным экологическим стандартам. На запущенном в мае 2019 года производстве кабин поколения К5 (для чего пришлось построить отдельный новый завод) уровень автоматизации достиг 80 %.

Завод АО «КАМАЗ-Инжиниринг» в городе Кокшетау собирает грузовики, самосвалы и спецтехнику на шасси «КАМАЗ» с июня 2005, когда были выпущены первый самосвал и вахтовый автобус, после чего начали серийную сборку.

Новым объектом в производственной сети «КАМАЗ» стал завод в Нур-Султане. В церемонии открытия приняли участие министр по ЧС Юрий Ильин и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Присутствие главы республиканского МЧС совершенно закономерно. Дело в том, что на шасси «КАМАЗА» осуществляется выпуск пожарной техники различного назначения (от автомобильных цистерн до автолестниц). Министр лично ознакомился с продукцией предприятия.

Об этом не принято часто и громко говорить, но парк пожарной техники Казахстана давно и остро нуждается в обновлении и количественном расширении. Пожарные гарнизоны столицы и южной столицы не обеспечены личным составом и автотехникой даже по советским нормативам, а про провинцию и говорить нечего. За прошедшие десятилетия высотность застройки резко повысилась, больше стало пожароопасных материалов снаружи и внутри помещений. Все это требует качественного скачка в техническом обеспечении борцов с огнем.

Производство в Нур-Султане запланировано в два этапа. На первом будут выполняться технологические операции по навесному оборудованию на шасси «КАМАЗ». Мощность центра предполагает порядка 500 единиц специальной техники в год. Речь идет не только о пожарной автотехнике, но и о коммунальной, дорожной, автокранах, мобильных медицинских лабораториях и прочих машинах особого профиля.

Во втором этапе планируется организация заготовительного участка по локализации навесного оборудования и увеличение объемов производства до 1000 единиц в год.

В Костанае партнером «КАМАЗ» выступает группа компаний «Аллюр». Здесь в 2023 году должно быть закончено строительство чугунолитейного завода (в автомобилестроении, особенно грузовом, чугун – очень важный металл) и параллельно с ним возводится предприятие по производству редукторов главных передач для грузовых автомобилей.

Если предприятие в Нур-Султане дало более 70 новых рабочих мест, то в Костанае их будет более 700.

СОВМЕСТНЫЙ РОСТ

«Мы передали лицензию и технологию сборки автомобилей последнего поколения», – подчеркнул Сергей Когогин.

«Мы видим свою потребность с учетом и строительства новых пожарных частей, и обновления парка, которые требует от нас очень серьезной модернизации, – отметил Юрий Ильин. – Я думаю, что перспектива важна для МЧС, и не только. Здесь заинтересованность и Министерства обороны, которое использует также подобный транспорт, и коммунального хозяйства. Поэтому здесь большие перспективы и планы, которые, думаю, будут реализованы уже в ближайшее время в конкретное соглашение, в конкретные цифры».

«Из нового ряда инвестиционных проектов «КАМАЗа» на территории Казахстана завершен первый. Мы сделали завод специальной техники, то есть уже не в России монтаж ведем, а здесь – в Казахстане. Для нас очень важно, когда мы разработаем совместные подходы на несколько лет, как будет выглядеть эта программа. Следующим этапом здесь приступим к более глубокой локализации», – сообщил гендиректор российского автогиганта.

По большому счету, современную фирму ПАО «КАМАЗ» можно назвать российской с определенной долей условности. Например, у немецкой Daimler Truck AG (контролируется Daimler AG) 15 % уставного капитала компании. Указанное выше производство кабин поколения К5 организовано с компанией Daimler и 20 % выпускаемой готовой продукции получает Mercedes. Так и казахстанские заводы в Костанае будут выпускать компоненты и комплектующие для всей обширной сети производственных линий и сервисных служб «КАМАЗа».

Промышленная кооперация – это очень высокий уровень взаимодействия между партнерами. Порой они могут иметь неожиданные последствия. Например, завод по производству спецтехники в Нур-Султане построен по новым технологиям. Их использование позволило сделать предприятие более компактным, уложившись в две тысячи квадратных метров производственных площадей.

Сокращение размеров предприятия (при сохранении показателей по выпуску готовой продукции) отнюдь не мелочь. Потому что нужно меньше стройматериалов при его возведении, а потом меньше расходов на отопление, освещение, вентиляцию. Из таких на первый взгляд второстепенных вещей сокращается себестоимость конечной продукции, и она становится более конкурентоспособной на рынке.

Сами автомобили при этом постоянно усложняются. Современный индустриальный кластер «КАМАЗа» производит меньше грузовиков, чем в лучшие годы при СССР. А вот оборудования для изготовления машин используется больше. Потому что за прошедшие десятилетия сильно повысились требования к безопасности, автономности, комфорту в работе водителя, ужесточились экологические нормы, да еще грузовик приобретает все больше общих черт с компьютером.

Растут требования к индивидуальности и специальной комплектации машин, ведь работа в Арктике и Сахаре сильно отличается, да и на просторах Казахстана очень часто весьма суровые условия эксплуатации.

Самая передовая автомобильная корпорация не в состоянии показывать хорошие результаты без качественного персонала. На «КАМАЗе» с 2008 года для этих целей действует специальный машиностроительный образовательный кластер. Тот факт, что производственные цепочки автомобильного гиганта в Казахстане имеют тенденцию к устойчивому расширению, свидетельствует об удовлетворенности организационным, техническим и человеческим потенциалом местных партнеров.

Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»

Фото tengrinews.kz

Автор:

Инфраструктурные ведомостиИнфраструктурные ведомости
Поделиться2632Поделиться331Отправить
Предыдущий запись

НАНОЦ и «Джон Дир»: от осинки не родятся апельсинки

Следующая запись

Корпорация «Джон Дир»: 30 лет пренебрежения Казахстаном

Следующая запись
Корпорация «Джон Дир»: 30 лет пренебрежения Казахстаном

Корпорация «Джон Дир»: 30 лет пренебрежения Казахстаном

Кто скармливал отравленное мясо китайцам?

Кто скармливал отравленное мясо китайцам?

Золотые аксиомы жизни: о них не хотят знать многие казахстанцы

Золотые аксиомы жизни: о них не хотят знать многие казахстанцы

В стране кончаются деньги: Кто виноват?

В стране кончаются деньги: Кто виноват?

Пожалуйста, войдите , чтобы присоединиться к обсуждению
  • Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
valeriy.surganov2014@gmail.com

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Заполните форму ниже, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны к заполнению. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти