Начиная с 90-х годов все проекты «Deere & Company» в РК постигали провалы или откровенный саботаж
В отличие от стратегического партнерства нашей страны с американскими нефтяными гигантами, десятилетиями делающими большие деньги на казахстанской нефти, инвестиционные взаимоотношения с машиностроительным титаном «Deere & Company» все никак не ладятся.
ИМПЕРИЯ, НАД КОТОРОЙ НИКОГДА НЕ ЗАХОДИТ СОЛНЦЕ
Даже неспециалистам в делах большого бизнеса сложно понять, каким образом страна, территория которой равна пяти Франциям, может столь долго оставаться на производственной периферии глобального лидера в производстве сельскохозяйственной техники. Кстати, во Франции «Deere & Company» обосновалась давно, поставляя оттуда свою продукцию по всему миру. Производит же технику и оборудование эта компания более чем в 70 странах, где на нее работают почти 70 тысяч сотрудников.
Ключевыми для нее регионами выступают Северная Америка – США и Канада, страны Латинской Америки и Европы, Индия, Китай и Россия, где размещены производственные площадки. Причем выпускается ее продукция не только для сельского хозяйства — «Deere & Company» производит строительную, лесозаготовительную и дорожную технику, садово-парковое оборудование, снегоуборочные машины и дизельные силовые агрегаты.
Впрочем, если принять во внимание почтенный возраст этой компании – 184 года, то такой размах выглядит вполне естественным. Даже в прошлом финансовом году, сложном для всей мировой экономики из-за пандемии коронавируса, «Deere & Company» сумела показать шестой в истории лучший результат по чистой прибыли, заработав для своих акционеров $2,75 млрд. при продажах в $35,5 млрд.
Хотя по сравнению с 2019-м финансовым годом эти показатели снизились соответственно на 15 % и 9 %, тем не менее, компания завершила прошлый год с солидной подушкой безопасности более чем в $7 млрд. наличными на балансе. Реакция инвесторов на столь выраженную устойчивость бизнеса компании подняла стоимость ее акций на фондовом уровне на рекордно высокий уровень, вознаградив акционеров 30 %-ной доходностью по ним.
Операционная прибыль от ключевого направления бизнеса «Deere & Company» — производства и продаж сельхозтехники – поднялась на 18 % почти до $3 млрд., тогда как по строительной и лесозаготовительной технике продажи снизились на 20 %, а прибыль – почти наполовину.
$2,4 млрд. было инвестировано в исследования, развитие и капитальные затраты. Компания сумела вывести на рынок две новые модели зерноуборочных комбайнов серии Х9 с повышенной на 45 % пропускной способностью уборки при сниженном на 20 % расходе топлива, комбайн для сахарного тростника CH950 с удвоенной производительностью, трактор 8RX, бульдозер 700/750L и другие новинки.
В минувшем финансовом году, завершившемся в США 31 октября, «Deere & Company» заработала в 2,2 раза больше – почти $6 млрд. при росте глобальных продаж на 24,0 % до $44,0 млрд. А в начавшемся следующем финансовом году прогнозируется чистая прибыль в $6,5-$7,0 млрд.
Как указано на официальном сайте «Deere & Company», возглавляет ее сейчас Джон Мэй в качестве председателя Совета директоров и генерального директора. В Совет входят нынешние и бывшие топ-менеджеры ведущих американских компаний – «Boeing», «Verizon Business Group», «DuPont», «Rockwell Collins», «Cargill», «General Electric», а также сенатор от штата Небраска вместе с представителем Китайско-европейской международной школы бизнеса.
ПЕРВЫЙ БЛИН – КОМОМ
Увы, Казахстан при довольно высоком уровне отношений с США в экономической сфере остается «белым пятном» на инвестиционной карте мира для «Deere & Company», поскольку в нашей стране не производится ее техника. Между тем еще 27 лет назад в сентябре 1994 года правительство Казахстана приняло постановление за номером 1022 о реализации инвестиционного проекта по приобретению сельскохозяйственной техники АО «Кен дала». На такой шаг Кабмин пошел в связи с острой потребностью в зерноуборочных и хлопкоуборочных комбайнах.
Постановлением одобрялся контракт между АО «Кен Дала» и компанией «John Deere Export», подразделением «Deere & Company», по приобретению 630 зерноуборочных и 100 хлопкоуборочных комбайнов американского производства с поставкой дополнительного оборудования, сопутствующих материалов, запасных частей, а также по обучению специалистов и организации сервиса.
Сумма контракта была впечатляющей по тем временам, когда у юной независимой страны было туго с золотовалютными резервами, — $ 114,8 млн.! Но финансировал контракт не Казахстан, а американцы, точнее, «Export-Import Bank of the United States» («Ex-Im Bank», Эксимбанк США), на кредит которого должна была закупаться американская сельхозтехника.
Министерству финансов Казахстана поручалось включить проект поставки комбайнов в действующую среднесрочную (не менее 5 лет) кредитную линию США, выдав правительственные гарантии «Ex-Im Bank» США на 85 %, соорганизаторам займа – «ABN AMRO Bank Kazakstan Ltd» и «Deutsch Bank AG» (филиал г. Нью-Йорк) на 15 % по всем обязательствам, связанным с этим финансированием.
Кроме того, Минфину предписывалось заключить соответствующее кредитное соглашение с перечисленными финансовыми институтами. А казахстанский «Экспортно-импортный банк» должен был заключить с ними кредитные соглашения о выделении кредита на сумму $114,3 млн. в соответствии с заключенным контрактом на поставку сельскохозяйственного оборудования.
Конечный же заемщик – АО «Кен дала» — заключал кредитное соглашение с отечественным госбанком, выдав ему необходимые гарантии по погашению всей суммы кредита, процентов, комиссий и всех банковских расходов за счет экспортных поставок зерна.
АО «Кен дала» также поручила право в порядке исключения выплатить обязательную единовременную плату за выдачу и регистрацию госгарантии правительства с начала освоения аккредитива, но не позднее 10 мая 1997 года.
Постановлением поручалось АО «Кен дала» на собственной производственной базе с использованием закупаемых американских сельхозмашин организовать совместное предприятие с дистрибьютором компании «Deere & Company», которое опиралось бы на сеть фирменных технических центров и специализированные механизированные отряды по комплексному обслуживанию сельских товаропроизводителей различных форм собственности на платной основе.
При этом инвестор СП обязывался обеспечить 100 %-ное обучение и подготовку механизаторских кадров, а также полностью обеспечить горюче-смазочными материалами закупаемые комбайны на период уборки урожая 1995 года.
А вишенкой на этом сказочном бюрократическом «торте» стал пункт 10 постановления, в котором правительство принимало к сведению, что соглашением между «John Deere Export», АО «Кендала» и АО «Сельхозмаш» предусмотрена организация совместного производства зерноуборочных комбайнов «John Deere»!
Увы, спустя пару лет АО «Кен дала» было реорганизовано из госхолдинга в частное АО с уставным фондом в 190 млн. тенге, что, конечно же, заведомо делало нереальным участие столь небольшой компании в масштабном инвестиционном контракте с американским гигантом.
К тому же АО «Кен дала» утратила свой монопольный статус на рынке, поскольку из 370 предприятий госхолдинга в ней остались немногим более 50.
Тем не менее, казахстанский партнер не отказывался от своих обязательств по этому контракту, заодно взяв на себя обязательство по закупке российских комбайнов «Енисей».
Однако в 2001 году АО «Кен дала» уже значилась в списке отечественных компаний, определенном сентябрьским постановлением правительства за номером 1230, по которым Минфину поручалось провести проверку финансово-хозяйственной деятельности заемщиков по целевому использованию негосударственных внешних займов, имеющих госгарантии Казахстана.
В случае выявления фактов нарушения их использования совместно с Генпрокуратурой и Агентством финансовой полиции необходимо было принять меры по привлечению виновных лиц к ответственности согласно действующему законодательству.
И ВТОРАЯ ПОПЫТКА НЕ УДАЛАСЬ
В очередной раз заявление о намерении начать производство сельхозтехники «John Deere» в Казахстане прозвучало спустя 20 лет в мае 2015 года. Озвучил его тогдашний директор по региональному развитию компании «Eurasia Group» Тлек Бекбасаров. По его словам, казахстанский завод стал бы третьим по счету в Евразийском экономическом союзе.
Размещение производственной площадки предполагалось в Павлодаре, где ранее действовал тракторный завод. Г-н Бекбасаров утверждал, что в Казахстане есть возможность производить любые виды комбайнов, кроме того, предполагалось строительство сервисно-производственных центров в регионах с учетом поэтапного освоения 10 млрд. тенге.
Начать производство планировалось в 2016 году с объемом производства 1 тысячи единиц техники – 300 зерноуборочных комбайнов, 150 посевных комплексов, 250 малых тракторов, 50 самоходных опрыскивателей, а также 50 (единиц) почвообрабатывающего оборудования.
С учетом того, что в то время в Казахстане находилось примерно 10 тыс. единиц техники от «John Deere», такие планы выглядели весьма амбициозными.
Однако и они не были реализованы, хотя в конце 2015 года «Deere & Company» вместе с другими иностранными производителями сельхозтехники получила льготу по освобождению от расширенных обязательств производителей/импортеров, то есть от утилизационного сбора.
Между тем проект создания сборочной площадки в Казахстане прорабатывался компанией с 2011 года. Судя по информации в СМИ, как раз в 2015 году такой проект мог бы стартовать, поскольку он прошел согласования с разными госорганами и ведущими игроками квазигосударственного сектора. На площадке с уровнем локализации 30 % предусматривалась сборка комбайнов, тракторов, самоходных опрыскивателей, посевной и почвообрабатывающей техники.
Увы, как раз в том году обменный курс тенге был отправлен в свободное плавание, после чего спрос на такую технику резко упал. Тем не менее, в конце 2019 года в ходе визита президента Казахстана в Германию был все же подписан меморандум о создании сборочного производства между «Deere & Company», «Eurasia Group AG» и АО «КазахИнвест», а также 15 меморандумов с потенциальными поставщиками комплектующих. Но и на этот раз воз так и не сдвинулся с места.
А в июле текущего года официальный дистрибьютор этой компании в нашей стране с 2002 года – «Eurasia Group Kazakhstan», приходящаяся «дочкой» «Eurasia Group AG», базирующейся в Швейцарии, открыла крупный в СНГ сервисный центр по продаже и обслуживанию сельхозтехники, рассчитанный по максимуму на обслуживание 250 единиц в год. Там же будет функционировать обучающий центр для фермеров и молодых специалистов. Посетила новый центр и делегация «Deere & Company» во главе с президентом ее подразделения сельскохозяйственной техники Марком фон Пентцом.
Тогда же стало известно, что делегация столь высокого уровня от американской компании посещала Казахстан более 10 лет назад! На этот раз в ее составе прибыли также вице-президент подразделения продаж и маркетинга сельхозтехники Алехандро Саяго, директор по международному торговому финансированию «John Deere Financial» Тимо Захариас, директор по странам СНГ Алексей Кузнецов и территориальный менеджер по странам Центральной Азии Николай Орленко.
Но и на этот раз заявления о строительстве завода в Казахстане не прозвучали, хотя было озвучено, что техникой «John Deere» в нашей стране засеваются более 3,6 млн. гектаров (20 % всех посевных площадей), а убираются – более 6,5 млн. га (25 %). Наиболее высока концентрация этой техники в Акмолинской области, где находятся 450 тракторов, почти 700 комбайнов и 400 посевных комплексов от «Deere & Company».
Между тем в июне прошлого года была отменена льгота по РОП для импортеров и производителей самоходной сельскохозяйственной техники, включая и «Deere & Company».
В РОССИИ ВСЕ ИНАЧЕ
Судя по всему, главной производственной площадкой для «Deere & Company» в Евразийском экономическом союзе еще долго будет оставаться Россия. Это и неудивительно, поскольку первая поставка была осуществлена туда американцами еще в 1880 году, когда они отгрузили свои плуги.
В советское время в период коллективизации в Россию велись массовые поставки тракторов «John Deere». После развала СССР американская компания довольно долго примеривалась к огромному российскому рынку и только в 2005 году открыла в Оренбурге, то есть практически на границе с Казахстаном, первой столицей которого был этот город, свою первую сборочную площадку по выпуску посевной и почвообрабатывающей техники.
Спустя пять лет в Домодедово (Московская область) был открыт завод по сборке комбайнов, тракторов и строительной техники. В 2020 году эта площадка была перенесена в Оренбург.
Интересы материнской компании в России представляют ООО «Джон Дир Русь», базирующаяся в Домодедово, филиал последней в Оренбурге, московский филиал «Джон Дир Агрикалчерэл Холдингз Инк.» и лизинговая компания ООО «Джон Дир Файнэншл».
Как следует из информации на российском сайте компании, там публикуются корпоративные журналы о лесозаготовительной технике «Нас знают в лесу» и о сельском хозяйстве «Борозда», а дети могут скачать картинки для раскраски в разделе сайта «John Deere для детей».
Как пояснил в прошлом году российским СМИ исполнительный директор ООО «Джон Дир Русь» в России Алексей Кузнецов, функционируют также склады запчастей в Домодедово и в Европе. При этом в общей системе «Deere & Company» Россия включена в европейский регион, а производится в ней относительно узкая линейка техники.
На поставки в Казахстан и Белоруссию приходится 10-15 % выпускаемой в России продукции, в основном поставляется в эти страны посевное оборудование. Концентрацию выпуска в Оренбурге г-н Кузнецов объяснил тем, что этот город является примерно центром тяжести производства зерновых культур в России и Казахстане.
Как видно, стратегия экспансии «Deere & Company» в России принципиально отличается от продвижения интересов этой компании в Казахстане, где она действует через дистрибьютора.
Между тем специфика аграрного рынка двух стран весьма схожа. Как метко заметил в интервью российским СМИ в 2010 году тогдашний председатель совета директоров компании и главный исполнительный директор Сэмюэль Аллен (на фото), в России весьма велики средние площади фермерских хозяйств (агрохолдингов) по сравнению с Азией и Северной Америкой, из-за чего возникает естественный повышенный спрос на большую технику.
Далее, в условиях крупного агропромышленного бизнеса в России его владельцы не работают в поле в отличие от других ключевых рынков для компании. По поводу производственной площадки в Домодедово г-на Аллен четко пояснил, что главным образом он рассчитан на российский рынок и лишь частично на другие страны СНГ, тогда как об экспорте в Европу речь не идет.
ВСЕ ФЛАГИ НАМ В РУКИ
Тем временем российские и другие конкуренты «Deere & Company» не стоят на месте. К примеру, омский производитель сельхозтехники «ДиборЭкспорт» успешно осваивает рынки Монголии, Казахстана и Украины.
В его активе три производственных площадки, выпускающих сеялки, культиваторы, плуги, стерневые культиваторы, агрегаторы для внесения жидких удобрений и другое оборудование. По данным компании на Казахстан приходится примерно 40-45 % ее экспортных поставок.
Наращивает обороты завод сельхозтехники в Лисаковске «Дон Мар», основанный в конце 90-х годов прошлого века канадцем Дональдом Уоллисом и выпускающий прицепные и навесные жатки для всех видов комбайнов, а также бороны и посевные комплексы. Там выпуск продукции подпрыгнул за последний год вдвое, а реализуется она еще и в Россию!
Немецкая «CLAAS», начавшая выпуск комбайнов на территории России в 2003 году на производственной площадке в Краснодаре, в этом году открыла свой завод и в Казахстане в развитие договоренности, достигнутой в ходе уже упомянутого визита главы нашего государства в Германию в 2019 году.
Мининдустрии и инфраструктурного развития Казахстана подписало соглашение о промышленной сборке сельхозтехники с грузинскими инвесторами из компании «Georgian Industrial Group» по выпуску тракторов китайского бренда «YTO». Эти же инвесторы наладили ранее производство комбайнов «Acros» и «Vector» в Акмолинской области.
По данным «Kazakh Invest» в сфере сельскохозяйственного машиностроения реализуются 11 проектов с участием инвесторов из США, Германии, России, Украины и других стран ближнего и дальнего зарубежья.
В соседней России по данным ассоциации «Росспецмаш» в первой половине текущего года продажи произведенной там сельхозтехники подпрыгнули в первом полугодии на 49 %, а объем производства – на 45 % в стоимостном выражении. Ключевыми факторами роста спроса стали подъем цен на сельхозпродукцию и доступность заемных денег, в результате чего у аграриев появились дополнительные средства на обновление техники.
Производство плугов подпрыгнуло на 67,9 %, сельхозтракторов – 43 %, борон – на 45 %, тогда как выпуск зерноуборочных комбайнов увеличился на 10,2 %, сеялок – на 15,4 %. В прошлом году выпуск российской сельхозтехники вырос на 29,6 % в стоимостном выражении, а ее доля на внутреннем рынке поднялась примерно до 58 % против 54 % в 2019 году.
Экспорт же из России этой продукции в прошлом году вырос на 30 %, при этом она вполне успешно конкурирует с зарубежными машинами и оборудованием даже в тех странах, где есть собственное сельскохозяйственное машиностроение. Поставки в Германию подскочили в 4,6 раза, Австрию – в 4,5 раза, Чехию – в 2,9 раза, Францию – 84 %, в Нидерланды – 73 %, Венгрию – на 44 %.
Для сравнения: экспорт российской сельхозтехники в Казахстан увеличился на 29 %. При этом поставки сельскохозяйственных тракторов за рубеж выросли на 43 %, зерноуборочных комбайнов – 23 %, борон – 41 %, кормоуборочных комбайнов – 35 %, плугов – 34 %, культиваторов – на 30 %.
ВРЕМЯ ДОРОГОГО ИМПОРТА УХОДИТ
Не стоят на месте и отечественные инвесторы. К примеру, за первое полугодие текущего года «АгромашХолдинг KZ» увеличил выпуск тракторов на 45 %, комбайнов – на 50 %. В целом же по данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, за первое полугодие в Казахстане было произведено 2 935 единиц сельхозтехники – 2 521 тракторов и 414 комбайнов.
В нынешнем году планируется рост выпуска сельхозтехники на 58 %.
Правительство, наконец-то, покончило с равным субсидированием казахстанской и импортной сельхозтехники. Если при покупке последней субсидируется 25 % от ее стоимости, то для произведенной в Казахстане – 30 %. А это немалые деньги! По данным АКАБ в 2019 году из приобретенных 3 394 единиц сельхозтехники на отечественную приходилось 74 %, а на импортную – 26 %. Однако из общей суммы выделенных субсидий на эти цели в 43 млрд. тенге на импортную технику ушло 60 %, тогда как на выпущенную в Казахстане – 40 %.
Это и неудивительно, поскольку, к примеру, легкие тракторы «John Deere» обходятся покупателям по данным АКАБ в 18 – 34 млн. тенге, тогда как «Lovol» обойдется примерно в 4 млн. тенге, а «Белорус» — в районе 8 млн. тенге.
На энергонасыщенные тракторы «John Deere» цены зашкаливают за 100 млн. тенге, в то время как «Кировец» отечественной сборки обойдется примерно в 50 млн. тенге, а «Buhler» — 65 млн. тенге. Аналогичный ценовой разрыв сложился и по комбайнам. Если наиболее доступные машины отечественной сборки (Vector, Acros, Essil) продаются по ценам от 45-49 млн. тенге, то за наиболее дорогие «John Deere» нужно выложить 95-140 млн. тенге.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости