Золотые аксиомы жизни – 2
Продолжаем разговор о консервативных и рисковых сценариях жизненных стратегий, начатый в прошлом материале. Мы не претендуем на подробный разбор столь обширной темы, однако несколько важных и – на наш взгляд – недооцененных моментов хотелось бы добавить. Пусть это вещи где-то банальные, зато проверенные в практической жизни.
ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ
Людям, вступившим на тропу социальной мобильности, нужно отказываться от вредных привычек. Про наркоманию вменяемым лицам вообще ничего объяснять не нужно, а вот курение (включая каннабис) и алкоголь все-таки требуют пояснения.
Уинстон Черчилль говорил, что взял от алкоголя больше, чем тот от него. В контексте нашего рассказа уточним, что британский представитель аристократического рода не относится к разряду социальных первопроходцев. Пионерам в хорошем и очень хорошем смысле слова алкоголь противопоказан как явление.
Существует заблуждение, будто человек, пьющий по пятницам и субботам, де-факто непьющий человек. Ничего подобного. Алкоголь забирает ресурсы и силы. Водка, виски, пиво (пусть и в меньших масштабах) формально снимая стресс и приводя организм к релаксации, реально создают ему дополнительную нагрузку, которая по очкам перекрывает снимаемую. Таким образом тело не отдыхает даже в период употребления алкоголя, а потом еще требуется дополнительный бюджет времени на процессы восстановления сил.
У социально активного человека просто нет времени на вредные привычки. Без них становится больше не только времени на различные полезные занятия и работу, но и сил. В Казахстане бытует представление, что если человек много и эффективно работает, то имеет заслуженное право в нерабочее время «поднестись». Из разряда «кто тяжело работает, тот тяжело отдыхает».
Если человек выпивает умеренно, то окружающие не относятся к таким представителям социума с осуждением. Но отсутствие общественного порицания – это больше обман и самообман. Тот факт, что человек на почве алкоголя не срывает положенную ему работу, вовсе не свидетельствует о нормальном положении дел. Потому что организм после работы должен отдыхать, а из-за «расширения сознания» он не имеет такой возможности.
Если еще и не получилось отдохнуть, а с похмелья приходится идти на очередной трудовой подвиг, то организм пребывает лишь в нагрузках и не имеет просвета для реального отдыха и восстановления сил.
Психологически может казаться, что ничего страшного не происходит, но организм тем временем изнашивается в интенсивном ритме. Хотя запас здоровья у каждого свой, очень неразумно относиться к своим жизненным силам как к деньгам. Мол, если у человека много денег, то он может их потратить на свои удовольствия. Раз хватает здоровья, то и его можно пустить на что-либо приятное.
В отличие от денег, которые при хорошем стечении обстоятельств и усилий можно заработать еще раз, со здоровьем такой трюк не проходит. Здоровье можно подорвать один раз и на всю оставшуюся жизнь. А когда такое происходит по собственной глупости, то становится в десять раз обидней и печальней.
Молодость – это временное явление. А первопроходцу приходится создавать плацдарм и в зрелые годы. Исключение из жизни алкоголя как регулярного явления позволяет быстрее восстанавливаться и получать дополнительные жизненные ресурсы на те цели, на которые их и стоит тратить со стратегической точки зрения.
Курить первопроходцу нельзя от слова совсем. Потому что это вредно, дорого, а теперь еще и погружает человека в зону социального дискомфорта. После того, как государство на системном уровне занялось созданием проблем курильщикам, стало с точки зрения экономии энергии, времени, здоровья и денег еще легче бросить курить, чем бороться с системой за неправое дело и нести дополнительные издержки.
Человек, которому приходится надеяться прежде всего на себя, не может себе позволить быть уставшим, пьяным и больным. Как минимум, такие состояния должны быть в разы реже, чем в среднем по социуму.
ДОЛОЙ ТЕЛЕВИЗОР
Социально мобильным людям нужно полностью убрать из своей жизни телевизор. Исключение делаем только для тех, у кого работа и доходы так или иначе связаны с телевидением.
Телевизор забирает у человека время и забивает ему голову сомнительной с точки зрения пользы информацией. Смотрящий «зомбоящик» может за один вечер прожить несколько чужих жизней и не найти столь драгоценного времени для своей собственной.
Большой телевизор в доме, вокруг которого собирается вся семья – верный признак людей с консервативным сценарием жизни. Для проживших 20-30-40 лет на одном месте в провинциальном городе и не добившихся сколько-нибудь заметных позитивных перемен в своей жизни, постоянно включенный телевизор часто обязательный спутник.
У потребителя телевизионного контента часто есть только иллюзия, будто он сам формирует свое информационное меню. Обрывки сериалов, программ и рекламы не создают в голове целостной картины по какому-либо предмету или явлению.
Совсем другое дело подписки на Ютубе, например. Здесь потребитель контента реально выбирает и формирует то, что считает для себя нужным и интересным. В каждом конкретном случае нужно разбираться отдельно, но здесь уже сам формат информационного потребления более правильный и здоровый.
Когда человек сам выбирает что смотреть (для работы, образования, развития или отдыха) – это уже шаг к осознанности и самостоятельности. Кабельное телевидение на многих подспудно давит, что раз деньги заплачены, то их надо «отработать», то есть побольше посмотреть из предлагаемого набора. С Ютубом уже другие правила взаимодействия.
Хотя в обоих случаях, например, могут фигурировать художественные фильмы и сериалы. Но если мы опять акцентируемся на первопроходцах, то у них на сериалы элементарно не бывает времени, а если уж они пришли к необходимости просмотра чего-то, то это будет качественно иное медиа-потребление, чем при несосредоточенном фоновом просмотре.
Вместо телевизора дома стоит держать библиотеку. Не всегда нужную книгу можно приобрести в бумажном формате (дорого, громоздко). На такой случай есть электронные книги. Фактически в таком гаджете можно носить с собой целые библиотеки. У бумажных и электронных книг есть очевидные преимущества друг перед другом, поэтому в идеале их стоит комбинировать, сообразуясь с конкретными обстоятельствами и предпочтениями.
Все большую популярность завоевывают аудиокниги. Учитывая современные скорости жизни и общественных процессов, это порой незаменимая вещь. Один наш знакомый, по роду деятельности вынужденный много времени проводить за рулем (он хорошо ориентируется на дороге), прослушал «Войну и мир» Льва Толстого, а также «Дон Кихота» Мигеля де Сервантеса. Найти время для чтения столь больших произведений человеку с его интенсивностью работы просто невозможно, зато он нашел технический выход.
Социальному первопроходцу вряд ли пойдет на пользу беллетристика в смысле «легкого чтения». Конечно же, люди разные. Кому-то и произведения в жанре фэнтези помогают обогатить повседневность и насытить картину мира дополнительными сюжетами. Но как массовое явление женские романы либо детективы, где поиски злодеев совмещены с кулинарной книгой, имеют качественно иной КПД, чем серьезная литература. Гораздо полезнее читать признанных авторов по истории, работе государства, политике, экономике, антропологии, социальным и культурным феноменам.
Классическая литература потому и классическая, что ее представители прошли проверку временем и жизнью. Если ученый переведен на тьму языков, то это вполне репрезентативный критерий, чтобы поинтересоваться его взглядами на различные аспекты жизни человека и общества во времени и пространстве.
ОДИНОЧЕСТВО
В тот день, когда в Казахстане назначают нового министра, у него появляется тысяча новых родственников. Для социальных первопроходцев данная формула не подходит. Наоборот. Им стоит приготовиться к тому, что круг приятельского общения будет узким и даже число доброжелательно настроенных родственников может сильно сократиться.
Вопрос здесь лежит не в зависти. Завидовать пионерам социальной мобильности как раз мало в чем можно: отказываются от выпивки, просмотра телевизора, длительных периодов отдыха и многих других радостей жизни. Далеко не всегда социальные первопроходцы обречены на успех. Но уж если они его добились, то готовиться нужно в первую очередь не к зависти, а тому отношению, которое ближе к понятию ненависти.
Друзья по общей песочнице, одноклассники, соседи и даже родственники часто не могут простить достигнутого успеха. Тем более что со стороны картина выглядит не целостно, а через временной монтаж. То есть был обычный человек как мы, а потом раз – и все у него получилось. Приложенные усилия, мытарства, неудачи и принесенные на алтарь продвижения вперед жертвы оказываются вне поля зрения, а остаются в нем только начальная и итоговая позиции.
Те, кто уходит из круга общения успешного социального пионера, не в состоянии оценить проделанный им путь объективно, поскольку сами являются представителями консервативного сценария жизненной стратегии.
Либо другой вариант. Человек тоже выбрал рисковый сценарий, но у него не получилось. Потому что если бы у всех решившихся идти более трудным маршрутом в конечном итоге все получалось как надо, то и желающих проделать такой путь в социуме стало бы на порядок больше.
Когда у одной известной балерины спросили «что такое легкость?» она ответила «когда не видно усилий». Со стороны достигший успеха социальный первопроходец кажется счастливчиком, которому многое далось легко. На самом деле даже про удачливых пиратов, которые грабили груженые золотом и серебром корабли из Нового Света, нельзя сказать, будто они выбрали легкий путь. В историю вошли главным образом успешные капитаны, ну а счет тех, кто погиб в бою, повешен на рее, взят в плен и отправлен на каторгу или галеры идет на многие тысячи.
Наш знакомый социальный пионер местом приложения усилий избрал научную стезю. Выдающихся успехов он не достиг, но у себя в провинции личность известная. Про таких раньше говорили «широко известен в узких кругах». Ученый сам написал книгу и издал ее за свой счет. Она продавалась в книжных магазинах и используется в качестве учебного пособия для студентов. Социальной ценой продвижения на ниве науки стало резкое сужение круга друзей, и даже многие родственники перестали общаться.
Мы не знаем как на Западе, а у нас социальных пионеров не любят. Это видно даже по эффектам социальных сетей. Если кто-то постоянно рассказывает о своих жизненных неудачах и невзгодах, вплоть до ссор с соседями, то у него гораздо больше шансов набрать лайков со стороны пользователей. Потому что такой человек не служит немым укором и вызовом для типового жителя соцсетей, не демонстрирует ему узкий горизонт собственных жизненных достижений и потенциальной готовности к вызовам судьбы.
А вот сын (или дочь) олигарха в казахстанском сегменте социальных сетей может найти себе внушительную группу доброжелателей. Есть такие птенцы «золотых гнезд», которые склонны к публичности и любят демонстрировать атрибуты счастливой жизни и делиться собственными соображениями относительно человеческого бытия. Им легко прощают то, за что недолюбливают (в лучшем случае) социальных пионеров. Потому что эти кадры не стартовали из одинаковой с массовым пользователем ниши, а сразу оказались в положении сверху.
ЭЛИТНЫЕ ИГРЫ
Среди элитариев Казахстана тоже хватает одиноких людей. С другой стороны, они делятся на различные группы, кланы и команды. Сразу сообщим, что «золотой молодежи» в управленческой элите страны мало. Потому что такие люди хорошо приспособлены для прожигания жизни, а в способности давать дельные указания и подчиняться часто бывают ущербными.
Элитарии-первопроходцы (назовем их так) по сути повторяют опыт социальных пионеров из народа, только стартуя с более высокого семейного плацдарма. Как результат, такие люди набивают те же самые шишки на примерно одинаковых местах. Когда многие друзья (как думалось изначально) тебя предали, а родственники разлюбили (или вообще никогда не любили), то поневоле начинаешь более тщательно подходить к отбору людей, с которыми пытаешься двигаться вверх.
Своих в доску и даже тех, кто если не любит, то хотя бы чтит и может объяснить самому себе за что – мало. После того, как такие члены команды прошли огонь, воду, медные трубы и другие проверки жизненными обстоятельствами, толковый лидер просто не может от них отказаться в силу реалий местной государственной службы. Скорее всего, в своих базовых вещах на всем постсоветском пространстве правила аппаратной игры похожи.
Элитарию часто не до изысков в отношении участников своей команды. В идеале хотелось бы, чтобы они были и умными, и умеренными в запросах, и обладали широким кругозором, и были обучены культурным манерам. А в реальности на первом месте то, что человек не предаст и не продаст даже при очень заманчивых предложениях.
Как показывает практика, круг доверенных людей не может быть широким. Чтобы не ставить в неудобное положение местных топ-чиновников, обратимся к фигуре российского президента Владимира Путина.
Хозяин Кремля уже третий десяток лет в большой власти, а чтобы перечислить ближний круг его доверенных лиц хватит пальцев двух рук. Эти люди сопровождают его через все успехи и неудачи во главе России.
Наблюдатели постоянно задаются вопросом: почему Путин не уберет вот этого человека и не поставит на его место более умного или более компетентного в данном конкретном вопросе. Мы можем ответить за российского лидера: потому что фактор преданности и надежности на доверенной позиции важнее, чем компетенции. Этим же принципом Владимир Путин руководствовался при смене губернаторского корпуса. Убирались очень опытные управленцы только потому, что были нужны люди, способные проводить в жизнь ту политику, которую правильной считает Центр, а не они сами.
В элитных играх ценятся прежде всего верность и лояльность. Если человек при этом еще и умный, хорошо разбирающийся в отведенной ему сфере управления, обладающий организаторскими талантами – вообще идеальная ситуация. Как видим из окружающей нас реальности, таких людей на главных командных высотах дефицит. Будь они в изобилии или хотя бы достатке, тогда и Казахстан сегодня был бы другой.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости