Патовая ситуация сложилась на всех фронтах: в ЕНПФ, Нацфонде и банковском секторе
Крайне нервозная обстановка, сложившаяся на финансовом рынке Казахстана к концу уходящего года, вполне логично повлекла негативные оценки его текущего состояния и пессимистичные ожидания на ближайшее будущее вплоть до начала очередного масштабного кризиса.
«ПЕНСИОНКА» НУЖНЕЕ ПРАВИТЕЛЬСТВУ, А НЕ ВКЛАДЧИКАМ И СТРОИТЕЛЯМ
Начнем, конечно же, с накопительной пенсионной системы, ставшей главным информационным антигероем уходящего года. Произошло это не только из-за того, что был поднят порог минимальной достаточности для досрочного изъятия пенсионных накоплений на следующий год, вызвавший бурю возмущенных откликов вкладчиков «ЕНПФ».
Эксперты же еще и заклеймили «пенсионку» как главный источник значительного роста цен на жилье в последнее время, усугубляющего социальное неравенство и делающего недоступной крышу над головой для многих соотечественников.
Действительно, в этом году цены на рынке жилья растут весьма высокими темпами, что наблюдается обычно при значительной девальвации тенге к доллару. Так, в 2015 году, когда в августе обменный курс тенге был отправлен в свободное плавание, цены продажи нового жилья подпрыгнули на 15,8 % – это наивысшее значение, в данных официальной статистики с 2013 года.
В нынешнем же году с его начала к 1 декабря эти цены выросли на 14,4 %, в годовом выражении (к ноябрю прошлого года) – на 15,2 %, а за 11 месяцев к аналогичному прошлогоднему периоду (в среднегодовом исчислении) – на 11,5 %. Между тем, доллар подорожал с начала года за январь-ноябрь лишь на 3,1 %, поэтому влияние девальвационного фактора было минимальным.
Цены перепродажи благоустроенного жилья с начала уходящего года выросли на 20,9 %, в годовом и среднегодовом выражении – на 23,1 %, что является максимумом за последнее время.
Предыдущий максимум в 17,6 % был достигнут в 2014 году, когда ценовая динамика на жилищном рынке ускорилась из-за февральской одномоментной девальвации тенге примерно на 20 %.
Побиты были рекорды и по росту арендной платы за благоустроенное жилье, выросшей с начала года за 11 месяцев на 16,6 %, в годовом выражении – на 17,9 %, среднегодовом – 13,0 %. Прежний максимум приходился на 2013 год – 13,7 %.
Сами же строители в качестве главной причины ускорения ценовой динамики называют значительное повышение цен на строительные материалы и оборудование. При этом по их оценкам, в долларовом эквиваленте жилье продается сейчас гораздо дешевле, чем в девальвационные 2014-2015 годы, тогда как стоимость строительства поднялась на 35-40 %. Поэтому к весне следующего года они прогнозируют рост цен на жилье примерно на 20 – 30 %.
Для самой «пенсионки» изъятие накоплений ее вкладчиков повлекло значительный отток пенсионных активов «ЕНПФ». К началу ноября этим государственным монополистом было исполнено 485,8 тысяч заявлений вкладчиков (получателей) на использование пенсионных накоплений для улучшения жилищных условий.
В результате на спецсчета, открытые в банках-уполномоченных операторах, было переведено почти 2 трлн. тенге, что, конечно же, не могло не сказаться на ценовой динамике рынка жилья.
Кроме того, дополнительная ликвидность пришла на рынок медицинских услуг в результате исполнения «ЕНПФ» 59,5 тыс. заявлений на лечение на общую сумму 54,0 млрд. тенге.
При этом одновременно «ЕНПФ» продолжал выплату накоплений состоявшимся пенсионерам и переводил средства вкладчиков в страховые компании.
В итоге общая сумма выплат из «ЕНПФ» достигла к 1 ноября текущего года 2 трлн. 245,2 млрд. тенге – в 11,6 раз больше по сравнению с выплатами за весь прошлый год, составившими тогда 193,4 млрд. тенге по итогам прошлого года!
Такие массированные потери были компенсированы поступлениями в «ЕНПФ» обязательных пенсионных взносов, общая сумма которых увеличилась с начала текущего года на 2,2 % до 12 трлн. 876,5 млрд. тенге, и начисленного инвестиционного дохода по пенсионным накоплениям, составившего по итогам 10 месяцев 1 трлн. 248,1 млрд. тенге.
В итоге общий объем пенсионных накоплений в «ЕНПФ» увеличился с начала текущего года на 2,5 % до 13 трлн. 233,9 млрд. тенге, а в абсолютном выражении – на 320,4 млрд. тенге.
Между тем выплаты из «ЕНПФ» в обозримом будущем будут значительно увеличиваться по мере роста числа состоявшихся пенсионеров и клиентов страховых компаний при том, что перспективы дальнейшего роста доходности по пенсионным активам не столь уж оптимистичны.
В такой ситуации, конечно же, и «ЕНПФ», и Нацбанк, управляющий инвестированием этих немалых денег, уже сегодня должны позаботиться о должных темпах накопления средств на будущее, перекрывая их отток на цели, не соответствующие главной миссии «пенсионки».
Заинтересовано в сокращении оттока пенсионных накоплений в реальный сектор экономики и правительство, для которого эти деньги выступают одним из ключевых источников пополнения республиканского бюджета. Ведь на начало ноября текущего года вложения пенсионных активов «ЕНПФ» в долговые обязательства правительства – государственные ценные бумаги, выпускаемые Минфином –достигли 4 трлн. 943,2 млрд. тенге.
Эта огромная сумма составила 37,4 % от инвестиционного портфеля пенсионных активов, что явно указывает на истинную роль «ЕНПФ» с точки зрения правительства, выступающего его владельцем – для него это практически личный «кошелек», из которого всегда можно занимать огромные суммы, расплачиваясь по ним за счет налогоплательщиков, являющихся участниками накопительной пенсионной системы!
Кроме того, «ЕНПФ» выступает «кошельком» и для субъектов квазигосударственного сектора, конечным владельцем которых выступает все то же правительство –они через свои долговые обязательства привлекли пенсионных накоплений на общую сумму в 1 трлн. 724,5 млрд. тенге. Свою долю получил и Нацбанк, на депозитах которого к началу ноября было размещено пенсионных активов на 346,8 млрд. тенге. В общей сложности по этим трем направлениям было инвестировано более половины (53 %) пенсионных накоплений!
И, как только главой государства, по инициативе которого было разрешено использовать избыток пенсионных накоплений, превышающих порог минимальной достаточности (ПМД), был подписан закон о республиканском бюджете на 2022-2024 годы, предусматривающий значительное – на 41 % — увеличение минимальной заработной платы и других социальных показателей, то в «ЕНПФ» сразу же подняли значение этого порога на следующий год.
Основанием для такого решения, как уточнили в «ЕНПФ», стала методика определения ПМД, утвержденная правительственным постановлением от 2 октября 2013 года № 1042 (с изменениями и дополнениями от 6 января 2021 года). Однако при этом значения ПМД увеличились в гораздо большей степени по сравнению с прибавкой МЗП – почти вдвое!
К примеру, для 35-летнего вкладчика с суммой накоплений 5,5 млн. тенге сейчас порог достаточности определен в 2,94 млн. тенге, а доступная сумма к изъятию – 2,56 млн. тенге. Со следующего года для вкладчиков этого же возраста ПМД утвержден на уровне в 5,06 млн. тенге.
Чтобы успокоить вкладчиков «ЕНПФ», намеревавшихся потратить часть своих пенсионных накоплений в следующем году с учетом нынешних значений ПМД, главой государства было принято компромиссное решение отложить повышение ПМД до 1 апреля.
А Мининдустрии и инфраструктурного развития выпустило приказ с внесениями изменений и дополнений в правила использования единовременных пенсионных выплат для улучшения жилищных условий. Теперь вкладчики «ЕНПФ» могут пополнить вклад в жилищные строительные сбережения в принадлежащем правительству «Отбасы банке» для дальнейшего накопления с целью приобретения жилья, при этом в течение трех лет необходимо оформить жилищный займ в этом же банке.
Другой вариант – приобрести земельный участок для строительства индивидуального дома или строить индивидуальный жилой дом на своем земельном участке.
Как видно, правительство этими решениями пытается либо связать на время отток пенсионных накоплений, либо перенаправить их с разогретого в городах рынка жилья на село.
НЕФТЕДОЛЛАРЫ НИКАК НЕ КОПЯТСЯ, ФИНАНСОВЫЕ «ДЫРЫ» НЕ ЗАКРЫВАЮТСЯ
В неважном состоянии находится и другая «копилка» правительства – Национальный фонд РК, созданный для накопления средств будущим поколениям казахстанцев, которым предстоит жить в уже наступающем будущем, когда нефть, газ и уголь потеряют свою нынешнюю ценность, уступив место возобновляемым источникам энергии.
Однако в реальности уже давно фонд был распечатан на текущие нужды бюджета, в который из него перечисляются регулярно гарантированные трансферты, а также на антикризисные программы поддержки национальной экономики. В итоге с максимальной отметки в $77,2 млрд., достигнутой к концу августа 2014 года, активы фонда уменьшились к началу декабря текущего года до $54,9 млрд. или на 28,9 %, в абсолютном выражении – на $22,3 млрд.
При этом и в нынешнем году снижение активов фонда продолжилось вопреки декларируемым правительством успехам восстановления экономики в нынешнем году и весьма благоприятным мировым ценам на нефть и другие сырьевые товары.
С начала года его активы в долларовом эквиваленте снизились на 6,5 % (в абсолютном выражении – на $3,8 млрд.), тогда как ВВП страны увеличился за 11 месяцев на 3,8 %, а среднемесячная цена нефти сорта «Brent» поднялась на 34%! В тенговом же эквиваленте сложилось снижение в этом году на 3,7 % или 1 трлн. 48,7 млрд. тенге до 27 трлн. 164,8 млрд. тенге.
Масштабное изъятие средств Национального фонда РК продолжится и в ближайшем будущем. Согласно закону о гарантированном трансферте из него в 2022-2024 годах в следующем году в республиканский бюджет поступит 2,4 трлн. тенге, в 2023 году – 2,2 трлн. тенге, а в 2024 году – 2 трлн. тенге.
Кроме того, на финансирование мероприятий предвыборной программы партии «Nur Otan» будут изъяты средства на целевые трансферты в бюджет: в следующем году – 550 млрд. тенге, а затем по 400 млрд. тенге ежегодно.
Так что все выглядит весьма похоже на бег по кругу, а теперь и по спирали, ведущей вниз, поскольку основные покупатели казахстанского углеводородного сырья – развитые страны Запада и Китай – активно переходят на возобновляемые источники энергии, как, впрочем, и ведущие нефтедобывающие государства мира.
Поэтому перспективы пополнения средств Национального фонда РК выглядят довольно пессимистичными. Его накопления неумолимо приближаются к уровню неснижаемого остатка в 30 % от ВВП страны, а других столь же значимых источников пополнения бюджета у правительства просто нет.
Между тем из данных Минфина следует, что из общей суммы доходов республиканского бюджета в 9 трлн. 920,2 млрд. тенге к началу ноября текущего года на поступления трансфертов приходилось 4 трлн. 291,7 млрд. тенге или 43,3%.
Для сравнения: налоговые поступления в этом году увеличились на 36,1 % до 5 трлн. 438,1 млрд. тенге, а в абсолютном выражении на 1 трлн. 441,2 млрд. тенге. Так что если правительству придется вовсе отказаться от трансфертов из Национального фонда по причине исчерпания средств последнего до уровня неснижаемого остатка, то налоговые поступления придется увеличить практически вдвое, чтобы закрыть «дыру» в бюджете, либо резко сократить расходы, в том числе и социальные!
Помимо трансфертов из Национального фонда, правительству приходится латать бюджетные «дыры» и за счет привлечения займов. Их общая сумма достигла в этом году 3 трлн. 27,6 млрд. тенге с увеличением на 5,4 %, тогда как выплаты на погашение займов выросли в 1,7 раза до 1 трлн. 39,2 млрд. тенге. А в местных бюджетах на долю трансфертов в общей сумме поступлений приходилось к началу ноября 55%! В абсолютном выражении объем трансфертов достиг 3 трлн. 769,8 млрд. тенге, тогда как налоговые поступления составили 2 трлн. 860,5 млрд. тенге.
Неважно выглядит и еще один финансовый бастион государства – золотовалютные резервы Нацбанка. После затяжного затишья на внутреннем валютном рынке в ноябре Нацбанку пришлось вернуться туда со своими интервенциями для сдерживания роста доллара к тенге, потратив в чистом выражении $239,1 млн.
В начале декабря Нацбанку вновь пришлось потратиться на интервенции, что обошлось ему еще в $64,6 млн. И это при том, что поддержку обменному курсу национальной валюты оказывают масштабные продажи валюты из Национального фонда и части экспортной выручки государственных компаний!
Кроме того, в рамках распределения специальных прав заимствования (SDR) от МВФ Нацбанк получил почти $1,6 млрд.
Увы, при такой массированной поддержке валютные активы Нацбанка снижаются уже третий месяц подряд: в сентябре – на 3,5 %, октябре – 6,4 %, декабре – 4,6 %, потеряв в абсолютном выражении $1,9 млрд. почти до $12 млрд.
На таком низком уровне эти активы не были даже в кризисных 2008-2009 годах и соответствуют примерно отметкам 15-летней давности, пришедшимся на весну 2006 года.
А тем временем по официальному курсу доллар подорожал с 418,6 тенге по состоянию на 15 декабря прошлого года до 434,8 тенге или на 3,9 %, хотя в преддверии введения режима ЧП из-за пандемии коронавируса американская валюта была на отметке в 405,5 тенге, опускаясь до этого ниже 376 тенге!
На таком девальвационном фоне вполне закономерно прозвучало заявление руководства Ассоциации обменных пунктов о нехватке долларов в них для продажи населению, как бы не опровергали его в Нацбанке.
БАНКИ ПО-ПРЕЖНЕМУ БОЛЬНЫ
Банковский сектор Казахстана вряд ли можно считать бастионом финансовой стабильности страны, хотя государством была проведена значительная работа по очистке его от проблемных банков и «плохих» займов с вливанием огромных средств поддержки на антикризисные цели в объеме 6,3 трлн. тенге, которые прямо или косвенно достались банкирам.
Помимо этих колоссальных денег, по линии Нацбанка реализуется комплекс мероприятий для поддержки экономики, стимулирования деловой активности и занятости населения на общую сумму до 2,3 трлн. тенге.Банкам второго уровня досталась львиная часть этой огромной суммы.
По программе «Экономика простых вещей» Нацбанком приобретались их облигации общим объемом до 1 трлн. тенге для кредитования субъектов частного предпринимательства, осуществляющих деятельность в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе.
800 млрд. тенге пошло в виде льготного кредитования субъектов бизнеса с целью пополнения оборотных средств.
Еще 700 млрд. тенге Нацбанк выделил для реализации Дорожной карты занятости на 2020-2021 годы, а 390 млрд. тенге предназначалось на строительство доступного жилья льготное кредитование по проекту «5-10-20» («Шанырак»). 40 млрд. тенге было вложено в программу льготного автокредитования, из которой Нацбанк вышел минувшим летом.
А до начала коронавирусной пандемии, точнее, осенью 2018 года, в рамках дополнительной поддержки аграрного сектора правительством и Нацбанком было принято решение о выкупе у тогдашних акционеров «Цеснабанка» его портфеля сельскохозяйственных кредитов на общую сумму в 450 млрд. тенге. А после этой массированной зачистки ссудного портфеля «Цеснабанк» спустя несколько месяцев перешел в собственность владельцев «Jysan Bank».
Увы, банковскому сектору Казахстана столь массированная поддержка особо не помогла. На днях международное рейтинговое агентство «S&P Global Ratings» отнесло его к группе 9 по уровню отраслевых и страновых рисков из 10. При этом аналитики агентства оценили институциональную систему Казахстана как слабую, подчеркну при этом, что в периоды кризисов банковский регулятор не действовал проактивно, хотя и демонстрировал готовность принимать ответные меры для решения уже возникших проблем в банковском секторе.
Кроме того, регулятор применял более мягкие требования к классификации кредитного качества заемщиков во время пандемии по сравнению с сопоставимыми соседними странами. Аналитики «S&P» оценивают качество управления и уровень прозрачности в банковском секторе Казахстана как низкие, подчеркивая, что стабильность бизнеса многих банков зависит от деловых и политических связей их владельцев. Ими также отмечается сохраняющийся значительный объем проблемных активов – около 10-15%.
Примечательно, что в официальных сводках Нацбанка на начало ноября доля «плохих» займов с просрочкой платежей по ним оценивается гораздо ниже – лишь 4 %. При этом лидируют по объему таких займов «Народный банк Казахстана» (180,9 млрд. тенге), дочерний «Сбер» (117,0 млрд. тенге), «Kaspi Bank» (95,7 млрд. тенге) и «Jysan Bank» (93,3 млрд. тенге).
При этом последний не укладывался в 10%-ную планку, установленную регулятором для доли «плохих» кредитов в ссудном портфеле, показав 10,25 %. Этот же банк лидировал и по объему просроченной задолженности по кредитам, включая просроченное вознаграждение, с 188,5 млрд. тенге. За ним расположились «Народный банк Казахстана» (174,0 млрд. тенге), дочерний «Сбер» (118,3 млрд. тенге) и «Kaspi Bank» (110,5 млрд. тенге).
При столь низких оценках состояния банковского сектора Нацбанк заявил о намерении досрочно выйти в ближайшие годы из основных антикризисных программ, то есть свернуть поддержку банков второго уровня. А правительство в свою очередь основательно напугало банковских клиентов поправками в налоговое законодательство о разделении частных переводов физических лиц и мобильных платежей, которые осуществляются в предпринимательских целях.
Между тем операции посредством интернета и мобильных телефонов доминируют в безналичных операциях с использованием платежных карточек – на них за 10 месяцев текущего года пришлось 47,4 млрд. тенге из общей суммы почти в 57,0 млрд. тенге или 83,2 %. Для сравнения: через POS-терминалы прошло 9,5 млрд. тенге, а через банкоматы – 0,1 млрд. тенге, тогда как наличными было выдано 16,8 млрд. тенге.
Напомним и о том, что мобильные переводы и платежи лежат в основе успешного IPO в Лондоне отечественного финтех-гиганта «Kaspi.kz», экосистема которого опирается на три платформы (Payments, Marketplace и Fintech), интегрированные в мобильное приложение. Развивают схожие приложения и другие ведущие участники рынка.
Теперь же из-за желания фискалов поднять налоговые поступления в бюджет начался откат бизнес-сообщества, в первую очередь малого бизнеса, к наличным платежам, что может основательно подрубить котировки акции казахстанских финтехов.
Успокаивающие заявления налоговиков о намерении получать со следующего года сведения от банков только по платежам, поступающим на предпринимательские счета, и не облагать налогом личные переводы вряд ли спасут ситуацию.
Жанибек АБДРАХМАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости