В преддверии Дня энергетика проводим ревизию энергетического хозяйства республики и говорим о том, как избежать надвигающегося кризиса, который уже стучится в двери
Ну вот, «Энергетические балансы до 2035 года», разработку которых президент поручил правительству в январе уходящего ныне года, наконец, составлены. Правда, пока во внутреннем презентационном варианте, но и полученного уже достаточно для понимания всей глубины и остроты прямо сейчас уже вставшего перед электроэнергетикой Казахстана – и далеко не только Казахстана, судьбоносного выбора.
Еще бы, президентское поручение основывалось на наступлении дефицита к 2027 году, тогда как конкретный дефицит электроэнергии пришел в Казахстан еще до наступления нынешней зимы. И столь жесткий, что уже пришлось обратиться к Россию на предмет долговременных закупок – эпоха электрической самостоятельности Казахстана закончилась.
ДВА ПЛОХИХ ПУТИ
Презентация же – она как камень на распутье перед былинным витязем: направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову не сбережешь, прямо пойдешь … а вот прямого пути как раз и нет – традиционный способ наращивания угольной генерации запрещен обязательствами Казахстана по Парижскому соглашению.
«Балансы-2035» содержат всего два варианта, именуемые «зеленый» и «зеленый +АЭС». Оба, само собой, детерминированы извне – «зеленый» концепт продиктован нам из Европы, а Атомная электростанция, понятное дело, это «Росатом».
Однако жизнь заставляет выделывать чудеса, почище сказочных: разработчики «Энергобалансов» смогли сразу пойти в двух противоположных направлениях. В самом деле, вариант «зеленый», это, разумеется, наращивание мощности казахстанской энергетики за счет солнца и ветра, плюс – это надо особо подчеркнуть, еще и за счет строительства маневренных газотурбинных электростанций, компенсирующих прерывистую выработку ВИЭ.
А электростанций такого типа в энергетике Казахстана традиционного не существовало, это направление предстоит создавать практически с нуля, обеспечивая маневренные ПГС и ПГУ в том числе и газом со всей газовой инфраструктурой.
Так вот, вариант «зеленый +АЭС» — это ровно тоже самое, что и «зеленый», только догруженный еще и двумя блоками АЭС, вводимыми уже после 2030 года. Получается, что курс на «озеленение» казахстанской энергетики, взятый еще от подготовки к ЭКСПО-2017, продолжится следующие полтора десятка лет, структура базовой и маневренной генерации будет решительно изменена – за счет громадных средств, конечно. И все для того, чтобы как раз к 2035 появившаяся уже атомная генерация обнулила большую часть «зеленых» затрат и усилий и повела к обратной структурной перестройке электроэнергетики?
Здесь к месту сказать о приведенных затратах по «зеленому варианту», до 2035 года это 32,7 млрд долларов, или примерно по $2,34 млрд в среднем за год. Что как раз соизмеримо с нынешними объемами рынка электроэнергии. То есть, речь идет, по крайней мере, об удвоении тарифов, если даже на такое удвоение пойти уже со следующего года и при этом наилучшим образом организовать сбор и вложение средств.
Все это уже ставит под вопрос осуществимость «зеленого» варианта – движение по этому пути максимум через три-пять лет элементарно упрется в непосильный для потребителей тарифный барьер. Средств же для безвозвратного инвестирования в развитие электроэнергетики вне повышения тарифов у государства нет. Поманить в эту сторону помогут, конечно, международные льготные кредиты, но, когда придет время их отдавать, втягивание в тупик только усугубится.
Будь у заказчика «Энергобалансов-2035» задача выставить «зеленый» вариант заведомо тупиковым, а с дополнением АЭС – и еще хуже того, она выглядит решенной. Но к разработчикам претензий нет – в своем роде это лучшие в Казахстане специалисты, они исходили из выданного задания и из тех планов энергетического строительства, которые уже осуществляются или запланированы на ближайшие годы.
В тупике – между реальным выбором «зеленого» или «атомного» пути развития казахстанской энергетики оказалось пока сама государственная энергетическая политика, и из этого тупика надо срочно выбираться.
Сделанные «Энергобалансы-2035» лучше всего сейчас принять, с исполнителями рассчитаться. И тут же, по полученным результатам, доработать варианты до правильного стратегического выбора.
ЗЕЛЕНЕТЬ, ТАК ДО КОНЦА!
Коль скоро вопрос строительства АЭС в Казахстане стоит не в довесок «зеленому» варианту, а как полная его альтернатива, этой самостоятельной альтернативой и следует дополнить разработку «Энергобалансов-2035». Каким образом – скажем ниже.
А коль скоро вариант «зеленый» уже презентован, но явно не в полном виде, его тоже надо доработать до логического завершения – чтобы у руководства энергетической отрасли и политического руководства страны, экспертного сообщества, экологически неравнодушной общественности, местных и зарубежных кураторов «зеленого» направления не осталось бы неполных представлений или иллюзий на этот счет.
Итак, поскольку доля ВИЭ на уровне 2035 года показана в презентации величиной 29 %, следует продлить расчеты до года, обеспечивающего доведение выработки до директивной величины в 50 %. Соответственно, подсчитанный расход газа на ГТУ в размере 7 млрд м3 на уровне 2035 года досчитать до объемов, необходимых для обеспечения 50 % выработки ВИЭ.
Одновременно убедиться в том, что необходимые для этого объемы газа могут быть получены в принципе, с указанием источников: будут ли столь существенные объемы приобретаться путем отбора газа из транзитных трубопроводов третьих стран, или их предполагается получать внутри Казахстана. С учетом, разумеется, того, что число собственно газовых месторождений невелико и все они имеют лишь местное вспомогательное значение. И что использование попутного нефтяного газа ограничено интересами иностранных собственников всех крупных месторождений и технологическими потребностями, включая обратную закачку попутного газа и его сжигание на собственных ГТУ.
Для завершения темы достаточности обеспечения газом «зеленого» варианта следует провести расчетный стресс-тест на характерный именно для Казахстана экстремальный климатический период, например, на характеризующийся сильными буранами февраль. Представленный в презентации набор оборудования высчитан по приобретенной программе неизвестного нам авторства, которая, надо полагать, адекватно учитывает климатические условия страны-разработчика (возможно – Германии или Голландии, но, не исключено, что Китая).
В наших же условиях предлагаемый набор новых мощностей на уровне 2035 года: ТЭЦ на угле – 301 МВт, ГРЭС на угле – 1136 МВт, ТЭЦ на газе – 2219 МВт, ГТУ – 1088 МВт, малые ГЭС – 2036 МВт, СЭС – 1003 МВт и ВЭС – 8237 МВт следовало бы протестировать, выведя за баланс солнечные установки полностью, поскольку в это время солнца на небе не бывает неделями, от ветровой генерации в условиях буранов, мокрого снега и обледенения оставить не более трети, а ГЭС на скованных льдом малых реках учесть тоже в размере не более трети.
Нам не известно, какие коэффициенты использования установленной мощности заложены в расчетной программе, однако смело можем сказать, что предлагаемый стресс-тест показывает выпадение порядка 8 тысяч мегаватт ВИЭ, которые нечем будет заменить, кроме как газовой генерацией. А потому заложенных в балансы-2035 года всего лишь 1088 МВт ГТУ категорически недостаточно.
Вряд ли принимающие решения инстанции должны брать на себя риск оставлять страну без резервирования электроэнергии в самые напряженные морозные периоды, тем более с учетом регулярно повторяющихся каждые несколько лет особенно экстремальных зим.
Мощность ГТУ для элементарной подстраховки в «зеленом» варианте следует, как минимум, удваивать, если не учетверять против заложенной в презентации.
Сюда же следует отнести и такой требующий дополнительных затрат и особых инженерных решений аспект, как обеспечение залпового потребление газа ГТУ в критические зимние дни. Следует либо получить гарантии «КазТрансГаза» на этот счет, либо заложить в расчет приведенной стоимости устройство подземных емкостей для создания резервных запасов газа.
Другим вариантом может стать наработка в летние дни солнечными и ветровыми электростанциями «зеленого» водорода для использования в ГТУ в пиковые часы, а также наработка значительных объемов водорода и аккумулирования его в качестве дополнительного зимнего топлива для ГТУ.
Решения, конечно, есть, но это … деньги, деньги и деньги. А потому «простым» удвоением тарифа по «зеленому» варианту никак не отделаться.
И заключительное соображение по доработке «зеленого» варианта – изучение возможности и глубины местного содержания при переходе к объемному созданию солнечной и ветровой генерации.
Отвечающее за индустриализацию и инфраструктуру ведомство должно дать свои заключения насчет того, получит ли свое место производство казахстанских панелей из отечественного кремния и что именно из ветровых установок удастся локализовать в Казахстане.
Равным образом осветить и вопросы эксплуатации, наладки, ремонтов, замены оборудования и запчастей. Тоже – по строительству и эксплуатации ГТУ.
Для полноты картины необходимо получить четкое понимание, насколько Казахстан, развивая «зеленую» энергетику, углубляет «много-векторную» зависимость от Китайских и Европейских поставщиков, а насколько все же способен и сам встроиться в эту индустрию.
ВАРИАНТ «ЕВРАЗИЙСКИЙ»: «АЭС + ГРЭС + интеграция … ВИЭ»
В свое время энергосистема СССР, хотя и недоделанная (не было связи Сибири и Дальнего Востока, недостаточная связь российской части со Средне-Азиатской и между самими ее частями) была самая протяженная, самая надежная и сбалансированная в мире, с самой низкой себестоимостью выработки.
Собственно, такой она и осталась, только разобранной на «суверенные» энергосистемы. Причем к настоящему времени кроме России, создавшей значительный профицит мощностей и Беларуси, получившей новую АЭС, во всех остальных постсоветских государствах одинаковый набор проблем: износ оборудования, дефицит мощностей и отсутствие средств для развития. Эпоха «самодостаточности» всех вместе постсоветских энергетик – закончилась.
Соответственно, перед энергетикой Казахстана, равно как и перед всеми соседями, встают ровно те же задачи, которые решались и не получили своего завершения еще в последние годы существования СССР. Это достройка всех тех базовых электростанций, внутренних межсистемных и межгосударственных линий передач, обеспечивающих общую работу РАО ЕС с национальной энергосистемой Казахстана и с энергосистемами Центрально-Азиатских государств.
Конкретно для Казахстана это достройка Экибастузской ГРЭС-2 (с перспективным восстановлением высоковольтных вставок постоянного тока по мосту «Красноярск – Экибастуз – Тамбов») и строительство опорной Балхашской ТЭС, как срединной части моста в Центральную Азию.
В Киргизии же это строительство Верхне-Нарынского каскада ГЭС и, особенно, строительство Камбаратинского каскада, с опорой на Камбаратинскую ГЭС-1. В Таджикистане – достройка Рогунской ГЭС.
Отдельно следует подчеркнуть такое прорывное решение, как строительство АЭС в Узбекистане. Появление опорной атомной электростанции заведомо разрушает режим самоизоляции республик в физически имеющемся энергетическом кольце, Ташкент объективно становится региональным диспетчерским центром. Чему будет предшествовать и способствовать уже принятое главами государств ЕАЭС решение о создании к 2025 году единого рынка нефти, газа и электроэнергии.
Однако роль Казахстана остается еще более важной – только через него может быть замкнут мост между российской и Центрально-Азиатской энергосистемами. Не просто соединительный мост, а та срединно-опорная часть, которая сама может стать базой для размещения наиболее эффективных и энергоемких производств XXI века.
Разрыхлить энергетическое пространство Казахстана солнечными установками и ветряками, вперемешку с активно потребляющими газ турбинами, удвоить-утроить тариф «зелеными» накрутками, значит лишить всю евразийскую электроэнергетику общности и имеющегося сейчас конкурентного преимущества перед тонущей в тарифах на газ, тепло и электроэнергию Европой.
Энергетическая геополитическая игра идет по-крупному и ставки в ней весьма высоки.
ВАРИАНТ «ЕВРАЗИЙСКИЙ»
Кто сказал, что парижские обязательства Казахстана насмерть блокируют развитие угольной энергетики? Можно ведь наращивать мощности, качественно сокращая выбросы. И кто будет спорить, что скорейший ввод АЭС это и есть самый быстрый путь в безуглеродную эпоху? Кто сказал, что в Казахстане нет других источников маневренной генерации, нежели газотурбинные? Наконец, кто сказал, что кооперироваться с соседями – плохо?
Итак, априори более дешевый, быстрый и при том еще более экологичный путь состоит из таких шагов:
Безотлагательно разработать совместно с «Росатомом» ТЭО Балхашской АЭС и приступить к его реализации, исходя из необходимости ввода первых двух блоков уже к 2030 году. В ТЭО предусмотреть способ инвестирования, исключающий излишнее повышение тарифов, с использованием возврата затрат на строительство следующих блоков. В пакет договоренностей включить также поддерживающие поставки электроэнергии из России до ввода АЭС по приемлемым тарифам.
Параллельно разработать ТЭО достройки Экибастузской ГРЭС-2 до полной мощности, учтя при этом наилучшие доступные технологии в части применения сверхкритических параметров пара и газоочистки.
В качестве обоснования выполнения Казахстаном обязательств по Парижскому соглашению насчет сокращения выбросов на 15 % к 2030 году указать, что это даст возможность поддерживать базовую генерацию до ввода АЭС при сокращении выбросов за счет лучших технологий. А в дальнейшем проводить политику снижения угольной генерации сначала на изношенном оборудовании за счет использования вновь построенного эффективного, с перспективным, по мере развития атомной генерации, переводом и новых мощностей во вспомогательные и резервирующие объемы.
Разработать и приступить к реализации ТЭО Кербулакской и Булакской ГЭС-контр-регуляторов на Или и Иртыше.
Разработать и реализовать ТЭО модернизации канала «Иртыш-Караганда» для использования его в качестве тоже контр-регулятора в энергосистеме.
Разработать ТЭО модернизации Жамбылской ГРЭС с переводом ее в режим ПГУ и ГТУ, как базовой маневренной мощности в Южном энергетическом регионе.
Включить все такие базовые объекты в финансирование от рынка мощности.
Одновременно организовать привлечение средств ЕНПФ для финансирования, прежде всего, проектирования и строительства Балхашской АЭС, с обеспечением возможности дополнительных добровольных взносов вкладчиков.
Кроме того, рассмотреть возможность трехстороннего «Кыргызстан-Казахстан-Россия» партнерства по строительству комплекса Камбаратинских ГЭС, начиная с ГЭС-1. Что обеспечит весь регион сразу базовой и регулирующей генераций при наименьших по сравнению с иными вариантами инвестициях.
Что же касается уже разработанного ТЭО строительства на площадке Алматинской ТЭЦ-2 новой электростанции с установками ПГУ и ГТУ и с консервацией действующих котлов и турбин – от него отказаться. Взамен разработать проект дооборудования газовыми горелками действующих котлоагрегатов, с сохранением угля в качестве резервного топлива, и с разработкой Специальных Техусловий на предмет безопасного использования газа в заглубленном котельном помещении.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ИСПОЛНЕНИЕ
Организационно, «евразийский» вариант построить на безотлагательном создании в Казахстане полноценного балансирующего рынка электроэнергии и полноформатного рынка мощности, обеспечивающего базовое финансирования ключевых объектов.
Тот и другой рынки должны быть объединены в системе Единого закупщика, создаваемой на базе бывшего РФЦ по поддержке ВИЭ. При этом эксклюзивная поддержка объектов ВИЭ заменяется конкурсным участием соответствующих заявок на рынке электрической мощности на общих основаниях.
Претенденты, предложившие тарифы ниже тех, которые получили по утвержденным ТЭО базовые объекты развития энергосистемы, также получают финансирование с рынка мощности. Заявки от СЭС принимаются с учетом аккумулирующих устройств, перемещающих наработку в солнечные дни в пиковые часы электрического графика, а заявки по ветровым установкам дополняются обязательствами доплачивать Единому закупщику рассчитанную им часть для финансирования строительства компенсирующей маневренной генерации.
Еще один важный организационный аспект – создание в рамках подготовки к общему рынку электроэнергии Межгосударственного Комитета Евразийского экономического союза по вопросам электроэнергетики, водного и газового хозяйства в Центральной Азии, в составе представителей Казахстана, России и Киргизии, с привлечением Узбекистана и Таджикистана.
Осталось просчитать такой вариант по срокам и денежкам. И не промедлить с реализацией.
Петр СВОИК, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости