Фундаментальным шагом Казахстана назад на десятилетия и выстрелом себе в ногу назвали представители отечественного бизнеса в соцсетях идею запрета частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения для граждан Казахстана. Заодно они справедливо напомнили, что у нас и так много государства в экономике, а земля до сих пор не принадлежит тем, кто реально на ней работает и живет.
А независимые эксперты заговорили о значительных перегибах в обсуждениях, ведущихся сейчас на вполне официальном уровне Комиссии по земельной реформе, созданной мартовским распоряжением премьер-министра Казахстана. Ведь именно там и прозвучала идея отказа от частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения в нашей стране, настойчиво продвигаемая сейчас в общественное мнение отдельными членами комиссии со ссылкой на опыт других государств.
Разобраться в том, каким образом наша страна после 30 лет ведения рыночного капиталистического хозяйства в аграрном секторе вдруг рискует оказаться в тупике земельной политики, и какой должна быть эта политика для исторического прорыва в сельскохозяйственной сфере, подобного свершившемуся в нефтегазовой отрасли, не так уж и сложно. Для этого достаточно лишь вспомнить об основах, на которых зиждется национальная экономика в течение 30 лет независимого существования Казахстана, и которые делают погоду в современном мировом сельском хозяйстве.
Поэтому «Ведомости Казахстана» продолжают разговор с известным казахстанским экономистом Тулегеном Аскаровым. Начало здесь.
ЛИБО «ЧАСТНИК», ЛИБО ПУСТЫЕ ПРИЛАВКИ
— Начнем с того неопровержимого факта, что рыночная модель, основанная на частной собственности на средства производства, одним из которых выступает и земля сельскохозяйственного назначения, при всех ее издержках в Казахстане оказалась гораздо эффективнее по сравнению с советским подходом, основывавшемся исключительно на государственной собственности на землю и административно-командной системе управления…
— Да, ведь в том недалеком прошлом экономика страдала от тотального дефицита товаров, тогда как в условиях либерального рыночного подхода, реализованного в Казахстане после развала СССР, потребовалось всего лишь несколько лет для насыщения потребительского рынка.
При этом государство отказалось от централизованного планирования производства, чем в СССР занимался Госплан, и директивного распределения продукции через контролируемую им ранее систему торговли.
В Конституцию страны было введено положение о признании и защите равным образом государственной и частной собственности. Создание условий для равноправного развития всех форм хозяйствования стало краеугольным камнем законодательства, включая и земельное.
Хотя оговаривалось, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в госсобственности, но одновременно устанавливалось, что земля может находиться также в частной собственности.
А это означало не только открытие дверей для товарных отношений в сельском хозяйстве, но и к признанию земли товаром, на чем во многом основывается современное ведение дел в этой сфере. Ведь аграриям, как и другим производителям, необходимо получать кредиты под залог, укрупнять свой бизнес за счет приобретения земельных участков или вносить землю в капитал совместных предприятий и т.д.
— Поэтому нетрудно предположить, что произойдет в случае отказа от частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения в нынешних реалиях Казахстана.
— Вместо рыночной модели производства и распределения сельскохозяйственной продукции государству как единоличному собственнику земли придется вернуться не только к административно-командной системе управления аграрным сектором, но и создавать собственную распределительно-торговую сеть сельскохозяйственной продукции.
Но так как этот монстр не будет работать на рыночных принципах, то вновь возникнет товарный дефицит, который потребует еще и директивного регулирования цен не только на продукты питания, но и на другие товары и услуги, необходимые для их производства.
Более того, запрет частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения повлечет за собой хаос в государственной земельной политике в целом. Ведь согласно действующему законодательству, эти земли представляют лишь одну из категорий земельного фонда Казахстана.
Кроме них в соответствии с целевым назначением выделяются земли населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов); земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и земли запаса.
Получается, что земли этих категорий не подпадут под запрет на частную собственность при том, что на них приходится большая часть земельного фонда страны – порядка 60 %. Понятно, что бизнес начнет перетекать в эту сферу, тогда как сельское хозяйство рискует остаться без частных инвестиций.
Еще одно негативное последствие запрета частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения прямо влияет на макроэкономическую устойчивость национальной экономики. Согласно законодательству, средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность, зачисляются в Национальный фонд РК.
А, как известно, средства последнего заметно оскудели в последние годы из-за масштабных расходов государства на поддержку бизнеса и населения, в том числе и под давлением пандемии коронавируса.
В итоге средства фонда согласно прогнозам Нацбанка уже к концу 2023 года могут сократиться до уровня неснижаемого остатка в 30 % от ВВП, что повлечет за собой уменьшение трансфертов из него в республиканский бюджет.
При этом длительный нефтяной суперцикл завершается, поэтому перспективы роста новых поступлений нефтедолларов в Национальный фонд весьма скромны. В итоге может получиться, что запретом на продажу земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность будет подрублен еще один «сук» вполне реальных поступлений в фонд.
Между тем ценность земли постоянно растет. Как говорил классик по этому поводу, «Покупайте землю — ведь ее уже больше никто не производит».
И, наконец, введение запрета частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения ухудшит не только инвестиционный климат в Казахстане и снизит привлекательность национальной экономики как для отечественных, так и зарубежных инвесторов.
Негативно скажется этот запрет и на положении нашей страны в глобальном рейтинге «Doing Business» Всемирного банка. Ведь в нем оценивается качество системы управления земельными ресурсами в стране, включая равный доступ к праву собственности, а также последовательность процедур, которые необходимо выполнить для приобретения объекта недвижимости, получения прав собственности и использования этого в качестве залога при получении новых кредитов, либо для продажи на рынке.
Из-за запрета частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения у Казахстана может выпасть целый оценочный блок в этом рейтинге.
ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ РЫНКУ У ДРУГИХ, ЧЕМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ПРОШЛОЕ
— Чтобы не наломать дров в стратегически важной для страны аграрной отрасли, остро нуждающейся сегодня в масштабных инвестициях, в том числе и иностранных, возможно государству необходимо в первую очередь снять с повестки дня саму идею запрета частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения.
— Да, ведь его введение будет означать сворачивание рыночных реформ в Казахстане как раз в канун 30-летия его независимости, что вызовет негативный резонанс как внутри страны, так и в мировом инвестиционном сообществе. Более того, такой запрет может вызвать соблазн распространения подобной меры и на другие сферы экономики при том, что государство никак не может справиться со своим растущим присутствием в ней.
— Какие это сферы?
— К примеру, уже сейчас расходуются немалые бюджетные средства на строительство оптово-распределительных центров, введено госрегулирование цен на социально-значимые продукты питания и лекарства вместо того, чтобы задействовать здесь сполна возможности рыночных сил и механизмов.
При этом никого из чиновников не смущает тот факт, что российская вакцина «Спутник V» производится сейчас на частном заводе, тогда как ввод в действие государственного предприятия в Жамбылской области по производству отечественной вакцины постоянно откладывается!
Далее, уже имеющие в частной собственности земли сельхозназначения граждане Казахстана и юридические лица должны получить четкие гарантии от государства, что эти земли останутся в экономическом обороте в сегодняшнем статусе и не подвергнутся экспроприации, а их владельцы не будут ограничиваться в нынешних правах.
Речь идет примерно о 1,5 млн. гектаров земель такого назначения, находящихся в частной собственности.
Более того, государству необходимо разработать и опубликовать планы расширения приватизации сельскохозяйственных земель, мониторинга за их использованием, развития конкуренции на земельном рынке и антимонопольного регулирования в этой сфере, сделать прозрачным этот рынок, в том числе и для общественности.
Средства от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения по-прежнему должны консолидироваться в Национальном фонде РК.
Наряду с расширением сферы частной собственности на земли сельхозназначения необходимо развивать до уровня лучших мировых образцов и рынок их аренды, прежде всего долгосрочной, вместе с оборотом на нем прав такой аренды. Ведь поступления от этого рынка, включая и плату от продажи права аренды, наряду с земельным налогом служат стабильным источником пополнения бюджета.
При этом такие поступления могут значительно увеличиться за счет повышения прозрачности и открытости этого рынка, внедрения на нем современных цифровых технологий, улучшения качества оценки земельных участков.
— По вашему мнению, какие еще меры необходимо принять?
Я бы сказал, что необходимо всесторонне изучать опыт ведущих стран на мировом аграрном рынке по привлечению ими прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство. Ведь по мере падения цен на нефть и подорожания продовольственных товаров отечественная «нефтянка» неминуемо будет терять инвестиционную привлекательность, тогда как у национального аграрно-перерабатывающего сектора она будет постоянно расти.
А это означает, что нынешняя жесткая позиция государства по запрету продажи иностранцам сельскохозяйственных земель и сдачи их в аренду неизбежно начнет наносить серьезный ущерб казахстанской экономике.
Кроме того, открытый и либеральный земельный рынок является атрибутом многих глобальных лидеров аграрной сферы. К примеру, в США, Канаде и Австралии рынки земель сельскохозяйственного назначения открыты для иностранцев.
Казахстану же с его огромной территорией и относительно небольшой численностью населения правильнее ориентироваться на опыт этих стран, а не Израиля, Великобритании и тем более Китая, которые приводятся в качестве примера государств, в которых отсутствует частная собственность на сельскохозяйственные земли.
— Спасибо за содержательное интервью
Беседовал Валерий СУРГАНОВ
Автор:
Экономические ведомости