От модификаций автокомпании JAC Motors до неутомимого трудяги «LOVOL»
Промышленную кооперацию автомобилестроительных предприятий Казахстана невозможно представить без блока сотрудничества с Поднебесной. Причина не только в гигантских размерах экономики могучего восточного соседа, но и в его готовности оперативно идти на полноценные деловые контакты, делиться технологиями, инвестировать. Лифтбеки, кроссоверы, грузовики, автобусы, электромобили и тракторы китайской разработки с казахстанской локализацией – это материальное выражение плодотворной работы.
КРУТОЙ МАРШРУТ
Почти у всех современных автопроизводителей в послужном списке имеется «насмешливый период». Например, на рубеже 60-ых и 70-ых годов прошлого века американские журналисты и представители автопрома откровенно потешались над японскими автомобилями. В 80-ые годы им стало совсем не смешно.
Китайский автомобильный ряд в фокус отраслевой критики попал в 90-ые годы XX века, когда начал активный выход на внешние рынки. Разумеется, стартовали в промышленном смысле «четырехколесные друзья» человека производства КНР гораздо раньше. Компания JAC Motors, с которой активно сотрудничает «СарыаркаАвтоПром», ведет свою родословную от автозавода «Цзянхуай», основанного в городе Хэфэй провинции Аньхой в 1964 году.
В тот период социально-экономическая модель Китая только-только перевела дух после «Большого скачка» 1958 – 1960 годов, который из-за неадекватных управленческих решений фактически погрузил страну в голод. Не успела автомобильная промышленность Поднебесной толком встать на ноги, как последовала «Культурная революция», представлявшая собой серию идейно-политических кампаний 1966-1976 годов, в результате чего пострадали не только КПК, комсомол и профсоюзы, но и был нанесен тяжелый урон культуре и образованию.
В любом случае китайские автомобилестроители стойко пережили все эти непростые годы, а с периода реформ Дэн Сяопина стали уверенно прогрессировать. При ретроспективном анализе видно, что становление современного китайского автопрома затянулось, местами даже сильно. Зато последующая динамика не может не вызывать восхищения. К моменту запуска производственной линейки JAC на автомобильном заводе Костаная в 2015 году, JAC Motors уже прочно входила в топ-10 автозаводов Китая и список 100 ведущих индустриальных предприятий мира.
ДОСТУПНАЯ МЕЧТА
Автомобили JAC в фокусе интереса казахстанских производителей появились не просто так. «СарыаркаАвтоПром» искала бюджетный вариант современного автомобиля в полном смысле слова, который (да еще в широком видовом и модельном разнообразии) нашла в провинции Аньхой. К тому же китайский партнер согласился пойти на инвестиции в 7,5 млрд тенге, что для экономических реалий производственного сектора Казахстана совсем не мало.
Кроссовер JAC S3 стартует в ценовой нише ниже 6 млн тенге. Для элегантной респектабельной машины с системами распределения тормозных усилий, электронного контроля устойчивости, помощи при трогании на подъеме, сумма реально удивительная.
Двигатель скромный – 1,6 л. Однако он способен выжимать 180 км в час, что в реалиях Казахстана даже избыточно. А вот 7 литров расхода топлива на 100 км – это в самый раз. JAC S3 выступает современным городским автомобилем и спрос на него растет не только с числом горожан в силу урбанизации, но и за строго выдержанный формат «цена – качество».
JAC S5 – тоже кроссовер – стоит на миллион с небольшим дороже «Тройки», зато у него уже двухлитровый двигатель. Надежность, комфорт, насыщенность опциями довольно органично вписаны в габариты автомобиля. Интегрированная приборная панель создает ощущение повышенного удобства и объемного пространства. Современная мультимедийная система с дисплеем на центральной консоли вносит стильный вид в передовой интерьер.
Примечательно, что дешевизну в этой модели не относят к базовым преимуществам, делая акцент на других вещах. А вот хорошие управляемость и шумоизоляцию выделяют практически все владельцы, делящиеся своими отзывами на специализированных сайтах.
Флагманский кроссовер JAC S7 машина во многом уникальная. Стоит она (если убрать классическую хитрость с девятками в ценнике) от 10 млн тенге и отражает новейшие достижения как материнской компании, так и ее партнера в Казахстане.
Двигатель вроде как полуторалитровый, что кажется мало для внушительных размеров машины. К тому же специальное расположение фар и подсветок визуально делает кроссовер еще больше. Однако «Семерка» спроектирована с максимальной аэродинамикой, что делает коэффициент лобового сопротивления ниже среднего уровня современных аналогов.
Да и сам по себе двигатель нового поколения со всеми присущими ему решениями легко выполняет те функции, которые раньше требовали большего объема и, соответственно, количества топлива.
Лифтбек (задняя дверь поднимается вместе со стеклом) JAC j7 начинает свой ценовой диапазон ниже 7 млн тенге и простирается до 8 млн, но туда не заходит. Машина нравится покупателям за стильность, вместительность, практичность и бросающуюся в глаза дешевизну по сравнению с европейскими, японскими, американскими и южнокорейскими аналогами.
Девиз модели «за гранью стандартов» правильно расшифровывать как неожиданно высокое качество за скромную сумму. Стиль интерьера с одной стороны лаконичный, а с другой – технологичный. Кожаный салон, спортивные кресла, атмосферная подсветка, климат-контроль и много чего еще.
Пикап JAC T6 с двухлитровым двигателем (мощность варьируется от 136 до 177 л.с.) бензиновой и дизельной версий является полноценным покорителем дорог. Потому что машина хорошо себя чувствует хоть на городском покрытии, хоть на бездорожье пересеченной местности. Цена начинается у границы 10 млн тенге. На этой машине с серьезным и основательным внешним видом можно на выбор подниматься в горы или пересекать вброд степные реки.
ЭЛЕКТРОМОБИЛИЗАЦИЯ
На костанайском автозаводе выпуск электрического кроссовера JAC iEV7S освоили в 2018 году. Для многих тогда казалось, что местные автопроизводители сильно опережают время, предлагая отечественному потребителю пятидверный и пятиместный батарейный электромобиль. Мол, здесь не Шанхай, где визуальный осмотр автомобильного ряда показывает, что число проезжающих мимо электрокаров может доходить до трети в потоке. Тот факт, что у них номера выделяются зеленым цветом, сильно облегчает идентификацию.
Как бы то ни было, но iEV7S, способный проехать 280 км на одной зарядке и разгоняющийся до 100 км за 11 секунд, нашел себе нишу и на казахстанском рынке. Владельцев электрокроссовера в Алматы троллят тем, что, технически заряжаясь от бытовой розетки в 220 вольт (можно делать и так), фактически они заправляют автомобиль углем, поскольку ТЭЦ-2 (главный поставщик энергии в мегаполис) работает на таком топливе.
Но жизнь не стоит на месте. Вот уже и ТЭЦ-2 собрались переводить на газ, а владелец электромобиля в Капшагае изначально заправляет его энергией от местной гидроэлектростанции.
Хэтчбек JAC iEV7S с электрической силовой установкой стоит от 15 млн тенге (округленно). Данные машины все-таки рассчитаны на автолюбителей с элементами экологического мышления. Таких людей за рулем становится однозначно больше.
Электрокар интересен не только электричеством. У него яркий и дерзкий дизайн с синими спортивными вставками, система безключевого доступа Smart Entry и запуска двигателя кнопкой Push start, фактор кругового обзора, полный электропакет и ассистент подъема в гору.
У истории появления JAC iEV7S на местных просторах есть очень важный аспект. При запуске электрокара нужен определенный объем продаж, чтобы оправдать затраты на испытания, адаптацию, сертификацию и освоение производства. Если такого параметра на первоначальном этапе обеспечить не получается, то нужен серьезный инвестор, который может себе позволить значительные вложения с долгосрочной перспективой возврата. В случае Казахстана такой инвестор нашелся в лице компании JAC Motors.
ЖЕЛЕЗНЫЙ КОНЕК-ГОРБУНОК
Плоды сотрудничества казахстанского автопрома с Китаем не ограничиваются легковыми и грузовыми автомобилями, автобусами. Есть еще трактора. Самый главный из них на сегодня – трудяга «LOVOL».
Тракторные успехи компании «АгромашХолдинг KZ» (располагает заводом сельскохозяйственной техники в Костанае) на «поднебесном» направлении стали возможны благодаря сотрудничеству с «Foton Lovol International Heavy Industry Co., Ltd» (сокращенно FOTON LOVOL).
Соглашение с китайской стороной было заключено в 2018 году, а в 2019-ом в Костанае уже было налажено полноценное серийное производство. То есть на примере партнеров из КНР мы наблюдаем не только качественные технические решения, но и оперативный менеджмент, который четко идет на производственный контакт.
Тракторы «LOVOL» растут вместе с индустриальной и технологической мощью Поднебесной последних десятилетий, благодаря чему несут на себе все ее характерные черты. Ключевой акцент трактора «LOVOL» – это универсальность и доступность. Он стоит гораздо дешевле своих американских и европейских аналогов, тогда как выполняет широчайший спектр работ от сельскохозяйственных до коммунальных.
Костанайский завод сфокусировался на модельном ряде «LOVOL 354» (35 л.с), «LOVOL 604» (60 л.с), «LOVOL 904» (90 л.с.) и «LOVOL 1034» (130 л.с.) не только потому, что им легко выразить сельскохозяйственный акцент (сельхознавеска от 1225 кг до 4000 кг), но в силу занимаемой производственной ниши. В 2021 году планируется расширить производственную линейку тракторов марки «LOVOL» с выходом новых модификаций: 75, 180 и 220 лошадиных сил.
Выраженное разнообразие производственных функций трактора «LOVOL» позволяет ему уверенно себя чувствовать при работах в теплицах, городском и сельском коммунальном хозяйстве, при мелиоративных задачах, на различных стройках, при проведении горных работ. Часто трактористы на «LOVOL» выполняют аутсорсинговые и подрядные работы (включая разовые) в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ) – вспахать огород, привезти стройматериалы.
У локализованных на «АгромашХолдинг KZ» «LOVOL» полностью закрытая кабина с панорамными дуговыми стеклянными дверями и окнами, поле обзора 360 градусов без мертвых зон, установлен люк. Такая компоновка позволяет тщательно производить сравнительно мелкие работы даже на ограниченном пространстве и в стесненных условиях. Плюс обеспечивается безопасность тракториста при экстремальных ситуациях.
Поскольку «LOVOL» легко трансформируется хоть в сельскую, хоть в городскую технику, у трактора много внимания уделено движению по дорогам общего пользования. Предприятие дает гарантию таким безупречным помощникам сроком на 2 года.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости