Второй год карантинных ограничений требует мощной гиперкомпенсации, чтобы население Казахстана не впадало в уныние и отчаяние (смертные грехи, между прочим). За «паровоз» надежды на лучшее и уверенности в завтрашнем дне по итогам первого квартала выступает автопром республики. Практически вся производимая номенклатура продукции наращивает объемы, плюс появляются новые технологические цепочки и компоненты.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР
Пусть майнинг биткойнов не обошел Казахстан стороной, все-таки подобный способ заработать слишком сомнительный и зыбкий. А вот «четырехколесный друг» в гараже куда надежнее виртуальных счетов в очередной финансовой пирамиде, хотя азартные люди могут поспорить с подобным проверенным временем и жизнью утверждением.
Зато менее рисковые и более трудолюбивые (в классическом понимании слова) сограждане по достоинству оценили итоги отечественного автопрома за первый квартал.
Вклад автомобильной промышленности в ВВП Республики Казахстан за первые три месяца 2021 года превысил 140,4 млрд тенге. В материальном выражении это составляет 17602 легковых автомобиля, 1641 единицу грузового транспорта, 349 автобусов, 200 прицепов и полуприцепов, а также 56 машин специализированной техники.
На экспорт ушло 1968 автомобилей (рост на 84 %), то есть примерно каждый десятый.
Автопром остается в разряде молодых и новых отраслей казахстанской индустрии, поэтому продолжает радовать гигантскими процентами роста.
На костанайском «СарыаркаАвтоПром» произведено 13063 единицы техники (+34,7 %) на сумму 71,6 млрд тенге.
Алматинский Hyundai Trans Kazakhstan выпустил 5454 легковых автомобиля общей стоимостью 44,7 млрд тенге.
Семипалатинский СемАЗ отгрузил 902 штуки коммерческой техники (+9 %) на сумму 8,3 млрд тенге.
Завод Hyundai Trans Auto произвел 245 грузовиков и автобусов (+199 %).
В Кокшетау КАМАЗ-Инжиниринг выпустил 206 грузовиков (+36,4 %).
На счету Daewoo Bus Kazakhstan – 50 автобусов.
Реальный сектор отличается от финансового тем, что в нем все можно увидеть и потрогать (кроме электричества высокого напряжения). Поэтому готовые автомобили из-за колебаний на бирже не могут стать на полметра короче или длиннее. А вот если заказчик готов за это платить – то менеджеры и инженеры будут думать.
ТРОЙКА ЛИДЕРОВ
ТОП-3 самых популярных бренда (включая экспорт), продукция которых освоена на предприятиях Казахстана: Chevrolet (10153 ед.), Hyundai (5508 ед.) и JAC (1642 ед.).
На Костанайском автозаводе линейка Chevrolet представлена моделями «Cobalt», «Damas», «Malibu», «Nexia», «Tracker», «Trailblazer» и «Niva». В силу специфики платежеспособного спроса, главными игроками в этой дружной семье стали «Cobalt» и «Malibu».
Первый автомобиль любят за предельно четко выдержанные параметры «цена – качество», пригодность к холодным зимам, малый расход топлива (тем более в условиях роста цен на ГСМ) и объемный багажник.
«Malibu» берет топливно-эффективными силовыми агрегатами, улучшенной управляемостью и плавностью хода.
Hyundai не сразу завоевал популярность на местном рынке. Поначалу машина «напрягала» казахстанских автолюбителей замысловатыми проблемами в ходе ее эксплуатации. Однако годы шли, «сырые» моменты устранялись и вот уже авто под данным брендом вполне освоились на отечественных трассах.
JAC сравнительно давно выпускается на «СарыаркаАвтоПром» в сотрудничестве с компанией JAC Motors из города Хэфэй провинции Аньхой на востоке КНР. Данная китайская автомобильная компания берет свое начало в 1964 году. За минувшие десятилетия она прошла долгий и непростой путь, завоевывая себе авторитет и поклонников в результате кропотливого труда.
В какой-то момент удачный модельный ряд был примерен на казахстанский рынок, его индустриальный и технологический потенциал, из чего получилась плодотворная совместная деятельность.
ПРОСТО JAC
Трансферт технологий от JAC Motors в автопром РК требует небольшой расшифровки.
Линейка JAC на автозаводе в Костанае весьма представительная. Лифтбек (задняя дверь поднимается вместе со стеклом) JAC j7 нравится покупателям за стильность, вместительность, практичность и бросающуюся в глаза дешевизну по сравнению с европейскими, японскими, американскими и южнокорейскими аналогами.
Кроссовер JAC S3 для многих просто мечта по доступной цене. Машина реально выглядит очень респектабельно. На безопасности в ней никто не экономил – жесткий кузов из высокопрочной стали, антиблокировочная система тормозов с механизмом вспомогательного торможения, плюс другие полезные вещи.
Двигатель скромный – 1,6 л. Однако он способен выжимать 180 км в час, что в реалиях Казахстана однозначно избыточно. А вот 7 литров расхода топлива на 100 км – это в самый раз.
Цены на бензин растут не потому, что вселенная расширяется, а в первую очередь из-за сложных хозяйственных факторов. Отсюда постоянно растущий заинтересованный спрос на экономичные модели, которыми по факту является вся линейка JAC, пусть и разбитая по своим целевым нишам.
JAC S5 – это надежность, комфорт, насыщенность опциями. Примечательно, что дешевизну в этой модели не относят к базовым преимуществам, делая акцент на других вещах. А вот хорошие управляемость и шумоизоляцию выделяют практически все владельцы, делящиеся своими отзывами на специализированных сайтах.
Флагманский кроссовер JAC S7 отражает новейшие достижения как материнской компании, так и ее партнера в Казахстане. Внушительные габариты и умные системы позволяют комфортно преодолевать любые расстояния хоть с домочадцами, хоть в компании друзей, хоть автономно.
Грузовики JAC серии N из разряда средних и полусредних представителей данного семейства, показали себя полезными и надежными тружениками от уборки мусора до развозки промышленных товаров (где не требуется соблюдение температурного режима). Костанайский автозавод производит N-80 – самую популярную модель в линейке проверенных трудяг.
Рассказ о моделях JAC будет однозначно неполным, если не упомянуть об электрическом городском пятиместном кроссовере JAC iEV7S. Пятидверный и пятиместный батарейный электромобиль способен проехать 280 км на одной зарядке, при этом разгоняется до 100 км за 11 секунд. Может заряжаться от бытовой розетки в 220 вольт, а перечислять все его особенности и характеристики можно очень долго.
ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ДУГА КАМАЗа
Автомобиль КАМАЗ с момента своего серийного выпуска вошел в число визитных карточек СССР, а сегодня представляет автомобильную мощь России. В последние годы производственная кооперация ПАО «КАМАЗ» с казахстанскими партнерами активно расширяет линии жизни в нашей республике.
Первым серьезным предприятием с участием российского гиганта по локализации производства грузовиков и различных агрегатов для них в Республике Казахстан стал Кокшетау.
АО «КАМАЗ-Инжиниринг» занимается сборкой грузовиков, самосвалов и спецтехники (вахтовые автобусы, например) на шасси КАМАЗ с 2005 года. Серийное производство ориентировано для нужд потребителей РК, а они здесь достаточно разнообразные.
КАМАЗ – это завсегдатай карьеров, рудников, строек, дорожных работ, всевозможных промышленных и сельскохозяйственных перевозок. Все годы работы предприятие стремится расширить свой модельный ряд и в настоящий момент является одним из наиболее технически оснащенных заводов-производителей в стране.
В Костанае продолжается строительство завода чугунного литья. Первый этап работ планируется завершить в октябре 2021 года. Там будут выпускаться картеры мостов, блоки цилиндров и головки блока цилиндров двигателя для грузовиков КАМАЗ семейства K5. 95 % продукции предполагается экспортировать.
К5 является последним поколением семейства КАМАЗов с положенными современным грузовым тягачам эргономичностью, экономичностью, комфортом и более качественными материалами.
КАМАЗ всегда был и остается индикатором промышленного развития евразийского пространства. Когда стране нужно добывать полезные ископаемые, перерабатывать лес, строить дома, прокладывать дороги, доставлять грузы, то спрос на данную марку сразу идет вверх.
Раз КАМАЗы в ЕАЭС во все больших объемах нужны различным хозяйственным игрокам, значит, слухи о плохом положении дел в экономике несколько преувеличены. По крайней мере для реального сектора точно.
ОТ ЛОКАЛИЗАЦИИ К ЛОКАЛИЗАЦИОННОМУ ЦЕНТРУ
Промышленное производство, а тем более сложное, к разряду которых относится автопром, не появляется сразу. То есть нельзя поставить корпуса, завезти в них оборудование, нанять персонал и перейти к выпуску всего спектра продукции от гаек до автомобильных компьютеров. Что реально можно в таком деле, так это максимально быстро проходить все естественные этапы промышленного развития и роста, избегая противоестественных и тупиковых отклонений.
Буквально в конце марта начал свою работу «Локализационный центр» в Костанае.
Согласно производственной стратегии, там будет производиться более 1200 наименований компонентов для сельхозтехники, а также для автомобилей JAC и Chevrolet.
Фактически это перенос значительной части комплектационной базы непосредственно к автозаводам, чтобы экономить на перевозках и времени. Своим приятным продолжением такая практика имеет увеличение производственных рабочих мест и налогооблагаемой базы.
В начале апреля в Карагандинской области началось строительство завода по производству шин КАМА и Viatti. Бренд КАМА производит ПАО «Нижнекамскшина», чьей материнской компанией является ООО «Татнефть-нефтехим». Viatti – тоже бренд завода в Нижнекамске, но изначально технология разрабатывалась немецкими специалистами с привлечением итальянских инженеров для адаптации под российские условия эксплуатации.
Новый завод позволит повысить уровень локализации автомобильного производства в РК и обеспечить импортозамещение шин. КАМА и Viatti являются шинами высокотехнологичного среднего ценового сегмента, а потому пользуются массовым спросом. Порядка 40 % ожидаемой продукции планируется экспортировать. Полная реализация проекта должна быть завершена к концу 2022 года.
P.S. Специалисты по части устройства человека – от психологов до теологов – советуют проводить сложное нервное время в труде, медитациях и молитве (рекомендация для верующих). Автомобильная промышленность Казахстана твердо следует первому пункту инструкции, внося однозначно здоровую волну в общее социально-экономическое самочувствие страны и общества.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости