«Ведомости Казахстана» обсудили с помощником главы государства процесс общественно-политических реформ и высказали пожелание – слышать и видеть нашего президента чаще
Помощник президента по политическим вопросам Ерлан Карин пригласил представителей СМИ пообщаться в неформальной обстановке. Поводом к встрече, куда были приглашены и «Ведомости Казахстана», стал своеобразный юбилей Национального совета общественного доверия (НСОД), идею которого два года назад высказал Касым-Жомарт Токаев. Тема разговора оказалась гораздо шире изначально планировавшейся, поскольку саму жизнь невозможно отформатировать даже в широкие рамки, а волнующих тем в общественно-политической жизни Казахстана очень много.
ПРАВИЛА КОВЧЕГА
Ерлан Карин по роду деятельности курирует НСОД. Он рассказал, что многие гражданские активисты, эксперты и лидеры общественного мнения (ЛОМы), которым предлагалось участие в Совете, в качестве встречного требования выдвигали недопуск в новый орган тех или иных лиц. В общем, ряд деятелей хотел видеть в составе НСОД только своих соратников и единомышленников.
Помощнику президента пришлось провести обширную разъяснительную работу, где он доносил до сограждан: эффективную коммуникацию с властью невозможно выстроить, если представители гражданского общества настолько нетерпимы друг к другу и противоположной точке зрения. Раз люди хотят работать на благо страны и общества, то они должны уметь нормально дискутировать и аргументированно защищать предлагаемую позицию, адекватно и рационально воспринимать альтернативные варианты.
Политическая установка Касым-Жомарта Токаева на то, что он будет слушать всех, очень сильно оздоровила общую атмосферу в республике. Ни для кого не секрет, что люди в условиях современных технологий оказываются в информационном капсулировании. То есть видят и слышат только приятные им вещи, благо функционал социальных сетей и всевозможных гаджетов позволяет формировать вокруг себя любую заданную среду. Но на уровне государственного интереса подобные вещи опасны, поскольку ломают каналы взаимодействия.
К счастью, Национальный совет общественного доверия стал той площадкой, с помощью которой (пусть не без трений и шероховатостей) эксперты и ЛОМы научились коммуницировать друг с другом и вырабатывать общее видение по сложным проблемам при контактах с верховной властью. НСОД – это инструмент по формированию политической культуры в обществе и доказывать свою состоятельность ему пришлось с самого начала своего существования.
Президентская матрица учета разнообразных идей и предложений распространяется и на географию страны. Власть должна учитывать интересы и пожелания не только Нур-Султана и Алматы, но и жителей всей республики. Члены НСОД уже совершили поездки в регионы – Северо-Казахстанская область и Мангистау – чтобы лучше понять проблематику на местах и партикуляризм (местные специфические особенности). Особым вниманием визитеров пользуются Общественные советы при акиматах областей. Такая практика целевого посещения регионов будет продолжена.
Характерно, что в разные области отправляются различные команды НСОД. Созданный в 2019-ом году институт – это не монолитный блок. К нему скорее подходит определение конструктор, каждый элемент которого обладает определенной автономностью и функциональностью, а потому способен проводить самостоятельную работу.
Жизнь показывает, что власть в конечном итоге слышит общество и реагирует на его запросы. Здесь важно, чтобы не получалось как со светом далекой звезды – она уже погасла, а сияние все идет. НСОД по своему предназначению призван оперативно доносить волнующие людей вопросы до политического руководства и предлагать варианты компетентных решений. Как бы то ни было, с непосредственным участием Национального совета общественного доверия приняты 17 законов, 3 указа президента, 18 постановлений правительства и 29 приказов министерств. На рассмотрении центральных государственных органов и Мажилиса Парламента находятся еще 16 законопроектов.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ПОЖЕЛАНИЯ
Редактор «Ведомостей Казахстана» Валерий Сурганов в ходе встречи с Ерланом Кариным высказал ряд предложений по текущей повестке. В частности, при работе с регионами хотелось бы получить акцент на открываемые в них производства. От акимов областей и городов постоянно идут декларации про новые предприятия, выпуск готовой продукции и дополнительную занятость.
К сожалению, слишком часто все эти заявления предполагают будущее время. Когда же оно приходит, то сроки ввода в эксплуатацию фабрик, заводов, цехов, рудников, месторождений, инфраструктурных объектов откладываются и переносятся на год-два вправо. А если предприятие так и не заработало, то региональные власти стараются про него забыть как можно более капитально.
Чтобы положить конец подобной практике нужно обеспечить допуск журналистов, пишущих на экономические темы, в места обозначенного властями ввода в строй новых производств. Попутно и реальная работа акимов получит более независимую и объективную оценку.
В лице помощника президента журналисты поблагодарили весь НСОД и главу государства за декриминализацию статьи 130 (клевета) УК РК и гуманизацию статьи 174 (разжигание различной розни). Однако в уголовном кодексе есть еще статья 274 «Распространение заведомо ложной информации».
Она написана таким языком, что при желании ее можно легко использоваться для подавления свободы слова. Тем более в современных условиях, когда из-за плотных информационных потоков и одновременно общественной важности многих сообщений у редакций часто отсутствует бюджет времени, чтобы наверняка разобраться с достоверностью информации.
У господина Карина попросили содействия если не в отмене статьи 274 (что было бы идеально), то хотя бы в переводе ее из Уголовного кодекса в Административный.
Господин Сурганов обратил внимание на то, что в последнее время мы видим Касым-Жомарта Токаева главным образом при якорных событиях, когда он выступает с Посланием к народу или проводит заседания НСОД. Хотелось бы наблюдать более плотную медийную активность главы государства и в повседневной повестке страны.
Когда в 2019-ом году президент посещал Кокшетау и говорил о вопросах АПК или был в Алматы и высказывался о горнолыжном курорте «Кок-Жайляу», то это создавало более насыщенный и конструктивный фон для всех проходящих в республике общественных процессов. В конце концов, НСОД – это структура при президенте. Поэтому, когда лидер Казахстана формирует предметный перечень задач, то он и для членов Национального совета общественного доверия продвигает более комфортную рабочую среду.
Ерлан Карин объяснил возникшую паузу влиянием пандемии, которая объективно сдерживает публичные мероприятия с участием президента. По мере выхода регионов в «зеленую» зону и продвижения вакцинации глава государства вернется в активное информационное поле.
Важно понимать, что в силу особенностей политической культуры Казахстана, регулярные высказывания Касым-Жомарта Токаева выступают своеобразным маяком для чиновников, судей, работников правоохранительных органов, парламентариев, которые таким образом в режиме реального времени пропитываются духом реформ и ориентирами государственного курса.
Помощник президента сам в разговоре признал, что в случае с декриминализацией клеветы не у всех членов НСОД по данному вопросу был консенсус (противников тоже хватало). Зато глава государства задал общий импульс политическому процессу, после чего было принято однозначно прогрессивное решение. Поэтому стабильное присутствие лидера Казахстана в повседневной информационной повестке республики трудно переоценить для дела продвижения тех назревших преобразований, которые он осуществляет.
ПОЗИТИВНЫЕ ПЕРЕМЕНЫ
Формирование слышащего государства и вообще выстраивание более эффективных каналов связи власти и общества уже дает свои плоды. Например, стало меньше языка вражды между государством и населением. Когда люди узнавали об изнасилованном мальчике в ЮКО весной 2018 года, про убийство фигуриста Дениса Тэна летом того же года или смерть в огне пяти девочек во времянке в Астане в феврале 2019-го, то социальные сети неделями клокотали ненавистью.
Нельзя сказать, что подобные трагические и драматические вещи ушли из жизни казахстанцев, да это и невозможно – в большой стране всегда будут происходить чрезвычайные происшествия. Другое дело – общественная реакция. Люди стали гораздо спокойнее относиться к так или иначе возникающим трагическим событиям, той же гибели детей при пожарах, как последний случай в Таразе, или при грязеселевом потоке на Чарыне. Массовое сознание больше не связывает несчастные случаи с государственной политикой и не видит в них чьей-то целенаправленной злой воли.
Ерлан Карин по данному поводу заметил, что в прошлые годы к нему с периодичностью раз в неделю подходил кто-нибудь на улице или в общественном месте (лицо все-таки медийное, а потому узнаваемое) и предъявлял претензии за качество государственного управления. Сейчас ситуация изменилась на противоположную. Теперь примерно с такой же периодичностью могут поблагодарить за возможность снятия части пенсионных накоплений, которые люди тратят на улучшение жилищных условий или на медицинские услуги. Далеко не во всех странах имеется такая предоставленная государством возможность и люди ее ценят.
Тот факт, что в составы советов директоров 16 предприятий квазигосударственного сектора введены представители гражданского общества, не просто шаг власти навстречу открытости. Государство приглашает население больше брать инициативы и ответственности в свои руки. Запущенная волна преобразований КСК (кооперативы собственников квартир) в ОСИ (объединение собственников имущества) тоже из этой серии.
Швах в системе управления многоквартирным жилым фондом давно стал притчей во языцех. Доходит до комических ситуаций, когда действующие высокопоставленные чиновники, которые в силу занимаемых позиций оказывают влияние на целые отрасли экономики, ничего не могут сделать с обычным председателем КСК. Теперь правила игры меняются в пользу квартировладельцев и их частной инициативы. По задумке, власть над конкретным домом переходит к его жильцам, которые сами решают вопросы с поставщиками электричества, тепла, воды и сервисными службами.
Возможно, государство переоценивает потенциал собственников имущества, ведь даже для ведения дел в рамках одного многоквартирного дома требуются совместные действия всех жильцов, но по крайней мере оно предоставляет гражданам инструментарий, с помощью которого можно полнее реализовать свои права. Не сегодня придуман тезис о том, что собственность обременяет и обязывает, поэтому людям нужно больше времени уделять содержанию своего жилья в порядке, эффективнее коммуницировать, учиться искусству компромиссов.
Сегодня в лидерах по перепрофилированию КСК в ОСИ находится Алматы. В принципе, здесь нет ничего удивительного, поскольку в мегаполисе устоявшиеся традиции городской культуры, которые учат жителей взаимодействию снизу. К сожалению, подобных очагов в Казахстане не так много, как хотелось бы, но в любом случае дорога начинается с первого шага.
НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Курсу президента Токаева сильно помешала пандемия коронавируса и все то, что она с собой принесла. А начиналось время перемен оптимистично: послабления в информационной сфере (их журналисты почувствовали очень быстро, а еще быстрее к ним привыкли, поскольку к хорошему человек адаптируется моментально), социальные лифты для политиков, политологов, людей, желающих посвятить себя государственному управлению и экспертной оценке.
Масса проектов и начинаний были подрезаны карантинными ограничениями, как птица на взлете. В принципе, на главе государства все это тоже сказалось, когда его стало меньше в информационном поле страны. С другой стороны, «черный лебедь» помог государству проявить свой потенциал в условиях чрезвычайной ситуации. Впервые в истории Республика Казахстан выплачивала миллионам людей минимальную заработную плату, да еще по предельно упрощенной процедуре, чем продемонстрировала свою ответственность перед гражданами и заботу о них.
Надо отдать должное людям, они тоже проходят через свалившиеся на них испытания стойко, без массовых эксцессов а-ля Колумбия или хотя бы соседний Кыргызстан, где любая подобная встряска выливается в вариации государственного переворота.
В период до нового курса власть боялась идти навстречу обществу, явно опасаясь, что любая уступка будет воспринята населением как слабость. Касым-Жомарт Токаев смог переформатировать общее поле взаимодействия государства и граждан, в том числе с помощью Национального совета общественного доверия. Поэтому февральское заседание НСОД фактически закрыло будоражащий казахстанцев многие годы земельный вопрос: принят закон о запрете продажи и аренды сельскохозяйственных земель иностранцам и иностранным юридическим лицам; создана и ведет работу Комиссия по земельной реформе.
Повышение заработной платы 247 тысячам медицинских работников (врачам в среднем на 30 %, среднему медицинскому персоналу на 20 %) тоже прошло в рабочем режиме, без кампанейщины и истерик. Просто государство на практике осознало, какую роль играют медики в жизнеобеспечении общества, а потому само пошло на увеличение должностных окладов. В конце концов, социум через систему заработной платы указывает людям на приоритетные сферы занятости, тем самым позволяя молодежи стратегически строить свои карьеры.
Встреча с Ерланом Кариным получилась продуктивной в том числе потому, что теперь журналисты не бегают за политическими назначенцами, а налажена дорога с двусторонним движением. Обе стороны настроены конструктивно, без предвзятости, а это само по себе создает заинтересованность в позитивном результате и располагает к взаимодействию.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Политические реформы нельзя провести раз и навсегда, поскольку это процесс. Другое дело, что президент Токаев осуществляет его последовательно, вдумчиво и комплексно. С одной стороны можно наблюдать темп, а с другой отсутствие суеты – особенно важные моменты в государственном масштабе, который одинаково не любит как застой, так и авралы.
Указ от 9 июня «О дальнейших мерах Республики Казахстан в области прав человека» как раз хорошо характеризует проводимую политическую линию. Он усиливает фокус государства на правозащитных вопросах, является продолжением президентского курса по политической модернизации и либерализации. Фактически правозащитная тематика окончательно оформляется в качестве одного из базовых приоритетов государственной политики.
После второго заседания НСОД в Казахстане отменили смертную казнь. В Послании от 1 сентября прошлого года глава государства поручил принять комплексные меры по защите граждан (особенно детей) от кибербуллинга, бороться с торговлей людьми и пытками.
Февральское заседание НСОД в текущем году – это (среди прочего) обеспечение прав человека в пенитенциарных заведениях, защита прав женщин. Попутно мы видим, что в обеспечении процесса превращения республики в справедливое и прогрессивное государство роль Национального совета общественного доверия трудно переоценить.
Сам НСОД предстает в качестве живого и подвижного органа. Его члены не отбывают номер на официальных мероприятиях, а занимаются реальными вопросами государственной важности с целью сделать жизнь рядовых граждан лучше.
Через механизмы ротации двери в этот консультативно-совещательный орган при президенте всегда открыты. От человека требуется проявлять энергию в конструктивном русле и демонстрировать реальный профессионализм, чтобы появилось желание конвертировать его в общественную пользу.
Когда структуры и атмосфера рабочие, тогда и помощник президента, и журналист смогут найти поле для реализации.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости