В республике произошла по большей части искусственная попытка раздуть цены на картофель и морковь. Притом, что эти овощи внутри Казахстана производятся с избытком, имеется хороший экспорт и достаточно дешевый импорт этих же корнеплодов.
Решение главы государства поручить Агентству по защите и развитию конкуренции (АЗРК) принять системные меры по снижению цен на продовольственные и другие товары только на первый взгляд выглядит адресованным не по назначению. На самом деле, все вполне логично и адресно. Более того, если разбираться со статистикой, то как оказывается, никаких особых предпосылок к дефициту корнеплодов или искусственному завышению цен на них, чему мы стали свидетелями, как не было, так и нет. «Ведомости Казахстана» разобрались в ситуации и выносят свой анализ – с цифрами и фактами – на суд общественности.
РЫНКУ НУЖЕН СВОЙ НАСТРОЙЩИК
Ведь прямая ответственность за стабильность потребительских цен согласно законодательству возложена на Нацбанк, подконтрольный президенту страны. Для достижения этой цели Нацбанк проводит политику инфляционного таргетирования с использованием всего арсенала его денежно-кредитной политики.
В развитых странах центральные банки уже давно эффективно применяют весь этот арсенал, не допуская значительного роста инфляции даже при резких колебаниях цен на потребительские товары на внешних и внутренних рынках. Правительство же и вся система исполнительной власти, включая акиматы всех уровней, по закону не отвечают за стабильность цен, хотя именно к ним адресует свои претензии электорат, недовольный дороговизной продуктов питания.
АЗРК, как и Нацбанк, непосредственное подчиненное и подотчетное главе государства, согласно положению об этом агентстве, формально не отвечает за ценовую стабильность. Но при этом АЗРК в отличие от Нацбанка, правительства и акиматов, наделен всеми необходимыми полномочиями для того, чтобы не решать давно назревшие проблемы товарного рынка страны временными дежурными мерами, а принципиально изменить его в лучшую сторону для поддержания стабильности цен на нем сугубо рыночными методами.
Миссия АЗРК заключается в создании равных условий субъектам рынка путем защиты и развития конкуренции, ограничении монополистической деятельности и недопущении недобросовестной конкуренции.
Задачи же этого государственного органа определены как повышение экономической эффективности и конкурентоспособности субъектов рынка, содействие развитию добросовестной конкуренции, предупреждение, выявление и расследование, пресечение нарушений законодательства в области защиты конкуренции, регулирование экономической концентрации и демонополизация субъектов рынка, ограничивающих конкуренцию.
Так что поручение, данное главой государства АЗРК, в принципе адресовано по назначению. Ведь сейчас присутствие государства на рынке сельскохозяйственной продукции, как и в этой отрасли в целом, минимально в отличие от советских времен, когда оно тотально контролировало не только аграрный сектор, но и перерабатывающую отрасль, торговлю, транспорт, другие сферы, в общем, всю снабженческую, производственную и распределительную цепочку.
Поэтому государство должно задействовать здесь сугубо рыночные методы регулирования с тем, чтобы вывести сложившуюся систему обеспечения потребительскими товарами, прежде всего продуктами питания, на цивилизованный уровень.
Конечно, свои роли по-прежнему должны играть и Нацбанк, и правительство с акиматами, но подходы и полномочия АЗРК дают этому агентству безусловную первую скрипку.
Примечательно, что глава государства не только заслушал отчет председателя о принимаемых мерах по стабилизации ситуации на рынке социально значимых продуктовых товаров. На встрече в Ак Орде была представлена также информация о развитии биржевой торговли в Казахстане, ценовой ситуации на рынках стройматериалов, жилья, горюче-смазочных материалов, о стабилизации обстановки на рынке подъездных путей, по анализу деятельности государственных и частных операторов, мерам антимонопольного реагирования на рынках фармацевтики, строительства автодорог, в здравоохранении.
Прозвучала также весьма важная информация АЗРК о принимаемых совместно с Минсельхозом мерах по устранению ограничений развития конкуренции.
Так что поручение АЗРК о принятии именно системных мер по снижению цен на продовольственные и другие товары выглядит вполне логичным и своевременным в момент резкого подъема цен на картофель и морковь, входящих в перечень социально значимых продуктов питания, а также свеклу, не вошедшую в этот список.
Примечательно и то, что была оглашена часть пакета таких мер, не предусматривающих административно-командного вмешательства в сложившуюся ситуацию, способного вернуть хронический товарный дефицит. Речь идет об увеличении производства основных продуктов питания, обеспечении доступности мер господдержки для отечественных товаропроизводителей и оказании поддержки социально уязвимым слоям населения.
ВЕРНЕМСЯ К НАШИМ КОРНЕПЛОДАМ
Конечно, в нынешнем резком подорожании картофеля, моркови и свеклы нет ничего хорошего, поскольку в повседневном рационе питания соотечественников они занимают важное место.
К тому же, как и хлеб, они довольно долго оставались относительно дешевыми и доступными большей части населения.
Выход же этих продуктов питания, пусть и временно, на принципиально новый ценовой рубеж (к примеру, в Актау морковь подорожала втрое по сравнению с прошлогодним аналогичным периодом до 850 тенге) сразу же сказался не только на населении, но и на бизнесе, прежде всего на общепите.
Тем не менее, стоит напомнить, что в заметном подъеме цен на овощи и фрукты в период так называемого межсезонья, когда завершается реализация остатков урожая прошлого года и начинает поступать свежая продукция, нет ничего удивительного.
Так, в прошлом году в феврале по сравнению с декабрем 2019 года овощи подорожали на 11,6 %, марте – 21,1 %, апреле – 24,9 %, а за май, когда обычно начинается поступление продукции нового урожая – на 22,4 %.
В январе тогда средняя цена на картофель по Казахстану сложилась на уровне 98 тенге, морковь – 102 тенге, а в мае – соответственно 133 и 129 тенге (для сравнения: в мае 2019 года – 92 тенге и 125 тенге).
Как нетрудно подсчитать, в годовом выражении картофель прибавил в цене 44,6 %, тогда как морковь – лишь 3,2 %. Между тем как раз в прошлом году ожидался ажиотажный спрос на продукты питания из-за введенного в марте режима ЧП в борьбе с пандемией коронавируса, а потом и второго общенационального карантина летом того же года.
Однако к концу того весьма сложного для экономики года средние цены на картофель сложились на отметке в 113 тенге с ростом в годовом выражении к декабрю 2019 года лишь на 16,5 %, а на морковь – 111 тенге (9,9 %).
Вполне возможно, что такой относительной ценовой стабильности способствовало и снижение доходов населения в условиях двух прошлогодних локдаунов, нанесших серьезный ущерб национальной экономике.
С другой стороны, надо отдать должное и отечественным аграриям, и Минсельхозу, отвечающему за государственную политику в этой сфере, вместе с Минторговли и интеграции, а также акиматам. Первые тогда закрыли с избытком внутреннюю потребность в картофеле, собрав 4 млн. тонн, из которых почти половина пришлась на личные подсобные хозяйства населения, и увеличив валовый сбор на 2,4 % по сравнению с 2019 годом. Вырос и сбор моркови – на 6,6 % до 643,9 тыс. тонн.
При таком балансе производства и потребления вполне естественным выглядел сложившийся по итогам прошлого года значительный перевес объема экспорта картофеля из Казахстана над его импортными поставками – соответственно 359,6 тыс. тонн против 45,9 тыс. тонн, то есть в 7,8 раз.
В стоимостном выражении эти физические данные соответствуют $30,2 млн. и $4,4 млн. Столь значительный экспортный потенциал был реализован за счет крупных поставок картофеля в прошлом году в Узбекистан (328,6 тыс. тонн), Туркменистан (почти 23,0 тыс. тонн) и Таджикистан (3,6 тыс. тонн).
При этом из перечисленных стран Казахстан приобретал картофель только у Узбекистана – 64,5 тыс. тонн, что выглядит вполне естественным с учетом климатических различий.
Отрицательное же сальдо в торговле картофелем среди стран СНГ сложилось у Казахстана с Россией, Белоруссией, Азербайджаном и Кыргызстаном, а из государств «дальнего» зарубежья – с Ираном, Германией, Нидерландами и Пакистаном.
Еще по данным статистиков в прошлом году ввозился картофель к нам из Франции, Литвы, Китая, Грузии и даже Южной Кореи! При этом в страны «дальнего» зарубежья отечественный картофель не поставлялся, как, впрочем, в Азербайджан, Белоруссию и Кыргызстан.
Гораздо проще выглядит географический расклад по моркови, данные по которой статистики публикуют съедобными корнеплодами, включая столовую свеклу. По этой позиции поставки из Казахстана осуществляются только в Россию и Белоруссию, тогда как импорт идет главным образом из Узбекистана, в меньшей степени – из России, Кыргызстана, Таджикистана, Китая, Нидерландов, Польши, Египта и ЮАР.
ВСЕ У НАС ЕСТЬ, ПРОСТО НУЖНО С УМОМ РАСПОРЯДИТЬСЯ
Как видно из данных официальной статистики, спор о том, кто виноват в резком подорожании картофеля, носит несколько схоластический и надуманный характер, поскольку такого явления просто не должно быть при нормальной организации торговли в стране.
Ведь Казахстан не только полностью обеспечивает себя картофелем, но и имеет все возможности закрывать временный разрыв в его предложении на рынке за счет прошлогоднего урожая соседей-членов ЕАЭС – России и Кыргызстана, и свежей продукции в первую очередь из Узбекистана.
Поэтому позиция Минсельхоза, руководство которого сообщило об отпускной цене сельхозпроизводителей в 200 тенге за килограмм при наличии у них запасов прошлогоднего картофеля и накрутке еще в 200 тенге перекупщиками и супермаркетами, выглядит вполне реалистичной.
Объяснение же экспертов, которые утверждают, что всему виной рекордный прошлогодний объем экспорта картофеля наряду с сокращением его запасов на внутреннем рынке, выглядит не вполне обоснованным, как и закуп этого продукта в Иране и Пакистане (был еще и египетский!) по явно завышенным ценам вместо поставок из России и Кыргызстана.
В этом плане возможно более оправданным рыночным инструментом выглядит предоставление акиматами льготного форвардного финансирования торговым сетям для закупа социально значимых продуктов питания, что позволяет удерживать относительно стабильные цены на них. Свою роль, конечно же, играют и интервенции государства через стабилизационные фонды, и механизмы «встречных обязательств» производителей при субсидировании и «оборотных схем», а также «от поля до прилавка».
Безусловно, необходимо разрабатывать прогнозные балансы производства и потребления продовольственных товаров для выявления ценовых рисков и введения превентивных стабилизационных мер. Но все же не стоит забывать и о госпрограмме по строительству сети оптово-распределительных центров в рамках национальной товаропроводящей системы на основе государственно-частного партнерства.
Эта система выступит якорной инфраструктурой для объединения фермеров, закупщиков, транспортников, розничной сети и потребителей, что позволит снизить потери продуктовой цепи, стабилизировать цены на продукты, развивать торговую инфраструктуру и создавать новые каналы экспорта.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости