«Картофельные» блогеры повадились сравнивать цены на корнеплоды и уровень зарплат в Казахстане и где-то, где нас нет. Как всегда, сваливаясь в привычную парадигму: якобы существуют страны, где уровень доходов необычайно высок, зато по расходам – там все задаром.
Хайп на повышении овощных цен в последнее время – это святое. Все усиленно ищут козла отпущения, предлагая на его роль правительство. Вот только когда подорожание носит глобальный характер, а Казахстан является частью единой системы, то очень трудно идти не в ногу, даже когда модель валится в кризис. Раз уж на щит подняли ответственность, то делить ее нужно пропорционально вкладу в сегодняшнее положение дел.
БИЧЕВАНИЕ ПОРОКОВ
Классический блогер-правдоруб позирует на камеру с картофелем и рыдает, что цены на корнеплод стали выше, чем в США. А средняя зарплата в Штатах $3820 в месяц. В общем, докатились. Мы не спорим с тем, что в Америке зарплата выше, чем в Казахстане, но это не единственный показатель благополучия.
Пусть в США продукты питания, одежда, обувь, оргтехника стоят как у нас, но ведь там просто несравнимые тарифы на ЖКХ, а если при этом вы еще и арендуете жилье, то покупательская способность резко проседает. За океаном несопоставимо дорого стоит сходить в парикмахерскую, отремонтировать зубы, вызвать на дом сантехника или электрика. В центре Нью-Йорка на парковках за рабочий день можно легко оставить $200, а в Чикаго $60.
Рай на Земле – это когда доходы у тебя большие, а расходы маленькие. Если бы в развитых странах все линейно измерялось соотношением цены картофеля в супермаркете и средней заработной платой, то их давно разорвало бы на куски от переизбытка желающих там поселиться. И никакие границы не помогли бы.
Да, жизнь в Штатах богаче, чем в РК. Но чтобы ею более-менее полноценно насладиться, в домохозяйстве минимум два члена семьи должны получать среднюю заработную плату. В противном случае разницу с Казахстаном можно и не почувствовать. К тому же там есть как территории, где на $8000 в месяц семья может жить хорошо, так и те, где вы с таким доходом будете чувствовать дискомфорт. Все относительно.
Какими бы ни были различия между регионами в одной стране или между государствами, по большому счету стандартно, что уровень зарплат соответствует уровню расходов. В противном случае жить стало бы совсем невозможно. Кстати, сельские жители Казахстана в поисках лучшей доли стабильно перебираются в города. Потому что им хочется санузлов прямо в доме, горячей воды из крана, центрального отопления, скоростного интернета. А картофель с морковью в городах не выращивают.
Стало информационной нормой ставить в укор власти отдаленные аулы за их заброшенность. Делают такое те же самые блогеры, которые воспевают порядки где-нибудь далеко за границей.
Между тем и в странах, которые мы привыкли считать успешными, стагнируют и чахнут многочисленные городки и даже города, откуда население разбегается в поисках работы и лучшей доли. При этом никому в голову не приходит обвинять федеральные власти за то, что рудник истощен или завод закрыт, поэтому пусть в столице думают, как населенному пункту жить дальше.
В Казахстане все-таки социал-дарвинизм еще не въелся в структуры общества и государства, а потому от правительства всегда ждут вмешательства и поддержки.
ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ
Стало традицией винить правительство за любые беды села. При этом напомним: в Казахстане нет государственных фермерских хозяйств ни больших, ни средних, ни малых. Сейчас в сфере АПК все частное.
В том, что сельскохозяйственное производство не покрывает потребностей страны, часть вины справедливо лежит на государственных органах, поскольку они создают общие условия работы. Но ведь правительство не может заставить конкретного фермера встать рано утром и идти в поле, кормить птицу, доить корову, пропалывать овощные грядки.
Среди безнадежных заемщиков в республике довольно много сельских жителей, которые взяли кредиты якобы на развитие производства, а в реальности все промотали. Из-за этого банки второго уровня крайне неохотно финансируют любые фермерские и вообще сельскохозяйственные начинания.
Как результат, государство вопросы поддержки села взяло на себя и субсидирует АПК по линии «КазАгро». При этом жалобы фермеров и агрохолдингов на дороговизну солярки, удобрений, кормов слышны постоянно, тогда как на щедрые государственные субсидии жалуются только блогеры.
На самом деле, если показатели «КазАгро» разделить на весь массив сельскохозяйственного производства, то финансирование получается вполне умеренным, к тому же на фоне отсутствия интереса к АПК со стороны коммерческих банков.
Нельзя сказать, будто правительство вообще и Минсельхоз в частности опустили руки. Государство в лице чиновников сельскохозяйственного профиля постоянно ищет модели и механизмы, чтобы в условиях рыночных форм хозяйствования повысить материальную отдачу от фермеров и агрохолдингов. То на ЛПХ (личные подсобные хозяйства) акцент сделают, то на агрохолдинги, то на откормочные площадки. Правительство и закуп племенного скота обеспечивало, и лизинг сельскохозяйственной техники, и работу с семенным фондом растений, и сегодня находится в постоянном поиске.
Нельзя сказать, что все усилия пошли прахом. Но в Казахстане фермеры-частники, перекупщики частные, торговые сети тоже в руках частного капитала. К тому же наши бизнесмены успех трактуют крайне однобоко, изначально закладывая маржу в 100-200 %. А когда прошел слух, что имбирь и лимоны помогают бороться с коронавирусом, то цены мгновенно взлетели на 1000 %. Правда, по истечении ажиотажа упали – тоже влияние рынка.
РОСТ ЦЕН
Цены на овощную продукцию выросли. Картофель и морковка оказались в эпицентре общественного внимания еще и потому, что продукция старого урожая закончилась, а новый еще только начинает поступать. Как положено в ситуации временного разрыва спроса и предложения, цены пошли вверх.
Из информационного гвалта можно подумать, будто везде цены ровные и стабильные, а в Казахстане они рвутся под облака как очумелые. Реальность же несколько иная. В мире наблюдаются рекордные показатели глобальной продовольственной инфляции.
Согласно июньскому докладу ФАО (продовольственная и сельскохозяйственная ассоциация ООН), индекс продовольственных цен в мае 2021 года составил 127,1 пункта, что на 5,8 пункта (4,8 %) выше показателя за апрель и на 36,1 пункт (39,7 %) превосходит уровень прошлого года.
Фактически майский прирост 2021-го стал самым большим месячным скачком с октября 2010 года. Индекс ФАО растет двенадцать месяцев подряд, и данная тенденция прогнозируется вплоть до 2022 года. Годовой показатель роста уже превышает 40 %. То есть, во всем мире продуты питания подорожали почти наполовину только за последний год.
Про Казахстан страдатели за сельскохозяйственную добродетель всегда вопиют, что в стране огромные посевные площади, а потому росту цен нет оправдания. Но ведь в соседней России возделываемых земель на порядок больше, а в середине июня Росстат подтвердил, что с начала года цена на пресловутый картофель поднялась на 82 %, а на такую же морковь на 102,6 %.
РК и РФ находятся в общем экономическом пространстве, а ЕАЭС встроен в глобальную хозяйственную систему. Поэтому, когда Япония и Италия поддержали население и производителей на 40 % ВВП, Германия и Великобритания влили денег на 30 % от ВВП, Франция – более 20 %, Испания, Канада, США – более 10 %, то проявился эффект двойного магнита, который бодро притянул к себе цены. Другими словами, взрывное увеличение денежной эмиссии привело к ускорению мировой инфляции, в результате чего стали дорожать все реальные активы, включая продовольствие.
В США в апреле годовая инфляция составила 4,2 %. При этом базовая инфляция (без учета продуктов питания и цен на бензин) разогналась до максимума с 1981 года. А вот в мае годовая инфляция уже вышла на рубеж в 5 %.
Справедливости ради надо сказать, что цены выросли на все. То есть не только на продовольствие, но и ГСМ, стройматериалы и даже на рабочую силу. Очень хорошо повышение зарплат видно в строительном секторе, где из-за дефицита гастарбайтеров работодатели вынуждены больше платить всем участникам производственного процесса.
Кстати, на полях в этом году гастарбайтеров также мало, как и в прошлом, из-за чего сельскохозяйственным рабочим поднимают расценки.
ВАРИАНТЫ
Тот факт, что в огородных культурах потоптался «черный лебедь», не избавляет от поисков исправления ситуации. Экономист Олжас Кудайбергенов предлагает вводить форвардный закуп у фермеров. При таком подходе финансируется весь процесс выращивания в обмен на поставки определенного объема продовольствия по фиксированной цене.
В таком раскладе наблюдающиеся сегодня негативные эффекты, где межсезонье (апрель-июнь) в поставках картошки наложилось на неурожай этой культуры в России и Узбекистане (что привело к росту цен) будут куда менее болезненными.
Господин Кудайбергенов отдельно указывает на фактор адресной социальной помощи. Государство должно точечно помогать тем людям, которые больше всего страдают от роста цен на продовольственные товары.
В свою очередь, предприниматель Ерлан Тажибаев пишет: госсубсидии устроены так, что субсидируются площади земель. А надо субсидировать результат в виде урожая. Сдал 100000 тонн картофеля не на овощебазу, а прямо в торговые сети – получи субсидии.
Сейчас наоборот: дают субсидии, а дальше, как карта ляжет. Можно сколько угодно бороться с ценами, но рынок устроен так, что при агрессивном спросе на дефицитный товар они всегда идут вверх.
Отдельным блоком стоит выделить работу государственной идеологической и пропагандистской машины. Пандемия коронавируса помогла развеять многие фантомы и лучше познакомиться с реальным положением вещей. Отсюда осознание важности медицинских работников и обеспеченности лекарствами, понимание превосходства очной формы обучения над дистанционной. Но какие-то вещи не перебиваются за один форс-мажор.
У нас есть знакомый-ветеринар, который просто безупречно следил за животными в фермерских хозяйствах. У него хорошая репутация, из-за чего не было отбоя от клиентов, и платили ему по повышенному тарифу за качество. Однако сейчас, несмотря на изобилие заказов, ветеринар от них отказывается и погрузился в изучение интернет-курсов по продаже разнообразной бытовой химии и средствам ухода.
Здесь нужно что-то менять в мозгах. Распад Советского Союза и переход на рыночные рельсы сопровождался понижением ценности человека труда. Все захотели быть акционерами, коммерческими и финансовыми директорами, на худой конец офисными работниками. Между тем жизнь показывает, что квалифицированные строители, электрики, сварщики, овощеводы и ветеринары – это очень востребованные люди, которые могут хорошо зарабатывать.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости