В очередном временном витке цен на часть овощной корзины нет ничего, кроме непреложных экономических законов и фактов. Однако решать вопросы производства и перепроизводства, внутреннего спроса и экспорта – куда сложнее, чем горько сокрушаться о некомпетентности правительства
Некоторые овощи за последнюю неделю чуть было не стали новым биткоином. Однако правительству и Минсельхозу удалось быстро выправить ситуацию: в настоящее время цены на картофель и морковь стабилизируются по всей стране. Вот только большой вопрос – кто именно конечный бенефициар скачкообразного роста цен на них: простые майнеры в лице фермеров или кто-то ушлый с магазином и КамАЗом?
ВСЕ ПРОПАЛО: КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
Цены на отдельные овощи в городских супермаркетах временно скакнули, так что это дало повод очередным всепропальщикам воздеть руки к нему с требованиями – то ли ввода государственного регулирования цен, то ли поиска спекулянтов, то ли подтягивания зарплат казахстанцев до американского уровня.
В последнем случае, популисты как правило забывали сказать, что возможно какая-то номенклатура товаров и продуктов у Казахстана с США примерно и равна в стоимостном выражении, однако тамошняя сфера услуг, что составляет более 70 % рынка и всевозможных платежей даже близко не идет ни в какое сравнение со скромными казахстанскими реалиями.
Посыпались версии и о том, чем вызван такой резкий скачок цен. Нашлись эксперты, которые стали говорить о выросших ценах на ГСМ, свет и воду.
Однако, были и те, кто обвинил фермеров в том, что они по осени весь картофель продали россиянам. Эта версия, к слову, всплывает каждый год в момент сезонного роста цен. Да-да, если кто-то позабыл, овощи весной дорожают ежегодно.
Я лично в середине мая на рынке всякий раз покупала молодой и красивый картофель за 300 тенге/килограмм вместо покрытого глазками прошлогоднего за 150. В этом году примерно то же самое. Разница лишь в том, что прошлогодний еще с зимы дешевле, чем за 220 тенге/килограмм было не найти.
Недавно на одном из брифингов в СЦК министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров тоже говорил о сезонности: в Казахстане молодой картофель поспевает к середине мая, в этом году весна на Юге была поздней, поэтому наша картошка поступит на прилавки на несколько недель позже. Пока же молодым картофелем Республику снабжают фермеры Узбекистана.
ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ УДАР ПО ПЕРЕКУПЩИКАМ
Но, тем не менее, факт остается фактом: картофель подорожал. И тут уже возникает вопрос: чем спровоцирован этот рост?
— Если по цене говорить, на сегодняшний день наши производители прямо со своих складов отпускают по цене 200 тенге, остальные 200 тенге – это уже надбавки посредников либо тех же супермаркетов, — сказал министр Омаров.
Перекупщиками и супермаркетами ведают акиматы и Министерство торговли и интеграции. Но, к сожалению, местная власть знает и практикует только один способ борьбы с высокими ценами – визит градоначальника на рынок. Делается это обычно с огромной помпой, в сопровождении кучи телекамер и свиты чиновников. Продавцы к таким рейдам уже давно привыкли и прекрасно знают, что как только высокопоставленные гости сядут в свои служебные авто, весь контроль цен и закончится.
На системной основе с ростом цен бороться пытается Министерство торговли и интеграции. Несколько лет назад они предложили построить по стране 24 оптово-распределительных центра, где фермеры смогли бы торговать с супермаркетами напрямую без посредников. При этом сделки были бы полностью прозрачными: любой ревизор смог бы без труда увидеть почем ту же самую картошку продал фермер и по какой цене ее продает магазин конечному покупателю. Идею поддержали и коллеги по кабмину, и президент.
Причем на последнем саммите ЕАЭС Касым-Жомарт Токаев предложил аналогичную схему использовать и в международной торговле. Казахстан совместно с Узбекистаном уже приступил к практической реализации совместного проекта по созданию международного центра торгово-экономического сотрудничества Центральной Азии.
Он будет расположен вдоль стратегической автомагистрали Западная Европа – Западный Китай, и, как рассчитывают наши страны, обеспечит рост взаимной торговли транзита, поможет обелить товарные потоки и обеспечить безопасность продукции. Президент Казахстана предложил развивать аналогичную совместную инфраструктуру со всеми странами евразийского союза.
Но для строительства ОРЦ нужно время. А кушать хочется всем и всегда. Поэтому наряду со строительством ОРЦ в регионах решено увеличить суммы для закупа продуктов в стабфонд с 33 до 50 миллиардов тенге.
Вместе с тем, как справедливо и не раз отмечали сами картофелеводы, справиться с сезонным ростом цен стабфонд вряд ли сможет. Потому как для того, чтобы сохранить овощи в товарном виде до мая обычных овощехранилищ не хватает, нужны специальные холодильники. А это – увеличение себестоимости хранения и, как следствие, цены.
Оптово-распределительные центры смогут снизить затраты за хранение за счет распределения затрат на общие объемы, но, повторимся: их еще нужно построить.
С НИМИ НАДО ЖЕСТЧЕ!
Вот только, как считает мажилисмен Аманжан Жамалов, к регулированию цен в стране уже давно пора подключаться и другим госорганам. В своем запросе на имя премьер-министра РК он напомнил, что в странах ЕАЭС недавно была аналогичная ситуация на продовольственном рынке. Там виноватых нашли быстро – жадные производители и торговые сети.
А раз так, то самое время вмешаться в ситуацию Агентству по защите конкуренции. Но не просто штрафы тем, кого поймают на ценовом сговоре выписать, а перейти к более строгим наказаниям.
— За четыре месяца антимонопольным органом выдано 48 уведомлений производителям и оптовым поставщикам яиц, подсолнечного масла, сахара, гречневой крупы, молочной продукции, мяса кур, макарон (рожки) по признакам антиконкурентных согласованных действий, злоупотребления доминирующим или монопольным положением. При этом, если посмотреть на статистику, то за последние 12 месяцев яйца подорожали на 33,7 %, подсолнечное масло – на 48 %, сахар – на 26,3 %, гречневая крупа — на 29,4 %. Это те товары, по которым Агентством выданы уведомления. Зачем нам такое «мягкое право»? Считаю, что в такой ситуации надо действовать более эффективно, а не заниматься имитацией бурной деятельности, — обратился депутат к главе правительства.
А ЧТО У НАС В ПЕРСПЕКТИВЕ?
На фоне новостей о росте цен на картофель и морковь сообщение о том, что фермеры завершили весенне-полевые работы отошло на второй план. Хотя, казалось бы, разве не должны люди во время ажиотажа активнее интересоваться тем, когда все вернется на круги своя?
А между тем, за сухими цифрами аграрного ведомства скрывается очень многое. К примеру, того самого картофеля фермеры посадили на 198 тысячах гектаров, что на 5,8 тысяч га больше, чем в прошлом году.
Если говорить о других продуктах, то площади масличных увеличены на 11,9 тыс. га, таким образом под подсолнечник и его братьев выделено 2,9 млн. га, под овощебахчевые – 275,2 тыс. га (+10,6 тыс. га), под кормовые –3,4 млн га (+104,2 тыс. га).
Зерновые и зернобобовые культуры размещены на площади 15,7 млн га. Всего же фермеры засеяли 22,7 млн га земли, что на 78,2 тыс. га больше, чем в прошлом году.
Те, кто хотя бы что-то смыслит в агротехнологиях, хорошо знает, что урожай в современном мире зависит не только от погодных условий, но и от качества семян и количества внесенных удобрений. А цена на выращенную продукцию – от урожайности.
По данным Минсельхоза, для увеличения объемов применения удобрений в текущем году выделено 30,9 млрд тенге, что позволит довести объемы внесения удобрений до 25 % от научной потребности.
На 4 июня аграриям отгружено 405,3 тысячи минеральных удобрений.
Аграрное ведомство вместе с фермерами задумывается о том, как сделать агробизнес по настоящему выгодным и успешным, как провести все агромероприятия в срок. И сдерживание цен, на самом деле, для того же АПК – это некий конфликт интересов.
Любой фермер по своей сути бизнесмен. И весь смысл его тяжелого труда в том, чтобы получить прибыль. А задача Минсельхоза – дать аграриям эту возможность.
В то же самое время, если сейчас, на фоне новостей о росте цен на картофель в отрасль придут новые инвесторы с передовыми технологиями и намерением вести высокорентабельное хозяйство, в стране неизбежно произойдет перенасыщение «вторым хлебом», цена на него упадет в соответствии с законами рынка.
НУЖНО МЕНЯТЬ СИСТЕМУ
В то же время, как уверены многие эксперты, сложившаяся на овощном рынке ситуация – лишь начало. И чтобы снизить риски для страны и граждан, необходимо пересмотреть системные подходы к регулированию цен на еду и поддержку АПК.
Как уверен мажилисмен Айкын Конуров, мировой спрос на продовольствие будет расти и меняться. И кто в Казахстане отслеживает эти изменения и уж тем более – старается предугадать дальнейшее развитие событий, тот и выиграет.
— В этом году в Индии из-за пандемии часть рисовых полей не была засеяна. Это значит, что страна вскоре начнет скупать рис на соседних рынках. Как это скажется на нас? – приводит он один из примеров того, что может спровоцировать дефицит на казахстанских прилавках.
Сейчас, как считает эксперт, за цены на еду в Казахстане отвечает слишком много госорганов. В итоге, как гласит народная мудрость, «У семи нянек дитя остается без глаза». Чтобы изменить ситуацию Казахстану нужны программа по обеспечению продбезопасности и один-единственный госорган, отвечающий за ее реализацию.
В то же время экономист Арман Байганов считает, что обуздать цены через какие-то бюрократические рычаги нереально, нужно приложить максимум усилий для того, чтобы стране просто было из чего приготовить обед завтра.
— Не секрет, что вода с каждым годом становится все дороже и ее не хватает. В мире существуют технологии более экономного капельного орошения, «нулевой» обработки пашни. Но применяются они в Казахстане очень редко. Потому что никто не требует! Система субсидирования на гектар не подталкивает аграриев к более высокой производительности, а значит это неправильная система! Субсидирование должно быть доступно только тем, кто и сам стремится снизить затраты на производство, применяя более экономные технологии, — говорит он.
Как уверен экономист, только через синергию науки и поля можно добиться изобилия на прилавках. А вот насколько доступной будет цена этого изобилия – вопрос ко многим госорганам. Ведь фермеры зачастую не имеют ни малейшего понятия о том, во сколько раз дорожает их продукция, пока дойдет до ближайшего супермаркета.
Динара АЛИБЕКОВА, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости