• Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
Суббота, 28 января, 2023
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
Ведомости Казахстана
дата основания: 7 мая 2019 года

Основатель и амбассадор

Валерий Самарец (Сурганов)

  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости
Ведомости Казахстана

Последние новости экономики и финансов в Казахстане и за рубежом.

Увядающее древо холдинга «Байтерек»

11/08/2020
в Экономические ведомости
3 мин для чтение
22.6k 228
0
Увядающее древо холдинга «Байтерек»

Впишутся ли госхолдинги в новый экономический курс страны?

Большие деньги, как известно, любят тишину. Но когда ими занимается государство, то не получается ни тишины, никакой-либо ясной для понимания обществом логики. 

Перипетии национального управляющего холдинга «Байтерек» уже вошли в историю как один из ярких примеров противоречивой государственной политики в финансовой сфере.

КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?

Поначалу в Казахстане не пытались искать свой путь, а брали за образец лучшие достижения других развивающихся государств. После президентского визита в Сингапур осенью 2003 года и встреч на высшем уровне с основателем этого азиатского «тигра» Ли Куан Ю и руководством национального инвестиционного фонда «Temasec», управляющим частью сингапурских госактивов, появилась идея объединить все национальные компании Казахстана в единый холдинг под контролем государства. 

Так появился на свет в 2006 году «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук», основанный президентским указом от 28 января «О мерах по дальнейшему обеспечению интересов государства в управлении государственным сектором экономики». Подчеркнем – «Самрук» создавался как управляющий холдинг.

Спустя два месяца – 16 марта 2006 года – был подписан другой указ президента РК «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан». Во исполнение этого указа на свет появилось АО «Фонд устойчивого развития «Казына», название которого явно было выбрано под влиянием интенсивных контактов руководства Казахстана с Малайзией – там и по сей день функционирует государственный инвестиционный фонд «Khazanah Nasional Berhad». 

Напомним, что свой первый официальный визит в Малайзию тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил в мае 1996 года. А в июле того же года в нашу страну прибыл с государственным визитом премьер-министр Махатхир Мохамад. 

«Khazanah Nasional Berhad» классифицируется как суверенный фонд национального благосостояния. Но к моменту создания ФУР «Казына» в Казахстане уже действовал Национальный фонд РК, созданный по норвежской модели президентским указом в августе 2000 года для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений и снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов. 

Поскольку «поляна», отводимая в других странах для суверенного фонда национального благосостояния была фактически занята, то ФУР «Казына» отвели другую роль – национальной управляющей компании в отношении национальных институтов развития, созданных в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы. 

Таким образом, имея в названии слово «фонд», ФУР «Казына» по факту таковым не был, а выступал в качестве второго управляющего холдинга, контролируемого государством, как в финансовой сфере, так и в поддержке им развития экономики, в том числе и частного сектора. 

Как видно, изначально в модель ФУР «Казына» было заложено несколько противоречащих друг другу идей и принципов, что сразу же проявилось во время глобального финансового кризиса 2007-2008 годов и повлекло временное исчезновение этого госхолдинга со сцены. 

А в 2006 году в ведение ФУР «Казына» были переданы «Банк развития Казахстана», «Инвестиционный фонд Казахстана», «Национальный инновационный фонд», «Госстрахкорпорация по страхованию кредитов и инвестиций», «Фонд развития малого предпринимательства», «Центр маркетингово-аналитических исследований», и «Казахстанский центр содействия инвестициям». 

Возглавил эту явно разношерстную группу компаний Кайрат Келимбетов, занимавший до этого пост министра экономики и бюджетного планирования. 

Затем семейство ФУР «Казына» пополнилось еще двумя компаниями – АО «Социальные инновационные технологии» для реализации проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц» и АО «Казына Капитал Менеджмент», выполняющее роль и функции фонда фондов.

Свою деятельность тогдашнее руководство ФУР «Казына» позиционировало на реализации двух основных приоритетов – активизации инвестиционной деятельности в целях диверсификации экономики Казахстана и улучшении уровня корпоративного управления в отношении дочерних организаций. 

Первая цель, как показал финансовый кризис 2007-2008 годов и последующие потрясения мировых рынков, включая и падение мировых цен на нефть в этом году, совпавшее с пандемией коронавируса, так и не была достигнута при всех известных успехах и провалах реализации стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы. 

Что касается уровня корпоративного управления в «дочках» ФУР «Казына», то и тут вряд ли можно говорить о каких-то зримых успехах. 

РЕИНКАРНАЦИЯ «КАЗЫНЫ»

Как бы то ни было, кризис 2007-2008 годов подвел финальную черту в судьбе ФУР «Казына» — государственный «Боливар» уже не мог вынести на себе два управляющих холдинга. 

13 октября 2008 года президент РК подписывает свой указ «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики». По этому указу создается АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» путем слияния АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и АО «Фонд устойчивого развития «Казына». 

Конечно, попытка впрячь в одну телегу коня и трепетную лань изначально была обречена на провал. Ведь управление реальным сектором – это одно, а развитие экономики путем ее диверсификации, расширения роли частного сектора и внедрения инноваций – совсем другое. 

Тем не менее, под крышей ФНБ «Самрук-Казына», которому слово «фонд» досталось в наследство от ФУР «Казына», эта парочка упраздненных госхолдингов просуществовала довольно долго – почти 5 лет. 

В принципе, маневр государства оказался верным, так как была решена главная задача этого пятилетия – восстановление экономики от потерь, нанесенных глобальным финансовым кризисом. Поэтому мало кто удивился, когда в мае 2013 года президентским указом «О некоторых мерах по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики» было создано АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек». 

Как заметил в соцсети Facebook один известный финансист, фактически произошла реинкарнация ФУР «Казына». На этот раз организационная схема нового госхолдинга была определена без каких-либо отсылок на его роль как фонда. Однако цели деятельности НУХ «Байтерек» явно были заимствованы у ФУР «Казына» — содействие развитию и диверсификации экономики, привлечению инвестиций. 

Новшеством же стало включение в список целей содействию развитию кластеров. Обновился и список госкомпаний, переданных под контроль нового нацхолдинга. В него вошли для начала «Национальное агентство по технологическому развитию», «Жилстройсбербанк Казахстана», «Казахстанская Ипотечная Компания», «Казахстанский Фонд гарантирования ипотечных кредитов», «Фонд стрессовых активов», «Банк развития Казахстана»,  «Инвестиционный фонд Казахстана», «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» и «Казына Капитал Менеджмент». 

Последняя компания, как ни странно, так и не сменила до сих пор свое название путем удаления из него слова «Казына», не имеющего более отношения к деятельности НУХ «Байтерек». 

Зато ФНБ «Самрук-Казына» в своей деятельности продолжал следовать опыту малайзийского фонда «Кhazanah Nasional Berhad». На основе опыта этого фонда национального благосостояния и сингапурской «Temasek» ФНБ «Самрук-Казына» разработал программу трансформации своего бизнеса путем перехода от роли администратора государственных активов к амплуа активного инвестора. 

НУХ «Байтерек» таких амбициозных задач перед собой не ставил, хотя практически сразу же развернул сеть инвестиционных фондов. 

«Kazakhstan Infrastructure Fund» с капитализацией 20 млрд. тенге, выделенных из республиканского бюджета в 2013 и 2014 годах, предназначался для реализации госпрограммы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы, в которой НУХ «Байтерек» была отведена роль оператора. 

«Baiterek Venture Fund» создан в 2014 году для инвестирования в приоритетные сектора экономики. 

В сентябре 2016 года на свет появился Фонд по финансированию и разработке проектной документации индустриальных и инфраструктурных проектов ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund» в результате расширения мандата ТОО «Центр сопровождения проектов ГЧП». 

Две «дочки» НУХ «Байтерек» — «Банк развития Казахстана» и «Казына Капитал Менеджмент» — дали рождение теперь уже «внучке» госхолдинга «DBK EquityFund».

В нынешние кризисно-коронавирусные времена НУХ «Байтерек» несколько скорректировал свои цели, заявляя теперь о поддержке и развитии национального бизнеса наряду с обеспечением доступности жилья. 

При этом поддержка крупного бизнеса в обрабатывающей промышленности, транспорте и энергетике идет в основном через «Банк развития Казахстана», тогда как малый и средний бизнес поддерживаются через «Казына Капитал Менеджмент» и фонд «Даму». 

К примеру, через «БРК» идет госпрограмма льготного кредитования на покупку легковых автомобилей казахстанской сборки и льготного лизинга сельхозтехники. А «ККМ» участвует в программе льготного финансирования МСБ через своих «дочек» — «Baiterek Venture Fund» и «BV Management». 

Фонд «Даму» выступает активным игроком в кредитовании бизнеса по программе «Дорожная карта бизнеса – 2025», но и по другой программе – «Енбек». 

Задачу же обеспечения доступности жилья НУХ «Байтерек» решает через «Жилстройсбербанк Казахстана», «Казахстанскую ипотечную компанию», «Байтерек девелопмент» и «Фонд гарантирования жилищного строительства». 

«И ВСЕ БЫ ХОРОШО, ДА ЧТО-ТО НЕХОРОШО»

Конечно, по сравнению со скоротечной судьбой ФУР «Казына», просуществовавшего лишь 2,5 года в качестве самостоятельного юрлица, 7-летний опыт деятельности НУХ «Байтерек» выглядит вполне солидно. 

Тем не менее, как раз в последние годы своей вроде бы успешной деятельности госхолдинг получил сильные удары по своей репутации. 

Одним из них стал арест и суд первого руководителя НУХ «Байтерек» Куандыка Бишимбаева, занимавшего должность председателя правления с момента создания госхолдинга до начала мая 2016 года, когда он был назначен министром национальной экономики. 

Его арестовали по подозрению в неоднократном получении взяток в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору. По версии следствия, г-н Бишимбаев во время руководства НУХ «Байтерек» организовал преступную схему при строительстве завода по производству и обработке листового стекла в Кызылорде. 

Были задержаны и другие топ-менеджеры, причем при получении очередной взятки. Как заявило следствие, подозреваемые наладили коррупционную схему систематического получения откатов, лоббируя интересы компаний, осуществляющих строительство арендного жилья в регионах в рамках госпрограммы «Нұрлы жол». 

В ходе судебных слушаний выяснилась даже сумма впечатляющих бонусов в $420 тысяч, полученных бывшим топ-менеджментом НУХ «Байтерек». 

Хотя, казалось бы, основной объем работы выполняется «дочерними» организациями госхолдинга, тогда как его руководство исполняет в большей степени представительские функции. 

Всплыла тогда и приличная сумма наличных в 48 млн. тенге, изъятых из банковской ячейки. 

В итоге экс-министр и бывший глава НУХ «Байтерек» был приговорен к 10 годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать руководящие должности на госслужбе, с конфискацией имущества, приобретенного на средства, добытые преступным путем. 

Его признали виновным в получении взяток на сумму 346 млн. тенге и хищении 1,2 млрд. тенге бюджетных средств. Но спустя полтора года г-н Бишимбаев вышел на свободу после того, как его ходатайство о помиловании на имя главы государства было удовлетворено путем сокращения назначенного ему срока наказания. 

Что нынче происходит с созданными тогдакоррупционными схемами и действуют ли они и поныне в системе НУХ «Байтерек», вопрос, как говорится, риторический.

В отличие от разового негативного ущерба репутации в результате этого шумного судебного разбирательства критика общественности в адрес институтов по развитию предпринимательства, контролируемых НУХ «Байтерек», выглядит системной и долгосрочной. 

Еще в 2014 году было высказано пожелание инициировать общественные слушания с участием депутатов парламента по работе госхолдингов «Байтерек» и «КазАгро», а также фонда «Даму». По мнению экспертов, институты по развитию предпринимательства превратились в посредников, живущих за счет депозитов – они «берут финансы с одного места и вкладывают в другое, живут на проценты, поступающие с депозитов». 

А весной нынешнего года к критике присоединилась НПП «Атамекен». Палата не увидела смысла в существованииНУХ «Байтерек», административные расходы которого составляют 54 млрд. тенге. 

Причем предложение это было озвучено руководством национальной палаты и на заседании правительства в рамках очередной реформы госсектора. Тот же фонд «Даму», занимающийся развитием предпринимательства, чем занимается и НПП «Атамекен», последняя готова взять под управление, чтобы сэкономить средства и добиться синергии.

Тогда как «Жилстройсбербанк» предложено передать Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК.

В ответ глава НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов пояснил, что такое заявление прозвучало не ко времени, так как госхолдинг как раз приступил к активной реализации новых инициатив по поддержке предпринимателей в период действия режима ЧП. 

Подводя итог, остается лишь надеяться, что в рамках разрабатываемого сейчас нового экономического курса судьба госхолдингов будет окончательно определена на ближайшие годы, как и всего квазигоссектора в целом. 

Ведь на финансовых рынках большинства развитых стран из списка «Топ-30», попасть в который стремится Казахстан, от имени государства оперируют министерства финансов и центральные банки, следуя классическим схемам вмешательства в рыночные дела, когда это необходимо, и содействия развитию экономики. 

Конечно, на первых порах можно было равняться на пример Малайзии и Сингапура по части экспериментов с созданием квазигосударственных инвестиционных структур. Но теперь, похоже, эта часть пути уже пройдена Казахстаном, которому пора уже ориентироваться на лучшие мировые примеры.

Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»

Автор:

Экономические ведомостиЭкономические ведомости
Поделиться2336Поделиться293Отправить
Предыдущий запись

Агросектор выдержал экзамен коронавируса

Следующая запись

«Черный квадрат» госаппарата

Следующая запись
«Черный квадрат» госаппарата

«Черный квадрат» госаппарата

Уроки белорусского майдана для Казахстана

Уроки белорусского майдана для Казахстана

Траурная музыка для банковского сектора

Траурная музыка для банковского сектора

Госслужба в поисках святого Грааля

Госслужба в поисках святого Грааля

Пожалуйста, войдите , чтобы присоединиться к обсуждению
  • Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
valeriy.surganov2014@gmail.com

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Заполните форму ниже, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны к заполнению. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти