Впишутся ли госхолдинги в новый экономический курс страны?
Большие деньги, как известно, любят тишину. Но когда ими занимается государство, то не получается ни тишины, никакой-либо ясной для понимания обществом логики.
Перипетии национального управляющего холдинга «Байтерек» уже вошли в историю как один из ярких примеров противоречивой государственной политики в финансовой сфере.
КАК ЭТО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ?
Поначалу в Казахстане не пытались искать свой путь, а брали за образец лучшие достижения других развивающихся государств. После президентского визита в Сингапур осенью 2003 года и встреч на высшем уровне с основателем этого азиатского «тигра» Ли Куан Ю и руководством национального инвестиционного фонда «Temasec», управляющим частью сингапурских госактивов, появилась идея объединить все национальные компании Казахстана в единый холдинг под контролем государства.
Так появился на свет в 2006 году «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук», основанный президентским указом от 28 января «О мерах по дальнейшему обеспечению интересов государства в управлении государственным сектором экономики». Подчеркнем – «Самрук» создавался как управляющий холдинг.
Спустя два месяца – 16 марта 2006 года – был подписан другой указ президента РК «О мерах по дальнейшему повышению конкурентоспособности национальной экономики в рамках индустриально-инновационной политики Республики Казахстан». Во исполнение этого указа на свет появилось АО «Фонд устойчивого развития «Казына», название которого явно было выбрано под влиянием интенсивных контактов руководства Казахстана с Малайзией – там и по сей день функционирует государственный инвестиционный фонд «Khazanah Nasional Berhad».
Напомним, что свой первый официальный визит в Малайзию тогдашний президент Казахстана Нурсултан Назарбаев совершил в мае 1996 года. А в июле того же года в нашу страну прибыл с государственным визитом премьер-министр Махатхир Мохамад.
«Khazanah Nasional Berhad» классифицируется как суверенный фонд национального благосостояния. Но к моменту создания ФУР «Казына» в Казахстане уже действовал Национальный фонд РК, созданный по норвежской модели президентским указом в августе 2000 года для обеспечения стабильного социально-экономического развития страны, накопления финансовых средств для будущих поколений и снижения зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.
Поскольку «поляна», отводимая в других странах для суверенного фонда национального благосостояния была фактически занята, то ФУР «Казына» отвели другую роль – национальной управляющей компании в отношении национальных институтов развития, созданных в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Казахстана на 2003-2015 годы.
Таким образом, имея в названии слово «фонд», ФУР «Казына» по факту таковым не был, а выступал в качестве второго управляющего холдинга, контролируемого государством, как в финансовой сфере, так и в поддержке им развития экономики, в том числе и частного сектора.
Как видно, изначально в модель ФУР «Казына» было заложено несколько противоречащих друг другу идей и принципов, что сразу же проявилось во время глобального финансового кризиса 2007-2008 годов и повлекло временное исчезновение этого госхолдинга со сцены.
А в 2006 году в ведение ФУР «Казына» были переданы «Банк развития Казахстана», «Инвестиционный фонд Казахстана», «Национальный инновационный фонд», «Госстрахкорпорация по страхованию кредитов и инвестиций», «Фонд развития малого предпринимательства», «Центр маркетингово-аналитических исследований», и «Казахстанский центр содействия инвестициям».
Возглавил эту явно разношерстную группу компаний Кайрат Келимбетов, занимавший до этого пост министра экономики и бюджетного планирования.
Затем семейство ФУР «Казына» пополнилось еще двумя компаниями – АО «Социальные инновационные технологии» для реализации проекта «Строительство 100 школ и 100 больниц» и АО «Казына Капитал Менеджмент», выполняющее роль и функции фонда фондов.
Свою деятельность тогдашнее руководство ФУР «Казына» позиционировало на реализации двух основных приоритетов – активизации инвестиционной деятельности в целях диверсификации экономики Казахстана и улучшении уровня корпоративного управления в отношении дочерних организаций.
Первая цель, как показал финансовый кризис 2007-2008 годов и последующие потрясения мировых рынков, включая и падение мировых цен на нефть в этом году, совпавшее с пандемией коронавируса, так и не была достигнута при всех известных успехах и провалах реализации стратегии индустриально-инновационного развития РК на 2003-2015 годы.
Что касается уровня корпоративного управления в «дочках» ФУР «Казына», то и тут вряд ли можно говорить о каких-то зримых успехах.
РЕИНКАРНАЦИЯ «КАЗЫНЫ»
Как бы то ни было, кризис 2007-2008 годов подвел финальную черту в судьбе ФУР «Казына» — государственный «Боливар» уже не мог вынести на себе два управляющих холдинга.
13 октября 2008 года президент РК подписывает свой указ «О некоторых мерах по обеспечению конкурентоспособности и устойчивости национальной экономики». По этому указу создается АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» путем слияния АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и АО «Фонд устойчивого развития «Казына».
Конечно, попытка впрячь в одну телегу коня и трепетную лань изначально была обречена на провал. Ведь управление реальным сектором – это одно, а развитие экономики путем ее диверсификации, расширения роли частного сектора и внедрения инноваций – совсем другое.
Тем не менее, под крышей ФНБ «Самрук-Казына», которому слово «фонд» досталось в наследство от ФУР «Казына», эта парочка упраздненных госхолдингов просуществовала довольно долго – почти 5 лет.
В принципе, маневр государства оказался верным, так как была решена главная задача этого пятилетия – восстановление экономики от потерь, нанесенных глобальным финансовым кризисом. Поэтому мало кто удивился, когда в мае 2013 года президентским указом «О некоторых мерах по оптимизации системы управления институтами развития, финансовыми организациями и развития национальной экономики» было создано АО «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».
Как заметил в соцсети Facebook один известный финансист, фактически произошла реинкарнация ФУР «Казына». На этот раз организационная схема нового госхолдинга была определена без каких-либо отсылок на его роль как фонда. Однако цели деятельности НУХ «Байтерек» явно были заимствованы у ФУР «Казына» — содействие развитию и диверсификации экономики, привлечению инвестиций.
Новшеством же стало включение в список целей содействию развитию кластеров. Обновился и список госкомпаний, переданных под контроль нового нацхолдинга. В него вошли для начала «Национальное агентство по технологическому развитию», «Жилстройсбербанк Казахстана», «Казахстанская Ипотечная Компания», «Казахстанский Фонд гарантирования ипотечных кредитов», «Фонд стрессовых активов», «Банк развития Казахстана», «Инвестиционный фонд Казахстана», «Экспортно-кредитная страховая корпорация «КазЭкспортГарант» и «Казына Капитал Менеджмент».
Последняя компания, как ни странно, так и не сменила до сих пор свое название путем удаления из него слова «Казына», не имеющего более отношения к деятельности НУХ «Байтерек».
Зато ФНБ «Самрук-Казына» в своей деятельности продолжал следовать опыту малайзийского фонда «Кhazanah Nasional Berhad». На основе опыта этого фонда национального благосостояния и сингапурской «Temasek» ФНБ «Самрук-Казына» разработал программу трансформации своего бизнеса путем перехода от роли администратора государственных активов к амплуа активного инвестора.
НУХ «Байтерек» таких амбициозных задач перед собой не ставил, хотя практически сразу же развернул сеть инвестиционных фондов.
«Kazakhstan Infrastructure Fund» с капитализацией 20 млрд. тенге, выделенных из республиканского бюджета в 2013 и 2014 годах, предназначался для реализации госпрограммы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы, в которой НУХ «Байтерек» была отведена роль оператора.
«Baiterek Venture Fund» создан в 2014 году для инвестирования в приоритетные сектора экономики.
В сентябре 2016 года на свет появился Фонд по финансированию и разработке проектной документации индустриальных и инфраструктурных проектов ТОО «Kazakhstan Project Preparation Fund» в результате расширения мандата ТОО «Центр сопровождения проектов ГЧП».
Две «дочки» НУХ «Байтерек» — «Банк развития Казахстана» и «Казына Капитал Менеджмент» — дали рождение теперь уже «внучке» госхолдинга «DBK EquityFund».
В нынешние кризисно-коронавирусные времена НУХ «Байтерек» несколько скорректировал свои цели, заявляя теперь о поддержке и развитии национального бизнеса наряду с обеспечением доступности жилья.
При этом поддержка крупного бизнеса в обрабатывающей промышленности, транспорте и энергетике идет в основном через «Банк развития Казахстана», тогда как малый и средний бизнес поддерживаются через «Казына Капитал Менеджмент» и фонд «Даму».
К примеру, через «БРК» идет госпрограмма льготного кредитования на покупку легковых автомобилей казахстанской сборки и льготного лизинга сельхозтехники. А «ККМ» участвует в программе льготного финансирования МСБ через своих «дочек» — «Baiterek Venture Fund» и «BV Management».
Фонд «Даму» выступает активным игроком в кредитовании бизнеса по программе «Дорожная карта бизнеса – 2025», но и по другой программе – «Енбек».
Задачу же обеспечения доступности жилья НУХ «Байтерек» решает через «Жилстройсбербанк Казахстана», «Казахстанскую ипотечную компанию», «Байтерек девелопмент» и «Фонд гарантирования жилищного строительства».
«И ВСЕ БЫ ХОРОШО, ДА ЧТО-ТО НЕХОРОШО»
Конечно, по сравнению со скоротечной судьбой ФУР «Казына», просуществовавшего лишь 2,5 года в качестве самостоятельного юрлица, 7-летний опыт деятельности НУХ «Байтерек» выглядит вполне солидно.
Тем не менее, как раз в последние годы своей вроде бы успешной деятельности госхолдинг получил сильные удары по своей репутации.
Одним из них стал арест и суд первого руководителя НУХ «Байтерек» Куандыка Бишимбаева, занимавшего должность председателя правления с момента создания госхолдинга до начала мая 2016 года, когда он был назначен министром национальной экономики.
Его арестовали по подозрению в неоднократном получении взяток в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору. По версии следствия, г-н Бишимбаев во время руководства НУХ «Байтерек» организовал преступную схему при строительстве завода по производству и обработке листового стекла в Кызылорде.
Были задержаны и другие топ-менеджеры, причем при получении очередной взятки. Как заявило следствие, подозреваемые наладили коррупционную схему систематического получения откатов, лоббируя интересы компаний, осуществляющих строительство арендного жилья в регионах в рамках госпрограммы «Нұрлы жол».
В ходе судебных слушаний выяснилась даже сумма впечатляющих бонусов в $420 тысяч, полученных бывшим топ-менеджментом НУХ «Байтерек».
Хотя, казалось бы, основной объем работы выполняется «дочерними» организациями госхолдинга, тогда как его руководство исполняет в большей степени представительские функции.
Всплыла тогда и приличная сумма наличных в 48 млн. тенге, изъятых из банковской ячейки.
В итоге экс-министр и бывший глава НУХ «Байтерек» был приговорен к 10 годам лишения свободы с пожизненным лишением права занимать руководящие должности на госслужбе, с конфискацией имущества, приобретенного на средства, добытые преступным путем.
Его признали виновным в получении взяток на сумму 346 млн. тенге и хищении 1,2 млрд. тенге бюджетных средств. Но спустя полтора года г-н Бишимбаев вышел на свободу после того, как его ходатайство о помиловании на имя главы государства было удовлетворено путем сокращения назначенного ему срока наказания.
Что нынче происходит с созданными тогдакоррупционными схемами и действуют ли они и поныне в системе НУХ «Байтерек», вопрос, как говорится, риторический.
В отличие от разового негативного ущерба репутации в результате этого шумного судебного разбирательства критика общественности в адрес институтов по развитию предпринимательства, контролируемых НУХ «Байтерек», выглядит системной и долгосрочной.
Еще в 2014 году было высказано пожелание инициировать общественные слушания с участием депутатов парламента по работе госхолдингов «Байтерек» и «КазАгро», а также фонда «Даму». По мнению экспертов, институты по развитию предпринимательства превратились в посредников, живущих за счет депозитов – они «берут финансы с одного места и вкладывают в другое, живут на проценты, поступающие с депозитов».
А весной нынешнего года к критике присоединилась НПП «Атамекен». Палата не увидела смысла в существованииНУХ «Байтерек», административные расходы которого составляют 54 млрд. тенге.
Причем предложение это было озвучено руководством национальной палаты и на заседании правительства в рамках очередной реформы госсектора. Тот же фонд «Даму», занимающийся развитием предпринимательства, чем занимается и НПП «Атамекен», последняя готова взять под управление, чтобы сэкономить средства и добиться синергии.
Тогда как «Жилстройсбербанк» предложено передать Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК.
В ответ глава НУХ «Байтерек» Айдар Арифханов пояснил, что такое заявление прозвучало не ко времени, так как госхолдинг как раз приступил к активной реализации новых инициатив по поддержке предпринимателей в период действия режима ЧП.
Подводя итог, остается лишь надеяться, что в рамках разрабатываемого сейчас нового экономического курса судьба госхолдингов будет окончательно определена на ближайшие годы, как и всего квазигоссектора в целом.
Ведь на финансовых рынках большинства развитых стран из списка «Топ-30», попасть в который стремится Казахстан, от имени государства оперируют министерства финансов и центральные банки, следуя классическим схемам вмешательства в рыночные дела, когда это необходимо, и содействия развитию экономики.
Конечно, на первых порах можно было равняться на пример Малайзии и Сингапура по части экспериментов с созданием квазигосударственных инвестиционных структур. Но теперь, похоже, эта часть пути уже пройдена Казахстаном, которому пора уже ориентироваться на лучшие мировые примеры.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости