Выживут ли казахстанские банки между молотом ВТО и наковальней ЕАЭС?
С конца текущего года для отечественного банковского сектора, и без того ослабленного предыдущими финансовыми кризисами вместе с нынешней пандемией коронавируса, начнется новый исторический период очередной проверки на прочность.
НАЦБАНК КАК БАРЬЕР ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
Согласно договору о вступлении Казахстана в ряды Всемирной торговой организации, наша страна получила в 2015 году ряд преференций для защиты отдельных отраслей экономики, включая и банковский сектор.
Последнему был предоставлен 5-летний переходный период, в течение которого на внутреннем рынке не допускалась деятельность прямых филиалов иностранных банков.
Эта льготная пятилетка завершится скоро – через четыре месяца, а точнее в День независимости РК 16 декабря.
Такое совпадение выглядит весьма примечательно – ведь банковский сектор долгое время служил лучшей визитной карточкой успешных экономических реформ, проводимых в Казахстане.
Увы, уже более 10 лет после фактической национализации банков группы «БТА», «Альянс-Банка» и последующего краха «Казкоммерцбанка» этот сектор скорее выглядит мучительно погибающим страдальцем, все более зависящим от государственной поддержки, как и основная часть отечественной экономики.
Во всяком случае, руководство страны давно уже не называет его лучшей визитной карточкой реформ и старательно сторонится от участия в мероприятиях банкиров.
Вернемся к предстоящему открытию настежь дверей в Казахстан для филиалов инобанков.
В отличие от нынешнего режима, когда полноценно работать на внутреннем рынке они могут только через создание дочернего банка, то теперь им достаточно открыть филиал, имеющий прямой доступ к ресурсам материнского финансового института или группы.
Последние заведомо получают преимущество – ведь цена денег не только в развитых странах, но и в развивающихся, включая Россию и Китай, намного ниже, чем в Казахстане из-за упорного нежелания (или неумения) Нацбанка таргетировать инфляцию до заветного рубежа в 4 % годовых.
Кроме того, даже самые крупные казахстанские банки относительно невелики по сравнению с ведущими глобальными и региональными игроками финансового рынка.
Естественно, что Нацбанк не придумал ничего лучше, как до последнего защищать отечественных банкиров пусть даже во вред местным заемщикам, страдающим от высоких ставок на кредитные ресурсы.
Среди требований к иностранным банкам, намеревающимся открыть в Казахстане прямой филиал, следующие.
Во-первых, иметь активы не менее $20 млрд. и действующую лицензию от надзорного органа страны, где находится штаб-квартира инобанка.
Во-вторых, должно быть соответствующее соглашение между Нацбанком и таким органом, а страна его нахождения обязана числиться в Группе разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF).
В-третьих, для пресечения массовой миграции мелких вкладчиков в филиалы инобанков введен минимальный порог для приема ими депозитов в $120 тысяч.
В-четвертых, отечественное законодательство позволяет вводить пруденциальные нормативы для таких филиалов и другие требования для них, в том числе в связи с возможным участием в системе гарантирования вкладов физических лиц.
Такая ограничительная позиция Нацбанка выглядит весьма одиозной на фоне усилий властей Казахстана по привлечению крупных иностранных инвесторов, делающих «погоду» в мировой экономике.
Ведь приход в Казахстан филиалов ведущих инобанков как раз и будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций, внедрению новых финансовых технологий и повышению эффективности в целом отечественного банковского сектора для его клиентов, прежде всего в виде снижения цены заемных денег.
Кстати, не вполне ясна и позиция самих казахстанских банкиров, утешающих себя рассуждениями о том, что для инобанков Казахстан не вполне понятен с точки зрения управления рисками, что конкуренция на внутреннем рынке весьма высока и места тут для чужаков мало.
Ведь отечественным банкам сейчас приходится занимать деньги на внутреннем и международном рынках довольно дорого из-за ограниченности инвесторской базы. А у филиалов их иностранных конкурентов они могли бы привлекать ресурсы, в том числе и тенговые, дешевле, создавать с ними синдикаты и использовать другие схемы для получения недорогих кредитных ресурсов.
СОЮЗНЫЙ КУРС, ПОХОЖЕ, ПОКА ЛИШЬ НА БУМАГЕ
На другом направлении – формировании общего финансового рынка Евразийского экономического союза – позиция Нацбанка и отечественных банкиров выглядит столь же непонятной для их массового клиента.
Пикантность этой ситуации придает то, что немалую роль на первых этапах формирования общего финрынка ЕАЭС сыграл не кто иной, как нынешний зам. руководителя президентской администрации Тимур Сулейменов. Ведь он занимал довольно долго – с 2012 по 2016 год – пост члена коллегии Евразийской экономической комиссии (министра) по экономике и финансовой политике.
Как раз в те годы и были конкретизированы основные направления развития этого рынка, который должен функционировать в полном объеме к 2025 году.
Напомним, что в Договоре о ЕАЭС, вступившем в силу 1 января 2015 года, прямо указывается именно этот срок. Речь идет не только о согласованном регулировании финансовых рынков стран-членов ЕАЭС на основе пошаговой гармонизации национального законодательства, но и о создании Единого наднационального органа по регулированию общего финансового рынка.
В свою очередь рынок этот создается для свободного движения финансовых услуг и капитала внутри ЕАЭС, обеспечивая эффективную защиту инвесторов и потребителей финансовых услуг, расширяя спектр этих услуг и их доступность для населения.
Если перевести с бюрократического языка на обычный, то речь идет, к примеру, о получении казахстанцами ипотечных кредитов в России, где они гораздо дешевле.
Более конкретно цели, задачи и этапы формирования общего финансового рынка ЕАЭС расписаны в соответствующей Концепции, которая была утверждена 1 октября прошлого года решением Высшего Евразийского экономического совета.
В ней прямо говорится, что такой рынок дает возможность упрощенного и недискриминационного доступа субъектов финансового рынка на рынки друг друга. При этом общий финансовый рынок ЕАЭС охватывает не только банковский сектор – в него входят также страховой сектор и рынок ценных бумаг каждого государства-члена.
Это означает, что конкурировать за потребителя на общем рынке будут не столько отдельные банки, сколько финансовые и финансово-промышленные группы, по размеру и мощи которых заведомое преимущество имеет Россия как самый крупная экономика ЕАЭС.
Согласно Концепции, до 2025 года государства-члены ЕАЭС определят согласованные подходы к взаимному признанию лицензий посредством реализации механизма стандартизированной лицензии для учреждения юридического лица в банковском и страховом секторе, а также к трансграничной поставке финансовых услуг в секторе рынка ценных бумаг в рамках общего финансового рынка.
После 2025 года предстоит определить подходы к осуществлению деятельности по предоставлению финансовых услуг без дополнительного учреждения (лицензирования) в качестве юридического лица.
Напомним, что к этому историческому моменту в Казахстане почти пять лет будут действовать прямые филиалы инобанков, которым по идее также не требуется лицензия для деятельности.
Воспользуются ли этой возможностью гигантские российские банки, намного превосходящие по мощи своих казахстанских конкурентов, вопрос, как говорится, риторический.
Кстати, в Концепции предусматривается три способа оказания финансовых услуг резидентами одного государства-члена ЕАЭС на территории других государств-членов – путем создания дочерней организации, открытия трансграничного филиала согласно обязательствам членства в ВТО и оказания финансовых услуг без коммерческого присутствия на территории таких государств.
Понятно, что для достижения всех перечисленных целей государствам-членам ЕАЭС необходимо обеспечить взаимную конвертируемость национальных валют, проводить согласованную валютную и курсовую политику.
О переходе на единую валюту ЕАЭС ни в Договоре, ни в Концепции напрямую не говорится, но идея эта напрашивается сама собой, правда, на отдаленное будущее.
Что касается Казахстана, то, казалось бы, что его Нацбанк должен продвигаться в интеграционном направлении ударными темпами, задавая здесь лидерский тон. Увы, в реальности возникает ощущение, что все делается как раз для того, чтобы замедлить процесс формирования общего финансового рынка ЕАЭС.
К примеру, сегодня у Нацбанка возникло значительное расхождение с Банком России (Центробанком) по таким ключевым параметрам денежно-кредитной политики как значения ключевой ставки и годовой инфляции, не говоря уже о курсовой политике, где центральный банк Казахстана явно идет в фарватере.
Невозможно понять на потребительском уровне и то, по какой причине, скажем, кыргызский сом стал гораздо крепче тенге и сравнялся теперь по курсу с российским рублем, или почему так и не появились в Казахстане депозиты в китайских юанях.
В любом случае возникает стойкое ощущение того, что в Нацбанке больше заняты проведением протекционистской политики по защите крупнейших казахстанских банков, нежели ускоренной интеграцией в союзное и мировое финансовое пространство.
ВЕРНЕМСЯ К НАШИМ БАРАНАМ
Что касается, собственно, самого отечественного банковского сектора, то даже не вполне отвечающая реальности статистика регулятора выглядит здесь безутешно. За последнее пятилетие количество банков второго уровня сократилось более чем на четверть (27 %) с 37 на 1 июля 2015 года до 27 на аналогичную дату текущего года.
При этом основной урон приходится на долю сугубо казахстанских банков, тогда как число их конкурентов с иностранным участием уменьшилось лишь на единицу.
Снизилась и роль банковского сектора в национальной экономике. Отношение его совокупных активов к ВВП снизилось за пятилетие с 42,6 % до 41,0 %, ссудного портфеля – с 30,3 % до 21,5 %, а отношение вкладов клиентов осталось на прежней отметке в 27,6 %.
Но при этом доходность банковского бизнеса значительно возросла. Совокупная прибыль, заработанная банками по итогам первого полугодия, выросла за пятилетие почти в 7 раз с 55 млрд. тенге до 373,5 млрд. тенге!
Даже с учетом девальвации тенге к доллару это весьма солидный рост и в пересчете на американскую валюту.
Значительно поднялась и доходность этого бизнеса. Отношение чистого дохода к совокупным активам (ROA) поднялось с 1,7 % до 3,6 %, а к собственному капиталу по балансу (ROE) – с 13,5 % до 27,4 %.
Стоит ли удивляться тому, что даже в самые трудные для национальной экономики годы топ-менеджеры банков продолжали получать многомиллионные бонусы и прочие солидные выплаты, причем ни один из них не объявил публично об отказе от них.
Судя по сводной статистике, Нацбанк вопреки общей государственной политике особо не напрягался с развитием свободной конкуренции на банковском рынке путем поддержки его малых и средних участников.
На это указывают данные по концентрации рынка, которая заметно возросла за последние годы.
Доля 5 крупнейших банков в совокупных активах поднялась с 57,7 % на 1 июля 2015 года до 63,3 %, в совокупном ссудном портфеле – с 61,3 % до 62,3 %, в совокупных вкладах клиентов – с 58,5 % до 66,0 %.
При этом практически по всем ключевым показателям деятельности на рынке доминирует «Народный банк Казахстана».
А в 2017 году в рамках явно надуманной программы по повышению финансовой устойчивости банковского сектора Нацбанком была оказана прямая поддержка пяти крупным банкам второго уровня, которым было выделено 653 млрд. тенге. Одним из результатов этой акции стала, к примеру, печальная судьба «Цеснабанка», навсегда сошедшего с рынка. До него рухнул «Казкоммерцбанк», на грани финансовой катастрофы оказался «Bank RBK».
Но и сегодня Нацбанк явно не спешит с оздоровлением банковского сектора в канун новых исторических испытаний для него.
Из данных регулятора следует, что при 10 %-ном нормативном ограничении на долю кредитов с просрочкой платежей по ним свыше 90 дней на 1 июля текущего года значение этого показателя составляло 46,6 % у «Jýsan Bank», 35,6 % — у «Tengri Bank», 50,2 % — у «AsiaCredit Bank» и совсем уж запредельные 96,8 % у «Capital Bank Kazakhstan».
Почему Нацбанк не отзывает лицензии у таких участников рынка или не оказывает им финансовую поддержку, остается неизвестным, как и то, вернули ли ему в полном объеме выделенные 653 млрд. тенге более крупные банки.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости