Почему казахстанская система госуправления не желает меняться и реформироваться даже перед лицом серьезного кризиса
Очередной политический сезон откроется этой осенью Посланием главы государства Касым-Жомарта Токаева. Многие эксперты ожидают от него определенной жесткости, квинтэссенцией которой может стать сообщение президентом о своем видении реформ, назревших как в экономике, социальном блоке, так и в идеологии.
Остановимся для начала на одном явлении, с которым так или иначе предстоит столкнуться руководству страны – неважно, какие преобразования оно бы не затеяло. Это, пожалуй, enfant terrible казахстанской системы управления – наш доморощенный госаппарат, давно живущий по своим законам и принципиально не желающий меняться.
НЕЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОЗВЕДЕННАЯ В КУЛЬТ
Замечено, что еще при прежнем главе государства Елбасы Нурсултане Назарбаеве, затем при действующем президенте Касым-Жомарте Токаеве, при любых премьер-министрах, даже самые здравые и насущные идеи, инициативы, поручения достаточно быстро тонули в неведомом омуте государственного аппарата, выхолащивались, обезжиривались, теряли всякий смысл и актуальность.
Складывалось ощущение, что госаппарат как некий неподвижный левиафан сам решает, что ему делать: соглашаться шевелить конечностями и что-то производить на свет или не соглашаться, ничего не делать и ничего не производить, постепенно абсорбируя, переваривая и выхолащивая любые инициативы и поручения.
Со временем выбор в пользу «не соглашаться» делался все чаще, пока не заполнил все пространство государственного аппарата, превратив его в «вещь в себе», хотя более вернее здесь звучало бы определение «черный квадрат».
В «черный квадрат», который сегодня представляет собой казахстанский госаппарат помещалось «поручение», внутри него происходили или не происходили всевозможные манипуляции, а на выходе мы не получали «ничего» либо получали недоношенного хиленького младенца, который не доживал до выписки из роддома.
Первопричины формирования столь неэффективного государственного аппарата в Казахстане были разные. Одна из них заключалась в том, что подбор кадров в аппарате происходил по негласным правилам, где начальник – первый руководитель мог совершенно не контролировать своих подчиненных – замов, которые были «людьми» абсолютно других начальников-руководителей из других госорганов. И так по нисходящей вплоть до самой первой ступени.
В результате, каждый госорган, департамент, комитет, министерство, правительство и т.д. никогда не был единым целым, в нем как в змеином клубке переплетались интересы 4-5 разных больших чиновников или чиновников поменьше, все они с легкостью и не без удовольствия вставляли палки в колеса «заклятым друзьям», плели интриги, а в свободное от этих игр время, усиленно создавали видимость бурной деятельности.
СВЕРХПОТРЕБЛЕНИЕ СИСТЕМЫ
До поры до времени этот механизм как-бы работал и не причинял существенного вреда государству и его интересам. Более того, в борьбе разных групп влияния на «носовом платке» они ослабляли друг друга и не претендовали на большее.
Однако в период кризиса эта неэффективность начала бросаться в глаза все явственнее, отрицать ее стало уже невозможным, а меняться эти люди не хотели, да и вряд ли бы у них получилось, ведь десятилетиями вся система шла именно к этому финалу, до которого дошла и зацементировалась.
К большому сожалению, казахстанский госаппарат выродился в тайную оппозицию к самой верховной казахстанской власти. К населению и обществу он тоже не имеет никакого отношения. Эта некая застывшая структура, которая сегодня не приносит пользы никому: ничего не производит, ничего не хочет, зато чрезвычайно много потребляет ресурсов, особенно если добавить сюда гибрид квазигоссектора.
Годами основным принципом жизни нашего госаппарата был девиз, окончательно победивший в умах: «Не нужно напрягаться, чтобы выжить! Не нужно делать то, ради чего стоит напрягаться!».
Сегодня это коллективное бессознательное – максимально неэффективное, но безумно много потребляющее – и управляет страной. Вернее, злостно отказывается ею управлять.
Поэтому любая идущая сверху инициатива захлебывалась и будет захлебываться внутри этой ризомы, основанием для которой служит то, что никому просто не интересно что-то предпринимать, менять или улучшать, ведь для этого следует хорошенько напрячься.
Не напрягаясь, получить все или как можно больше – эта парадигма расплескалась далеко за пределы казахстанского госаппарата, успев заразить практически все общество.
ПЕРЕЖИТЬ «ПРЕДЕЛ»
Как решить дилемму этого черного квадрата или бермудского треугольника, где способно потонуть все живое, всегда воспроизводящего себя заново – безынициативного, саботирующего, существующего в ином измерении, как от нужд общества, так и первых руководителей?
Есть два пути. Коротко – оптимистический и пессимистический.
Первый состоит в том, что для того, чтобы хоть что-то заработало и начало реформироваться, необходимо радикально увольнять старые и набирать новые кадры.
Старые – не значит пожилые. Напротив, наша система госуправления родила на свет уникальное явление, которое можно охарактеризовать как «молодые старики». Это, как правило, молодые люди с дипломами – иногда престижных ВУЗов с мировым именем, однако мыслящие штампами, достаточно плоско, устаревшими и примитивными догмами. Порой даже выходцы из советской партноменклатуры наряду с ними выглядят более выигрышно, прогрессивно и уж тем паче приносят ощутимее больше пользы.
В идеале, конечно же, было бы здорово если бы штат акиматов и министерств, а также редких нацкомпаний ужался бы до размеров ИП или ТОО. А взамен «отпущенным на свободу» десяткам тысяч госуправленцев пришли бы люди из бизнеса (как в США и Великобритании) или условно бывшие «красные» директора – из сегмента производства и промышленности. На худой конец, люди, построившие хоть какой-то успешный бизнес где-нибудь в Атбасаре или Шалкаре.
Но и тут есть ряд системных, почти нерешаемых проблем. Класс «красных» директоров в Казахстане, в отличие от их соплеменников в РФ, Украине и Беларуси, был вытравлен еще в 90-е годы под аккомпанемент проклятий советскому прошлому.
Фактически места в госаппарате постепенно заняли девочки и мальчики с технологичными дипломами лучших ВУЗов мира, однако эти дипломы были посвящены не специальностям «эпидемиолог», «инженер», «ветеринар», «архитектор» и т.д., а премудростям «госуправления». Все учились на госуправленцев и достигали карьерных высот, хотя управлять ни государством, ни даже маленьким коллективом оказались не в состоянии. Все хотели управлять, но ни в коем случае не быть управляемыми.
Поэтому большой вопрос – захотят ли представители бизнеса брать ворох годами нерешаемых проблем на свою голову. Ведь бывает и такое, что точка невозврата давно пройдена, просто об этом пока никому неизвестно. Известно становится позже, когда наступает серьезный кризис и становится понятно, что теперь каждый сам за себя.
И потом – кто сказал, что нежелающий самореформироваться госаппарат вдруг так просто сдаст свои позиции. Ни для того этот организм выращивали последние десятилетия, чтобы он начал претворять в жизнь кардинальные реформы.
Есть и пессимистический сценарий. Он как раз в духе нашего госаппарата. Он про то, что может быть не нужно делать вообще ничего. Пусть все идет своим чередом и дойдет до своего предела. Какой будет этот предел, сказать сложно. Но как раз за этим пределом и может начаться возрождение и новая жизнь. Главное лишь одно – тем, кому суждено будет строить новую жизнь хорошо бы пережить этот «предел».
Алтай КАРПЫКОВ
Автор:
Исторические ведомости