Если во власти и были сомнения о сценарии, реализованном на последних президентских выборах, то на контрасте с переизбранием Александра Лукашенко, самооценка Акорды-Библиотеки в своей прагматичности и технологичности, возросла.
На фоне размахивающего шашкой батьки казахстанские власти наверняка теперь будут считать себя образцом просвещенного авторитаризма. Хотя в принципе сравнивать особо не с чем – президентские выборы в Беларуси являются классическим примером того, как не должна проводиться избирательная кампания.
Однако для постсоветских ястребов, в том числе и наших, белорусский опыт безусловно станет аргументом в пользу усиления своих позиций. Ведь как оказалось, Лукашенко девальвировался как батька для народа, но батькой силовиков он уж точно может называться.
Вымуштрованный и монолитный силовой блок, слаженно и беспрекословно выполняющий приказы на демонстративное устрашение гражданских, подавление их воли, должен очаровать доморощенных охранителей.
Тем не менее, хочется надеяться, что белорусским кейсом воспользуется не только ястребиная партия. Тем более, что антибатьковские выступления составят фон предстоящей парламентской кампании, как на президентских выборах-2019 фоном шли украинские выборы с победой Зеленского.
Какие уроки от батьки актуальны для нас?
НОВОЕ ОБЩЕСТВО «НЕ ПОКУПАЕТ» СТАРЫЕ ТОВАРЫ
Общество изменилось, поэтому власть должна обновить витрину идеологем, которые она «продает» населению.
Старые и залежавшиеся товары, вроде стабильности и прежних заслуг (тем более 20-летней давности), уже не «покупаются», как бы они не рекламировались. Ценностная основа большинства должна быть современной, коррелироваться с возрастной, социально-политической структурой общества.
В противном случае бесполезен будет даже и спасительный круг, которым выступает педалирование угрозы независимости и государственности.
ИГРА С ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ СУММОЙ
Опыт батьки подтвердил, что использование технологических и процедурных уловок только усугубляет имеющееся недоверие к избирательной системе, в ноль подрывает легитимность выборов.
Манипуляционный инструментарий, который работал раньше, в нынешних условиях иррационален. В случае с Лукашенко антидотом стала широкая сеть независимых наблюдателей («Честные люди»), система альтернативного подсчета голосов («Голос»), складывание гармошкой избирательных бюллетеней, краудфандинг для оплаты штрафов, компенсации раненым во время демонстраций, оплаты услуг адвокатов по уголовным делам (только инициатива «By Help» за 2 дня собрала более $ 1,3 млн).
Да, нашим идеологам также следует иметь в виду, что коронавирус не является естественным ограничителем как для гражданской активности, так и для протестного давления.
В ЗАЛОЖНИКАХ У ГЕНЕРАЛИТЕТА
Тем, кто очарован лукашенковским аппаратом насилия следует иметь в виду, что и Лукашенко, и его силовики теперь не только в одной лодке, но и в заложниках друг у друга.
Выставив силовиков карателями, Батька надежно приковал их к себе, не оставив им шансов на отступление и сдачу власти. Теперь защищая систему, они защищают в первую очередь себя. Впрочем, и сам Лукашенко всецело попал в зависимость от генералитета, который понимая свою жизненную важность для него, фактически незаменимость, будет сначала навязывать, а потом и диктовать «последнему диктатору Европы» свою волю.
Тут уж, как говорится, кто кого первым «съест».
И напоследок, белорусский опыт показал, что протест обязательно найдет свое электоральное выражение и адаптируется под силовое давление, а вот электоральное болото всегда останется болотом.
Нурболат МУСАБАЕВ
Автор:
Исторические ведомости