Власти мегаполиса практически полностью игнорируют точечные проблемы – общественных туалетов и нашествия насекомых в многоквартирные дома горожан. А система общественного транспорта продолжает оставаться запутанной и забюрократизированной.
В авангард текущих проблем Алматы вышли неудовлетворительная во многих районах города работа общественного транспорта, застарелая ситуация острого дефицита общественных туалетов и возвращение в дома и квартиры горожан тараканов, о которых они преждевременно стали забывать.
ИЗ ТОЧКИ «А» В ТОЧКУ «Б»
Про общественный транспорт Алматы крайне трудно давать обобщенную оценку, поскольку картина чрезвычайно мозаичная. После того, как метро мегаполиса дотянули до краешка спального района, оно перестало быть аттракционом и превратилось в общественный транспорт.
Если место жительства и место работы находятся на линии метрополитена, то горожанину в плане транспортной доли и пожелать больше нечего.
Ликвидация городских трамваев еще не стерлась из памяти алматинцев. В первую очередь из-за того, что ликвидация такого вида общественного транспорта работе с пассажиропотоком однозначно не помогла. Прогресс более-менее очевиден в тех местах, где у автобусов и троллейбусов Алматы есть выделенные полосы уличного движения.
Правда, выделенная полоса сама по себе еще ничего не гарантирует. Улица Тимирязева в данном отношении самая показательная. В час пик водители с улицы Манаса, например, не успевают освободить перекресток до зеленого света светофора и тем самым все равно мешают полосе общественного транспорта. Что касается автобусов и троллейбусов, которые двигаются в общем потоке, то их участь еще более печальная.
Проезд в общественном транспорте Алматы (кроме такси, разумеется) уже несколько лет составляет 80 тенге по карточке и 150 тенге наличными. Поэтому статистический комитет очень любит вносить плату за проезд в корзину потребительских расходов среднего горожанина. Нет роста оплаты проезда – нет роста инфляции.
В июне закрылся автобусный парк «АвтоТрансГаз», который обслуживал более десятка маршрутов. В сентябре обанкротилось ТОО «Green Bus Company». В свое время между ТОО «Алматыэлектротранс» и ТОО «Green Bus Company» был заключен договор доверительного управления, по которому учредитель передал доверительному управляющему имущественный комплекс. Управлялся имущественный комплекс из рук вон плохо. К июню текущего года из 602 переданных автобусов на маршруте находились только 160. По материалам судебного дела, истцу причинены убытки в результате повреждения имущества на сумму более шести млрд тенге.
Общественный транспорт Алматы функционирует по какой-то многоукладной схеме, где есть муниципальный транспорт в государственной собственности (его раньше отдавали в доверительное управление частным компаниям), так и частные фирмы-перевозчики с самым разным количеством обслуживаемых маршрутов. У частной компании могут быть как свои собственные автобусы для работы на городских маршрутах, так и арендованные. Применяется очень сложная схема субсидирования обслуживания городских маршрутов, на почве чего постоянно в СМИ выплескиваются скандалы транспортно-финансовой кухни.
В период карантинов и локдаунов количество автобусов на маршрутах было резко сокращено. Потом власти объявили о возвращении к функционированию в прежнем режиме, но полноценно заработали далеко не все транспортные линии.
В Алматы есть маршруты автобусов и троллейбусов, на которые грех жаловаться – работают хорошо. Однако большинство маршрутов несинхронные, то есть количество автобусов на них может различаться в два раза в один будний день от другого.
Когда полиция республики в октябре проводила трехдневную отработку «Автобус», то Алматы оказался в группе главных нарушителей, но в средней части, что по-своему логично. Здесь все-таки нет такого пренебрежения к техническому состоянию транспортных средств, как в Туркестанской области, но и до порядка белорусского образца далековато.
Раньше городские власти постоянно презентовали какие-нибудь программы развития общественного транспорта – от монорельса до автобусов на электричестве. Сейчас тишина. То ли фантазия закончилась, то ли ушли с головой в работу.
ТУАЛЕТЫ ДЛЯ ВСЕХ
В Алматы сдвинулась с мертвой точки проблема общественных туалетов. Они реально начали появляться там, где нужны. Вот только скорость распространения данных объектов жизнедеятельности очень сильно отстает от потребностей жителей мегаполиса и его гостей. Общественные туалеты относятся к таким объектам инфраструктуры, за которыми невозможно эффективно следить из республиканского центра. Здесь требуется деятельная работа на местах со стороны акиматов и маслихатов районного и городского уровня.
Одно время прошла волна идеи «малых дел», заключающаяся в детских площадках, скамейках, клумбах, тщательной уборке мусора и аккуратно подстриженных газонах. К сожалению, во всех смыслах правильное начинание приняло формат кампанейщины, а потому в какой-то момент сошло на малые и сверхмалые обороты.
Общественные туалеты в перечень малых дел не попали, поскольку на самом деле это весьма ресурсозатратная вещь. Вопрос даже не в том, что покрасить скамейку гораздо легче и дешевле чем установить туалет (тем более современный), а в поддержании его в рабочем состоянии. Если это биотуалет, то его нужно вовремя опорожнять, мыть, снабжать туалетной бумагой. Если туалет капитальный, тогда он должен быть врезан в системы водоснабжения и канализации.
Ну а при условии воды и очистки с помощью машин-ассенизаторов одновременно – планка требований к сервису еще больше возрастает.
Городские и районные власти в своем большинстве не любят связываться с проблематикой общественных туалетов, поскольку это реально головная боль. Новые бордюры специального обслуживания не просят, а за туалетами даже если они типа «сортир» нужно присматривать постоянно. Вот и получается, что на свежеподметенных улицах валяются свежевыброшенные пластиковые бутылки с содержимым характерного цвета, поскольку автовладельцам элементарно негде справить свои естественные потребности.
Если судить по Алматы, то частный бизнес на вверенных ему участках проблему обеспечения посетителей общественными туалетами решает. Где-то они бесплатные, большей частью все-таки за деньги, но главное – они есть. А вот общественное городское пространство до недавнего времени сталкивалось с тотальным дефицитом таких санитарных объектов, а сейчас находится в фазе острого дефицита.
Вообще-то все эти оценки сугубо условные. Если горожанин гуляет по набережной Есентая выше или ниже улицы Аль-Фараби, то его никак не спасет общественный туалет на улице Панфилова. Потому что такой объект должен находиться в шаговой доступности.
«Фишкой» алматинских реалий выступает ситуация, когда общественный туалет вроде как есть, но в данный конкретный момент не работает (позднее время суток, раннее время суток, техническая поломка, заболел обслуживающий его работник). Получается забавная ситуация: формально туалет есть, но реально им воспользоваться нельзя. Это как фотография парашюта вместо парашюта реального.
Давно стало классикой, что если на общественной территории Алматы приспичило с естественными потребностями, то нужно искать какой-нибудь торгово-развлекательный центр. Далеко не везде они в шаговой доступности, как и сколько-нибудь крупные зеленые насаждения. В общем, зима близко, листвы на деревьях мало, а общественных туалетов и того меньше.
Больше всего печалит отсутствие политической воли кардинально решить в Алматы проблему общественных туалетов. Объяснить такое бездействие сложно, ведь когда рядовому гражданину есть где справить свои естественные потребности, тогда и государству (городским властям) становится легче. Человек должен донести находящееся в нем содержимое до специально отведенного и оборудованного места, а государство должно сделать такой путь не слишком длинным. Вроде как формула несложная, но пока на подавляющей территории мегаполиса не действует.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТАРАКАНОВ
Слухи о том, что тараканов в Алматы извели сотовые телефоны, не подтвердились последними событиями. Сотовой связи в южной столице меньше не становится, тогда как тараканы возвращаются во все большее количество мест. Что характерно, новые старые «жители» города значительно крупнее тех, которые обитали в нем раньше, и более темного цвета.
Если в 2019 году тараканы атаковали только часть «спальников» мегаполиса, то в текущем году районов их распространения стало гораздо больше. Уничтожение тараканов становится все более распространенным и востребованным городским сервисом и бизнесом одновременно.
Раньше эти же фирмы занимались в основном клопами да муравьями, но теперь резко вырос спрос на услуги по уничтожению именно тараканов.
Тараканы хоть и являются в какой-то степени «домашними» насекомыми, но это отнюдь не пчелы. Такие существа способны разносить очень опасную заразу, поэтому очень хотелось бы что-нибудь узнать насчет городских программ по их уничтожению.
Проблема тараканов еще и в том, что ликвидация их в одной отдельно взятой квартире многоквартирного дома может дать только краткосрочный эффект. Очищать нужно целый дом полностью, в идеале – квартал, улицу и весь город.
В 2020-ом городские власти так подкосил коронавирус, что почти все ресурсы и внимание они направили на противодействие инфекции. Однако тараканы – это совершенно не тот вид биологической угрозы, который можно игнорировать, а тем более долгое время.
Поскольку тараканы родом с юга, у них есть одно слабое место – они боятся холода. Но полагаться на холодную зиму в домах с центральным отоплением бессмысленно. Зима может лишь «приморозить» проблему тараканов в тех районах Алматы, за которые они уже зацепились, а с весенним потеплением старая новая проблема встанет во весь рост.
В масштабе мегаполиса по определению есть профильные структуры, которые отвечают за крыс, клещей, клопов, тараканов – точнее, за их отсутствие. Поэтому, когда подобная «живность» доставляет горожанам проблемы, уполномоченные организации должны вступать в работу. В идеале они вообще должны действовать на опережение, но раз уж с профилактикой не получилось – тогда уничтожение по факту обнаружения.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости