«Ак жол» и КНПК: то «отмороженные», то слишком импульсивные
В Казахстане три парламентские партии. В первую очередь это партия-гегемон «Нур Отан». У нее есть два спарринг-партнера справа и слева в лице «Ак жол» и КНПК. Часть обывателей думает, что работы этих партий не видно из-за того, что они мелкие на фоне партии власти. На самом деле они реально не работают в политическом смысле слова.
АЗАТ ПЕРУАШЕВ – «СИСТЕМНЫЙ» ПАРТИЙНЫЙ МЕНЕДЖЕР
Партийная система Казахстана крайне перекошенная и корявая, а Азат Перуашев ее полностью зеркалит. В свое время он начинал партийную работу инструктором Панфиловского райкома Компартии Казахстана. Вероятно, в то время так разочаровался в коммунистической идеологии, что теперь выступает за максимально возможную декоммунизацию Казахстана вопреки любой логике, здравому смыслу и историческим фактам.
Видимо, г-н Перуашев решил делом бросить вызов классовому учению марксизма и на деньги олигархов возглавил Гражданскую партию Казахстана. Она была призвана в едином порыве отражать интересы магнатов от промышленности и работающий на них персонал. Получалось по системе натягивания совы на глобус, но работодателей результат устраивал. Когда пришла разнарядка на консолидацию политических ресурсов, то Азат Перуашев дисциплинированно привел партию в тогда еще «Отан» и в 2006 году сдал ее по описи со всеми членами.
После так, как в результате серии перипетий власть взяла контроль над партией «Ак жол» и ее брендом, г-н Перуашев был выведен из бюро политсовета «Нур Отан» и поставлен во главе «Ак жол».
Данная партия заявлена прежде всего выразителем интересов национальной буржуазии. На этой почве «Ак жол» обладает сравнительно серьезными финансовыми возможностями. С другой стороны, у предпринимателей налажены собственные структуры в виде отраслевых, территориальных и клановых бизнес-ассоциаций, поэтому на Азата Перуашева они особо не полагаются.
Что касается парламентской работы этой партии, то после ухода в бега на почве коррупции Аманжана Рыскали (брат экс-акима Атырауской области Бергея Рыскалиева) фракция из 8 депутатов Мажилиса от «Ак жол» как-то еще больше сникла, хотя она и до этого активностью не отличалась.
Правительство в этом году фактически устроило предпринимателям частичную налоговую амнистию. До 31 декабря 2020 года владельцы бизнеса освобождены от трех видов налога:
1) налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по крупным торговым объектам, торгово-развлекательным центрам, кинозалам, театрам, выставкам и физкультурно-оздоровительным и спортивным сооружениям;
2) земельного налога по землям сельскохозяйственного назначения производителей сельскохозяйственной продукции;
3) индивидуального подоходного налога индивидуальных предпринимателей, работающих в общеустановленном порядке налогообложения.
Но партия «Ак жол» для этого по своей линии совершенно ничего не сделала.
Видимо, на почве изнуренности бездельем, Азат Перуашев предложил запретить акимам возглавлять филиалы партии «Нур Отан». Примечательно, что когда г-н Перуашев входил в политсовет НДП «Нур Отан», то против членства акимов в партии власти ничего не имел.
С одной стороны очевидное влияние электорального процесса, когда нужно хоть как-то проявиться на политическом пространстве, а с другой – голимый популизм.
Возможно, г-н Перуашев таким образом дает понять своему руководству, что к ударному труду он уже никаким боком не способен, а потому или пусть пропускают «Ак жол» в Мажилис, где тот продолжит ничего путного не делать, или дают какую-нибудь другую синекуру со стабильным доходом и приемлемым статусом.
КНПК – ПАРТИЯ БЕЗ ОРИЕНТИРОВ, РУЛЯ И ВЕТРИЛ
Если в Казахстане и есть партия системных бросаний из крайности в крайность, то КНПК увереннее всех держит такой бренд. Они на манер «Ак жола» тоже долго и упорно молчали в стенах парламента, а потом заявили: даешь кредитную амнистию!
Ясное дело, что зарабатывать очки у электората каким-то образом надо, но почему таким топорным?
Предложение кредитной амнистии – оно даже не столько популистское, сколько безграмотное. Получается, что государство должно вкачать в банки второго уровня огромные деньги за проблемные кредиты. Ведь правительство не может просто так «простить» деньги, которые ему не принадлежат. Потери БВУ кто-то должен возместить.
Раз это политическое решение со стороны государства, то оно и будет платить. Нерадивые заемщики после прощения снова пойдут брать кредиты и банки деньги им дадут – ведь частные финансовые структуры при предлагаемой «народными коммунистами» схеме ничего не теряют – ущерб будет нанесен государству, а с ним и всему обществу.
Когда вначале года Минсельхоз ввел мораторий на вывоз живого скота за пределы Казахстана, то в Нур-Султане поднял бучу «Мясной союз» во главе с Асылжаном Мамытбековым и Максутом Бактибаевым. А из КНПК пришли их поддержать. То есть, «народные коммунисты» выступили в защиту мясных олигархов и латифундистов, которые не хотят вкладываться в мясопереработку на территории Казахстана, зато готовы десятками и сотнями тысяч голов гнать живой скот за рубеж, лишая страну добавленной стоимости и сложных производств, при этом щедро набивая себе карманы.
Фактически КНПК встала на защиту тех, кто наносил стране прямой и косвенный экономический ущерб, тем самым подтвердив свое реноме неразборчивой в политических связях организации.
Партия по своей природе должна четко ориентироваться на тот срез общества, чьи интересы она считает своими, а значит всячески защищает и продвигает. Из поведения КНПК невозможно понять на кого она в конце концов ориентируется. Что хочет данная партия из ее сумбурных действий понять тоже невозможно. Например, оба последних раза на президентские выборы они выдвигали заведомо слабого кандидата Жамбыла Ахметбекова. Даже если в партии острый кадровый голод, все равно стоило бы подобрать кого-нибудь посерьезнее, тем более что в публичном поле давно засвечены более харизматические фигуры из ее рядов.
У КНПК ни в одну избирательную кампанию не было серьезной целостной политической программы. Вечно какие-то наборы деклараций за все хорошее против всего плохого с лучами добра во все стороны. Одновременно с этим ни по одному жизненно важному для страны и общества вопросу не предлагается ничего конкретного с пошаговыми действиями. Даже когда шла речь о повышении пенсионного возраста для женщин, то и здесь большинство членов фракции «народных коммунистов» проголосовало «за».
ФАТАЛЬНО БЕССМЫСЛЕННЫЕ ПАРТИИ
«Ак жол» и КНПК объективно трудно бороться с «Нур Отан», но хотя бы соревновательность обозначить можно? Сейчас все еще неразоренные бизнесы Казахстана ждут послабления карантинных мер, чтобы начать сводить концы с концами. Где содействие со стороны «Ак жол» по линии защиты интересов предпринимателей и забота о рабочих местах для трудящихся от КНПК? Ничего нет.
НПП «Атамекен» постоянно выносит свои практические предложения и рекомендации как для правительства и акиматов, так и на суд общественности, а вот обе малые парламентские партии всеми силами стараются не выходить из летаргического состояния.
Еще одно злободневное место – Фонд обязательного медицинского страхования. Даже индивидуальные предприниматели отчисляют в него порядка 5 тысяч тенге ежемесячно. За эти деньги они должны бы покупать лекарства, посещать врачей и получать другие медицинские услуги. Но никакого понятного, прозрачного и действенного механизма перевода финансовых отчислений в качественную медицинскую помощь для конкретного плательщика в ФОМС не существует. А малым парламентским партиям данная тема не интересна.
Над национальными компаниями Казахстана существует гигантская громоздкая надстройка в виде национальных экономических холдингов. Там полно всевозможных филиалов, дочек и внучек, чья практическая деятельность вызывает массу вопросов у населения. Президент Касым-Жомарт Токаев в своих Посланиях уже дважды обращался к теме наведения порядка в этой сфере. Ведь там пропадают государственные деньги, а значит налоги и упущенные доходы всех граждан.
Глава государства своим решением соединил «Байтерек» и «КазАгро», чем естественным образом сократил излишнюю и одновременно дорогостоящую управленческую надстройку. Но «Ак жол» и КНПК все это тоже не интересно.
Бессмысленное и безрезультатное пребывание в стенах парламента интуитивно подсказывает лидерам двух этих партий, что в следующий раз вдвоем либо порознь они необходимый проходной барьер голосов могут не взять. Отсюда – их нездоровая активизация в информационном пространстве. «Ак жол» и КНПК, осознав политическую значимость момента, ринулись на поле популизма, что по-своему логично.
Обе партии, формально занимающие правый и левый фланги политического спектра, редко когда выступят с дельными предложениями, касающимися жизненных вопросов Казахстана. Вечно у них в повестке проблемы-фантомы.
Даже забота о народе из уст Азата Перуашева, например, предстает формой изощренной усмешки. Вот он когда-то посчитал, что если построить квартиры без индивидуальных санузлов и кухонь, то строительство обойдется на 40 % дешевле. А ведь сам лидер партии, выражающей интересы крупной буржуазии, в квартирах с общим туалетом не жил – он предпочитает более комфортное жилье. Попутно лидер «Ак жол» назвал такие апартаменты «социальным лифтом» и «путевкой в жизнь». Даже страшно представить, к какой жизни могут подготовить соотечественников подобным решением жилищного вопроса.
Сейчас торговые и торгово-развлекательные центры работают в будние дни и закрыты в выходные. В других местах власти вводят жесткие временные ограничения по работе тех или иных объектов, как будто в темное время суток коронавирус более опасен, чем днем или в сумерках. Как мебельные магазины, например, с большими пространствами и малым числом посетителей может быть рассадником COVID-19? И все равно его закрывают под различными сомнительными предлогами.
В июле этого года, в самый разгар пандемии, дефицита лекарств и пика смертности, депутатов от «Ак жол» и КНПК вообще не было видно и слышно. Хотя проблемы у предпринимателей и наемных работников никуда не делись, а где-то и обострились до крайности. Если в этих «правой» и «левой» партиях думают, что задача парламентских фракций и их материнских партий состоит в том, чтобы чего-нибудь сказать невпопад в электоральный период, то хорошо бы их проучить отсечением от мандатов в Мажилис и маслихаты.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости