Провалы экс-главы Минздрава были настолько серьезными, что их не смогла даже косметически прикрыть нанятая за огромные деньги «команда убогих» пиар-менеджеров.
Еще летом нынешнего года, когда на республику в буквальном смысле опустился корона-апокалипсис, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев прямо указал на слабое звено правительства –Министерство здравоохранения, системные ошибки бывшего руководства которого довели систему здравоохранения до наблюдавшегося в те страшные дни коллапса.
Минздрав Елжана Биртанова, как выяснилось уже тогда, завалил реальную работу, а баснословные деньги выделенные по линии международной финансовой организации, тратил на плохой и убогий пиар, поручив его доморощенному агентству SUCCESS.
Как видим сейчас ни это агентство, ни контролирующий его один из заместителей акима Туркестанской области не спешат выручать арестованного экс-министра. Несмотря на то, что он обеспечил горе-пиарщикам солидный куш в размере полутора миллионов в долларовом эквиваленте.
Впрочем, ничего удивительного: эти же пиарщики со своим «заместителем акима» не спешили и до сих пор явно не торопятся на помощь другому экс-министру, теперь уже образования – Ерлану Сагадиеву, который тоже завалил на вверенном посту все что можно, а сейчас не может (но очень хочет) выехать на учебу в одну из зарубежных стран.
Ему они тоже обеспечивали жутко переоцененное пиар-сопровождение до той поры, пока он не подскользнулся и упал. А как только это произошло, пиарщики тут же «умыли руки», ведь они с теми, кто в здравии и богатстве, а не в болезни и бедности.
Сложно сказать: может эти люди несут такую карму тем министрам, с которыми они работают, а может министры сами выбирают себе таких партнеров по принципу «рыбак рыбака…».
В любом случае, стоит поговорить о провале Биртанова объективно, без налета проплаченных материалов сомнительного качества. Как имея солидный гандикап почти в полгода, бывший глава Минздрава умудрился провалить реальную подготовку ко встрече с коронавирусом, отбросив страну далеко назад по заболеваемости, смертности, отсутствию доступа к лекарствам и даже больше – ко временной потере управляемости в масштабах всей республики.
КАРАНТИН, КОТОРЫЙ СРАБОТАЛ
Жесткая интонация Главы государства в те дни была вполне объяснима. В Казахстане тогда сложилась достаточно неоднозначная ситуация – наша страна одна из первых на постсоветском пространстве адекватно отреагировала на вызовы коронавирусной инфекции, пойдя на решительные меры по противодействию ей.
Пока в соседней России продолжался неопределенный в правовом отношении «режим нерабочих дней», а руководство других стран и вовсе отрицало существование угрозы пандемии нового коронавируса, руководство Казахстана оперативно ввело чрезвычайное положение на всей территории республики и карантин в Алматы и Нур-Султане (а затем и в других областных центрах).
Благодаря режиму ЧП миллионы казахстанцев могли претендовать на выплаты в размере 42 500 тенге. Хоть и не без проволочек эти выплаты – тут надо отдать должное Минтруда и соцзащиты, возглавляемому относительно новым министром Биржаном Нурымбетовым и проделавшему в период ЧП колоссальную работу – дошли до миллионов казахстанцев, оставшихся во время карантина без источников дохода.
Предпринятые жесткие карантинные меры, безусловно, не могли не нанести ущерб экономике. Во избежание тяжелых последствий был предложен пакет антикризисных мер по поддержке граждан и бизнеса. Их масштабы были по-настоящему беспрецедентными и составили 13 млрд долларов.
Примечательно, что в отличие от предыдущих антикризисных программ на этот раз фокус был сделан на наиболее уязвимых слоях населения. На 10 % были проиндексированы пенсии и государственные пособия, включая АСП. Также была оказана поддержка предпринимательству, особенно наиболее пострадавшим секторам экономики (общественного питания, отдельных видов торговли, транспортных и консультационных услуг, IT-отрасли, гостиничного бизнеса, туризма).
Для субъектов МСБ, занятых в этих сферах, на полгода – с 1 апреля до 1 октября нынешнего года – были отменены начисления и уплата налогов и других платежей из фонда оплаты труда.
Отдельное внимание было уделено поддержке фермерства, поскольку локаут пришелся на посевную кампанию – для помощи АПК было выделено 70 млрд тенге в виде займов со ставкой 5 %. Еще 100 млрд тенге было направлено на кредиты мелким и средним крестьянским хозяйствам в рамках программы «Экономика простых вещей». На 15 % была снижена цена на дизтопливо для сельхозпроизводителей.
Все эти шаги позволили удержать ситуацию под контролем в марте-апреле нынешнего года, когда пандемия коронавируса Covid-19 бушевала во всем мире, локализовать очаги заражения, не допустить быстрого распространения инфекции, избежать большого количества жертв. Во всяком случае в мае, когда постепенно, шаг за шагом снимались карантинные меры, казалось, что Казахстан вышел из схватки с коронавирусной инфекцией победителем.
Конечно, период ЧП обнаружил ряд уязвимых сфер. В частности, попытка перевода школьников на дистанционное обучение показала несостоятельность проекта E-learning, обошедшегося бюджету в 35 млрд тенге. Справедливости ради надо сказать, что ныне действующему министру образования и науки Асхату Аймагамбетову провальная программа электронного обучения досталась по наследству от предшественников.
Кроме того, многократно возросшая нагрузка на цифровую инфраструктуру показала ее пробелы – в первую очередь платформы электронного правительства E-gov, куда казахстанцы массово стали обращаться для выплаты компенсации на период ЧП, – и необходимость доработки программы «Цифровой Казахстан».
Тем не менее по итогам двухмесячного режима ЧП можно было сказать, что масштабные противопандемические меры, предпринятые Казахстаном, продемонстрировали способность центральной и региональной власти к скоординированной, оперативной и достаточно эффективной работе. Экономический и социальный блок правительства сработал слаженно.
Предпринятые руководством страны шаги показали, что здоровье и безопасность граждан является для него абсолютным приоритетом. Спасенные жизни и здоровье казахстанцев были, безусловно, достаточным оправданием за преддефолтное состояние отдельных секторов экономики.
МИНЗДРАВ БИРТАНОВА ВСЕ ПОГУБИЛ
Однако во второй половине июня – начале июля количество заболевших Covid-19 и пневмонией стало стремительно расти. Вспышка заболевания в течение быстрого времени вызвала коллапс системы здравоохранения – обнаружилась критическая нехватка койко-мест, квалифицированного медперсонала, лекарств. Больные с симптомами Covid-19 не могли пройти ПЦР-тестирование, получить медицинскую помощь. Социальные сети заполнили сообщения о скоропостижных смертях в результате коронавируса и пневмонии, о невозможности госпитализировать даже тяжело больных, о критическом дефиците лекарств в больницах и аптеках, о действиях перекупщиков-спекулянтов, перепродающих лекарства по баснословным ценам, о гуманитарных грузах, пылящихся на складах из-за бюрократических проволочек и нерасторопности чиновников.
Таким образом, едва ли не все давшиеся высокой ценой завоевания двухмесячного весеннего карантина были нивелированы и обесценены в глазах общества. Суд общественного мнения назначил коллективным ответчиком по иску о трагических жертвах Covid-19 власть в целом. Хотя очевидно, что речь должна была бы идти о конкретных должностных лицах.
Возникает резонный вопрос: неужели вспышку заболеваемости Covid-19 после отмены карантина нельзя было спрогнозировать? Почему система здравоохранения оказалась не готова к новой волне заболеваемости? Почему фора в виде только двухмесячного жесткого карантина, не считая работы с начала 2020 года, когда в соседнем Китае уже вовсю бушевал коронавирус, не была использована бывшим руководством Минздрава для мобилизации всех ресурсов?
Очевидно, к произошедшему коллапсу привели ряд критических ошибок руководства Министерства здравоохранения – а именно его бывшего главы Елжана Биртанова и бывших топ-менеджеров двух ключевых структур, находящихся в подчинении Минздрава – единого дистрибьютера закупок лекарств и медицинских изделий «СК-Фармация» и «Фонда социального медицинского страхования». Оба топа после разразившихся скандалов были отправлены в отставку, а один из них взят под арест.
СИСТЕМНЫЕ ОШИБКИ
Во-первых, период карантина не был использован бывшим руководством Минздрава для подготовки системы здравоохранения к вполне прогнозируемому после снятия ограничений росту инфицирования и заболеваний.
Складывается впечатление, что бывшее руководства Минздрава уверовало в то, что карантин является окончательным решением проблемы коронавируса. Однако, как подчеркивают эпидемиологи и врачи (собственно, с их рекомендациями можно ознакомиться в открытых источниках), карантин является лишь дополнительной мерой, а отнюдь не универсальным решением.
Он позволяет сгладить пик заболеваемости в первые недели и месяцы после выявления инфицированных в стране и растянуть распространение вируса на более продолжительный период, тем самым дав системе здравоохранения подготовиться к наплыву (практически неизбежному, учитывая высокую контагиозность вируса SARS-CoV-2) заболевших новым коронавирусом. А именно создать дополнительные койко-места, мобилизовать и переобучить медперсонал, закупить необходимые лекарства и оборудование.
Однако, похоже, г-н Биртанов и Ко проигнорировали необходимость подобных мобилизационных мер, хотя исправно рапортовали о 100%-ной готовности.
К примеру, вместо создания дополнительных койко-мест в приспособленных для этих целей помещениях, в Казахстане пошли на строительство двух дорогостоящих, но маловместительных специализированных госпиталей для коронавирусных больных в Алматы и Нур-Султане. Обе больницы рассчитаны на 200 пациентов.
По признанию бизнесмена Айдына Рахимбаева, реализовавшего эти проекты, госпитали заполнились до отказа в первые же дни вспышки заболевания. Для сравнения: в Узбекистане вместительность аналогичного госпиталя (также построенного в экстренные сроки) составила 10 тыс. койко-мест, а в одной Москве в марте-апреле нынешнего года было создано 30 тыс. дополнительных койко-мест.
Во-вторых, не была детально продумана процедура постепенного выхода из карантина, хотя, как показывает международная практика, плавный запуск экономики после локаута и наблюдение за тем, как он отражается на эпидемиологической ситуации, едва ли не важнее самого карантина.
Например, в Италии сначала были открыты объекты торговли с низким трафиком – книжные магазины и магазины детской одежды, чтобы отследить, как это повлияет на рост числа инфицированных и заболевших. И только после тщательного замера того, как постепенная отмена ограничительных мер влияет на эпидемиологическую ситуацию, должен повсеместно сниматься карантин.
В Казахстане ничего подобного осуществлено не было. Возникает стойкое ощущение, что бывший топ-менеджмент Минздрава и его подведомственных структур даже не прогнозировал вспышки коронавируса, что ставит под большое сомнение их компетентность и профессиональную состоятельность. Впрочем, быть может все дело в пренебрежении должностными обязанностями.
Яркий пример этому – ситуация с гуманитарными грузами. После того, как общественность обратила внимание на эту проблему, выяснилось, что руководство «СК-Фармации» по окончании режима чрезвычайного положения 11 мая тотчас «забыло» о гуманитарном грузе, прибывшем из Катара, который пылился на складе на протяжении июня, в то время, когда люди метались в поисках лекарств по аптекам.
В-третьих, бывшее руководство Минздрава так и не задействовало в борьбе с пандемией Covid-19 возможности Фонда социального медицинского страхования. Вопросы относительно Фонда возникли у казахстанцев еще в апреле-мае, когда выяснилось, что они не могут покрыть за счет медстраховки ПЦР-тестирование. И эти вопросы нарастали по мере того, как выяснялось, что медстраховка ФСМС не компенсирует никаких расходов на лечение коронавируса – ни на покупку лекарств, ни на прохождение компьютерной томографии.
А ведь экс-министр Биртанов въехал в 2020 год как победитель – наконец система медицинского страхования, апологетом которой он являлся, заработала в полную силу.
Однако, как показала пандемия коронавируса, накопленные в ФСМС средства – а это порядка полутриллиона тенге или 1,2 млрд долларов – лежали мертвым грузом, в то время как граждане остро нуждались в помощи.
По сути, казахстанцы перечисляли в Фонд деньги на протяжении последних двух с половиной лет, однако, как выяснилось, какого-либо реального механизма медстрахования в этой системе предусмотрено не было.
Нельзя не согласиться с мнением, что обязательные отчисления в ФСМС – это «квазиналог», который поступает, минуя бюджет, в квазигосструктуру, подконтрольную одному Минздраву, а следовательно, непрозрачную ни для Минфина, ни для Парламента и Счетного комитета.
Скандал, разразившийся из-за публикаций в соцсетях гламурной супруги теперь уже бывшего главы Фонда Айбатыра Жумагулова, послужил красноречивым свидетельством непрозрачности деятельности этой квазигосструктуры.
А ведь у ФСМС был хороший потенциал для того, чтобы стать надежным источником выплат на борьбу с коронавирусом.
P.S. В период острой фазы коронавируса, когда Минздрав Биртанова губил все полученное от карантина временное преимущество на корню, у экс-министра появлялись «добровольные» защитники, пытавшиеся объяснить, что он-де не при чем, это все правительство такое, другие чиновники, не дающие работать, вся страна и т.д. Удобная позиция, свойственная многим нашим VIP-проходимцам, когда им приходит время оправдывать свои провалы и нежелание работать.
Они злостно не хотят брать на себя ответственность, занимаясь растратами государственных средств на свои неэффективные проекты и отсылая «честно заработанное» детям за границу, дочерям в Великобританию, чтобы свить уютное гнездышко в, как они думают, лучшем мире или хотя бы построить там «запасной аэродром».
Ну а для вида, чтобы им косметически прикрывали пятую точку, объясняя каким-нибудь доверчивым гражданам, какие они великие управленцы, а вовсе не самозванцы, нанимают какую-нибудь «команду убогих» пиарщиков с «заместителем акима области»…
…Но тут приходит коронавирус и расставляет все по своим местам.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости