Враги утилизационного сбора и их политическая ширма. Или как лоббисты компании «Джон Дир» намерены использовать окно возможностей электорального периода для решения сразу двух генеральных задач. Во-первых, борьбы за импорт в Казахстан зарубежной сельхозтехники, в чем у них имеется собственный интерес. Во-вторых, нападок на руководство Минсельхоза РК в связи с тем, что оно не отменяет мораторий на экспорт живого скота. В последнем случае, «крестные отцы» получили ощутимый финансово-экономический урон.
АГРАРНАЯ ВЛАСТНО-ФИНАНСОВАЯ ГРУППИРОВКА
Определение «сбитый летчик» для Народно-демократической патриотической партии «Ауыл» не подходит, поскольку она ни разу не взлетала. С другой стороны, имеется явная попытка «подпрыгнуть» при поддержке Альянса ассоциаций агропромышленного комплекса Казахстана.
Громкое название – Альянс ассоциаций АПК – не должно вводить в заблуждение. Это всего лишь часть «сельхозки» республики, а представительные «этикетки» призваны придавать солидности озвучиваемым ими идеям и предложениям.
Как любое юридическое лицо в конце концов упирается в физическое, так и Альянс своим конечным бенефициаром и патроном имеет Умурзака Шукеева, акима Туркестанской области. Его наиболее весомым сподвижником выступает Асылжан Мамытбеков, экс-министр сельского хозяйства, а ныне председатель Мясного союза Казахстана.
Фронт-меном группировки является Максут Бактибаев, директор того же ОИПЮЛ «Мясной союз Казахстана».
Руководители союзов по зерну, картофелю, сельхозстрахованию или яйцу – это все аффилированные кадры и целиком ту или иную обозначенную отрасль они однозначно не представляют. Зато степени их координации и взаимопониманию можно позавидовать. Жаль только, что преследуемые ими цели невозможно назвать полезными.
У Альянса ассоциаций АПК есть две важнейшие точки кристаллизации интересов, которые выступают их своеобразными визитными карточками.
Первая – это борьба с утилизационным сбором на сельскохозяйственную технику.
Вторым моментом выступает противодействие мораторию на вывоз живого скота за пределы Республики Казахстан.
Вот и в совместном документе от лица партии «Ауыл» и Альянса ассоциаций АПК оба эти пункта проявились в конечном документе, для приличия разбавленные другими предложениями (в том числе сомнительными с точки зрения реальных государственных интересов).
Реальные руководители Альянса ассоциаций АПК имеют свой интерес в дистрибуции иностранной сельскохозяйственной техники «Джон Дир». В свое время у данной американской компании под «крышей» прежнего руководства Минсельхоза сформировался тепличный режим работы. Например, поставщики сельхозтехники из стран ЕАЭС обкладывались утилизационным сбором по полной программе, тогда как «Джон Дир» и еще ряд иностранных фирм таких расходов не несли.
С июня текущего года условия работы для всех игроков ниши сельскохозяйственной техники выровнены и поэтому идет постоянное целеустремленное лоббирование интересов одних и тех же зарубежных производителей. Все это прикрывается голословными заявлениями о том, будто без «Джон Диров» аграрное производство Казахстана серьезно пострадает и под угрозой окажется продовольственная безопасность страны.
Тот факт, что утилизационный сбор является общепринятым в мировой практике механизмом защиты отечественного производителя (во многом вынужденным) и своеобразным приглашением-принуждением зарубежных компаний к локализации хотя бы части своего производства на территории Республики Казахстан – остается без внимания.
Борьба с мораторием на вывоз живого скота за пределы республики, введенным с 1 января 2020 года, вызвана нежеланием «мясосоюзников» вкладываться в мясопереработку. Крупные игроки – они же получатели щедрых правительственных субсидий – хотели бы ограничиться откормочными площадками (на них поставленный другими участниками рынка скот доводится до необходимых кондиций) и не вкладываться в серьезные производства.
В 2019 году из Казахстана в Узбекистан было вывезено 156 тысяч голов крупного рогатого скота или в четыре (!) раза больше, чем годом ранее – 39 тысяч. Как результат, страна недополучила как новых рабочих мест, так и добавленной стоимости вместе с налогооблагаемой базой.
«АУЫЛ» НА РАСТЯЖКЕ
Партия «Ауыл» традиционно позиционирует себя в качестве защитника мелких и средних фермеров. Разумеется, в такой нише политическая структура вечно нуждается в деньгах.
У Альянса ассоциаций АПК деньги имеются, но интересы лежат в иной плоскости. Фактически Альянс играет на стороне латифундистов, компрадоров, крупных агрохолдингов и нечистоплотных любителей крупных государственных субсидий. А это совсем другая сторона баррикад по отношению к основной массе сельчан.
Мелкие и средние крестьянские хозяйства не покупают технику «Джон Дир», поскольку она для них неподъемна финансово. Комбайн данной марки продается от $400 тысяч за штуку, а трактор от $100 тысяч. Техника эта, безусловно, высокопроизводительная, но превосходя казахстанские, российские либо белорусские аналоги на 10-15 % по производственным характеристикам, она в 2-3 раза дороже по цене. К тому же «Джон Диры» довольно прихотливы и дороги в обслуживании.
«Джон Дир» покупают крупные агрохолдинги, которые и выступают за отмену утилизационного сбора. Агрохолдинги – это вообще отдельная песня сельскохозяйственного производства в Казахстане. С одной стороны они реально крупные структуры и способны выходить на внешний рынок, обеспечивая экспортные поставки, а с другой погрязли в государственных дотациях и субсидиях.
В хозяйствах гигантских игроков агропромышленного комплекса часто нет внутреннего порядка, из-за чего процветают как хищения и махинации внутри (например, на ГСМ), так и финансовые хитрости в торговле с офшорами. Могут качественное продовольственное зерно экспортировать под видом фуражного фирмам-посредникам, а потом оно восстанавливается в своем статусе, но уже по совсем другим финансовым документам и не в казахстанской юрисдикции.
Связавшись с «Альянсом», партия «Ауыл» рискует потерять свою традиционную нишу электоральной поддержки и не обрести надежного партнера. У многих первых лиц во входящих в Альянс АПК ассоциаций крайне подмоченная репутация, поскольку любые взятые ими на себя обязательства в итоге оказываются крайне недолговечными и эфемерными.
Разумеется, перед партией «Ауыл» замаячила перспектива перешагнуть барьер попадания в Мажилис и провести группу своих депутатов в маслихаты сельских районов. Но политические издержки для партийного реноме могут оказаться просто неподъемными.
Указанная выше группа, долгое время находясь на Минсельхозе, выбила для себя массу субсидий под различные программы. После того, как с той же говядиной они всех обманули, не обеспечив переработку мяса и экспорт готовой продукции в Китай, Центральную Азию и на Ближний Восток, от щедрой груди правительственной финансовой помощи их начали постепенно отрывать.
Результат оказался предсказуем. Начались голословные нападки на новое руководство Министерства сельского хозяйства, выпуск всевозможных роликов о якобы вреде утилизационного сбора на сельхозтехнику. Обвинения компаний-конкурентов «Джон Дира» из ЕАЭС в том, будто они имитируют и фальсифицируют локализацию производств на территории Казахстана.
Если «Ауыл» готов отстаивать интересы Eurasia Group Kazakhstan (дистрибьютора «Джон Дир») в обмен на финансирование со стороны специфической когорты аграрной отрасли – это один расклад. Если политический капитал дороже сиюминутной денежной выгоды, тогда партийному руководству есть над чем подумать.
КАЖДЫЙ БОЛЕЕТ ЗА СВОЮ КОМАНДУ
Участникам Альянса ассоциаций агропромышленного комплекса не откажешь в выдумке. Например, они в добровольно-принудительном порядке внедрили систему «Колдау». Через нее распределяется основная часть субсидий аграриям Казахстана, но, чтобы фермеры могли подать электронную заявку на госдотацию, им приходится платить за услуги данного цифрового сервиса, хотя по идее все должно быть бесплатно.
Привычка делать деньги из своего выгодного положения не может уйти сама по себе. Разумеется, очень выгодно продавать технику «Джон Дир» с высокой маржой, не заморачиваясь на производственные цепочки внутри Казахстана и утилизационный сбор. Однако конец эры обильных нефтедолларов и закрытых из-за коронавируса границ показал, что чем больше номенклатура товаров, производимых на внутреннем контуре того или иного государства, тем легче ему встречать либо отгонять «черных лебедей».
Проблемы новых технологий, рабочих мест и расширения налоговой базы вступили в конфликт с властно-финансовыми группировками, привыкшими извлекать сверхприбыли от своего привилегированного положения. Таким по определению не может нравиться утилизационный сбор или мораторий на вывоз живого скота. Но ведь существует всем понятная иерархия интересов, где государственные нужды по определению должны стоять выше жадности тех или иных узких групп «больших людей». Потому что государство отвечает за куда более широкий круг вопросов, в том числе касающихся жизнеобеспечения и выживания всего общества.
Логика государственных субсидий сельскому хозяйству и агропромышленному комплексу предполагает деньги за реально проделанную работу и произведенную продукцию. Когда конкретные игроки выбирают для себя самый дешевый в плане затраты ресурсов элемент производственной цепочки, а от сложных и важных вещей под различными предлогами отказываются, то их с дотаций необходимо безжалостно снимать и перераспределять высвобождающиеся ресурсы в пользу реальных производителей, которые обеспечивают заданный государством результат.
В Казахстане любой экономический вопрос тем или иным боком выходит на проблему денег. Денег хотят все. Только одни готовы ради этого трудиться, проявлять предпринимательские и организаторские способности, внедрять новые технологии, производить востребованную продукцию и повышать ее качество, а другие стараются пристроиться в качестве паразитической прокладки между государством и реальными производителями. Или придумывают схемы для получения правительственных субсидий без реальной отдачи.
Электоральный период открывает дополнительные возможности как для честных игроков от сельского хозяйства, так и для мутных. Все стараются донести свои предложения до власти и общественности, облекая их в различные инструменты поддержки со стороны политических партий и общественных организаций, оформляя в качестве солидных программ и выставляя в свете заботы об общем благе. Поэтому нужно с особенной тщательностью производить сепарацию сложных органических смесей по калорийности, то есть отделять зерна от плевел и мух от котлет.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости