На днях «Форбс» опубликовал пространное интервью коммерческого директора компании «Евразия Групп Казахстан» – национального дилера John Deere, Василия Деменкова. Временами хотелось даже прослезиться, правда, не от умиления, как зарубежный импортер спасает сельское хозяйство Казахстана, а от веселья. Хвастовство, конечно, фирменная черта компании «Джон Дир» и ее дистрибьюторов, но должны же быть какие-то рамки приличия, хоть толика правды в словах.
НЕ ТОРТ. И НЕ ЭКСКЛЮЗИВ.
Безусловно, техника John Deere в целом неплоха. Но и не уникальна в своем роде. Послушав же господина Деменкова, можно предположить, не зная предмета, что без его продукции Казахстан останется без льна, хлопка и риса. Правда, шапка на бодро рапортующем директоре все-таки загорелась, и выяснилось, что комбайны John Deere убирают лишь пятую часть урожая в Казахстане. То есть, 80 % сельхозпродукции как-то без импортера «собрались».
Более того, льноуборочную технику производят партнеры Казахстана по ЕАЭС, в частности, Федеральный научный центр лубяных культур (ФНЦ ЛК) в Твери производит льноуборочный комбайн КЛ-1,5 «Русич», белорусский Калинковичский РМЗ – льноуборочный комбайн «Двина-4М», ПАО «Пензмаш» предлагает инновационную жатку для уборки льна «Озон», а Щучинский РМЗ и Техмаш – любое оборудование для сбора, вспушивания, сортировки и сушки льна.
Что касается техники по производству риса, у соседей создан новый рисоуборочный комбайн «Енисей 1200РМГ». Техника этой марки выпускается и в Казахстане, отлично зарекомендовав себя.
Как отмечает главный инженер ТОО «Андреевка-СК» из Северо-Казахстанской области Владимир Ситкин, «в нашем хозяйстве имеется 13 комбайнов, из них восемь Енисеев. По производительности, учитывая урожайность наших полей, они ни в чем не уступают своим собратьям по классу от других производителей, в том числе из дальнего зарубежья. У них надежная ходовая, двигатели не капризные. Конечно, в ходе уборки, как и у каждого комбайна, случаются поломки. Но устраняются они, благодаря продуманности конструкции и наличию запчастей, быстро. Это техника, проверенная временем».
В свою очередь, главный инженер ТОО «СХП «Новобратское» (Акмолинская область) Сергей Русаков сообщил, что «машины просты, надежны, нет проблем ни с запчастями, ни с ГСМ. Есть склады в Кокшетау, откуда любые детали заказываем и доставляем за 5-6 часов. Хочу отметить слаженную работу «сервисников» казахстанской компании «Агромашхолдинг» – в течении гарантийного срока они молниеносно оказывают поддержку по любому вопросу».
Белорусский «Гомсельмаш» еще в 2015 году запустил конвейерное производство новой модели рисоуборочных комбайнов КЗС-2-1218Р специально для нужд сельского хозяйства Республики Казахстан. В 2014 этот же завод разработал новую специальную машину – хлопкоуборочный комбайн ХМП-1,8. Машина агрегатируется со специальным колесным трактором «Беларус-80Х» производства Минского тракторного завода.
Часть техники производится и в Казахстане. Так, компания «Ростсельмаш» и ТОО «Каик» (входит в ГК «Вираж») создали в Кокшетау в Казахстане совместное сборочное производство комбайнов Torum 750. Будут собираться комбайны двух модификаций: классической компоновки для уборки зерновых культур и полноприводные – для уборки риса. В базовую комплектацию комбайнов входит система дистанционного онлайн-мониторинга и параметрического контроля техники.
Утверждения, что лишь Джон Дир «отличается производительностью, интеллектуальными системами, эргономикой, долговечностью» также не соответствуют действительности.
У соседей по ЕАЭС уже внедряют систему Cognitive Agro Pilot, которая обеспечит автоматическое движение комбайна по кромке поля, по рядку и по валку, будет автоматически определять препятствия на пути следования техники и оповещать комбайнера о возникновении препятствий или при уходе комбайна с маршрута в случае ручного управления.
Операторам будет доступен мониторинг движения каждого оснащенного комбайна по треку в режиме реального времени. Наиболее востребованными в точном земледелии сегодня являются оценка влажности культур, картографирование урожайности, дифференцированные внесение удобрений и посев. За счет применения этих технологий аграрии могут составить карты плодородности почв, эффективно распределять удобрения.
Минский тракторный завод в 2018 году выпустил четыре модели: модернизированный 81-сильный «Беларус-82.1», 148-сильный «Беларус-1523В», 355-сильный «Беларус-3525» и 466-сильный «Беларус-4522», оснащенные системой точного земледелия.
Мы столь подробно останавливаемся на вопросе, поскольку производители России и Белоруссии, в отличие от John Deere, не брезгуют открывать производства в Казахстане. Производить сельхозтехнику в Казахстане стремится и Узбекистан. На будущем заводе будет вестись сборка универсально-пропашных тракторов мощностью 110 лошадиных сил, хлопководческих тракторов мощностью 80 лошадиных сил, хлопкоуборочных машин, тракторных прицепов, способных перевозить грузы до 4 тонн, роторных косилок, вентиляторных опрыскивателей, хлопководческих культиваторов и оборотных плугов.
СКАЗАНИЯ ИЗ ПЫЛЬНОЙ КЛАДОВОЙ
Представитель «Евразия Групп Казахстан» повторил и старые мантры о том, что «Джон Дир» мешают организовать производство в стране утилизационный сбор и требования о локализации. Невольно вспоминается поговорка о плохом танцоре.
Недавно о решении открыть производство объявил один из мировых лидеров по производству сельхозтехники, немецкий Claas. Речь идет о промышленной сборке на территории республики фирменных высокопроизводительных комбайнов TUCANO. Это позволит привлечь в Северо-Казахстанскую область, где будет располагаться завод, 3,4 млрд. тенге инвестиций, трудоустроить на начальном этапе 200 человек и выпускать в год до 200 единиц сельскохозяйственной техники.
В основном, это будут зерноуборочные комбайны TUCANO, рыночная стоимость которых превышает 400 тысяч евро за один агрегат. TUCANO способен переключаться на уборку подсолнечника, гороха, сои, рапса и кукурузы. Вот Claas уж точно ничем не хуже Джон Дира.
«Отечественное производство не позволяет покрыть необходимую потребность казахстанских аграриев в сельхозтехнике» – такая же старая избитая мантра.
На самом деле доля тракторов «Беларус» достигает 80 % в общем объеме продаж, «Кировцы» занимают 60 % доли тяжелых тракторов. По данным МСХ РК, за 2019 год сельхозтоваропроизводителями республики приобретено 12 тыс. единиц техники, порядка 4 тысяч тракторов, в том числе 600 – это импорт, 1 253 комбайнов (импорт порядка 500), 6,7 тысяч – прочая сельхозтехника на сумму 176 млрд. тенге, что больше на 25 % в количественном и на 30 % больше в финансовом отношении, чем в 2018 году.
74 % процента фермеров пользуются техникой отечественного производства и аналогами производства стран СНГ.
Рынок сельхозтехники в Казахстане, в среднем, составляет 130 млрд. тенге, из которых 32 % импорт, а в количественном выражении он составляет не более 10 %, из которых 7 % занимает компания «John Deere».
При этом львиную долю государственных субсидий из бюджета «пожирают» именно импортеры. По данным руководителя управления машиностроения Мининдустрии и инфраструктурного развития РК Ержана Имансляма, ежегодно из страны на покупку импортной техники утекает около $180 млн. Это неудивительно, так как комбайн «John Deere» серии S в США, Китае, Германии стоит $202 тыс., а в Казахстане $300 тыс., чистая маржа 35 %. Вот тебе и обещанные «скидки». Ловкость рук, да и только.
Сказки о невозможности выполнить требования по локализации так же несостоятельны. Как говорится, кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет – причины.
Специальный инвестиционный контракт и Соглашение о промышленной сборке сельскохозяйственной техники имеют все ведущие производители страны: ТОО «Казахстанская Агро Инновационная Корпорация» (г. Кокшетау), ТОО «АгромашХолдинг KZ» (г. Костанай), ТОО «СемАЗ» (г. Семей), ТОО «Комбайновый завод «Вектор» (г. Кокшетау), ТОО «KazKioti» (г. Шымкент), ТОО «Фирма «ДАФА» (г. Павлодар).
Лисаковским предприятием «Дон Мар» производятся зерновые жатки, которые практически на 100 % локализованы в Казахстане. Костанайское предприятие «АгромашХолдинг» имеет 90 % локализации в производимых сеялках, свыше 40 % в производимых комбайнах и до 100 % в выпускаемых узлах и агрегатах (тележки для жаток, подборщики, противовесы на трактора, быстро изнашиваемые детали, наклонная камера, шкивы и т.д.).
По информации министра индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбута Атамкулова, «производство сельхозтехники в Казахстане выросло за последние годы на 125 %. За минувшие шесть месяцев ее произведено на сумму свыше 33,7 млрд тенге. В 2020 году объем производства комбайнов и тракторов составит 77,4 млрд тенге. Больше всего комбайнов. А увеличить выпуск зерноуборочной техники удалось более чем в два раза».
Утилизационный сбор в области машиностроения – весьма действенный способ убеждения. Благодаря этому уровень производства в стране вырос до 150 млрд тенге, для сравнения: в 2015 году эта цифра была 21 миллиард. В 2018 года внедрена программа льготного лизинга под 6 % на семь лет без первоначального взноса.
В общем, у всех получается, а у Джона Дира «не получается».
А ЛАРЧИК ПРОСТО ОТКРЫВАЛСЯ
John Deere привык к особому положению на казахстанском рынке. В 2018 году тогдашний министр сельского хозяйства Умурзак Шукеев «договорился» с директором компании «Джон Дир» Сэмюелем Алленом о «скидке» на всю продукцию компании для Казахстана.
Еще один прожект — два опытных хозяйства, полностью оснащенные американской техникой и оборудованием за счет американской стороны, в том числе по программам точного земледелия. Воз и ныне там, а вот подарок импортным друзьям казахстанского агропрома в виде 25 % государственных субсидий на закупку техники стал совершенно реальным, вылившись в вымывание валюты из страны.
Если посмотреть на цены продукции американского гиганта, становится понятным, почему у него так и не появилось желания создать производственные площадки в Казахстане.
Трактор «Беларусь» отечественной сборки стоит 7,8 млн. тенге. А его импортный аналог, трактор John Deere серии 6В – 15,9 млн тенге, что больше в два раза.
Средняя цена машин компании Claas и John Deere — от 50 до 100 млн тенге, трактор того же класса от Минского тракторного завода обходится от 7 до 13 млн тенге, тракторы К-700, К-744 «Батыр» — 35-40 млн тенге.
По комбайнам — покупка бренда Claas обойдется в 100-120 млн тенге в зависимости от лошадиных сил, John Deere – от 115 до 145 млн тенге. Для сравнения: комбайны «Есиль», «Полесье», «Лида» стоят 39-45 млн тенге, «Вектор» — 45 млн тенге. То есть отечественный трактор дешевле и доступнее, его возможно приобрести под 6 % годовых без первоначального взноса. А John Deere доступен через лизинг под 14-17 % годовых с минимальным первоначальным взносом в 15 %.
Пятилетнее содержание и уплата долговой нагрузки лизинга, сервиса, запчастей увеличивает конечную стоимость импортной техники до $570 тыс. за единицу. Аналог же отечественного производства при равных условиях сервиса, финансовой нагрузки по истечении срока лизинга имеет меньшую инвестиционную стоимость – в пределах $240 тыс.
60 % субсидий в денежном выражении в 2019 году, по данным Минсельхоза РК, ушло на импортную технику. Представляете, о каких доходах идет речь при «плоской» шкале субсидирования? Действительно, какой смысл при этом инвестировать в производство, если просто можно выводить прибыль за рубеж? Прием, известный в среде привокзальных таксистов, которым выгоднее подвезти одного клиента в день за сумасшедшие деньги, чем по мелочи крутить баранку сутки напролет.
Лишился Джон Дир и еще одной «кормушки»: льготы на уплату утилизационного сбора, который ранее касался только производителей из стран СНГ, но никак не компаний из дальнего зарубежья. Уравняв условия для всех, правительство Казахстана поставило «великих» в один ряд с «остальными». Не прибыль же снижать Джону Диру, в самом-то деле?
Наглость, конечно, в некоторых случаях второе счастье, но вряд ли Джон Диру удастся «продавить» Казахстан. Производство сельскохозяйственной техники – это вопрос национальной и продовольственной безопасности страны, ее инновационного и технологического развития, мультипликативного экономического эффекта, создания рабочих мест. И «хотелки» одного импортера здесь явно неуместны.
Техника John Deere Казахстану, безусловно, нужна. Это нишевый продукт, предназначенный для крупных агрохолдингов. Казахстанские фермеры имеют наделы земли от 500 до 2 тыс. га. Для того чтобы максимально загрузить комбайны класса John Deere, площадь убираемой территории должна быть минимум 2,5 тысячи га.
Кроме того, импортная техника при большой влажности урожая не работает. А «Есиль», «Вектор» и другие менее чувствительны к влаге. Жалуются аграрии и на дорогое сервисное обслуживание и долгие сроки ремонта.
Рынок Казахстана открыт, и «Джон Дир», наряду с другими производителями, в любой момент может открыть производственные мощности. Но, очевидно, он и сам понимает, что для Казахстана он избыточен. Об этом свидетельствуют слова Василия Деменкова, что «производство в Китае и России это тот кейс, когда домашний рынок достаточно большой и является якорным для завода. В нашем случае в Казахстане рынок меньше, поэтому это соответственно не может не отражаться на потенциале локализации».
Однако Claas свое место нашел. Другие же пошли по совершенно другому пути: начали нанимать лоббистов, пытаться нанести ущерб развитию казахстанского машиностроения и пользоваться другими методами недобросовестной конкуренции. Номер не пройдет.
Ольга СУХАРЕВСКАЯ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости