Какие известные фейковые проекты с иностранными инвесторами запускало прежнее руководство Минсельхоза Казахстана
Недавно коллеги с интернет-портала «Казахзерно» опубликовали любопытный материал, в котором вспомнили весьма тернистый путь к провалу когда-то многообещающего проекта – откормочной площадки и мясоперерабатывающего завода «Crown Batys» в Западно-Казахстанской области.
Сам факт его неудачи приобретает оглушительный характер в силу того, что период становления у проекта был максимально «парниковым»: как раз когда бывший председатель правления холдинга «КазАгро», а потом и министр сельского хозяйства Казахстана Асылжан Мамытбеков внедрял свой проект по импорту живого крупного рогатого скота из стран дальнего зарубежья, который и предполагал строительство таких вот откормплощадок и в теории – мясокомбинатов к ним.
То есть, это было предприятие, целиком и полностью вписанное в стратегию экс-главы Минсельхоза Мамытбекова, которое к тому же было обильно «полито деньгами» из закромов подконтрольного ему холдинга «КазАгро». И как в такой ситуации можно было умудриться сделать этот бизнес убыточным и привести к банкротству, можно только предполагать. Самое безобидное предположение: у бизнеса просто не было «хозяина» с большой буквы или он изначально не собирался им всерьез заниматься.
Процитируем «Казахзерно»:
«Одним из первых совместных проектов свежесколоченной команды (экс-главы МСХ Мамытбекова – ред.) стал эпический провал по созданию в Западно-Казахстанской области откормочной площадки «Crown Batys».
Эта история требует отдельного напоминания: в 2010 году в Западно-Казахстанской области (село Янайкино Зеленовского района) была создана откормплощадка почти на 9 тыс. голов КРС. Согласно проекту, предполагалось производство мраморной говядины с экспортом в Россию.
Инвестиции в проект составили более 3,5 млрд тенге, причем, «КазАгро» предоставило льготный кредит на 60 % этой суммы. Отметим, что председателем правления «КазАгро» в 2008 – 2011 годах был Асылжан Мамытбеков.
В 2011 году Мамытбеков стал министром сельского хозяйства РК».
А что же «Crown Batys»? Как отмечают коллеги, тогда же команда бывшего руководителя Минсельхоза докладывала в СМИ, что проект повышения экспортного потенциала по мясу КРС активно развивается. Мол, Казахстаном в 2013 году уже начат экспорт высококачественной и дорогой говядины премиум-класса.
Только с откормочной площадки ТОО «Crown Батыс» отправлено в Россию 148 тонн мраморного мяса. Более того, в том же 2013 году откормплощадка получила от «КазАгро» новый кредит в размере 500 млн. тенге на закуп скота.
«Однако, крах этому локальному «прожекту» (а вскоре – и всей говяжьей лже-программе) пришел очень скоро:
В 2013 году владельца откормплощадки осудили за хищение бюджетных средств в размере 53 млн тенге, полученных им в качестве субсидий за якобы выращенный и забитый на мясо скот. Несколько лет предприятие простаивало без скота и работы.
В 2015 году появился инвестор, который скот приобрел. Однако, уже в конце 2016 года все поголовье числом 2700 голов КРС зарезали из-за отсутствия кормов.
Вот такая мини-модель всего провального казахстанского проекта по мясу КРС. Отметим, что, начав с потери 4 млрд тенге, в итоге, погрязший в таких вот проектах «КазАгро» пришел к убытку в 400 млрд тенге. А ведь все это можно было остановить вовремя, если бы на деятельность Асылжана Мамытбеков и его команды обратили пристальное внимание вовремя».
На этом, собственно, коллеги с интернет-портала и заканчивают свое повествование о «Crown Batys», а мы… только начинаем.
ЛЕГЕНДА О «DUNBIA» И МИФ О «CREMONINI»
Дело в том, что еще через пару лет эта история получила неожиданное продолжение. Так, уже в 2018 году будучи ответственным секретарем Минсельхоза Асылжан Мамытбеков и его покровитель – занимавший пост министра сельского хозяйства Умурзак Шукеев, предприняли попытку «впихнуть» этот неликвидный актив иностранному инвестору, а именно – крупной британской мясоперерабатывающей компании «Dunbia». Для чего даже приглашали в Астану на переговоры учредителя и владельца компании из Великобритании Роберта Джона Добсона.
Переговоры тогда закончились ничем, однако это никоим образом не помешало бывшей команде министерства сельского хозяйства ввести в заблуждение широкую общественность, рассказав, как о свершившемся факте якобы приходе в Казахстан крупного инвестора с Туманного Альбиона.
Вот как это было на самом деле и почему судьба горе-площадки «Crown Batys» могла быть предрешена уже давно. Остается только вопрос, следуя духу переговоров с Джоном Добсоном и прозвучавшего на них предостережения: растащили или нет на стройматериалы заброшенную инфраструктуру этого откормочника и мясокомбината?
Еще в конце 2018 года в казахстанских СМИ с подачи тогдашнего Минсельхоза РК появилась информация о чуть ли не состоявшихся договоренностях между британскими инвесторами и нашей стороной. Особую пикантность сообщениям придавало то, что кто-то судя по всему уже успел придумать название брэнда будущего мяса, выпускаемого компанией «Dunbia» на неприкаянных площадях «Crown Batys».
Kazbia – так ни много ни мало амбициозно провозгласили торговую марку нового предприятия. Вот только позабыли для начала договориться с самим инвестором и утрясти все финансовые проблемы простаивающего завода и откормочной площадки.
«Британская Dunbia поможет перезапустить неработающую откормочную площадку в Казахстане, в будущем планируется совместное производство и экспорт мясной продукции под брендом Kazbia.
«Мне приятно подписать новый протокол по практическим, конкретным шагам по сотрудничеству в различных сферах, включая энергетику. Также это затрагивает и другие сферы, выходящие за пределы традиционного сотрудничества, как, например, реабилитация мясоперерабатывающего завода и откормочной площадки на западе Казахстана», – сказал журналистам министр по торговой политике и международной торговле Великобритании и Северной Ирландии Джордж Холлингбери на заседании межправкомиссии по торгово-экономическому, научно-техническому и культурному сотрудничеству Казахстана и Великобритании в Астане.
В департаменте международной торговли посольства Великобритании уточнили, что восстановлением неработающего мясоперерабатывающего завода в Казахстане займется британская компания Dunbia.
«Завод был построен в Западно-Казахстанской области, но не работал. Они (Dunbia) восстановят полный цикл, начиная от орошаемых земель, откормочной площадки и мясокомбината, чтобы предприятие функционировало. Они создают (с Казахстаном) совместное производство, которое будет называться Kazbia. Они будут производить мясо на экспорт», — сообщалось два года назад в лентах казахстанских новостей.
Как видим, даже официальные лица Великобритании свято уверовали в блеф о якобы приходе в Казахстан их родного инвестора – крупной компании из сферы выращивания и переработки говядины и баранины.
Отметим, что компания Dunbia занимается переработкой красного мяса, включая производство продукции из говядины, баранины и свинины в сети розничной и оптовой торговли, общественного питания на местном, национальном и международном уровнях.
В компанию входят 25 предприятий Великобритании и Ирландии, которые имеют более 1 млн голов крупного рогатого скота и более 3 млн голов овец. Компания имеет более 50 представительств в различных странах мира.
Подчеркнем еще и то обстоятельство, что частично переработанное говяжье мясо Dunbia поставляется в сети McDonald’s в Евросоюзе. А вместе с ней в качестве поставщика для европейского McDonald’s конкурирует итальянская Cremonini Group.
Будете смеяться, но легенда про строительство группой компаний Cremonini крупного мясокомбината в Алматинской области на 30 тыс. тонн продукции ежегодно – была еще одним мифотворчеством команды Асылжана Мамытбекова и Умурзака Шукеева в бытность их работы в Минсельхозе. Причем, в отличие от ирландской Dunbia, с мифом об итальянской Cremonini и ее «дочки» в Казахстане и России, известной как Inalca, эти ребята носились гораздо дольше.
Зато результат был аналогичным – полное отсутствие какого-либо завода, инвестиций, рабочих мест и выпускаемой продукции.
Складывалось впечатление, что бывшие руководители нашего Минсельхоза не особо мороча себе голову просто открывали любой доступный альманах с перечнем крупных предприятий в мясопереработке – лидеров у себя в регионе или мире, затем выходили на эти компании, завлекали их менеджеров или учредителей-владельцев в Казахстан (возможно полностью оплачивая им визит) с одной лишь целью – подписания рамочного ничего не значащего (не имеющего юридической силы) меморандума о возможном сотрудничестве.
Затем в течении долгого времени создавали буйный пиар вокруг этого события, преподнося его как «дело решенное». А, между тем, благодаря формированию этой дымовой завесы, удавалось успешно лоббировать свои вопросы: например, выделение из госбюджета серьезных субсидий на так называемые мясные прожекты. Ведь грешно же государству не дать денег под такие проекты, раз сами иностранцы с мировым именем благоволят, клюют и рвутся в Казахстан инвестировать и стимулировать.
Как и на что тратились потом эти государственные инвестиции – предмет отдельного исследования. Но то что иностранные инвесторы довольно быстро забывали дорогу в Казахстан по причине ее ненадобности и были бы изрядно удивлены, почитав местную прессу в переводе на английский язык (где их уже сосватали и поженили на конкретных проектах), в этом сомневаться точно не приходится.
«СПЕШИТЕ! МЫ ТУТ УЖЕ СО ВСЕМИ ДОГОВОРИЛИСЬ!»
Итак, приведем наиболее «вкусные» моменты из стенограммы переговоров тогдашнего министра сельского хозяйства РК Умурзака Шукеева с владельцем компании Dunbia из Великобритании Робертом Джоном Добсоном. Датированы они маем 2018-го года, то есть состоялись за полгода до цитируемых новостей, где Dunbia называют компанией, берущей под патронаж, простаивающий «Crown Batys». Между тем, как из самих переговоров становится ясно, что ни о чем подобном стороны не договорились даже близко.
Так, с места в карьер бывший министр Шукеев говорит вещи, которые сегодня в 2020 году читать невыносимо смешно. Особенно умиляет про начало строительства того самого многострадального итальянского завода под Алматы:
«Ваши конкуренты уже давно здесь. Например, итальянская компания Cremonini Group уже на днях начнет строительство завода на юге Казахстана. Спешите. А я еще только что вернулся из Китая, в принципе, договорился там обо всем: главное о том, чтобы снять все барьеры по экспорту мяса говядины в Китай. И я думаю, что через месяц мы уже подпишем ветеринарный сертификат и определим порядок экспорта мяса в Китай. И вчера я встречался с одной компанией китайской, и они готовы 10 тыс. тонн мяса в год экспортировать из Казахстана и даже строить здесь какие-то объекты переработки. Поэтому мы хотели бы какое-то стратегическое партнерство наладить с Dunbia».
Как мы уже показали, «кейс» с итальянской Cremonini Group был не более чем трюком. Кстати, слова про то, что итальянский инвестор начнет «вот-вот строить завод на юге» говорились каждую неделю с февраля по май 2018-го года включительно всем свободным слушателям, включая потенциальных инвесторов. Но так как никакие короли говядины из Италии, так и не заложили даже первый камень в фундамент нового завода под Алматы, вскоре эту пластинку пришлось сменить.
Что касается некоего таинственного богатого китайского инвестора, готового на первоначальном этапе вывозить 10 тысяч тонн говядины из Казахстана в Китай ежегодно, то, похоже, что речь идет о китайской компании «Grand Farm». Просто допущена неточность, потому как этот инвестор как-бы собирался строить мясокомбинат средней мощности в 10 тысяч тонн красного мяса на территории Казахстана, плюс еще дополнительные производственные мощности в регионах нашей республики, что опять же звучало красиво, но так и не было исполнено ни на один шаг. Очередной мифический проект в очереди вслед за итальянской Cremonini Group и британской Dunbia.
Ну а про скорое налаживание экспорта говядины из Казахстана в Китай, то воз и ныне там. Никаких даже более или менее средних объемов переработанного мяса говядины мы не поставили в Китай ни «вот-вот на днях», ни через месяц-два, ни через год-другой.
В свою очередь, Джон Добсон отвечает с осторожностью и дает четко понять, что он не будет вкладывать свои деньги, пока для него не решат вопрос с откормочной площадкой, с бесперебойной поставкой скота, ведь он готов работать только с переработкой.
«Я был очень впечатлен, когда посещал откормочные площадки и мясоперерабатывающие заводы. Однако должен отметить, что для того, чтобы наладить здесь производство необходимо обеспечить Казахстан сырьевой базой. Очень важно иметь коров для того, чтобы заводы работали в полную мощность. Для того, чтобы мясоперерабатывающие заводы зарабатывали деньги, что есть конечная цель, нужно чтобы они работали в полную мощность.
Мы посетили откормочную площадку и мясоперерабатывающий завод в Западно-Казахстанской области – «Crown Batys». Откормочная площадка и мясоперерабатывающий завод сейчас не работают, однако они находятся в хорошем состоянии и нам, компании «Dunbia», предложили управление этим заводом, но для этого необходимо обеспечить откормочную площадку и мясоперерабатывающий завод именно сырьевой базой», — заявил на переговорах Роберт Джон Добсон.
Как видим, никаким согласием инвестировать деньги в простаивающий проект в Казахстане, здесь даже и не пахнет.
А если пойти дальше и узнать условия, с какими предстояло столкнуться потенциальному инвестору, то становится очевидным – британцы выкладывать свои «кровные» не спешили.
Оказывается, холдинг «КазАгро» забравший инфраструктуру предприятия за долги, выставил свою цену – 3 млрд. тенге для тех инвесторов, кто хочет взять себе простаивающий комплекс.
Британцы изначально не были согласны тратить хотя бы фунт стерлинг своих сбережений на этот проект. Эти деньги должны были вложить казахстанские инвесторы. И то, из тех предпринимателей, кто согласился теоретически вложиться, они оценили объект по своей стоимости – в 2 млрд. тенге.
Вот что сказал по этому поводу представитель АО НУХ «КазАгро» на этих переговорах:
«Там сейчас вопрос кормопроизводства стоит очень остро, откормплощадка будет работать тогда и только тогда, когда возникнет полноценная кормовая база. Это возможно только на орошении. Есть компания одна – наша костанайская, они готовы взять этот объект под управление по кормопроизводству и откорму скота с расширением до 10 тыс. голов – инвестиционный план. И потом уже начать вопрос по запуску мясокомбината. Все должно быть степ-бай-степ. Но в принципе они сказали, что за год они инвестиционный план запустят.
3 млрд. тенге – лизинговая стоимость. «КазАгро» согласен за такую цену».
Судя по всему, под костанайской компанией имеется в виду «Север Агро Н» — наиболее крупная в этом регионе. Но, в любом случае, как выясняется в ходе переговоров – она предлагает такую цену, которая не устраивает холдинг «КазАгро». А ирландскому бизнесмену Добсону, видя все это, становится тем более не интересно во все это влезать и рисковать своими деньгами.
Так, представитель «Мясного союза Казахстана» — структуры, тесно аффилированной с Асылжаном Мамытбековым и Умурзаком Шукеевым, берет слово на тех переговорах, чем вольно или невольно ставит жирную точку на интересе инвесторов из Великобритании.
«Бизнес со своей стороны оценил в 2 млрд. тенге, а теперь согласится ли «КазАгро» за такую цену отдать. Речь идет ведь о 2 млрд. тенге, а «КазАгро» просит 3 млрд тенге. Потому что 3 млрд. у них это балансовая стоимость.
Но надо решать как-то этот вопрос.
Или завод и откормплощадка еще будут так стоять несколько лет. В акимате ЗКО уверяют, что если до конца года не запустите на этой простаивающей базе производство, то его начнут растаскивать уже по частям».
Вот, собственно, и все что следовало знать о тех переговорах.
ПОЧТИ СЕМЕЙНОЕ ФОТО
Трагикомично выглядит то, что буквально на следующий день после этих переговоров, упрошенный остаться еще на сутки в Астане, Роберт Джон Добсон принял участие в проходном мероприятии – церемонии подписания меморандумов Минсельхоза РК с иностранными инвесторами в отрасли переработки сельхозпродукции в рамках Астанинского экономического Форума.
Он на фотографии – крайний справа, а второй слева – это вице-президент Inalca (Cremonini Group) Сержио Комиззоли, который прям там же в кулуарах форума честно признался, что не знает ни о каких планах своей компании строить мясоперерабатывающий комбинат возле Алматы.
Фарс, да и только!
Третий же слева – между Комиззоли и Шукеевым – это гендиректор австралийской Cedar Meats Тони Кайруз. Инвестор из Австралии тоже собирался строить и открывать мясокомбинат, только по переработке баранины, в Восточно-Казахстанской области.
И то же с тех пор его след простыл.
Есть еще представитель американской AGCO, у которой было в планах строительство свиноводческих и рыбоводческих ферм в Карагандинской области. И то же с тех пор его больше нет.
По каждому такому горе-кейсу с несостоявшимися иностранными инвесторами, можно писать целую историю.
А что до «Crown Batys», то последнее упоминание в сети о нем датируется серединой прошлого 2019 года. Тогда оказывается уже официально признали, что никаких инвесторов из Великобритании там близко не будет. Они перешли в разряд тех, кто «когда-то интересовался».
Вместо них новое руководство области в лице Гали Искалиева презентовало инвестора из Караганды, владеющего мясокомбинатом в шахтерском регионе и выпускающего продукцию под торговой маркой «Тулпар». Получается, что теперь новый карагандинский инвестор взял шефство над простаивающей инфраструктурой.
И что-то нам подсказывает, что если у него получится, то не благодаря, а вопреки всем тем мясным прожектам, которые запускало прежнее руководство Минсельхоза, пиарясь и пуская пыль в глаза, а по итогу – распродавая живой скот прямо с откормплощадок на мясокомбинаты соседних стран.
Автор:
Фермерские ведомости