Существующий уже несколько лет финцентр настолько плох, что не выдерживает конкуренции с Казахстанской фондовой биржей, притом, что KASE не содержится за счет государства. Поэтому велика вероятность, что в ближайшие годы он повторит печальную судьбу ликвидированного РФЦА.
В этом году минула четверть века с тех пор, как на встрече с членами Ассоциации банков Казахстана в 1995 году тогдашний президент страны Нурсултан Назарбаев озвучил идею создания регионального финансового центра в Алматы (РФЦА), остававшемся на тот момент столицей республики.
Спустя девять лет, в ноябре 2004 года, когда столица переместилась в нынешний Нур-Султан, этот проект вновь был озвучен на IV Конгрессе финансистов Казахстана, причем в присутствии президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона.
Но лишь с 2006 года пошел отсчет практической работы по созданию такого финцентра в Казахстане, продолжающийся и поныне, в результате чего в международной статистике их значится два, хотя формально существует лишь один.
НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ
Если в 1995 году, когда отечественная экономика катилась вниз из-за развала хозяйственных связей канувшего в лету СССР, идея создания финцентра выглядела совсем уж отдаленной и фантастической, то спустя десятилетие она смотрелась вполне реалистичной.
К 2004 году в Казахстане царил экономический бум, удалось обуздать инфляцию, устойчиво росли банковские депозиты, работали пенсионные фонды и страховые компании, кипела жизнь на фондовом рынке.
Сегодня в это верится с трудом, но тогда с высоких трибун говорилось даже о достижении полной конвертируемости тенге к 2007 году! Поэтому заявление президента Казахстана о создании в Алматы международного финансового центра регионального размаха, сделанное им на IV Конгрессе финансистов Казахстана, прозвучало вполне ожидаемо.
Правда, тогда четких контуров будущего РФЦА президент не очертил, задавшись лишь вопросом о том, насколько готовы к такому проекту отечественные финансисты, буквально купавшиеся тогда в дешевых деньгах внешних займов и надувавшие в казахстанской экономике один инвестиционный «пузырь» за другим.
Дело ограничилось на тот момент поручением государственным органам совместно с финансистами «проработать этот вопрос, учесть мировой опыт и реализовать эту идею».
Между тем еще летом 2001 года правительство приняло постановление «О развитии города Алматы как регионального финансового центра», затем президентским указом была утверждена госпрограмма развития Алматы на 2003-2010 годы.
В начале 2004 года к работе приступила межведомственная рабочая группа, задачей которой была выработка предложений по вопросу развития города Алматы как финансового центра. Она сфокусировалась на опыте Сингапура, Дублина и Дубаи, стратегическим партнером правительства была выбрана компания «Boston Consulting Group». В конце того же года была одобрена Концепция создания в городе Алматы международного (регионального) финансового центра.
Спустя полтора года президентское поручение было окончательно реализовано, и 1 февраля 2006 года глава государства поставил подпись под указом «Об Агентстве Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы». Тогда же руководителем АРД РФЦА был назначен 40-летний Аркен Арыстанов, выпускник экономического факультета МГУ, работавший в Нацбанке, «АТФБанке», «Народном банке Казахстана» на ответственных постах и возглавлявший к моменту назначения «Казпочту».
5 июня 2006 года президент страны подписал закон «О региональном финансовом центре города Алматы». К этому моменту финансовый сектор Казахстана развивался опережающими темпами по сравнению с соседями по Центрально-Азиатскому региону, стабильно росла доля финансовых услуг в составе ВВП и объем внутренних накоплений, отечественные банки агрессивно выходили на рынки стран СНГ, сформировался и кадровый состав местных финансистов, в котором доминировали алматинцы.
Поэтому РФЦА органично влился в жизнь южной столицы, получив особый правовой режим, регулирующий взаимоотношения участников финцентра и заинтересованных лиц. Бурно развивалась инфраструктура РФЦА. Одноименное АО «РФЦА» стало крупным акционером Казахстанской фондовой биржи (KASE) – ключевой площадки финцентра, заработали рейтинговое агентство, товарная биржа «Евразийская торговая система» (ЕТС), Академия РФЦА с клубом частных инвесторов, был учрежден специализированный финансовый суд, начался выпуск собственной газеты и даже появились планы создания спутникового телеканала как части медиа-холдинга!
В алматинские СМИ хлынул поток рекламных бюджетов РФЦА, на улицах мегаполиса появились даже билборды финцентра. АРД РФЦА начало исправно получать миллиарды бюджетных средств.
В международный Совет РФЦА вошли г-н Вульфенсон, назначенный советником президента Казахстана, бывший президент Сингапурской биржи г-н Лим Чу Пенг и другие представители зарубежных финансовых и консалтинговых компаний
Глава государства лично заложил тогда памятную капсулу на месте строительства будущего офиса РФЦА, где ему была представлена архитектурная концепция этого довольно амбициозного проекта, разработчиками которого выступили архитекторы из нью-йоркского представительства бюро «Skidmore, Owings and Merril».
Предварительная оценка инвестиций в строительство РФЦА составляла более $2 млрд.
Возведение всех объектов РФЦА было разделено на три этапа с завершением в конце 2009 года с появлением на алматинском проспекте им. аль-Фараби городка финансистов из 30 зданий общей площадью более 1 млн. кв. метров.
Г-н Арыстанов уверенно заявлял тогда, что в ближайшие два-три года РФЦА состоится как успешный проект с выходом суммарного объема финансовых инструментов, допущенных на специальную торговую площадку финцентра, на рубеж в $1 млрд.
Увы, уже на второй год деятельности РФЦА начался глобальный финансовый кризис с потрясений на ипотечном рынке США в 2007 году. Затем этот кризис перекинулся и на Казахстан, где властям пришлось национализировать системообразующие «БТА Банк» и «Альянс Банк» наряду с оказанием массированной поддержки «Народному банку Казахстана» и «Казкоммерцбанку».
Финансирование из бюджета не успевшего встать на ноги РФЦА стало непозволительной роскошью в условиях жесткой экономии средств. 13 апреля 2011 года президентским указом было упразднено АРД РФЦА с передачей его функций и полномочий Нацбанку, для которого эта миссия стала как пятое колесо телеге.
Осенью того же года Агентство по защите конкуренции прекратило деятельность АО «РФЦА».
Некоторое время в Нацбанке пытались сохранить хорошую мину при плохой игре, говоря о планах развития РФЦА до 2020 года, включая его вхождение в десятку ведущих финцентров Азии, и развития Алматы как исламского финансового хаба в СНГ и Центральной Азии.
Продолжало поддерживать этот проект, по крайней мере, на словах и руководство страны. К примеру, на XVI съезде правящей партии «Нур Отан» ее лидер – тогдашний глава государства Нурсултан Назарбаев заявил в марте 2015 года о том, что «процесс создания финансового центра в Алматы должен обрести повышенную динамику. Здесь важно законодательно закрепить специальный статус Алматы».
К этому времени в международном индексе глобальных финансовых центров (The Global Financial Centres Index, GFCI) Алматы вошел в «Топ-50» и было просто неприлично не замечать такой успех южной столицы.
СУДЬБА МФЦА: ПО ТОЙ ЖЕ КОЛЕЕ
Однако уже через два месяца после выступления на съезде «Нур Отана» лидер Казахстана выдвинул предложение по созданию международного финансового центра в Астане (МФЦА). В его плане 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ МФЦА были посвящены четыре шага – с 70-го по 73-й.
В первом из них указывалось, что МФЦА создается на базе инфраструктуры выставки «AstanaEXPO 2017» с приданием ему особого юридического статуса, который должен быть закреплен в Конституции. МФЦА должен развиваться в качестве хаба не только СНГ, но и всего региона Западной и Центральной Азии.
Гарантировалась независимость судебной системы МФЦА с собственной юрисдикцией, функционирующей на основе английского права, причем ее судейский корпус формируется из числа иностранных специалистов. Ставилась задача вхождения МФЦА в «топ-20» ведущих финансовых центров мира.
71-й шаг предписывал разработку Стратегии развития МФЦА со специализацией на обслуживании рынков капитала и исламском финансировании, включая новые виды элитных услуг, введение либерального налогового режима и принципа инвестиционного резидентства с возможным созданием даже офшорного финансового рынка.
72-й шаг определял английский язык в качестве официального на территории МФЦА, на этом же языке должно составляться и применяться его самостоятельное законодательство.
А 73-й шаг ставил задачу обеспечить международную транспортную доступность МФЦА путем создания сети регулярного и комфортного его авиасообщения с ведущими финансовыми центрами.
19 мая 2015 года президент подписал указ о создании МФЦА. Правительству совместно с Нацбанком поручалось обеспечить функционирование МФЦА с 1 января 2016 года с его размещением на территории Международной специализированной выставки ЭКСПО — 2017 с 1 января 2018 года.
Нацбанку также следовало принять меры по созданию АО для обеспечения деятельности МФЦА с представительствами за пределами Казахстана и привлечением высококвалифицированных иностранных работников на руководящие должности.
Управляющие активами Национального фонда должны были локализоваться в столице.
Туда же до 1 января 2017 года предстояло переехать центральному аппарату Нацбанка вместе с организациями, входящими в инфраструктуру финансового рынка, включая и KASE.
22 мая глава государства заявил участникам Астанинского экономического форума о создании МФЦА, которому будут переданы объекты выставки «EXPO 2017». Он сообщил также, что были проведены «глубокие переговоры» с финцентром Дубаи, в результате которых «договорились, что мы полностью перенесем их законодательство, экономику, методы создания в Казахстан. Он будет основан на принципах английского права, льготного налогового режима и независимого финансового суда».
По мнению президента МФЦА должен был стать ядром финансовой инфраструктуры Казахстана и финансовым хабом для всего Центрально-Азиатского региона, тогда как Алматы останется «центром концентрации финансовых услуг и посредничества внутри страны».
В ноябре 2015 года руководство МФЦА было укреплено командой бывших топ-менеджеров Нацбанка во главе с его экс-председателем Кайратом Келимбетовым. Он был назначен управляющим МФЦА в тот же день, когда покинул свою предыдущую должность, отправив перед этим в августе вместе с правительством обменный курс тенге в свободное плавание.
Понятно, что значительное ослабление национальной валюты не способствовало росту привлекательности Казахстана для иностранных инвесторов, но, судя по всему, в Ак Орде делали ставку на особый статус МФЦА как делового анклава на территории страны, деятельность которого базировалась на принципах английского права, льготном налоговом режиме и независимом финансовом суде.
Статус этот окончательно был установлен конституционным законом от 7 декабря 2015 года. К примеру, официальным языком МФЦА стал английский язык, тогда как согласно Конституции Казахстана в этой роли выступает русский язык.
На второй план в МФЦА отодвинут и государственный язык.
Участники и органы МФЦА получили право привлекать для осуществления деятельности в финцентре иностранцев и лиц без гражданства без получения на то разрешения на трудоустройство в Казахстане. Физические и юридическиелица, участвующие в деятельности МФЦА, этим законом освобождаются от уплаты индивидуального и корпоративного подоходного налогов до 1 января 2066 года!
Официальное открытие МФЦА даже при таких льготах состоялось лишь три года спустя в июле 2018 года.
В своем выступлении на этой церемонии глава государства характеризовал МФЦА как новую страницу независимого Казахстана, а запуск финцентра был назван важным шагом к последовательному и устойчивому развитию нашей экономики.
В тот же день был дан старт и бирже МФЦА (AIX), возглавил которую иностранец – Тимоти Беннет, возглавлявший ранее Новозеландскую фондовую биржу.
Иностранцы возглавили и такие ключевые структуры МФЦА как суд и арбитражный центр.
В общем, все выглядело как нельзя лучше, но, увы, как и в истории с РФЦА, в судьбу МФЦА уже на втором году его официальной деятельности вмешался внешний фактор – на этот раз в виде пандемии коронавируса и резкого падения мировых цен на нефть, повлекших глобальную рецессию.
Государству вновь приходится экономить бюджетные средства, и МФЦА, фактически не приносящий казне дохода и регулярно получающий из нее миллиарды на свое содержание, выступает для фискалов лакомой мишенью.
В 2018 году в бюджете предусматривалось 20 млрд. тенге для МФЦА, аналогичные суммы закладывались в заявки на прошлый и текущий годы.
В ответ на критику руководство МФЦА доказывало, что 60 млрд. тенге или примерно $180 млн. не такая уж большая сумма по сравнению с расходами на финцентры Дубаи($250 млн. ежегодно) и Абу Даби ($300 млн.).
Теперь в Минфине поясняют, что на 2020-2022 году на развитие МФЦА предусмотрено 36 млрд. тенге с сокращением заявки на 24 млрд. тенге.
Выход же МФЦА на самоокупаемость ожидается в ближайшие 3-5 лет, во что верится с трудом, поскольку в отчетности МФЦА, размещенной на его сайте, отсутствуют данные о доходах и дивидендах, причитающихся государству.
Судя по опубликованным итогам деятельности МФЦА в прошлом году, основным достижением стало привлечение акционерного капитала на сумму в $216 млн. за счет IPO «Казатомпрома» и вторичного размещения акций нацкомпании, SPO «Народного банка Казахстана» (Halyk Bank) и выхода на AIX российской «Polymetal».
Эта величина, по оценкам МФЦА, в несколько раз превышает объем привлеченных акционерных средств на казахстанском фондовом рынке за последние три года.
Другими достижениями названы инвестиции компаний-участников МФЦА в казахстанские проекты на сумму более $130 млн. и 51-е место в рейтинге глобальных финансовых центров (GFCI), опубликованном в сентябре прошлого года.
Для сравнения: совокупный объем торгов на KASE в прошлом году составил 118,1 трлн. тенге или $308,9 млрд., что значительно превышает ВВП страны. При этом объем сделок на рынке ценных бумаг достиг 5 трлн. 286,8 млрд. тенге или $13,8 млрд. Совокупные доходы группы KASE выросли за прошлый год на 39,1 % до 4,3 млрд. тенге, а ее чистая прибыль увеличилась в 2,3 раза до 2,2 млрд. тенге.
При этом, финансовую подпитку из бюджета KASE не получает, да и государство фактически утеряло интерес к развитию алматинского финцентра, хотя в реальности он существует и даже присутствует в международных рейтингах. В том же GFCI в весеннем рейтинге текущего года Алматы перепрыгнул с 98 места на 55-е, тогда как столичный МФЦА опустился с 51 на 72-е.
Так что похоже, что назначение управляющего МФЦА г-на Келимбетова одновременно на пост председателя недавно созданного Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) выглядит не вполне логичным лишь на первый взгляд.
Ведь в президентском послании поставлена ясная задача –эффективно задействовать потенциал МФЦА с тем, чтобы столичная площадка стала ключевым инструментом привлечения прямых и портфельных инвестиций в отечественную экономику.
С переездом в столицу Нацбанка, ключевого акционера KASE, теперь туда же наверняка передвинется и алматинская торговая площадка, способная помочь МФЦА выйти на самоокупаемость и стать подлинным финансовым центром Казахстана.
В противном случае государству придется либо ликвидировать МФЦА, как это произошло ранее с РФЦА, либо создавать третий по счету финцентр регионального масштаба с учетом ошибок, сделанных его предшественниками
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости