В период кризиса в Казахстане обострились разговоры о кредитной амнистии и бесплатных деньгах всем нуждающимся
Недавно фракция «народных коммунистов» в Мажилисе Парламента обратилась с депутатским запросом в правительство, в котором изложила свое видение выхода из экономического кризиса, сложившегося вокруг МСБ в связи с пандемией коронавируса и продолжительным локдауном в стране.
Депутаты от КНПК заявили, что учитывая опыт антикризисных мер в предыдущие периоды, они предлагают пересмотреть приоритеты и начать поддержку с граждан, а также малого и среднего бизнеса.
«Необходимо провести в стране широкомасштабную кредитную амнистию для физических и юридических лиц, которые до ограничительных мер исправно платили налоги, создавали рабочие места и в результате введения чрезвычайной ситуации, карантина и локдауна оказались в сложной ситуации по обслуживанию кредитов, рискуют оказаться: без средств к существованию, под гнетом финансовых институтов, ограниченными в своих правах», — написали в своем запросе народные коммунисты.
В рамках подготовки кредитной амнистии коммунисты предложили создать государственную комиссию с привлечением в нее представителей всех заинтересованных сторон, провести аудит займов, определить источники финансирования и критерии для участников амнистии.
Источниками финансирования коммунисты предполагают высвободившиеся средства от оптимизации государственных расходов на административно-хозяйственную деятельность и налоговый маневр.
Предлагается: увеличить налогообложение наследства и сверхдоходов граждан до уровня стран ОЭСР – 30 %, ввести обложение денежных переводов физических лиц, вывод чистой прибыли компаний за рубеж дифференцированным налогом до 10 %, третьего и больше по количеству объектов жилой недвижимости, второго и больше объектов коммерческой недвижимости граждан с повышающим коэффициентом в 2 раза за каждый объект недвижимости, ввести цифровой налог в 3 % с местной выручки крупных иностранных технологических компаний.
Параллельно с парламентской фракцией коммунистов идею кредитной амнистии постоянно «прокачивает» и такой оппозиционный лидер как Жанболат Мамай. Простить кредиты населению – является чуть ли не единственной «фишкой» среди социально-экономических инициатив его новой протопартии ДПК.
Однако, говоря начистоту, будет гораздо лучше если эти сугубо популистские идеи никогда не получат своего продолжения, а если все же их инициаторам каким-либо образом когда-нибудь посчастливится подойти к непосредственным рычагам управления государством – повезет, если они откажутся от своих обещаний, не став открывать этот ящик Пандоры.
СТАРЫЕ ПЕСНИ О ГЛАВНОМ
Не станем разбирать лозунги приверженцев Жанболата Мамая, тем более, что как часто бывает в условиях митинговой демократии, там кричат все во что горазд. Кто-то вопиет о том, чтобы государство простило ему кредит, кто-то о недопустимости экспансии Китая, хотя на сегодняшний день это единственная страна, которой теоетически еще может быть интересно финансировать проекты в казахстанской переработке, кому-то подавай свободу слова, которой ему не хватает и т.д.
Лучше посмотрим на тот «конструктив», который предлагает парламентская фракция коммунистов.
Посыл левых депутатов предельно ясен: государство должно собрать огромный массив наличных и безналичных денег, чтобы передать их банковскому сектору вместо тех условно токсичных кредитов, которые не смогут выплатить граждане – как физические лица, так и представители малого и среднего бизнеса. Тогда как соответственно гражданам и МСБ долги по кредитам прощаются. Все довольны и расходятся.
Проблема в том, что на практике это так не работает. Достаточно взглянуть на предложения народных коммунистов по источникам сбора новой подати, чтобы убедиться, что среди них масса спорных моментов. Разве что процент за вывод компаниями денег за рубеж вызывает однозначное уважение. Все же остальное – точно такой же оброк на точно таких же предпринимателей малого и среднего бизнеса. Одним словом, возьмут у одних, чтобы передать другим.
И мы здесь не про обложение 30 процентами налога сверхдоходов граждан. О прогрессивной шкале налогообложения, в принципе, говорят и спорят в разных странах мира. А о том же обложении денежных переводов физических лиц или обложении дополнительным налогом третьей жилой квартиры или второго коммерческого помещения. Два коммерческих помещения и три квартиры, постоянные денежные переводы внутри страны, да и за ее пределы – это типичный стандарт малого и среднего бизнеса, который теперь должен будет заплатить за чью-то плохую кредитную историю.
То есть, одни – более успешные представители МСБ должны будут заплатить за других менее успешных предпринимателей. И что-то нам подсказывает, что эта никакая не панацея, не решение задачи, а всего лишь хождение проторенной тропой, «все новое – это хорошо забытое старое».
Не менее старая песня и про создание государственной комиссии, которая будет проводить аудит займов. На практике никто не будет разбирать каждый случай в отдельности – один за другим, иначе все члены новоиспеченной комиссии просто сойдут с ума. Это будет работать также как с красивым когда-то лозунгом о выборности судей: симпатично звучит, да никто не знает, как это осуществить в реальности, потому что прецедентов в мире особо-то и нет, а начинать нужно с глубоко исторически укоренившегося местного самоуправления со своими местными общинами и стандартами жизни.
Другими словами, любая такая инициатива по списанию кредитов – это вопрос, прежде всего, политической воли государства, а не каких-либо комиссий, якобы рассматривающих конкретные договора банковского займа между физическими и юридическими лицами. И либо эта воля есть, либо ее нет. И, дай Бог, чтобы ее все-таки не было. И вот почему.
АППЕТИТ ПРИДЕТ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ
Допустим, по счастливому стечению обстоятельств все пройдет без сучка и задоринки: банки действительно получат свой гешефт, спишут все долги казахстанцам и те, образно выражаясь, начнут жизнь заново.
Но и здесь возникает резонный вопрос: почему государство должно затрачивать массу усилий для сбора совершенно неликвидных, не работающих ресурсов – не для того, чтобы запустить их в экономику, в открытие новых производств, создание дополнительных рабочих мест для тех же «токсичных заемщиков», которые смогли бы впоследствии расплатиться с кредитными долгами, а всего лишь для потакания их интересам, чтобы снять с них бремя прямо сейчас, без какой-либо стратегии и проекции будущего.
Тем более, странно слышать это от коммунистов, которые чисто идеологически вполне органично сочетают в себе не только популистскую заботу о простых тружениках, но и обязательное условие, подразумевающее возможность их трудоустройства, желательно на предприятиях перерабатывающих отраслей производства.
Между тем, даже в странах с подавляющим числом дисциплинированных трудоголиков – таких как, Германия, Япония или США, такие предложения не раздаются, так как и власти и само общество в них, прекрасно осознают тупиковую ветвь развития подобных сценариев.
Чего уж говорить о патерналистских обществах, к коим относится казахстанское, где такие инициативы могут быть вредны вдвойне.
Более того, идеи кредитной амнистии очень часто идут в одном пакете с предложениями так называемого «базового дохода» или «вертолетных денег» для населения.
Неужели кто-то всерьез думает, что как только плохие заемщики, несмотря на подписанные договоры банковского займа, будут с легкой руки государства освобождены от обязательств ежемесячного погашения кредита, они мгновенно встанут на путь исправления и не потребуют от государства новых «плюшек» и бонусов?!
Скорее всего, недовольства будет еще больше. Как в случае с пресловутой раздачей единовременной материальной помощи в 42 тыс. 500 тенге в период первой волны коронавируса. Мы повсеместно слышали сарказм, а где-то и проклятия в адрес дающей стороны (то по причине того, что «мне не дали», то потому что слишком долго или «система зависает»), в том числе от тех, кто все же получил обещанную компенсацию.
Но как мало было тех или их не было вовсе, кто искренне поблагодарил того же президента за оказанную финансовую помощь. Для сравнения: в большинстве стран дальнего и ближнего зарубежья ни о каких компенсациях в период вынужденного локдауна власти даже не заикались.
Тем не менее, уже сегодня наряду с призывами о кредитной амнистии, раздаются голоса о необходимости простой раздачи денег всем казахстанцам на постоянной основе в качестве ежемесячного гарантированного дохода, исходя из теории «базового дохода» физическому лицу вне зависимости от того, занято ли это лицо на каком-либо производстве, оказывает ли услуги, имеет ли место работы и хоть какой-то периодический доход.
Это еще более спорная концепция, которую только начали обсуждать в такой специфической стране Европы как Швейцария (обладает военным нейтралитетом, к тому же являясь «белым офшором» для мировых держав). Но даже там эта идея не вызывает однозначной солидарности большинства населения. А поэтому ее предложено было вынести на референдум.
ЛОВУШКА ПУСТЫХ ДЕНЕГ
Буквально недавно флагман европейского банковского сектора немецкий Deutsche Bank подготовил крупное исследование «Эпоха беспорядка: новая эра экономики, политики и нашего образа жизни». Под эпохой беспорядка понимается не хаос, а появление различных центров управления в мире.
В исследовании содержится восемь ключевых индикаторов, один из которых – третий индикатор переходного периода заключается в том, что по миру будет расти экономическое неравенство: бедные будут становиться значительно беднее, а богатые будут скапливать все больше средств и ресурсов вокруг себя.
Именно поэтому государствам придется резко предпринимать какие-то усилия, чтобы не допустить абсолютного обнищания населения. Экономисты приходят к выводу, что обнищание затронет даже самые успешные регионы земного шара. И чтобы не допустить этой ситуации, авторы видят единственный выход – это включение механизма так называемых «вертолетных денег», то есть аналога гарантированного дохода. Когда вы не работаете, не производите товаров и услуг, а государство тем не менее гарантирует вам некий доход, который будет обеспечивать хотя бы минимальный уровень вашей жизни.
Экономисты Deutsche Bank задаются вопросом: как в условиях автоматизации и внедрения новых способов производств, новой технологической революции, обеспечить занятость населения, а, следовательно, и потребление тех товаров, которые сегодня массово производятся по всему миру. Ведь не будут же роботы производить товары для роботов, чтобы их потребляли роботы и оказывать услуги роботам.
Так не работает мировая экономика: именно поэтому международным экономическим институтам придется придумывать какой-то выход из этой ситуации. Пока их видится только два: накачивать население долгами или просто так раздавать населению деньги.
Тем не менее, по прогнозам европейских банкиров, произойдет мощный рост инфляции в случае, если государства прибегнут к способу бесплатной раздачи денег.
Потому что, когда у вас по всему миру начинают раздавать огромное количество дешевых денег, фактически напечатанных на станке и не заработанных реальным трудом, у вас возникает следующая ситуация: деньги начинают обесцениваться!
И чем больше вы их печатаете, тем скорее вас настигает инфляционная волна. Ведь когда деньги становятся слишком дешевыми, они становятся банально никому не нужными. И тут у государства точно также ограничиваются инструменты влияния: если вы не будете печатать деньги, то население, конечно, будет беднеть, однако если вы станете печатать деньги, то оно начнет беднеть гораздо быстрее.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ: РОМАНТИКИ В БЕДЕ
Романтизм в политике – вещь хорошая, но до определенных пределов. Если начинать шаг за шагом претворять в жизнь все романтические, зачастую популистские устремления, то страна в мгновение ока может потерять управляемость, а на горизонте замаячит и перспектива потери государственности. Как было в когда-то союзном с нами Азербайджане.
Там на заре 90-х годов к власти пришли романтики-популисты со своей сказочной программой выхода из кризиса «за все хорошее против всего плохого». В результате за один год реформ страна очутилась в такой бездне, что некоторые приграничные с другими государствами регионы стали поглядывать в сторону соседей: а не присоединиться ли к ним?
И только призыв на правление старого проверенного умудренного опытом кадра – Гейдара Алиева, в буквальном смысле спас страну от расползания. Сейчас это государство с повышенной экономической и политической субъектностью: со своей собственной нефтегазовой инфраструктурой, в том числе проложенной через территорию Турции, сохраняющее прекрасные отношения со всеми антагонистами – Ираном, Турцией, Евросоюзом, США и Россией.
Да, для этого понадобилось пойти на ряд непопулярных мер и реформ, где не было места обещаниям молочных рек и кисельных берегов, всепрощения долгов и бесплатной раздачи слонов. И выстраивалась эта новая система ни один год, а 10 лет минимум – 10 лет упорного и безмятежного труда.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости