Как показывает новейшая казахстанская практика, скорее всего, вначале все рухнет, а потом будет героически исправляться
В крупнейший мегаполис Казахстана вернулись проблемы с электричеством. Это еще не обратный скачок в «ревущие девяностые» с бесконечными веерными отключениями, но и не редкость, как было пару лет назад. Все указывает на изношенность электрической инфраструктуры, плюс недостаток ее как таковой при существующих нагрузках со стороны все возрастающего числа потребителей.
Специалисты по электрике настойчиво советуют алматинцам на сон грядущий отключать компьютеры (не ограничиваться «спящим» режимом), звуковые колонки и прочие потребляющие киловатты гаджеты из-за «загрязненности» городских электросетей.
Электричество, если его рассматривать в качестве потребительского товара, должно быть предельно стандартизировано. Однако в Алматы на сегодняшний день, согласно нормативам, выдерживается только частота тока (измеряется в герцах). Напряжение (вольты), сила тока (амперы) и другие менее значимые, но все равно важные характеристики пущены на самотек.
Когда в квартире или офисе пропадает свет, то вместе с ним как-то меркнут рассказы и программы про постиндустриальное общество, экономику знаний и далее в том же духе.
Да, хакеры не проберутся в твой компьютер, когда он не работает из-за отсутствия электричества, но это слабое утешение.
Кроме ремонтных мастерских, которым сгоревшие платы в микроволновках (они выходят из строя при скачке напряжения, когда печь находится в рабочем режиме) и прочей технике стабильно поставляет плохое электрохозяйство южной столицы, выигравших назвать трудно.
Электричество может пропасть на уровне квартиры (сгорел автомат, не выдержала старая проводка), части дома (выбило фазу), всего дома или целого массива зданий.
Сегодня увидеть на перекрестке регулировщика дорожного движения из-за неработающего светофора – обыденное явление.
Есть в городе и свои участки-«лидеры» по частоте пропадания электричества. Из коммерческой недвижимости на первых этажах зданий в этих неблагоприятных районах «эмигрируют» парикмахерские, магазины и другие бизнесы, ведение которых критически завязано на стабильную подачу электротока.
МОДЕРНИЗАЦИОННЫЙ ПЫЛ
Даже беглый взгляд на электрохозяйство Алматы выявляет недостаток мощностей.
Проведенная в тучные годы нефтедолларов работа по модернизации электросетей и всего остального фонда была сделана коряво и в недостаточном объеме. Корявость уже тогда подтвердилась пожаром на электроподстанции у пересечения улиц Розыбакиева и Утепова. «Модернизаторы» (за хорошие деньги) обновили входную и выходную группы подстанции, а центральная часть осталась старой. Она и загорелась. Трансформаторное масло покруче бензина горит, в чем городские пожарные тогда лишний раз убедились.
Не похоже, чтобы время затягивания поясов научило электрические власти мегаполиса экономить. По той схеме, которая предлагается для модернизации ТЭЦ-2, тариф на электроэнергию и тепло для горожан должен повыситься на 34 %.
Правда, из презентации Серика Тютебаева, управляющего директора АО «Самрук-Энерго», никакой внятности получить нельзя. Асет Наурызбаев, экс-руководитель АО «KEGOK», например, понял только то, что ТЭЦ-2 с угля переведут на газ, построят новые котлы и к ним приделают старую турбину. Это все равно, что на «Жигули» поставить мотор от BMW, только не современный, а тоже 1974 года.
По словам господина Наурызбаева, если бы авторы проекта остались в формате устаревшей технологии, то проект модернизации обошелся бы в 25 млрд тенге, а так ими выбран вариант, мягко говоря, сомнительный и очень дорогой – 98 млрд тенге (то есть на 73 больше).
Правда, точка невозврата в данном вопросе еще не пройдена, а потому уголек надежды на адекватное решение не погас.
КАДРОВ ВСЕ МЕНЬШЕ, ЭНЕРГОПОТРЕБЛЕНИЯ ВСЕ БОЛЬШЕ
Все люди в теме рассказывают о жутком кадровом голоде в электрическом хозяйстве Алматы. Юристов и бухгалтеров хватает, а с инженерами и простыми диспетчерами беда.
Система в рабочем хозяйстве поддерживается полудюжиной старичков, которые давно ушли бы на пенсию, но их держит нужда в деньгах. На молодых специалистов по программе «Болашак» надежды никакой. Чтобы их не поубивало током, приходится почти всех держать подальше от трансформаторных будок. Однако, когда надежной смены нет и пока не предвидится, вопрос о коллапсе электрохозяйства города является лишь вопросом времени.
Все годы независимости население Алматы растет, а с ним увеличивается и энергопотребление. Переход на эконом-лампы, как и любая локальная мера, системную проблему решить не в состоянии.
На самом деле энергопотребление домохозяйств постоянно увеличивается – стиральные машинки, пылесосы, кухонная техника на электричестве, компьютеры при сохраненных для старших членов семьи телевизорах.
Сейчас, когда сентябрь получился прохладный, а отопительный сезон еще не начался, активно пошли в дело кондиционеры и всевозможные обогреватели. Вероятно, последнее обстоятельство и является той соломинкой, которая начинает переламывать горб верблюда.
Но все-таки главная проблема в том, что электрический верблюд мегаполиса сам по себе слабый и изношенный, поэтому любая относительная мелочь в состоянии вывести его из строя.
В 90-ые годы Алматы от полного коллапса спасала остановка разоренных промышленных предприятий. Освободившийся ресурс перенаправлялся на потребление в спальных районах. Теперь прежней палочки-выручалочки уже нет, а спрос на электричество растет.
Дистанционная форма обучения в какой-то мере вывела из полноценного режима энергопотребления школы, зато увеличила нагрузку на квартиры и частные дома, поэтому можно говорить о перераспределении потоков, но отнюдь не об их экономии.
Власти все пытаются заставить людей экономить электроэнергию через повышение тарифов. У данной меры есть определенный коридор возможностей, однако совсем не такой широкий, как кажется идеологам экономии.
Если от жизни в постоянной полутьме у человека садится зрение, то он скорее включит свет, чем потом еще больше денег потратит в офтальмологической клинике.
Стирать в ванной на руках вместо стиральной машины-автомата гипотетически можно, а практически нет.
Стиральная машина и микроволновая печь появились в процессе эволюции не только из желания облегчить домашние работы, но и в силу все возрастающего темпа жизни, а с ним и усиливающегося дефицита времени.
Опять же на дворе капитализм, что подразумевает усиление эксплуатации и дополнительный ресурс нехватки свободного времени.
Намерение городских властей переводить общественный транспорт (включая такси) с бензиновых и дизельных двигателей на электрические не решает ни проблем экологии, ни расширения электрогенерирующих мощностей. Пока ТЭЦ-2 работает на угле, заправлять электромобиль тоже будут углем, только опосредованно через электросеть.
ВНАЧАЛЕ ВСЕ РУХНЕТ
Статистике в Казахстане мало кто верит, но даже по официальным данным изношенность электросетей по стране в виде средней температуры по больнице составляет 70 % (тепловых сетей – 80 %). В реальности это означает, что вероятность провести день без проблем с электричеством – 30 %, тогда как с проблемами – 70 %.
Из-за того, что Алматы город богатый, энергетическая инфраструктура в нем куда менее изношенная, чем в городках глухой провинции, но все же, все же, все же… Можно говорить о соотношении проблем и беспроблемности в пропорции 50/50.
Смягчающим уровень кризиса фактором выступают упоминавшиеся выше опытные старички. Они хорошо знают, что электрическое хозяйство мегаполиса – это система. Поэтому маневрируют мощностями, перенаправляют потоки, компенсируют издержки, подключают резервные мощности (когда они есть), а если таковые отсутствуют в пиковые часы потребления, то главный акцент перегрузок ставят на наиболее надежные участки, способные выдержать «перегрев» какое-то время.
Без таких профессионалов люди, умеющие лишь включать или выключать рубильники, возникающие проблемы решить не смогут, а вот усилить негативный эффект домино – запросто.
Жизнь показывает, что когда в Алматы какая-нибудь проблема заявляет о себе в полный рост и дальше терпеть невозможно, то она потом постепенно решается. Например, был период (еще до коронавируса), когда из службы скорой помощи на почве низких зарплат почти весь персонал разбежался куда глаза глядят. Когда система рухнула, службе подняли финансирование, а медикам и техническому персоналу зарплаты, закупили новые автомобили и лекарства для аптечек. Но сначала все рухнуло в тартарары.
Поэтому есть обоснованные опасения, что сначала южная столица вкусит от веерных отключений по полной программе и со всеми социальными катаклизмами, а потом только начнется постепенное оздоровление ситуации. Работать на опережение в таких вещах у нас еще не научились.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости