Акцент в разведении будет сделан на осетровые, форель, каспийский лосось и сиговые, а также — карпа, толстолобика, белого амура и судака
Мы уже освещали в своих публикациях планы руководства страны по обеспечению продовольственной безопасности Казахстана. И упоминали о том, что рыба и рыбопродукты относятся к шести видам продовольственных товаров, по которым собственное производство республики не обеспечивает потребности населения.
Ликвидировать эту проблему призвана Программа развития рыбного хозяйства. На перспективах, которые она открывает для бизнеса, мы и остановимся сегодня.
ЦЕЛИ НАМЕЧЕНЫ
Как мы уже писали ранее, производство рыбы и рыбных продуктов отечественной промышленности достигает только 62 % от потребностей населения страны.
В цифровом выражении это значит, что нам приходится закупать 30,6 тыс. тонн рыбы в год при том, что в течение более 20 лет постоянно не осваиваются лимиты на вылов рыбы в Каспийском море (с 2013 по 2016 годы неосвоенные лимиты на вылов составляли от 9,075 до 16,111 тыс. тонн), а часть прудовых хозяйств, оставшихся с советских времен, сегодня не функционирует.
До последнего времени не существовало рыбоводческих хозяйств, выращивающих лососевых рыб (форель), и этот популярный продукт приходилось завозить из-за рубежа.
Анализ сложившейся ситуации позволил разработать и принять указанную выше Программу, выполнение которой позволит увеличить производство и добычу рыбы с 35 тыс. тонн в 2017 году до 73 тыс. тонн в 2028.
То есть, не только удовлетворить собственные потребности Казахстана в рыбе и рыбопродуктах, но и стать экспортером данной продукции. При этом улов должен возрасти с 32 до 42 тыс. тонн, что увеличит объем средств, получаемых от продажи пойманной рыбы с 7,8 до почти 48 млрд тенге.
Производство открытых товарных рыбных хозяйств и прудов должно вырасти с 1,4 до 8,1 тыс. тонн, садков и бассейнов – с 0,5 до 11,5 тыс. тонн, зарыбленных водоемов и береговых комплексов – с 0,6 до 11 тыс. тонн. Дополнительно к этому рыбная отрасль Казахстана сможет производить около 360 тонн икры.
Для реализации этих планов у нас имеются не только работающие хозяйства, питомники и специалисты, но и перспективные водоемы – озера, пруды, морские участки.
Например, специалисты Минсельхоза посчитали, что для развития озерно-товарных хозяйств потенциально пригоден 1481 водоем общей площадью почти 582 тыс. га, которые могут производить до 47,3 тыс. тонн рыбы в год.
Однако многие из них либо загрязнены, либо находятся далеко от рынков сбыта, поэтому на первом этапе реализации Программы рыбоводства запланировано использование лишь 20 % указанного фонда.
Для лова морской рыбы сегодня используются затратные методы морского промысла, связанные с покупкой и эксплуатацией крупнотоннажных судов, не развита прибрежная инфраструктура.
Программа развития рыбоводства предлагает не только расширить районы промысла на глубинах свыше 3 метров, но и адаптировать и внедрить на Каспии малозатратные методы и орудия лова, которые позволят расширить ассортимент вылавливаемых морских рыб.
В частности, это относится к использованию малозатратного морского вентеря, морских садков, а также созданию морского берегового комплекса по производству и переработке каспийского лосося и осетров.
ГДЕ ПОМОЖЕТ ГОСУДАРСТВО
Не секрет, что рывок в рыбном хозяйстве потребует серьезных инвестиций, включая помощь государства. Но если за первую половину десятых годов, из бюджета было выделено лишь 1,2 млрд тенге, то на предстоящие восемь лет включительно запланировано уже 30,4 млрд тенге бюджетных ассигнований.
И если за предыдущий период эти вложения обеспечили прирост лишь 800 рабочих мест, то при реализации Программы развития рыбоводства рабочие места должны получить более 4500 человек.
Запланирована государственная поддержка 300 открытых товарных рыбных хозяйств, работающих на водоемах с площадью от 100 га, 100 пресноводных садково-бассейновых хозяйств с площадью от 50 га, 10 прудовых хозяйств, 5 предприятий, осуществляющих морской лов вентерями, 10 – занимающихся морскими садками, а также крупного берегового комплекса, мощностью в 10 тыс. тонн рыбы.
Государство может проинвестировать им 100 % затрат на паспортизацию водоемов, разработку рыбоводно-биологического обоснования, приобретение рыбопосадочного материала на первый год работы хозяйства.
А также оплатить 25 % приобретаемых оборудования и инвентаря, просубсидировать 10 % процентной ставки на взятые кредиты, а также производимые научные исследования (до 3 % от валового выпуска продукции подотрасли).
Всего на «науку» за 8 лет будет потрачено почти 8,7 млрд тенге.
Тридцатипроцентные субсидии предусмотрены на содержание родительского ремонтно-маточного стада, государство также может взять на себя до 50 % стоимости приобретения и доставки таких стад как карп, толстолобик и белый амур в Российской Федерации.
Большое внимание уделяется нормативно-правовой деятельности предприятий рыбного хозяйства. Запланирована разработка 43 нормативов по содержанию товарной рыбы и ремонтно-маточных стад различных видов: осетровые, форель, каспийский лосось, сиговые, карп, толстолобик, белый амур, судак, веслонос для каждого из типов рыбоводческих хозяйств.
Государство запланировало и обучение специалистов, необходимых в рыбоводстве. За предстоящие годы путем дистанционного обучения, а также стажировок в демо-хозяйствах специальность работников открытых товарных рыбных хозяйств могут получить 3000 человек.
Предполагается подготовка 80 бакалавров-рыбоводов, 120 бакалавров-ветеринаров, 50 бакалавров-ихтиологов, по 30 магистров рыбоводов и ихтиологов, по 10 докторов по тем же специальностям.
Если продолжать тему улучшений нормативно-правовой базы, то необходимо упомянуть и то, что государство берет на себя обязательства не допускать выделения земельных участков на берегу рыбоводных водоемов, деятельность на которых отрицательно сказывается на рыбоводстве, организовывать альтернативные пункты водопоя и водозабора, развивать нормативно-правовую базу морского рыболовства и контролировать ее выполнение.
Планируется ветеринарная сертификация не каждой партии продукции, а водоема в целом, что резко снизит административную нагрузку и расходы на сертификацию.
Будут подготовлены условия для передачи в лизинг судов, кормораздатчиков и другой дорогостоящей техники, установлены лимиты не по видам рыб, а по-крупному и мелкому частику.
Упростятся требования для садковых хозяйств: нынешние 100 метров от растений и 5 метров от дна – малореальны. Также упростятся требования к правилам получения разрешений на проведение работ в водоемах, включая дноуглубительные и очистные.
Снизится плата за биоресурсы, так как в Казахстане на пресноводную рыбу она в 45 раз выше, чем, например, в РФ. А квоты на морской лов планируется предоставлять на длительный срок.
ПРИБЫЛЬ БУДЕТ – ГЛАВНОЕ НЕ ОПОЗДАТЬ
Какие бы красивые программы ни готовили чиновники, а исполнять их все равно нужно тем, кто свяжет свой бизнес с рыбоводством.
Государство обещает помощь, а не собирается подменить собой предпринимателей, которые, после ознакомления с Программой развития рыбоводства, решатся «впрячься» в столь нужное стране дело.
Радует, что теперь им будет легче добиться успеха: например, Программа уже содержит типовые модели хозяйств, которые будут субсидироваться государством. При этом, с учетом государственной поддержки, срок простой окупаемости различных типов хозяйств, подлежащих субсидированию, составляет 3-4 года (береговой комплекс – 5 лет), а дисконтированный – 5 лет (БК – 6 лет). Без господдержки эти сроки растянулись бы до 4-5 лет простой окупаемости и 5-8 лет дисконтированной.
Если говорить о суммах вложений и господдержки, то при общем объеме инвестиций в товарные хозяйства площадью 100 га в размере 13 млн тенге господдержка составит 4,2 млн.
При стоимости пресноводного садково-бассейнового хозяйства площадью 50 га в 79,4 млн тенге государство профинансирует в размере 7,5 млн тенге.
При общей стоимости проекта рыболовного предприятия на Каспии, использующего вентеря – в 82 млн тенге, предпринимателю потребуется купить не траулер, а всего лишь 4 лодки с моторами, а государство компенсирует ему 5 млн тенге вложений.
Для интенсификации откорма рыбного поголовья в прудовых, садково-бассейновых и открытых товарных хозяйствах предусмотрено использование специализированных кормов для рыб. Причем, не импортных, а отечественного производства.
Производственные мощности этих предприятий даже превышают потребности необходимые для успешной реализации Программы развития рыбоводства. Это экструдированные, гранулированные и рассыпчатые корма, а также комбикорма, изготавливаемые из отходов мясного производства. И хотя, в ряде случаев, их качество все еще «прихрамывает», но оно может быть исправлено при переходе на более массовое производство продукции в случае увеличения спроса.
И еще один важнейший момент, предусматриваемый Программой. Фермеры и бизнесмены, решившие вложиться в производство рыбы и рыбной продукции, будут простимулированы и непрямыми методами. Например, получат возможность гарантированного сбыта своей продукции, доступ к ее хранению и логистике. Для сокращения первоначальных затрат для них предусмотрена возможность аренды лодок и орудий лова, а также лизинг лодок и оборудования.
Программа развития рыбоводства уже действует. И, как заявил министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров, в текущем году на поддержку отрасли будет выделено 430 млн тенге, а субсидии получат порядка 30 рыбоводческих предприятий. И это ли не подтверждение того, что еще есть возможность подключиться к столь нужному для Казахстана и выгодного для бизнеса делу?
Александр ГОРОХОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости