Основной вектор критики в Послании главы государства был направлен на программы и продукты, разработанные в период всевластия в Минсельхозе так называемого «аграрного олигархата»
Хотя в недавно озвученном Послании главы государства народу Казахстана не говорилось напрямую о провале госпрограмм развития агропромышленного комплекса, в нем прозвучали весьма прозрачные намеки на то, что в реальности так оно и есть.
ВРЕМЯ ГОСПРОГРАММ ПРОШЛО?
Формальным поводом для поручения правительству совместно с бизнесом начать разработку качественно нового Национального проекта по развитию АПК на предстоящую пятилетку стало завершение в следующем году госпрограммы развития АПК на 2017 – 2021 годы.
Однако одновременно было констатировано, что в сельском хозяйстве по-прежнему остаются нерешенными проблемы ограниченного доступа к земле, отсутствия доступных «длинных» денег, дефицита профессиональных кадров и другие.
Прозвучало и заявление о том, что срочно нужны меры по повышению производительности труда в сельском хозяйстве, уходу от сырьевой направленности, развитию складской и транспортной инфраструктуры.
К системной проблеме в АПК был отнесен дефицит профессиональных кадров наряду с низким уровнем развития аграрной науки.
Серьезным барьером названы технологически устаревшие системы орошения с общими потерями воды в 40 %, что недопустимо для вододефицитной страны.
Реквиемом прозвучали и основные задачи нового нацпроекта, сформулированные в Послании – самообеспечение Казахстана социально значимыми продовольственными товарами, стабильное повышение доходов сельских жителей, повышение производительности труда в сельском хозяйстве в 2,5 раза и увеличение экспорта продукции АПК вдвое.
Дело в том, что в действующей госпрограмме, утвержденной постановлением правительства в июле 2018 года, как раз и были поставлены даже более высокие цели с достижением их в следующем году!
Так, производительность аграрного труда должна вырасти в 3,1 раза с 1,2 млн. тенге на одного занятого в сельском хозяйстве в 2015 году до 3,7 млн. тенге к 2021 году.
Экспорт переработанной продукции предполагалось увеличить в 2,5 раза с $945,1 млн. до $2 млрд. 400 млн.
Весьма созвучны с президентским Посланием и ключевые задачи госпрограммы. В их перечень были включены обеспечение продовольственной безопасности, повышение доступности финансирования для субъектов АПК и обеспечение оптимальных режимов налогообложения их деятельности, повышение эффективности использования земельных и водных ресурсов, обеспечение доступности рынков сбыта и развитие экспорта, развитие аграрной науки, трансферта технологий и уровня компетенций субъектов АПК.
А также повышение уровня технической оснащенности и интенсификации производства в этой сфере, качества госуслуг, обеспечение внедрения цифровых технологий в АПК наряду с повышением уровня удовлетворенности условиями жизни населения, проживающего в сельской местности.
В целевые индикаторы госпрограммы вошли индексы производительности труда в сельском хозяйстве, физического объема валовой продукции (услуг) сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал как в этой сфере, так и в производстве продуктов питания.
А также, объем импорта продовольственных товаров и экспорта переработанной сельскохозяйственной продукции, расход воды на орошение и объем воды в системах повторного и оборотного водоснабжения в промышленности.
К примеру, по прогнозам разработчиков госпрограммы, физический объем валовой продукции (услуг) сельского хозяйства в 2017 году должен был увеличиться к уровню 2015 года на 8 %, в 2018 – на 13 %, 2019 – на 54,2 %, 2020 – 70,5 %, а в 2021 году – на 90,2 %.
Производительность труда в сельском хозяйстве, хотя и растет, но все же не такими быстрыми темпами. Так, по данным Минсельхоза, в прошлом году она поднялась на 14 % до 2,4 млн. тенге, а на текущий год заложен индикатор в 3,1 млн. тенге.
По объему экспорта сельхозпродукции Минсельхоз отчитался за прошлый год на сумму в $3,3 млрд., что превышает индикативное значение в $2,6 млрд. и даже прогнозную величину на текущий год в $3,1 млрд. Однако достигнут этот прогресс был вовсе не за счет приоритетного направления госпрограммы – наращивания экспорта мяса и готовых продуктов, о чем не раз заявлялось с высоких трибун, а благодаря поставкам продукции растениеводства – злаков, масличных семян и плодов, продукции мукомольно-крупяной отрасли.
Ключевой вклад в экспортную копилку внесли пшеница и меслин ($1 млрд. 3,2 млн.), далее следовали мука ($362,7 млн.), ячмень ($299,5 млн.), семена льна ($179,5 млн.) и подсолнечника ($156,9 млн.).
При этом доля экспорта готовых продуктов из зерна злаков, муки, крахмала или молока, мучных кондитерских изделий оказалась весьма низкой – лишь 2 %. Кстати, аналогичная ситуация сложилась и с экспортом мяса – здесь первую скрипку в прошлом году играл вывоз из Казахстана живого крупного рогатого скота ($81,3 млн.), на который был введен запрет из-за угрозы подрыва отечественной животноводческой базы. Ведь в противном случае можно было ставить крест еще на одной национальной программе — развития мясного животноводства на 2018–2027 годы.
Примечательно, что и эта программа наряду с госпрограммой развития развития АПК на 2017-2021 годы готовилась командой Умурзака Шукеева в бытность его руководства Минсельхозом.
Руководил он там недолго – с декабря 2017 года по февраль 2019 года, однако плоды бурного бюрократического творчества его подчиненных стране приходится пожинать до сих пор.
Теперь же и в этом творчестве наступают иные времена, поскольку изменились и реалии экономической жизни. Как заметил глава государства во время посещения Северо-Казахстанской области, масштабные госпрограммы сыграли в свое время большую роль, «но сейчас время убыстряется, нам нужно переходить на более лаконичные, более понятные национальные проекты».
ДВЕ ГОЛОВЫ В ОДНОМ КАЗАНЕ НЕ ВАРЯТСЯ
Отдельной темой в Послании прозвучала дальнейшая судьба национальных управляющих холдингов «КазАгро» и «Байтерек». Как заявил глава государства, в новой реальности, требующей изменения институциональных структур, наступило время «объединить эти две организации, создать единый институт развития с гораздо большими финансовыми возможностями. При этом количество портфельных компаний должно сократиться вдвое, штатная численность также сократится на 50 %».
Как отмечалось ранее, аналогичный ход был сделан властями Казахстана в суровые времена глобального финансового кризиса 2007-2008 годов. В октябре 2008 года президентским указом были слиты «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук» и «Фонд устойчивого развития «Казына». В результате возник слабо управляемый монстр «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», от которого спустя 5 лет в мае 2013 года был отпочкован «Национальный управляющий холдинг «Байтерек».
Спустя несколько лет последний получил сильный репутационный удар после осуждения его первого руководителя Куандыка Бишимбаева по обвинению в неоднократном получении взяток в особо крупном размере в группе лиц по предварительному сговору.
Кстати, фигурировавшая в том судебном процессе «дочка» НУХ «Байтерек» — компания «Байтерек девелопмент» — недавно была ликвидирована путем присоединения к «Казахстанской ипотечной компании».
А сейчас НУХ «Байтерек» и контролируемые им институты по развитию предпринимательства подвергаются мощному критическому давлению со стороны бизнеса, в первую очередь от НПП «Атамекен».
Как неоднократно заявлял глава Нацпалаты Аблай Мырзахметов, институты по развитию предпринимательства превратились в посредников, живущих за счет депозитов. В этом году он прямо заявил на заседании правительства, что НПП «Атамекен» не видит смысла в НУХ «Байтерек», предложив передать в управление Нацпалате фонд «Даму», а «Жилстройсбербанк Казахстана» — Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК.
НУХ «КазАгро», созданный в декабре 2006 года, столь радикальным преобразованиям до сих пор не подвергался, хотя и в его адрес звучало немало критики, в том числе и из Ак Орды.
В июле прошлого года возмущенный глава государства потребовал принять кардинальные меры в отношении холдинга, заявив буквально следующее: «Это уже притча во языцех, показатель абсолютно неумелого руководства подобного вида структурой. Накопленный убыток компании по итогам 2018 года составил более 120 млрд. тенге. А из 672 профинансированных проектов 270 (или 40 %) являются простаивающими. Вопросы здесь излишни, комментарии неуместны. Компания должна быть решительно и оперативно реформирована».
Правительству был дан двухмесячный срок для выработки предложений по решению этого вопроса и выправлению ситуации, однако и после этого «КазАгро» уцелел.
Скорее всего, выживет «КазАгро» и в этот раз в отличие от «Байтерека». Ведь деятельность последнего в части поддержки предпринимательства и повышения доступности жилья вполне может проводиться государством напрямую через банки второго уровня и контролируемый им «Жилстройсбербанк», преобразуемый в «Отбасы банк».
А заниматься финансированием отечественного сельского хозяйства в силу нахождения Казахстана в зоне рискованного земледелия особо желающих среди банков не наблюдалось.
Печальный же опыт «Цеснабанка», кредитовавшего крупные агрохолдинги, стал тому подтверждением.
Кстати, можно предположить, что и «КазАгро» теперь будет уходить от финансирования масштабных прорывных проектов и аграрного олигархата, сосредотачиваясь на точечной поддержке уже состоявшихся успешных компаний типа «Агрофирма «Родина» и «Зенченко и компания», чтобы дать им возможность расширить свой прибыльный бизнес.
ПОЖЕЛАЕМ УДАЧИ
В заключение – о новом Национальном проекте по развитию АПК, который по идее охватит 2022-2026 годы.
Он станет 11-м по счету программным документом, на основе которых реализовывалась государственная политика в этой сфере. До ныне действующей госпрограммы развития АПК были еще программа социально-экономического развития «Ауыл» на 1991 – 1995 годы и на период до 2000 года, Концептуальная программа развития агропромышленного комплекса на 1993 – 1995 годы и до 2000 года, программа развития сельскохозяйственного производства на 2000 – 2002 годы, Государственная агропродовольственная программа на 2003 – 2005 годы, Государственная программа развития сельских территорий на 2004 – 2010 годы.
А также, Концепция устойчивого развития агропромышленного комплекса на 2006 – 2010 годы, программа первоочередных мер по реализации Концепции устойчивого развития агропромышленного комплекса на 2006 – 2010 годы, Программа развития агропромышленного комплекса на 2010 – 2014 годы и Программа по развитию агропромышленного комплекса «Агробизнес-2017».
Как нетрудно подсчитать, в среднем примерно каждые три года независимого существования Казахстана на свет появлялось очередное бюрократическое творение стратегического замаха по сельскому хозяйству.
Поэтому наряду с реалистичностью и лаконичностью текста Нацпроекта по развитию АПК на следующую пятилетку было бы логичным, чтобы его реализовала на протяжении предстоящего периода одна и та же команда чиновников, отвечающих за осуществление поставленных целей и задач.
В настоящее время как заявил министр сельского хозяйства РК Сапархан Омаров уже создана рабочая группа для разработки этого проекта, в которую вошли руководители общественных отраслевых ассоциаций и союзов фермеров, международные эксперты в области развития сельского хозяйства, представители НПП «Атамекен», а также бизнеса и агронауки.
Сапархан Омаров отметил, что первый концептуальный вариант Нацпроекта по развитию АПК будет готов к маю следующего года.
Некоторые ключевые моменты Нацпроекта были озвучены в президентском Послании.
Среди них – формирование 7 крупных экосистем по производству и переработке мяса, фруктов, овощей, сахара, зерновых, масличных культур, молочной продукции, развитие рыбной отрасли, эффективное задействование потенциала личных подсобных хозяйств в рамках вертикальной кооперации с вовлечением их в создание региональных продуктовых хабов, стимулирование горизонтальной кооперации ЛПХ, вовлечение сельхозземель в полноценный экономический оборот для привлечения инвестиций в аграрный сектор.
Насколько лаконично удастся изложить эти и другие ключевые моменты в готовящемся документе, покажет время. Мы лишь пожелаем удачи, и плодотворной работы команде Минсельхоза Казахстана.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости