Неэффективные госменеджеры Казахстана всегда отличались имитацией бурной деятельности, раздуванием щек и ловкой маскировкой очевидных провалов
5 сентября исполнилось шесть лет с того памятного дня 2014 года, когда Советом директоров АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» была одобрена программа его трансформации.
ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЕКО
Председательствовал на том историческом для госхолдинга заседании тогдашний премьер-министр Карим Масимов. А презентовал программу Умурзак Шукеев, возглавлявший в то время ФНБ «Самрук-Казына».
Он заявил, что госхолдингу по управлению наиболее крупными компаниями страны отведена особая роль в достижении цели по вхождению в «Топ-30» наиболее развитых государств мира, поставленной в стратегии «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства».
Напомним, что эта стратегия была оглашена в Послании тогдашнего главы государства Нурсултана Назарбаеванароду Казахстана в декабре 2012 года. Среди 7-ми ее долгосрочных приоритетов первым значилась экономическая политика нового курса – «всеобъемлющий экономический прагматизм на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности».
Отсюда вроде бы логично вытекала и необходимость пересмотра подходов к ведению бизнеса госхолдинга и входящих в него компаний, для чего столь же логично потребовалось разработать программу его трансформации.
Почему ее не подготовили в 2013 году, а тянули до осени 2014 года, вопрос, как говорится, риторический. Ссылка на кадровые рокировки тут не уместна, поскольку г-н Шукеев был назначен председателем правления ФНБ «Самрук-Казына» в декабре 2011 года.
Наверняка риторическим выглядит и другой вопрос – почему принципы и цели трансформации не были заложены изначально в основу деятельности ФНБ «Самрук-Казына» при его создании в октябре 2008 года путем слияния пошатнувшихся от глобального финансового кризиса государственных конгломератов АО «Фонд устойчивого развития «Казына» и АО «Казахстанский холдинг по управлению государственными активами «Самрук»?
В качестве оправдания чиновники могут напомнить, что в тот кризис государству приходилось действовать в роли пожарного, спасая экономику от окончательного развала, поэтому ему было не до стратегий на будущее.
К тому же на траекторию устойчивого экономического развития удалось выйти после кризиса лишь к 2011 году, когда второй год подряд ВВП Казахстана рос темпами выше 7 %.
Правда, в 2012 году темпы экономического роста снизились до 4,8 %. Но в принципе все выглядело так, что «тощие» времена уже безвозвратно позади, и впереди нас ждет долгое прекрасное будущее без кризисных потрясений.
Правда, все равно возникал другой вопрос – можно ли вообще превратить пожарного в квалифицированного долгосрочного инвестора и управленца мирового класса?
Возникали тогда сомнения у некоторых экспертов и в том, а зачем вообще нужна Казахстану на пути в это светлое будущее тяжеловесная и плохо управляемая махина ФНБ «Самрук-Казына»?
Ведь в большинстве развитых государств, входящих в глобальный «Топ-30», таких госхолдингов нет вообще!Тамошние власти за исключением кризисных времен довольствуются ролью «ночного сторожа», обеспечивая частному бизнесу и свободному рынку необходимые условия для эффективной деятельности.
В ответ на такие сомнения чиновники напоминали, что Казахстан на тот момент все же оставался еще юным государством, свой путь которого в будущее окончательно не определен. А посему надо следовать примеру тех стран, которые уже добились значительных успехов за счет концентрации государственных экономических ресурсов в одних руках.
Здесь вполне логично следовала ссылка на азиатских «тигров» — Сингапур с его инвестиционным госхолдингом «Temasek Holdings» и на Малайзию, где эту роль исполняет государственный фонд «Khazanah Nasional».
СО СКОРОСТЬЮ ЧЕРЕПАХИ
Вернемся к программе трансформации ФНБ «Самрук-Казына», точнее, к первому ее варианту образца 2014 года, ибо через несколько лет на свет появился ее обновленный клон, действующий и поныне.
В той программе предполагалась реализация трех основных целей – увеличение стоимости существующих активов госхолдинга, оптимизация его портфеля и совершенствование корпоративного управления.
Для достижения первой цели планировалось осуществить реинжиниринг бизнес-процессов, пересмотреть стратегические ключевые показатели деятельности портфельных компаний и их стратегий с точки зрения достижения целей по стратегическим КПД.
Оптимизация портфеля госхолдинга предполагала упрощение юридической структуры владения в портфельных компаниях, выведение неосновных коммерческих активов и социальных проектов из портфеля, внедрение нового подхода активного инвестирования через перераспределение денежных средств между портфельными компаниями с учетом доходности и риска.
А в рамках работы по усовершенствованию корпоративного управления предстояло повысить эффективность взаимодействия с правительством, то есть владельцем госхолдинга, и регуляторами, усилить отраслевые команды, изменить роль, полномочия и компетенции Советов директоров.
Как видно, программа трансформации представляла вполне стандартный документ с точки зрения основ управления бизнесом. К тому же ее подготовка облегчалась возможностью использовать накопленный опыт управления и трансформации госхолдингами в Сингапуре и Малайзии.
По каким причинам в таком случае тогдашнее руководство ФНБ «Самрук-Казына» держало столь длительную паузу после выступления главы государства с Посланием, осталось непонятным. Ведь о планах по реализации программы трансформации ФНБ «Самрук-Казына» было объявлено его руководством только в конце февраля 2014 года!
А 23 апреля президент Казахстана официально дал поручение завершить разработку этого документа к сентябрю того же года. Остается лишь предположить, что в ФНБ «Самрук-Казына» либо не знали, как взяться за решение этой простой задачи, либо просто не хотели напрягаться с ней, рассчитывая отложить ее в долгий ящик, как это происходило не раз с другими президентскими Посланиями.
Но отступать команде Умурзака Шукеева было некуда, ибо бюрократический маховик реализации задач стратегии «Казахстан-2050» к тому времени набрал обороты. 5 августа 2014 года доклад о ходе подготовки к программе трансформации ФНБ «Самрук-Казына» заслушал глава государства. 6 августа состоялось расширенное заседание правительства под председательством главы государства на эту же тему. Там прозвучало заверение руководства ФНБ «Самрук-Казына», что программа трансформации будет готова к сентябрю для рассмотрения Советом директоров госхолдинга и правительством.
Прозвучали тогда и ссылки на исследование международной консалтинговой компании эффективности деятельности ФНБ «Самрук-Казына» по сравнению с ведущими мировыми аналогами. Как выяснилось, налицо было отставание от них по ряду таких важных показателей как операционная эффективность дочерних компаний, отдача капитала и рентабельность инвестиций.
В конце августа делегация ФНБ «Самрук-Казына» во главе с Умурзаком Шукеевым экстренно направилась в Малайзию и Сингапур, где прошли встречи с руководством «Khazanah Nasional» и «Temasek Holdings». Судя по всему, основной целью этого вояжа была последняя сверка часов с более опытными партнерами перед официальным утверждением программы трансформации ФНБ «Самрук-Казына».
Впрочем, вполне возможно, что руководство госхолдинга просто хотело заручиться присутствием руководителей «Khazanah Nasional» и «Temasek Holdings» на церемонии официального старта программы трансформации. Для этого планировалось провести в столице Казахстана специальный международный форум 6-7 октября 2014 года.
Еще одна временная особенность этой программы связана с тем, что хотя официально было сообщено об ее одобрении Советом директоров госхолдинга 5 сентября 2014 года, в ее тексте значится другая дата – 17 сентября того же года.
Совершенству, конечно же, нет предела, но при чем тут госхолдинги?
СВЕТЛЫМ УМАМ ТУТ НЕ МЕСТО
Как бы то ни было, из текста программы ясно следует, что авторы этого документа фактически уготовили ФНБ «Самрук-Казына» экономическое бессмертие, сформулировав суть трансформации как процесс непрерывного совершенствования!
Выглядело такое намерение довольно странно, если вспомнить, что в госхолдинге неоднократно напоминали об участии ведущих иностранных специалистов в разработке программы. Были они и в составе топ-менеджмента ФНБ «Самрук-Казына» — как сообщалось, такие управленцы занимали ключевые позиции в глобальных компаниях, включая «Дженерал электрик», «Филип Моррис», IBM и другие. Поэтому сложно объяснить, отчего целая группа таких светлых умов согласилась на вечное существование госхолдинга, зная о том, что в большинстве развитых государств таких монстров не существует.
Считать такой госхолдинг панацеей от попадания в «ловушку среднего дохода», в которой явно очутился Казахстан в последнее время, также весьма наивно. Так, в тексте программы справедливо отмечается, что за прошедшие 50 лет из 100 стран, которые достигли среднего уровня доходов на душу населения, только 13, включая Японию, Южную Корею, Сингапур, Израиль, смогли переместиться в группу государств с высоким доходом.
Но вряд ли кто-то из авторитетных экспертов возьмется утверждать, что произошло такое чудо исключительно благодаря концентрации экономических ресурсов государства под крышей холдингов образца сингапурского «Temasek Holdings», не говоря уже о ФНБ «Самрук-Казына»!
Столь же наивно было предполагать, что казахстанский госхолдинг и его портфельные компании станут «кузницей кадров и источником лучших специалистов для всей страны», как это было заявлено в программе трансформации. На самом деле давно проверено временем на практике, в том числе и в развитых странах, что госхолдинги и госкомпании не выдерживают конкурентную борьбу с частным бизнесом.
ПРОВАЛ И РАБОТА ЗАНОВО
Трудно предположить, как проходила бы реализация программы трансформации ФНБ «Самрук-Казына», если бы она не прошла проверку очередным кризисом практически сразу же после ее утверждения.
Начавшееся летом 2014 года падение мировых цен на нефть к осени наряду с введением западных санкций против России серьезно сказалось и на казахстанской экономике, и на деятельности госхолдинга, вынужденного вновь вернуться к амплуа пожарного.
В августе 2015 года был отправлен в свободное плавание обменный курс тенге к доллару, в результате чего казахстанская валюта спустя несколько месяцев резко обесценилась.
Правда, ФНБ «Самрук-Казына» удалось хорошо заработать на этой девальвации за счет положительной курсовой разницы и увеличить свою консолидированную чистую прибыль по итогам года на 30 %. Но зато выросла его долговая нагрузка, ухудшились операционные показатели.
Темпы экономического роста Казахстана упали по итогам 2015 года до 1,2 %, после чего стало ясно, что страна вновь сходит с траектории устойчивого развития. Неважными были и прогнозы на предстоящее пятилетие.
Как заявляли тогда сами топ-менеджеры ФНБ «Самрук-Казына», в 2016-2020 годы госхолдингу предстояло работать в сложных экономических условиях сокращения спроса, низких цен на сырье и высокой долговой нагрузки на уровне портфеля.
В принципе, так оно и случилось.
Тем не менее, от шумной PR-компании по поводу программы трансформации в госхолдинге не отказывались даже в самые трудные для отечественной экономики времена, проводя международные форумы, презентации, совещания, круглые столы и заседания своего дискуссионного клуба «Эксперт».
Однако уже к концу 2016 года стало ясно, что программа трансформации госхолдинга в ее первоначальном виде оторвалась от суровой экономической реальности вместе с ее разработчиками и исполнителями.
В октябре 2016 года, то есть спустя лишь два года после запуска программы, на необходимость повышения ее эффективности и достижения конкретных результатов указал глава государства во время встречи с Умурзаком Шукеевым. О важности проведения качественной трансформации ФНБ «Самрук-Казына» и создании холдинга по модели сингапурского «Temasek Holdings» говорилось на очередной их встрече в Ак Орде сразу же после новогодних праздников в начале 2017 года.
Но, хотя все уже было ясно, команде Умурзака Шукеева дали возможность провести в Астане еще одно PR-мероприятие для продвижения программы трансформации ФНБ «Самрук-Казына» — 5 сентября 2017 года столица Казахстана приняла ежегодное заседание Международного форума суверенных фондов благосостояния (IFSWF). А три месяца спустя, в декабре того же года по поручению главы государства тогдашние премьер-министр Бакытжан Сагинтаев и руководитель президентской администрации Адильбек Джаксыбеков представили коллективу госхолдинга нового председателя правления — Ахметжана Есимова.
После этого на свет появились новая стратегия развития госхолдинга на 2018-2028 годы и обновленная программа его трансформации. Но это уже совсем другая история.
Добавим лишь в заключение, что хотя прямой критики в адрес предыдущего руководства ФНБ «Самрук-Казына» по поводу фактического провала в реализации прежней программы из Ак Орды не прозвучало, в апреле 2018 года на заседании Совета по управлению госхолдингом глава государства все же дал ясный негативный диагноз сложившейся ситуации в этом монстре.
В частности, он потребовал сократить многоуровневую систему управления компаниями госхолдинга, хотя как раз эту относительно простую задачу и можно было решить уже в самом начале реализации программы трансформации!
Прозвучало вновь поручение активизировать работу по приватизации активов ФНБ «Самрук-Казына» и цифровизации контролируемых им компаний, а также принять системные решения в отношении крупных инвестиционных проектов госхолдинга. В общем, стало ясно, что новой команде его управленцев придется начинать трансформацию чуть ли не заново!
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости