Тернистый путь сельхозмашиностроения в Казахстане и ЕАЭС
Амбициозные планы стран-членов ЕАЭС по укреплению продовольственной безопасности и наращиванию экспорта продуктов питания вполне естественным образом привлекли внимание к одной из ключевых опор их аграрного сектора – сельскохозяйственному машиностроению.
ВНАЧАЛЕ БЫЛ БЕГ ПО ЗАМКНУТОМУ КРУГУ
Ведь после развала СССР, в котором практически полностью обеспечивались потребности аграриев сельхозтехникой советского производства, получившие независимость республики столкнулись с дилеммой, присущей многим другим отраслям их национальных экономик.
С одной стороны, национальные политические элиты и приближенный к ним крупный олигархический бизнес инвестировали немалые средства в создание отечественной современной техники, либо организацию ее выпуска на основе зарубежной технологической базы. При этом зачастую на первых порах преследовались не только экономические, но и внутриполитические цели для упрочения имиджа политиков в глазах электората наряду с усилиями по развитию международных связей.
К примеру, в начале этого века в Казахстане широко заявляли о сборке опытной партии первого казахстанского зерноуборочного комбайна под названием «НАН» на площадке Петропавловского завода малолитражных двигателей. Там же до этого выпустили первую партию жаток, собранных из комплектующих, поставленных по договору украинским концерном «Лан».
Но после смены руководства Украины и ее политического курса после «оранжевой революции» сотрудничество в этой сфере было постепенно свернуто. Примерно тогда же с руководством Польши на самом высоком уровне обсуждалась организация выпуска в Кызылорде комбайнов «Бизон». Ранее их выпуск был налажен в той же Украине под названием «Обрий», но их производство было прекращено в середине «нулевых» текущего столетия. К этому времени покинул свой пост и президент Польши Александр Квасьневский, во время визита которого в Казахстан обсуждалась идея производства «Бизонов» в нашей стране.
С другой стороны, те же власти и аграрии постсоветских государств не могли ждать, пока будет организовано производство сельхозтехники в той или иной стране из-за высокой степени износа доставшейся им в наследство советских машин и оборудования – ведь сеять и убирать урожай нужно ежегодно!
По этой причине ведущие мировые производители такой техники устремились занять свою маркетинговую нишу на постсоветском пространстве – ведь они были прекрасно осведомлены, что темпы ее обновления резко упали после развала СССР. Напомним, что к моменту развала СССР поставки этой техники были огромными – ежегодное производство тракторов в конце 80-х годов прошлого века приблизилось к рубежу в 600 тысяч, а комбайнов превысило 100 тысяч!
Препятствовать экспансии транснациональных компаний в постсоветские республики местные политические и бизнес-элиты просто не могли. Насыщение импортной техникой постсоветского аграрного сектора шло весьма быстрыми темпами, что, впрочем, было характерно и для многих отраслей национальной экономики.
В итоге даже в тех постсоветских республиках, где сельскохозяйственное машиностроение было развито, доля импорта зарубежной техники оказалась весьма высока. Это влекло за собой не только растущий отток валютной выручки для ее приобретения. Из-за девальвации национальных валют в постсоветских республиках постоянно росла не только стоимость импортной техники, но и себестоимость производимой аграрной продукции вместе с ценами на продукты питания.
А это в свою очередь делало необходимым налаживание местного производства сельхозтехники с растущим уровнем локализации производства.
И, хотя решение этой дилеммы выглядит похожим на бег по замкнутому кругу, с созданием ЕАЭС страны-участницы этого интеграционного образования, похоже, всерьез решили исправить эту тупиковую ситуацию в интересах своих производителей. Первую скрипку в этом историческом процессе играют, естественно, те республики, в которых сельскохозяйственное машиностроение было развито в советские времена – Россия и Белоруссия. Но в последнее время свою лепту стал вносить и Казахстан.
БАТЬКА РИСКОВАТЬ С РЕФОРМАМИ НЕ СТАЛ
Начнем с Белоруссии, власти которой, как известно, в максимальной степени пытались использовать преимущества советской административно-командной системы для развития национальной экономики в рыночных условиях. К моменту развала СССР в 1990 году в этой республике во всех категориях хозяйств насчитывалось 126,2 тыс. тракторов, 30,3 тыс. зерноуборочных комбайнов, 42,4 тыс. тракторных плугов, 37,4 тыс. тракторных сеялок, 56,1 тыс. тракторных культиваторов, 9,3 тыс. силосоуборочных и кормоуборочных комбайнов, 8,7 тыс. картофелеуборочных комбайнов.
В отличие от других постсоветских республик Белоруссия смогла сохранить на плаву лидирующие предприятия сельскохозяйственного машиностроения – Минский тракторный завод, «Гомсельмаш» и другие. Правда, временами такая политика оборачивалась перепроизводством техники и переполненными ею складами особенно по части тракторов, поскольку первоначально государственная экспортная политика в этой сфере еще не был сформирована.
Но в целом Белоруссия сохранила самодостаточность в обеспечении своих аграриев сельхозтехникой в широком ассортименте отечественного производства. По данным Белстата, в 2020 году было выпущено 39,5 тыс. тракторов для сельского и лесного хозяйства (в том числе 5,0 тыс. управляемых идущим рядом оператором), 6,6 тыс. картофелекопателей, 1,1 тыс. зерноуборочных и 0,3 тыс. кормоуборочных комбайнов, 2,8 тыс. машин для посадки картофеля, 2,9 тыс. сеноуборочных машин, 1,1 тыс. машин для внесения минеральных удобрений и 0,7 тыс. для органических, 0,7 тыс. тракторных отвальных плугов, 0,5 тыс. дисковых борон, 0,7 тыс. сеялок, 3,4 тыс. пресс-подборщиков для соломы, сена или трав, 1,6 тыс. автопоилок.
Тем не менее, за годы независимости парк сельхозтехники Белоруссии значительно сократился. По сведениям Белстата, на начало текущего года в сельскохозяйственных организациях насчитывалось 38,1 тыс. тракторов, 8,7 тыс. зерноуборочных комбайнов, 0,7 тыс. – картофелеуборочных, 0,3 тыс. – свеклоуборочных, 4,1 тыс. – кормоуборочных, 0,4 тыс. – льноуборочных комбайнов, 8,0 тыс. тракторных плугов, 5,5 тыс. тракторных сеялок, 6,5 тыс. культиваторов, 6,5 тыс. жаток, 6,2 тыс. пресс-подборщиков, 1,4 тыс. жаток, 3,4 тыс. комбинированных почвообрабатывающих агрегатов и 3,2 тыс. – посевных агрегатов, 10,5 тыс. доильных установок и агрегатов.
На конец прошлого года на 1000 гектаров пашни в Белоруссии приходилось 8 тракторов с нагрузкой пашни на 1 трактор в 130 га. Зерноуборочных комбайнов приходилось на 1000 га соответствующих культур 4, картофелеуборочных – 36, льноуборочных – 8, свеклоуборочных – 4. На один комбайн приходится посевов соответствующих культур в следующем размере: зерноуборочный – 249 га, картофелеуборочный – 28, льноуборочный – 118, свеклоуборочный – 285 га.
Понятно, что при высоком уровне самообеспеченности сельхозтехникой Белоруссия активно продвигает свою продукцию на экспорт, одновременно в краткие сроки решая задачи импортозамещения. В прошлом году среди «Топ-10» на пятой позиции оказался экспорт тракторов на общую сумму почти в $600 млн.
Одно время Белоруссии пришлось импортировать мощные энергонасыщенные тракторы, однако затем такую технику начал производить Минский тракторный завод. В рамках импортозамещения завод «Гомсельмаш», специализировавшийся в советские времена на выпуске кормоуборочных комплексов, освоил выпуск зерноуборочных и других комбайнов.
РАДИКАЛЬНЫЙ СЛОМ СИСТЕМЫ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ
В России, лидировавшей в СССР в развитии сельскохозяйственного машиностроения, после обретения независимости власти взялись за решительный слом доставшейся в наследие административно-командной системы управления экономики и масштабную приватизацию.
Радикальный поворот к рыночной экономике сказался весьма плачевно на производстве сельхозтехники в РФ, хотя до развала СССР страна была крупнейшим производителем в мире по тракторам и комбайнам.
Практически полностью было ликвидировано российское тракторостроение с падением производства за годы независимости более чем в 30 раз! Схожая тенденция сложилась и с выпуском другой сельхозтехники российского производства.
В итоге парк тракторов в России сократился с 1 млн. 365,6 тыс. тракторов в 1990 году до 203,6 тыс. в прошлом году, зерноуборочных комбайнов – с 407,8 тыс. до 53,9 тыс., кормоуборочных – с 120,9 тыс. до 11,4 тыс., плугов – с 538,3 тыс. до 56,7 тыс., сеялок – с 673,9 тыс. до 70,9 тыс., косилок – с 275,1 тыс. до 29,3 тыс.
Аналогичная ситуация сложилась и с выпуском оборудования для животноводства. К примеру, количество доильных установок и агрегатов упало с 242,2 тыс. до 21,3 тыс. Как результат, резко выросла нагрузка на сельхозтехнику. К примеру, в 1990 году на один трактор приходилось 95 гектаров пашни, а в прошлом – 349 га. Нагрузка на зерноуборочный комбайн выросла с 152 га до 451 га, кукурузоуборочный – с 80 га до 2974 га, свеклоуборочную машину – с 61 га до 431 га.
Невелики по сравнению с советскими временами и объемы нынешнего выпуска сельхозтехники. Если в 1990 году было выпущено 213,8 тыс. тракторов, то в прошлом году по данным Росстата лишь 7,1 тыс., что значительно меньше по сравнению с Белоруссией. Зерноуборочных комбайнов было произведено 5,5 тыс. штук, борон – 5,3 тыс., сеялок – 5,7 тыс., самоходных косилок – 0,3 тыс., кормоуборочных комбайнов – 0,6 тыс., плугов – 3 тыс. В стоимостном выражении выпуск российской сельхозтехники увеличился в прошлом году почти на 30 %, а ее доля на внутреннем рынке поднялась до 58 %.
При таком статистическом раскладе в России сохраняется дефицит по многим сегментам сельхозтехники из-за высокого уровня ее износа и средней нагрузки. Ведь доля зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов старше 10 лет превышает 40 %, а по тракторам близка к 60 %.
Однако при этом российские производители активно наращивают экспорт своей продукции за рубеж. В прошлом году их экспорт в стоимостном выражении вырос на 30 %. В натуральном выражении поставки за рубеж полноприводных сельскохозяйственных тракторов выросли на 43 %, борон – 41 %, зерноуборочных комбайнов – 23 %, кормоуборочных – 35 %, плугов – 34 %. При этом продукция экспортировалась не только в страны СНГ и другие развивающиеся государства, но также в Германию, Австрию, Францию и Нидерланды!
РАВНОВЕКТОРНОСТЬ И В ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЛАХ ВЫРУЧАЕТ
Казахстан же, не имевший в советские времена собственной прочной базы сельскохозяйственного машиностроения, оказался после развала СССР в гораздо худшем положении по сравнению с Россией и Белоруссией. Ведь собственное производство сельхозтехники составляло лишь 10 % от необходимой номенклатуры. Исключение составляли лишь трактора, выпускавшиеся в массовых масштабах в Павлодаре, вместе с широкозахватными жатками, однако после обретения независимости тамошний завод обанкротился.
Поэтому вполне естественным образом из-за отсутствия новых поставок машин и оборудования парк сельхозтехники Казахстана перестал обновляться в должных размерах и его износ начал быстро расти с ростом нагрузки на остающуюся в строю технику.
К началу второго десятилетия текущего века списанию в Казахстане подлежали более 70 % зерноуборочных комбайнов, более 90 % тракторов и сеялок при общем износе парка сельхозтехники в районе 87 %. И парк этот по-прежнему велик!
В посевной кампании текущего года и в уборочной страде были задействованы 141,7 тыс. тракторов, 4,3 тыс. посевных комплексов, 73,2 тыс. сеялок, 221,2 тыс. почвообрабатывающих орудий, 73,5 тыс. тракторных прицепов, 36,9 тыс. зерноуборочных комбайнов и 12,8 тыс. жаток.
Полагаться на сохранение поставок в требуемых объемах из центров сельскохозяйственного машиностроения развалившегося СССР было бы наивным. Но так как отечественного производства в Казахстане фактически не стало, а продукция развитых стран обходилась гораздо дороже по сравнению с техникой производства постсоветских республик, то пришлось по-прежнему закупать ее у прежних партнеров наряду с импортом западных машин и оборудования.
В любом случае такая двойственная ситуация не только приводила к оттоку валютной выручки из Казахстана, но и не позволяла обеспечивать его продовольственную независимость в условиях высокой зависимости материально-технической базы сельского хозяйства от импорта техники и оборудования. К примеру, по тракторам доля импорта составляет более 80 %. Поэтому государству приходится субсидировать не только покупку сельхозтехники отечественного производства, но и, к сожалению, импортных машин.
Вполне логично Казахстану пришлось приступить к формированию собственной отрасли сельскохозяйственного машиностроения, опираясь одновременно на сотрудничество с западными компаниями и производителями из России и Белоруссии. Плоды такого подхода налицо, поскольку выпуск отечественной сельхозтехники растет быстрыми темпами.
Так, в прошлом году производство тракторов и комбайнов увеличилось на 20 % по сравнению с 2019 годом. Выпуск тракторов достиг 2,6 тыс. единиц («Беларус», «RSM», «Lovol», «Кировец»), а комбайнов – почти 1 тыс. («Vector», «Acros», «Essil»).
Кроме того, пока еще в небольших объемах в Казахстане выпускаются плуги, культиваторы, тракторные сеялки и косилки, машины для внесения удобрений и мульчирования почвы. Доля казахстанской сельхозтехники в суммарных объемах ее выпуска странами-участницами ЕАЭС пусть еще и невелика, но, к примеру, по выпуску сеялок и зерноуборочных комбайнов нашей стране вполне по силам соперничать с Белоруссией за второе место.
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости