Машиностроители как здоровая часть экономики
При анализе медийного пространства легко обнаружить, что машиностроение не относится к числу модных сфер экономики. Куда чаще пишут про биржевые бумаги, цены на газ в Европе или ситуацию с банковскими кредитами да криптовалютами. Между тем производственные рабочие места остаются становым хребтом любой адекватной экономики и социальной стабильности. Поэтому очень обнадеживающий факт, что IX Форум машиностроителей Казахстана продемонстрировал: квалифицированных рабочих мест становится больше.
ОТРАСЛЕВОЕ СОБЫТИЕ
В любой сфере деятельности присутствуют свои узловые события, для футбола это мундиаль, для парламента выборы, а для машиностроителей Республики Казахстан – их форум. Торжественности мероприятию добавило его проведение в Международном выставочном центре EXPO, то есть куда уже престижнее? Тот момент, что организаторами совместно выступают Союз машиностроителей Казахстана (СМК) и Министерство индустрии и инфраструктурного развития, лишний раз свидетельствует о важности отрасли для всей экономики страны.
«Объем производства в отрасли за 8 месяцев текущего года вырос на 24 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 1,4 триллиона тенге. Мы прогнозируем, что по итогам этого года впервые превысим 2 триллиона тенге», – заявил Мейрам Пшембаев, председатель правления СМК.
В процентах по отношению к прошлому году цифры получаются вообще завораживающие: горно-металлургическое и нефтегазовое машиностроение – 11 % роста, электротехническое – 28 %, железнодорожное – 45 % и сельскохозяйственное машиностроение – 300 %!
Форум машиностроителей – это в первую очередь рабочая площадка и платформа для развития кооперационных связей. Своего рода ярмарка промышленных предприятий, где компании находят поставщиков, смежников и партнеров, с которыми им удобнее выходить на различные рынки. Что процесс идет вполне успешно подтвердила Жанель Кушукова, вице-министр торговли и интеграции. По ее данным, экспорт машиностроительной продукции за семь месяцев текущего года составил $742 млн, что на 34 % больше, чем в 2020-ом.
В рамках форума прошла международная специализированная выставка по машиностроению и металлообработке Kazakhstan Machinery Fair 2021. Подобные вещи обыватель часто недооценивает, но для представителей отрасли они в особой рекламе не нуждаются. Потому что станок, продукцию либо технологическое решение нужно увидеть и пообщаться со специалистами, дабы получить наглядное представление и лучше соотнести картины потребностей и возможностей.
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ ШАГ ЗА ШАГОМ
Исходной базой для импортозамещения в Казахстане выступают агропромышленный комплекс, топливно-энергетический, горно-металлургический, транспортный, коммунальный и прочие. То есть в стране функционируют сферы производства, которые для своей работы требуют поставок различной продукции машиностроения, запасных частей и комплектующих.
В период высоких сырьевых цен господствовало мнение, будто Казахстан не нуждается в собственной машиностроительной базе, а все необходимое способен оплатить нефтяными, зерновыми и прочими сырьевыми долларами. Однако жизнь достаточно быстро внесла коррективы в, казалось бы, стройную и цельную картину.
В ходе практической работы выяснилось, что если в сельском хозяйстве использовать трактора и комбайны отечественной сборки, то рабочих мест становится больше, как и добавленной стоимости, а издержки АПК сокращаются. Когда сосуды под давлением изготавливают на заводе в Казахстане, то мультипликативный эффект получается гораздо более высоким, чем от экспорта сырой нефти.
Если мы обратимся к тематике круглых столов и секций IX Форума, то она отражает повестку направлений деятельности казахстанских машиностроителей. «Закупки крупных международных операторов нефтегазового сектора»; «Закупки крупных недропользователей твердых полезных ископаемых»; «Сельскохозяйственное машиностроение»; «Машиностроение для горно-металлургического комплекса»; «Железнодорожное машиностроение»; «Нефтегазовое машиностроение»; «Автомобилестроение»; «Электротехническое машиностроение».
Все транснациональные добывающие компании пришли в Казахстан со своими цепочками поставок, развитой и устоявшейся инфраструктурой производственного взаимодействия. Правительству пришлось приложить массу усилий, чтобы заставить нефтяных, рудных и прочих гигантов учитывать интересы и возможности отечественных машиностроителей.
Инвесторы ссылались на несоответствие местных потенциальных поставщиков международным (то есть их собственным) стандартам качества и сертификатам. Тогда наши чиновники аргументировано доказывали, что топоры по сто долларов за штуку казахстанские производители могут поставлять в десять раз дешевле и ничуть не худшего качества.
Очень важно, что за спиной у переговорщиков от министерств и ведомств присутствовали блоки отечественной промышленности, на которые можно опереться при выстраивании своей позиции.
В любом случае, работа с крупными инвесторами – это процесс. Сначала наша сторона добивается поставок определенного вида оборудования, потом переходит на фазу его монтажа, а сама номенклатура товаров и работ постоянно усложняется и углубляется.
Стоит помнить, что на каждом этапе приходится преодолевать сопротивление, ведь у штаб-квартир корпораций есть свои правительства, и они тоже требуют заказов для собственных производителей оборудования. За Казахстан здесь играет то, что ресурсы добываются на его территории, а такое трудно чем-либо перебить.
ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ
В ментальном поле многих казахстанцев после распада Советского Союза как-то закрепилось, что промышленно развитые страны – это прежде всего Запад в широком смысле слова, то есть с включением Японии и Австралии, например. Но время на месте не стоит.
Сегодня Россия и Беларусь по сравнению с Казахстаном в деле промышленных технологий ушли вперед как в космос, а у нас дилетанты продолжают засорять информационное пространство вбросами про их неразвитость, отсталость и неконкурентоспособность.
В России элементарно делают самолеты различных типов и назначений, не говоря о ракетах и кораблях по атомные ледоколы включительно.
Известный американский экономист Артур Лаффер (на фото), посещая в свое время Казахстан, рекомендовал стране больше промышленной кооперации с Россией. Специально акцентируем, что это человек, который во время Холодной войны боролся с советской экономикой. Но как крупный специалист (автор «кривой Лаффера» – показатель роста налоговых поступлений при сокращении налоговых ставок) в период, когда старое обострение международных отношений завершилось, а новое еще не началось, он не мог игнорировать очевидные вещи.
При работе на российско-белорусском направлении нет языкового барьера, а это важный момент. Разумеется, инструкцию по вакуумной сварке можно перевести и с французского языка, но когда такого нет, то трансферт технологий сильно облегчается. У инженерных кадров Казахстана и России общая советская базовая школа, пусть она и сильно трансформировалась за годы XXI века, однако родовые черты сохранила.
Наконец, с каждым годом все более полноценно работает общий рынок Евразийского экономического союза, что резко повышает мобильность капиталов, товаров и рабочей силы внутри его периметра.
Порой российские и белорусские машиностроительные гиганты на местных просторах недооцениваются на почве общего падения образования и эрудиции. «Ростсельмаш», например, владеет заводами сельскохозяйственной техники в США и Канаде. То есть формально фирма с американским названием производит зерновые погрузчики в Южной Дакоте, а по сути она является «дочкой» «Ростсельмаша».
Если бы казахстанские производители сельскохозяйственной техники не послушались совета Артура Лаффера, то 300 % роста сельхозмашиностроения за семь месяцев 2021 года невозможно было бы достигнуть. Фактически предприятия РК встраиваются в общий евразийский машиностроительный кластер, где на принципах синергии и симбиоза показывают хорошие результаты.
За последние десятилетия в мире появились новые промышленные державы, кооперация с которыми составит честь любому машиностроению. Речь здесь идет как о всемирно признанных лидерах вроде Китая и Южной Кореи, так и о более скромных игроках. Как показывает опыт автомобилестроения в Костанае, массу пользы можно получить от сотрудничества с Узбекистаном.
КАДРЫ
В рамках форума прошла панельная дискуссия «Подготовка кадров для машиностроительной отрасли». Люди остаются самым важным и самым сложным элементом в любой системе. К машиностроению данное утверждение относится в полной мере, тем более, когда техника и технологические процессы постоянно усложняются и требуют все более высокой квалификации.
К сожалению, предприятиям машиностроительных отраслей требуются квалифицированные кадры, которые отечественная система образования не поставляет в должном объеме. Разумеется, есть положительные исключения, но они общей погоды не делают.
Фактически каждое предприятие само решает кадровый вопрос, из-за чего какой-либо единой модели нет. Одни компании создали в своей структуре учебные центры (в основном такое практикует крупный бизнес) и в них занимаются развитием трудовых ресурсов.
Другие применяют институт наставничества, когда за новым сотрудником закрепляется опытный работник, который в процессе трудовой деятельности объясняет вопросы от техники безопасности до правильного ношения специальной одежды.
Есть и те, кто нацелен на уже готовые квалифицированные кадры и считает, что лучше купить не требующего подготовки специалиста за соответствующую зарплату, чем тратить те же ресурсы плюс время на его формирование и обучение.
На самом деле подготовка кадров – это один из узловых вопросов во всей отрасли.
Ситуация разбалансированности, кода система образования выпускает людей с одними параметрами, а нужны с другими, не может продолжаться долго. К тому же у отрасли довольно амбициозные планы по наращиванию производственного потенциала и расширения ассортимента выпускаемой продукции уже на ближайшие годы.
В таких условиях без масштабирования квалифицированной рабочей силы поставленные задачи некому будет выполнять. С другой стороны, любая проблема возникает вместе со способами ее решения.
В любом случае, участники Форума, признавая имеющиеся проблемы, не впадали в уныние и отчаяние, смотрели на перспективы позитивно и конструктивно.
В качестве резюме удачно подходят слова Павла Беклемишева, заместителя председателя Комитета машиностроения и металлообработки НПП «Атамекен»: «Благодаря форумам, я считаю, у нас эта отрасль не умерла. Машиностроение – это конкурентная отрасль в мире, каждое государство хочет иметь такую отрасль. Не каждое может, но каждое хочет. У нас был достаточно мощный потенциал в области машиностроения и нам удается его сохранять».
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости