У реформы с объединениями собственников имущества в РК возникло три проблемы: первая – становится явно хуже, чем было раньше; вторая – все остается также, только в пять раз дороже; третья – никто об этом ничего не слышал и не знает
Масштаб проблем, которые создает переход от КСК (кооперативы собственников квартир) к ОСИ (объединение собственников имущества), заставил обратиться к проблеме центральное телевидение республики. Часовая передача на канале «Хабар» «Большая неделя» была посвящена теме «От КСК к ОСИ. Решит ли это проблемы ЖКХ?» Сразу спойлер: не решит. Что примечательно: в успех реформы верят разработчики, депутаты Парламента, лидеры различных ассоциаций; не верят простые граждане и те, кто столкнулся с проблемой создания ОСИ на личном примере.
ПРОБЕЛЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
«Были отработаны нормативно-правовые акты», – заявил Маргулан Абдыкаримов, директор департамента методологии АО «Казцентр ЖКХ». Утверждение крайне спорное. Дело в том, что в Алматы уже обращались к разработчикам с просьбой разъяснить, как считать голоса при создании ОСИ – по количеству собственников или по числу жильцов. В ответе сказали, что это на усмотрение жителей. При законодательном тумане даже в основополагающих вещах говорить о разработанности нормативно-правовой базы не приходится.
Александр Киль, председатель УК «МЖД», напомнил, что с 1 июля 2022 года все КСК будут законодательно ликвидированы. Лично ему такое положение дел категорически не нравится, поскольку в их КСК нашли механизм и способ, как решить вопрос замены неугодного председателя, на нормального, а грядущие пертурбации с созданием ОСИ никакого оптимизма не внушают.
Когда шло обсуждение законопроекта, г-н Киль участвовал в рабочей группе. Лично внес 22 поправки и ни одна из них не принята. Он же сообщил в ходе передачи, что в Кызылорде пилотный проект по ОСИ вообще не проводился, а в Степногорске провалился.
Вступивший в силу 7 января 2020 года закон исходит из принципа «один дом – одно ОСИ». Однако в законе 1997 года, в который за время его работы внесено более 60 изменений, формула «один дом – один КСК» была прописана. То есть при желании собственники квартир могли избрать подобную форму управления жилым фондом. Зачем разработчик решил проводить данную норму в жизнь принудительно – не понятно.
На стадии разработки хотели следовать принципу «один дом – один счет – один цифровой след», но с цифровизацией все провалилось. Алибек Шеркешбаев, заместитель руководителя офиса цифровизации коммунальных систем АО «Центр ЖКХ», объяснил неудачу цифровым неравенством. В регионах из-за проблем со скоростным интернетом нет приложений для общедомовой коммуникации.
Перед запуском перехода на ОСИ в Казахстане не провели инвентаризации имущества КСК. Данный аудит нужно было сделать для того, чтобы новые люди из новой структуры (по закону председателем ОСИ может быть только владелец недвижимости из многоквартирного дома, в котором оно создано) четко понимали, какой жилой фонд они берут в управление. По закону недвижимость общего пользования должна быть приведена в надлежащий вид, а потом уже передаваться ОСИ, чего не сделано.
Есть и чисто технические вопросы без ответа, вроде такого: как собрать 2/3 голосов, если половина квартир сдается в аренду?
ПОСОЛЬСТВО ХАОСА
В дискуссии принимали участие и люди, на своем личном опыте столкнувшиеся с возникновением ОСИ. Например, один из таких участников признался, что раньше был сторонником ОСИ, но после двух месяцев активности инициативной группы по переходу с КСК на новую форму управления в его многоквартирном доме кардинально поменял точку зрения.
«ОСИ – это хаос и беспорядок», – подчеркнул эксперт. КСК, при всех упреках в неэффективности – это централизованная структура, а ОСИ в местных реалиях сразу предстает в виде неструктурированной власти толпы».
При создании ОСИ возникают неожиданные метаморфозы. Так, сначала жильцы возмущались, что ежемесячный тариф КСК в 2 тысячи непонятно на что расходуется. Потом, из-за проблем подготовки дома к зиме, срочно требуют перечислить соседу на Kaspi 30 тысяч тенге.
Шесть домов в жилом комплексе, которые остались в КСК, были подключены к теплу с первыми холодами. Два дома с ОСИ оставались без отопления, пока заместитель акима района в ручном режиме не подключил их под письмо-гарантию последующей оплаты.
Разморозить дом в столичном климате можно запросто, а как потом чинить? Что теперь делать с собранными для подключения деньгами – не ясно.
При КСК территория, подъезды, лестничные площадки, лифты были стабильно убраны, а с ОСИ развернулась полная антисанитария. Будь на дворе жара – крысы бы завелись.
ОСИ – это все-таки игрушка очень дорогая даже для Нур-Султана и Алматы. Как продвигать такую непозволительную роскошь в регионы, которые в Казахстане обычно имеют приставку бедные и депрессивные – вопрос риторический. В местах, где даже КСК плохо работают, потому что много должников по ЖКХ и масса аварийных домов, введение ОСИ станет катастрофой.
Элементарный пример. Когда в Нур-Султане все дома уже были подключены к теплу, ничего подобного не наблюдалось ни в Караганде, ни в Кокшетау, поскольку из-за низкой платежеспособности населения тамошние коммунальщики тянут с началом отопительного сезона до последней возможности.
Один из экспертов обратил внимание на то, что сформированная должниками перед КСК инициативная группа по созданию ОСИ не показала примера конструктивной коммуникации. Наоборот, смятение и неразбериха были наведены как между жильцами дома, так и в отношениях инициативной группы с КСК. То есть прежняя конструктивная работа с КСК была сломана еще до того, как ОСИ зарегистрировали и уполномочили на управление домом.
КРУТОЙ МАРШРУТ
Сторонники ОСИ на протяжении передачи в разных вариантах твердили одну и ту же мантру: ОСИ – это школа демократии, самоуправления и саморегулирования. Денис Кривошеев, ведущий программы, пытался добиться у разработчиков законопроекта и его адептов ответа на вопрос «в чем суперцель ОСИ?» В ответ были продемонстрированы несколько мастер-классов по демократической демагогии.
На «большое желание всех перейти на цивилизованные формы управления жильем» указывала Гульнар Бижанова, депутат Мажилиса. «Основная цель ОСИ – каждый собственник должен осознать, что он является не только собственником своей квартиры, но и общедомового имущества, – отметил Марат Нурумов, исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация Шанырак». – Бремя содержания имущества должно лежать на собственнике».
Правда, г-н Нурумов тут же признал, что «основная масса жителей многоквартирных домов такую идею не воспринимает».
«Мы должны создать новое общество Казахстана, в котором люди могут и умеют принимать решения вместо государственных органов, – заявил Казыбек Шайх из Общественного совета г. Алматы. – ОСИ – это школа демократии. Люди учатся совместно принимать решения. Регулирование между людьми – это наша с вами задача. Люди должны взять на себя ответственность за свое жилье».
В ходе «Большой недели» сложилось четкое ощущение, что любители пафосных заклинаний в упор не хотят видеть примеры из практики ОСИ, про которые говорят трезвомыслящие граждане, когда в ходе саморегулирования и самоорганизации инициативные кадры чуть не разморозили дом. После этого особо странно звучит предложение г-на Шайха «не надо вмешивать государство в этот процесс». Ведь если бы акимат района не вмешался, то дом запросто мог остаться без тепла и пропасть как функционирующая многоквартирная единица.
Марат Нурумов хотя бы соглашается, что «в принятом законе пробелы есть», тогда как разработчики с этим не согласны. Талгат Мухамедкалиев, председатель РОО «Общественный защитник», вообще утверждает, будто «люди воспринимают реформу на ура». Хотя сам ведущий Денис Кривошеев вначале передачи на основе личного общения сообщил, что в случае с ОСИ многие вообще не понимают, о чем идет речь.
ДОЛОЙ ЗОНУ КОМФОРТА
«Собственники должны взять ответственность за управление своим жильем», – объяснил задачу авторов закона Маргулан Абдыкаримов. Вообще посыл разработчиков и их сторонников по вопросу ОСИ очень похож на мотивационные книги последних лет.
Подобная продукция была достаточно популярной, пока публика не поняла, что все написано по одному лекалу, где всегда есть пункт о выходе из зоны комфорта.
Спору нет, выход из зоны комфорта заставляет человека развиваться и напрягать мозг, волю, усилия, дабы преодолевать трудности. Только все это идет в противоход с базовыми установками человека, который эволюционно тянется к комфорту и удобствам.
Посмотрите, как за последние десятилетия поменялись стандарты в гостиницах, зонах отдыха, поездах и междугородних автобусах. Почему от хозяев отелей с определенной «звездностью» все требуют соответствия современным требованиям комфорта, тогда как владельцы жилья должны испытывать трудности, неудобства и нести бремя при управлении своей недвижимостью?
Почему бы не поменять фундаментальную установку и разработать нормативно-правовую базу таким образом, чтобы владельцы квартир управляли своим домом комфортно, с экономией времени и других ресурсов?
Специалисты отмечают, что в современной Северной Корее весьма качественные трудовые ресурсы, которые способны производить те же ракеты или осваивать ядерные технологии. Но в плане потребления они критически отстают от тунеядцев из Швеции или Нидерландов. Разумеется, мы сейчас приводим крайние примеры, но они важны в плане определения с философией реформ.
В конце передачи показали опрос казахстанцев на предмет их отношения к ОСИ. Общий лейтмотив ответов получился о том, что для ОСИ нет времени, денег, желания, нужных людей, а еще есть боязнь ответственности. Даже те люди, которые по собственным предпочтениям «за» новую форму управления жилым фондом, тут же признают, что с такими соседями как у них подобное начинание не даст эффекта.
Одна девушка сообщила, что в их доме организовали ОСИ – никакой разницы с КСК. Учитывая историю, о которой мы рассказали, можно порадоваться: видите, не стало хуже. Но ведь сама идея перехода с КСК на ОСИ в информационном поле подавалась как проводимая для того, чтобы и жильцам, и их жилому фонду стало лучше. Почему вдруг резко заговорили про бремя собственника, школу демократии и самоуправления, необходимость гражданского роста и роста над собой, про умение принимать важные решения?
Несмотря на весь позитивный настрой разработчиков закона и группы их поддержки в органах власти и НПО, большинство населения отнюдь не горит желанием выходить из зоны комфорта, да еще и за свой счет, хотя перспективы роста над собой им рисуют очень заманчивые.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости