Как развивалось мировое и советское сельхозмашиностроение и почему в Казахстане с нуля пришлось выстраивать все производственные линии машиностроения в АПК
Чтобы быть с хлебом (мясом, молоком, овощами) в XXI веке, нужно располагать не только сельским хозяйством, но и производством сельскохозяйственной техники. Если мы посмотрим на сельхозтоваропроизводителей планеты первого и второго порядка, то у всех них имеется приемлемый уровень сельхозмашиностроения. Данное осознание пришло в Казахстан с явной задержкой, но лучше поздно, чем никогда.
КУЗНЕЦЫ-ПРОГРЕССОРЫ
В плане объемов производства сельскохозяйственной державой номер один в мире остаются США. Два главных с исторической точки зрения сельхозмашиностроительных американских гиганта – Deere & Company и New Holland – основаны кузнецами. Первую основал кузнец и изобретатель стального плуга Джон Дир в 1837 году, а вторую кузнец Эйб Циммерман в 1895-ом.
Оба отца-основателя пытались удовлетворить потребности сельхозпроизводителей в своих штатах. На этой почве New Holland, например, является крупнейшим в мире производителем техники, связанной с заготовкой сена, хотя, разумеется, имеет очень широкую линейку выпускаемой для нужд АПК продукции.
Эпоха глобализации и гигантских перетоков капитала внесла коррективы в структуру собственников мировых производителей сельхозтехники. Из-за этого бренд New Holland с 2013 года принадлежит объединению итальянской FIAT Industrial с зарегистрированной в Нидерландах компанией CNH Global, которые создали новую фирму СNH Industrial (акции торгуются на Нью-Йоркской и Миланской фондовых биржах).
С другой стороны, Massey Ferguson, появившийся на свет из слияния канадского производителя сельхозтехники Massey Harris и британской Ferguson-Brown Company, приобретен американской компанией AGCO Corporation. Из-за этого штаб-квартира переместилась из канадской провинции Онтарио в штат Нью-Йорк. Канадские заводы гиганта продолжают работать, поскольку сельхозпроизводство в прериях Канады как нуждалось в тракторах и комбайнах, так и продолжает генерировать платежеспособный спрос.
ПОБОЧКА ТАНКОПРОМА
В Казахстане советского периода флагманом тракторостроения, а с ним и всего сельхозмашиностроения, являлся Павлодарский тракторный завод (ПТЗ). В реальности это было производство, которое в мобилизационных планах СССР рассматривалось в первую очередь как танкостроительное предприятие. Просто в мирное время столько танков не требовалось, поэтому ПТЗ осуществлял выпуск гусеничных тракторов.
Визитной карточкой Павлодарского завода является трактор ДТ-75М «Казахстан». Даже когда с середины 1980-ых стали выпускать ДТ-75МЛ с характерной «квадратной» кабиной, которая повышала площадь остекления и тем самым улучшала обзор для работы тракториста, в машине все равно легко угадывался танк.
Для ПТЗ имелся обширный регион поставок в виде целинных областей КазССР, поэтому трактор пользовался спросом. Доходило до курьезных моментов. В Советском Союзе поощрялись рационализаторские предложения со стороны рабочих и инженерно-технического персонала. Инициативные работники предлагали решения, которые реально могли повысить производительность труда на Павлодарском тракторном заводе, а сами машины сделать более комфортными в эксплуатации.
Проблема упиралась в то, что усовершенствования для тракторов могли помешать при переходе на производство танков. Поэтому руководство предприятия поступало мудро: рационализаторов поощряли денежными премиями и путевками в санатории, а трактор синего цвета с белой крышей оставался все тем же. Он так и дожил до перехода от плановой экономики к рыночной, в которую уже не вписался. В общем, трактор от танкопрома проиграл в конкурентной борьбе тракторам от кузнецов, а с ним и ПТЗ.
ВТОРОЙ ЗАХОД
«Ревущие девяностые» стали своеобразным потерянным временем для производства сельскохозяйственной техники в Казахстане. Гиперкомпенсацией за это стал опыт, щедро подаренный суровыми годами. Данный опыт наглядно показал, что все формулы, будто стране со скромным населением и обилием полезных ископаемых свое сельскохозяйственное машиностроение не нужно – это либо фантомы, либо бред, либо дымовая завеса для продажи на местном рынке импортной сельхозтехники.
Новым системообразующим предприятием отрасли стало АО «АгромашХолдинг KZ» в Костанае, запустившее производство в 2004 году. Очень характерно, что прогресс завода и наращивание им производственного потенциала осуществлялось прямо пропорционально сокращению объема нефтедолларов в Республике Казахстан. Чем больше в стране осознавалось, что ресурсы не только добываются, но и производятся, тем шире становилась линейка выпускаемой продукции, увеличивался штат рабочих и инженеров, росли сами объемы производства.
Начиная фактически с нуля, казахстанский производитель совершил фазовый переход в 2011 году, когда начал производство зерноуборочного комбайна «Essil КЗС-760» 6-го класса марки, а также кормоуборочного комбайна КСК-600.
«Essil» – это адаптация под казахстанские условия и специфику белорусского комбайна от «Гомсельмаша». Казахстанская вариация оптимальнее подходит для хозяйств с невысокой и средней урожайностью зерновых, а таких на просторах республики подавляющее большинство. Отсюда проистекают вопросы производительности, экономичности, ремонтопригодности и всего того, что можно описать словом гармония.
ПРИВЯЗКА К ЗЕМЛЕ
«Гомсельмаш» – совершенно не рядовое предприятие планетарного масштаба. Будучи образованным в 1930 году, оно стало первым шагом в СССР по созданию ранее не существовавшей отрасли – машиностроения для кормопроизводства. Всего через десять лет – в 1940 году – завод одновременно производил 26 моделей машин для кормопроизводства, зернового хозяйства, семеноводства, первичной переработки льна и конопли.
В 1984 году «Гомсельмаш» по объемам годового производства самоходных кормоуборочных комбайнов вышел на первое место в мире. Распад Советского Союза и переход от плановой экономики к рыночной не похоронил уникальное предприятие. К тому же в Беларуси своей нефти нет, а значит нужно надеяться на такой экономический ресурс как земля и все то, что помогает на ней продуктивно работать.
Уже в 2001 году белорусский производитель первым из стран СНГ наладил выпуск зерноуборочных комбайнов с центральным расположением кабины. Сегодня это мейнстрим в передовом комбайностроении.
Работа со сложной сельскохозяйственной техникой формирует особую квалифицированную рабочую силу. Когда в 2020 году Беларусь охватили массовые протесты, организованные политической оппозицией, то многие удивлялись, почему президент Александр Лукашенко не боится встречаться с многочисленными трудовыми коллективами, вроде «Гомсельмаша».
Здесь надо понимать, что тысячи людей на заводе – это совсем не то, что тысячи людей на улице. Это производственный коллектив, который априори готов к конструктивному диалогу с политическим лидером. Поэтому, когда белорусский лидер объяснил рабочим, что ждет их предприятие с приходом к власти тех людей, которые организовывают акции протеста, те все поняли правильно.
МОЛОЧНИКИ В ДЕЛЕ
Приход в производство сельскохозяйственной техники молочников не менее естественен, чем кузнецов. Фактически они смотрят на один и тот же предмет, только с разных профессиональных ракурсов. В 1887 году Франц Клаас основал компанию по производству молочных центрифуг, а в 1913 году его сын Август Клаас организовал то, что мы сегодня знаем как компания «CLAAS» из земли Северный Рейн – Вестфалия.
«CLAAS» относится к числу фирм, которые достаточно гибко подходят к вопросу проникновения на интересующие их рынки. Если удобнее заплатить таможенную пошлину, то они ставят дилерский центр, а когда заградительные барьеры довольно плотные, то производство организуется непосредственно на территории страны-потребителя продукции.
Организация производства немецких комбайнов и тракторов дело хлопотное. Технологии однозначно сложные, требования к качеству работ очень высокие. По большому счету, в современной Германии по линии машиностроения мало что поменялось со времен Второй мировой войны. Немецкая рабочая сила и тогда была высококвалифицированной, станочники умели читать чертежи (в СССР подобное умел небольшой процент рабочих), но она фактически не масштабировалась, что и привело к проигрышу в производственной гонке с Советским Союзом.
Сегодня на своем производстве в России, например, «CLAAS» реализует проект дуального обучения. Он предполагает подготовку студентов, специализирующихся на металлообработке, к высоким стандартам качества производства. Ну а для этого создана соответствующая материальная и учебно-методическая база.
Нечто подобное ожидает и Казахстан, где планируется наладить производство зерноуборочных комбайнов TUCANO. Главным приоритетом компании как было, так и остается высокое качество.
BIZON ВОДИТСЯ
Матрешечная схема собственности не обошла польского производителя сельхозтехники «Bizon», которого в конце 90-ых гг. прошлого века приобрела New Holland. Между тем завод «Агромет» никуда не делся и продолжает работать в городе Плоцк на реке Висла.
Польскому зерноуборочному комбайну «Bizon» приходится нелегко внутри таможенного периметра Евросоюза, где прямыми конкурентами выступают компании вроде «CLAAS». Комбайн польской работы не такой высокопроизводительный, как немецкий собрат, зато удобен для небольших хозяйств, не требует высоких расходов при эксплуатации, ремонтопригоден. В общем, «Bizon» вполне комфортно чувствует себя при соотношении «цена – качество».
Современные операторы комбайнов и тракторов находятся в конкуренции не только с крановщиками или водителями большегрузных фур. В эпоху высокой мобильности и гибкости рабочей силы, если человек восприимчив к обучению и хорошо мотивирован, то может успешно переобучиться хоть на компьютерщика, хоть на юриста. Поэтому профессии поддерживают свою привлекательность и конкурентоспособность не только размером заработной платы, но и комфортными условиями работы.
В итоге что «Bizon», что «Essil» по степени комфорта и насыщенности всевозможными датчиками, облегчающими работу, фактически не уступают комбайнам премиум-класса.
После того, как казахстанские сельхозмашиностроители полноценно вошли в процесс производства, тревог за перспективы отечественного АПК сильно поубавилось. Когда присутствуют пахотные угодья, работающие на них люди и то, с помощью чего можно качественно и продуктивно вспахать, засеять и убрать, тогда и разговоры о продовольственной безопасности идут без надрыва и лишней нервозности.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости