Казахстанский опыт поддержки БВУ не одинок в мире, но только сейчас такая практика получила институциональное признание
Недавнее вручение Нобелевской премии по экономике трем ученым-экономистам стало знаменательным событием для тех государств, в которых изрядно потратились на спасение банков.
Ведь ею впервые наградили исследователей, не только показавших в научных работах, но и проверивших на практике, что спасать крупные банки для экономики и общества в целом гораздо выгоднее и полезнее, нежели бросить их и их вкладчиков на произвол финансовой судьбы, дав обанкротиться.
Так что теперь масштабные госпрограммы поддержки системообразующих банков, реализованные во многих странах, включая и Казахстан, получили вполне солидное научное обоснование. Благодаря исследованиям нынешних лауреатов, как пояснили в Нобелевском комитете, значительно улучшилось понимание роли банков в экономике, особенно во время финансовых кризисов.
ВЫУЧЕННЫЙ УРОК ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ
Примечательно, что одним из трех награжденных американских исследователей стал экс-глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке, удостоившийся в свое время ироничного прозвища «вертолетный Бен» («Helicopter Ben»).
Так его окрестили после того, как в одном из своих выступлений он заявил, что в ряде случаев в условиях кризиса «разбрасывание денег с вертолета» может быть полезным для борьбы с дефляцией, то есть снижением цен.
Сам же термин «вертолетные деньги» («Helicopter money») принадлежит другому нобелевскому лауреату – Милтону Фридману. Он упрощенно сравнивал денежную эмиссию (печатание денег) с разбрасыванием денег с вертолета.
Г-н Фридман полагал, что если люди соберут эти деньги и потратят их, то это не повлечет рост реального выпуска (ВВП) в экономике, зато поднимутся цены, то есть инфляция, и увеличится лишь номинальный выпуск.
Позже этот термин стал использоваться для описания нетрадиционных инструментов денежно-кредитной политики в сочетании с фискальными мерами государства.
Г-н Бернанке задолго до его назначения главой ФРС США проанализировал Великую депрессию 1930-х годов, ставшую самым тяжелым экономическим кризисом в современной истории.
Он сумел доказать, что кризис превратился в глубокую и затяжную экономическую катастрофу именно из-за краха банков.
Нобелевский комитет особо отметил его работу 1983 года «Немонетарные эффекты финансового кризиса, выросшего в Великую депрессию». До ее публикации считалось, что Великую депрессию можно было предотвратить печатанием денег ФРС США, дабы восполнить денежное предложение. Однако г-н Бернанке показал, что другим негативным фактором стало сокращение способности банковской системы транслировать сбережения в производительные инвестиции, то есть сокращение банковского кредитования.
ФРС США г-н Бернанке возглавил в феврале 2006 года и пробыл на этом посту 8 лет, оказавшись на острие борьбы с глобальным финансовым кризисом 2007–2009 годов, что позволило ему применить на практике результаты своих научных исследований.
Его антикризисная стратегия реализовалась в двух ключевых направлениях, конечной целью которых было поддержание банковского кредита. Как кредитор последней инстанции ФРС США восполняла краткосрочную ликвидность банковской системы в условиях краха коммерческого фондирования. А для того, чтобы банки могли продолжать кредитование по низким ставкам, ФРС США запустило масштабную программу скупки их ценных бумаг.
К моменту ухода г-на Бернанке с поста главы ФРС США в феврале 2014 года кризисные потери этой страны были восполнены, так что его теоретические воззрения успешно прошли проверку практикой.
Два других лауреата – Дуглас Даймонд и Филипп Дибвиг – представляют Йельский университет США. Они известны как авторы модели Даймонда—Дибвига, объясняющей феномен массового изъятия средств из банков. Концепция этой модели была изложена в их статье 1983 года под названием «Набеги на банки, страхование вкладов и ликвидность», где объясняется роль банков как финансовых посредников, аккумулирующих сбережения на депозитах и кредитующих проекты, в том числе и долгосрочные инвестиционные.
В случае массовой паники, когда вкладчики изымают свои вклады из банка, страдает не только его платежеспособность – прерывается кредитование заемщиков и срочно распродаются банковские активы. Чтобы этого не происходило, интересы вкладчиков должна защищать надежная государственная система страхования вкладов, а центральный банк своевременно брать на себя роль кредитора последней инстанции.
ПОТРАТИТЬСЯ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Таким образом, своевременная и масштабная помощь государства банкам предотвращает углубление финансового кризиса с последующим его переходом в экономическую депрессию со свойственными ей огромными многолетними потерями. К тому же, государственная помощь оказывается на платной и возвратной основе, поэтому в принципе дешевле спасать банки, чем банкротить их.
А о том, что депрессия наподобие Великой американской может повториться в любой момент, говорит печальный опыт Японии. Там «Потерянное десятилетие» 90-х годов прошлого века перешло в этом столетии в «Потерянное двадцатилетие», а затем и в «Потерянное тридцатилетие».
Этот период долговременного экономического застоя начался после краха японского финансового «пузыря», возникшего в конце 1980-х годов в результате массовых спекуляций в условиях дешевизны кредитов, растущей стоимости земли и бума на фондовом рынке.
Резкий подъем процентных ставок покончил с этим «пузырем», вызвав крах на фондовом рынке с последующим долговым кризисом, перекинувшимся на банковский сектор Японии.
Экономический рост страны прекратился на десятилетие, после чего начался долгий период «застоя» национальной экономики в условиях постоянной «дефляции».
В США же на практике было доказано, что экономическую депрессию можно избежать и в условиях жесточайшего финансового кризиса 2007-2009 годов, когда такой мрачный сценарий казался неизбежным. Ведь в конце 2008 года международные рейтинговые агентства прогнозировали, что начавшаяся рецессия развитых экономик мира продлится весьма долго и станет самой суровой после окончания второй мировой войны.
К тому моменту в результате первой волны кризиса так оно и выглядело – рухнули гиганты инвестиционного банкинга «Bear Stearns» и «Lehman Brothers», еще один инвестиционный гигант – «Merrill Lynch» — перешел под контроль «Bank of America», сошел с рынка и крупнейший в мире страховой холдинг «American International Group».
Казначейство США (Министерство финансов) взяло в управление крупнейшие финансовые институты этой страны – Федеральную национальную ипотечную ассоциацию («Fannie Mae») и Федеральную корпорацию жилищного ипотечного кредита («Freddie Mac»), на долю финансирования которыми приходилось около 70 % всех сделок по ипотеке в США. Инвестиционные банки «Morgan Stanley» и «Goldman Sachs» перешли под регулирование ФРС как банковские холдинговые компании, утратив свой прежний статус.
К этому моменту в ФРС США была определена стратегия совместных действий с Минфином по спасению банковской системы страны как ключевого звена в предотвращении экономической депрессии.
Например, в случае с «Lehman Brothers» было решено не предоставлять этому инвестбанку господдержку, так как инвесторы заранее знали о его проблемах и заблаговременно защитили свои инвестиции в него и его ценные бумаги.
Решение о национализации других финансовых компаний принималось только после того, как не удавалось спасти их за счет привлечения частного капитала. А компаниям с относительно неплохим финансовым «здоровьем» оказывалась поддержка путем своевременного предоставления недорогой ликвидности и выкупа проблемных активов.
Программа по зачистке рынка от таких рискованных инструментов длилась несколько лет и потребовала значительных бюджетных средств. Но она того стоила, так как позволила американской экономике избежать депрессии и огромных экономических потерь.
Сполна были задействованы и «вертолетные деньги» — ведь по линии ФРС США для поддержки финансовой системы и экономики в целом было влито порядка $3 трлн.
При этом ФРС значительно усилила свое влияние на финансовые рынки, получив в свое распоряжение дополнительные рычаги для антикризисных мер. Кроме того, тогда же началась эра мягкой денежно-кредитной политики с практически нулевой ценой денег.
Уже во втором квартале 2009 года снижение ВВП США замедлилось до 1 % против 6,4 % в первом квартале. А г-н Бернанке по окончании острой фазы кризиса в январе 2010 года был утвержден на второй срок в должности председателя ФРС США.
Активные меры по спасению банков предпринимались и в Европе. К примеру, федеральное правительство Германии представило немецким банкам пакет господдержки объемом в 500 млрд. евро, во Франции государственный план по выходу из финансового кризиса предусматривал выделение 360 млрд. евро, в Исландии государству пришлось взять под свой контроль всю банковскую систему, а в Ирландии правительство взяло на себя гарантии по вкладам в крупнейших банках страны.
Но, конечно же, главную антикризисную «скрипку» в мире играла тогда ФРС США под руководством г-на Бернанке, научно выверенная методология которого и его коллег по спасению банков и финансовой системы в целом получила, наконец, должное признание в виде Нобелевской премии.
ТАКОЙ ОПЫТ НАМ НУЖЕН
Как известно, не обошел тот глобальный финансовый кризис и Казахстан. В нашей стране в борьбе государства за спасение крупнейших банков и денег их клиентов тогда не стали изобретать антикризисный «велосипед», а взяли на вооружение методы, использованные властями развитых стран, в первую очередь США.
Помимо ресурсов бюджета и центрального банка при этом на антикризисные цели использовались также средства Национального фонда РК, выделявшиеся под жестким контролем на возвратной основе. В борьбу с кризисом вступил и ФНБ «Самрук-Казына», созданный в октябре 2008 года.
Но еще за год до создания этого госхолдинга вступил в силу План первоочередных действий по обеспечению стабильности социально-экономического развития Казахстана, в рамках реализации которого из бюджета было выделено свыше $4,5 млрд. на завершение долевого строительства объектов жилья, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие агропромышленного комплекса и обеспечение продовольственной безопасности.
Одновременно решались проблемы дефицита ликвидности в банковском секторе, в том числе за счет последовательного снижения Нацбанком минимальных резервных требований к банкам второго уровня. По мере обострения кризиса государству пришлось войти в капитал крупнейших системообразующих банков и позднее национализировать ставшие безнадежными «БТА Банк» с «Альянс Банком».
В ноябре 2008 года начал действовать План совместных действий правительства, Национального банка и Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы.
В дополнение к запланированным антикризисным расходам в рамках трехлетнего бюджета на 2009-2011 годы из Национального фонда РК было направлено $10 млрд., в том числе на стабилизацию финансового сектора — $4 млрд. На свет появился Фонд стрессовых активов для их выкупа у крупнейших банков, был увеличен более чем втрое уставный капитал Казахстанского фонда гарантирования депозитов.
В итоге реализации комплекса антикризисных мер в экономике Казахстана удалось не только избежать затяжной депрессии, но и избежать падения физического объема ВВП, что само по себе примечательно.
Конечно, темпы его роста заметно снизились – с 8,9 % в 2007 году до 3,3 % в 2008-м и 1,2 % в 2009-м, после чего в 2010 году они выросли до 7,3 %.
При этом, как и развитых странах, в первую очередь в США, государство в Казахстане в конечном итоге делало ставку на привлечение частного капитала для спасения системообразующих банков второго уровня.
Напомним, что «Народному банку Казахстана» досталась в наследие значительная часть активов «БТА Банка» и «Казкоммерцбанка». А позднее были успешно решены проблемы «Цеснабанка» и «АТФБанка», которые приобрел «Jusan Bank».
Так что можно утверждать, что научная методология спасения банков, разработанная тремя новыми лауреатами Нобелевской премии по экономике и проверенная на практике в жесточайших кризисных условиях, успешно прошла испытание и в Казахстане.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости