Компания QazTehna намерена нарастить локализацию отечественных автобусов
В начале октября текущего года в рамках рабочего визита в Карагандинскую область глава государства Касым-Жомарт Токаев ознакомился с работой предприятия QazTehna по производству автобусов и специальной техники, дислоцированного в Сарани и собирающегося довести уровень локализации своей продукции до 50 %.
Проблему локализации производства комплектующих для сборки автомобилей глава государства поднимал еще в феврале 2022 года, на расширенном заседании правительства.
«В социальных сетях постоянно муссируется информация, что большинство казахстанских автомобилей якобы приходят практически в готовом виде, как говорится, остается лишь прикрутить колеса. Здесь видится значительная доля преувеличения, причем цель такого преувеличения понятна. Во всяком случае, надо выяснить, насколько такие утверждения соответствуют реальности – и принять меры», — сказал Касым-Жомарт Токаев.
Отметим, что по итогам 2021 года профильное для отечественного автопрома ведомство – министерство индустрии и инфраструктурного развития устами своего уже бывшего главы Бейбута Атамкулова (он покинул свой пост в январе текущего года, незадолго до расширенного заседания правительства) спрогнозировало, что уровень локализации сборки казахстанских авто, то есть использование в сборке произведенных в Казахстане комплектующих, уже в этом году достигнет 50 %.
Понятно, что речь шла о «средней температуре по больнице», с разным уровнем локализации на разных отечественных предприятиях (от 33 % до 50 %).
Хотя еще с июля 2018 года решением Евразийской экономической комиссии для отечественных предприятий перекрывались экспортные возможности в случае, если уровень локализации в их продукции не достигал 50 %. Большинство казахстанских автосборочных предприятий на тот момент освоили промышленную сборку, то есть технологические операции по сварке, окраске и сборке кузовов.
Это относилось к так называемой локализации процесса, а вот локализация компонентов, то есть собственное производство автокомплектующих, в стране на момент введения требований ЕЭК в 2018-м находилось на уровне 30-35 %.
КОГДА КРИЗИС ПОЛУПРОВОДНИКОВ ЭФФЕКТИВНЕЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
Впрочем, административные требования внутри экономического союза Казахстану довольно долго удавалось обходить за счет получения определенных преференций в переговорном процессе с соседями по ЕАЭС. Любопытно, что тот же Атамкулов в январе, фактически признавая, что 50-процентный уровень локализации, требуемый на пространстве ЕАЭС, еще не достигнут, пообещал, что в скором времени на экспорт будет ориентирован каждый третий автомобиль, произведенный в стране.
При этом в 2021 году экспортные поставки казахстанских автомобилей составили 12 тыс. 103 единицы, с ростом по сравнению с 2020-м годом на 49 %, а экспорт в первом квартале 2022 года вырос на 45 % по сравнению с аналогичным периодом 2021-го.
То есть де факто требования к локализации производства для организации экспорта на пространстве ЕАЭС носят достаточно формальный характер – и едва ли станут в ближайшее время большой мотивацией для отечественных производителей разворачивать сопутствующее сборке производство автокомпонентов. Тем более, что в соседней России летом этого года простаивали сразу несколько местных ведущих автопроизводителей, включая АвтоВАЗ и бывший АЗЛК, ныне завод «Москвич», что увеличило спрос на автомобили казахстанской сборки.
Однако именно пример соседней страны, столкнувшейся после введения санкций и разрыва логистических цепочек, с проблемами в сборке, показывает, что Казахстану желательно максимально обеспечить свои автосборочные предприятия местными комплектующими.
Тем более, что с дефицитом комплектующих можно столкнуться и без всяких санкций: в начале октября этого года стало известно, что такие автогиганты, как Honda и Toyota резко снизят объемы внутреннего производства в Японии.
В частности, Honda в октябре сможет произвести в Японии лишь 60 % техники от изначально запланированных объемов из-за того, что с проблемами поставок компонентов, в первую очередь – полупроводников, столкнулись два завода, расположенные в городе Судзука на западе Японии и в префектуре Сайтама к северу от Токио.
У Toyota Motor Corp. – аналогичные проблемы, в связи с чем в октябре она произведет на японских активах на 100 тыс. авто меньше запланированного, а в ноябре – на 50 тыс. меньше плана.
В отношении японских автопроизводителей, напомним, санкции никто не вводил – они столкнулись с дефицитом автомобильной электроники, производимой за рубежом, с начала 2020 года, когда из-за пандемии коронавируса были нарушены логистические цепочки.
В 2021 году проблему кризиса полупроводников мировому автопрому также решить не удалось – мешала конкуренция с производителями бытовой техники, которые, как и мировой автопром, столкнулись с обострением отложенного покупательского спроса, и производители чипов в Юго-Восточной Азии просто не успевали обслуживать возросшие аппетиты сразу двух отраслей.
А события в Украине в начале 2022 года усугубили дефицит чипов из-за ограничительных мер, наложенных на предприятия производителей комплектующих в разных странах мира и новых обрывов логистических цепочек, еще толком не восстановившихся после пандемии.
КАК БЫСТРО НАРАСТИТЬ ЛОКАЛИЗАЦИЮ
Таким образом, стремление максимально нарастить локализацию в автопроме сейчас обуславливается уже не столько административными требованиями со стороны государства и надгосударственных структур, сколько самой ситуацией на рынке: сейчас никто не может предсказать дальнейшее развитие геополитической ситуации в мире, соответственно, невозможно просчитать и дальнейший разрыв логистических цепочек, из-за которого может встать производство.
В этой связи надежнее обеспечить себя максимальным количеством комплектующих внутри страны, и вновь открывающиеся автосборочные предприятия в Казахстане изначально нацелены именно на это. К их числу принадлежит и открытое в конце 2020 года предприятие QazTehna, дислоцированное в промышленной зоне города Сарань и специализирующееся на сборке автобусов и коммерческой техники (грузовиков).
Несмотря на то, что предприятие работает менее двух лет (открытие прошло в декабре 2020 года, производство пришлось на 2021-й, в течение которого, а также за 9 месяцев этого года здесь было суммарно выпущено 347 автобусов и электробусов для пассажирских перевозок), уровень локализации продукции QazTehna уже достиг нижнего порога общереспубликанского показателя в 33 %, а в течение ближайших пяти лет он будет доведен до 50 %.
Об этом руководство предприятия сообщило в ходе посещения завода президентом Казахстана 5 октября этого года. Тогда же были сообщены подробности этого увеличения местного содержания, которое предполагается провести в три этапа.
В рамках первого уже в следующем году автобусы, собираемые в Сарани, начнут оснащать сиденьями и аккумуляторами, произведенными в стране.
Затем, в 2024-2025 годах местная продукция начнет оснащаться казахстанскими шинами, колесными дисками и системами выхлопа.
На третьем этапе, который предполагается реализовать в 2025-2027 годах, казахстанскими станут элементы внутреннего интерьера салона, жгуты проводов и стекла, используемые в автобусах.
При этом саранские производители, сотрудничающие с мировым производителем пассажирского транспорта Yutong, который в рамках партнерства поэтапно передает казахстанскому заводу технологии производства, намерены довольно быстро насытить внутренний рынок своей продукцией: в рамках программы модернизации сети общественного транспорта только до конца текущего года планируется поставить в регионы более 700 автобусов и электробусов, произведенных в Сарани, 280 из них будут направлены в образовательные организации девяти областей страны.
«Мы молодая и амбициозная команда, которая стремится создавать высококачественный продукт у нас, в Казахстане, с поэтапной локализацией, наращиванием критически важных для развития отрасли машиностроения технологий и углубления собственных производственных компетенций для снижения импортозависимости от других стран. За два года мы показали хорошие результаты и видим востребованность нашего продукта, поэтому сегодня все наши силы направлены на вывод завода на полную проектную мощность», — прокомментировал эти планы генеральный директор завода QazTehna Аргулан Майконов.
SCHOOLBUS И ТУРИСТИЧЕСКИЕ ЛАЙНЕРЫ
Отметим, что автобусы QazTehna уже сейчас укомплектованы самым современным оборудованием для повышения комфорта и безопасности: в них установлены системы навигации и видеонаблюдения, бесконтактная система оплаты проезда, кондиционеры в салоне автобуса и в кабине водителя.
В настоящее время на заводе работают 560 человек, большая часть из которых – это жители города Сарань, обученные за счет предприятия, а после выхода завода на полную проектную мощность в 1200 единиц автобусов и 500 грузовых автомобилей ежегодно, коллектив прирастет еще сотней трудоустроенных казахстанцев.
Они будут производить востребованную на внутреннем рынке продукцию: по официальным данным, в настоящее время в городах и на междугородних рейсах в Казахстане эксплуатируется порядка 83 тыс. автобусов, 46 % из которых изношены и подлежат замене.
Компания QazTehna готова обеспечить замену не только городских и школьных автобусов: в августе текущего года завод из Сарани представил на выставке в Туркменистане туристические автобусы Yutong ZK6122H9 и ZK6128H собственной сборки.
Но пока в Казахстане наиболее известной продукцией завода из Сарани являются школьные автобусы, которые производятся методом мелкоузловой сборки и оснащены четырехточечными ремнями безопасности, сигнальными кнопками остановки на каждом ряду сидений, высоким уровнем пола для безопасности пассажиров в случае бокового столкновения и выдвижным пандусом для перевозки детей с ограниченными возможностями.
Конструкция боковых окон в пассажирской зоне этих автобусов закрыта не менее чем на половину нижней части по высоте, так что schoolbus из Сарани имеет уровень повышенной безопасности, как и другие типы автобусов QazTehna. Которые постепенно занимают все большую долю на внутреннем рынке, а благодаря повышению уровня локализации будут оказывать еще и мультиплицирующий эффект на казахстанскую экономику.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Инфраструктурные ведомости