По уровню вовлеченности и зарплат, машиностроение является одной из лидирующих отраслей экономики Казахстана
В условиях экономического спада и внешней нестабильности бизнесу в Казахстане приходится нелегко. Для отечественных компаний особенно важно пережить этап охлаждения экономики и постараться воспользоваться возможностями. Популярный тезис «Кризис – время возможностей» ярко иллюстрируют достижения казахстанского автопрома: несмотря на непростой во всех отношениях 2022 год, производство выросло почти на 25 %.
СОВОКУПНАЯ МОЩЬ
И это на фоне общемирового спада автомобильного производства, причиной которого стали пандемия и последовавшие локдауны, нарушение глобальных логистических цепочек, постпандемийный, а затем и усугубляющийся с каждым днем геоэкономический кризис.
Согласно данным аналитиков Automotive Industry Portal MarkLines, Казахстан занимает третье место по росту выпуска авто в мире после Малайзии и Индонезии (70,3 % и 31,5 %, соответственно). Так, в Китае рост составил лишь 5 %, в Южной Корее – менее 2 %, а английские и японские производители вовсе ушли в минус.
За январь-август 2022 года в нашей стране произведено 68,6 тысяч автомобилей, что на 24,7 % больше, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Из них 62,5 тысяч – легковые авто, 4,8 тысяч единиц техники пришлось на грузовые автомобили. Среди прочих – 712 автобусов, 396 прицепов и полуприцепов и 182 единицы прочей специализированной техники.
А уже за девять месяцев текущего года (январь-сентябрь), по данным Ассоциации Казахстанского АвтоБизнеса (АКАБ), произведено 78 441 единиц техники на сумму 799,5 млрд тенге, напротив прошлогодних 63 564 единиц техники за аналогичный период.
Совокупная стоимость выпущенной продукции автопрома оценивается в 799,5 млрд тенге.
«Ситуация с поставками комплектующих продолжает оказывать влияние на автомобильную промышленность в мире. Несмотря на это, Казахстан наращивает объемы внутреннего производства. В целом, в 2022 году ожидается рост выпуска автомобилей не менее 7 % в сравнении с 2021 годом», – комментирует вице-президент АКАБ Анар Макашева.
Легковые автомобили продолжают обеспечивать основной объем производства – 71 418 единиц (+29,8 %), при этом на 23 % снизилось производство грузовых автомобилей – 5384 единиц. Кроме того, за девять месяцев выпущено 834 автобуса, 475 прицепов и полуприцепов и 330 единиц прочей специализированной техники.
Месяц назад в столице прошел юбилейный X Форум машиностроителей Казахстана – главное отраслевое событие в сфере индустрии. В ходе мероприятия прозвучала информация, что за годы индустриализации объемы производства в машиностроении увеличились в 6 раз и составили 2,3 триллиона тенге в 2021 году, рост отрасли за последние 3 года в среднем составил 20 %, а объем экспорта уже достиг двух миллиардов долларов.
Есть надежда, что такие благоприятные цифры могут расти и дальше, ведь с июня текущего года начата реализация Программы по развитию экспортоориентированных производств и поддержки местных товаропроизводителей, а еще в декабре 2021 года принят Закон «О промышленной политике», нацеленный на обеспечение устойчивого развития обрабатывающей промышленности путем увеличения производства конкурентоспособной, высокотехнологичной, экспортоориентированной продукции и отхода от сырьевой модели развития.
Выступивший на форуме премьер-министр РК Алихан Смаилов заявил, что «настало время подумать над разработкой и принятием программного документа – Комплексного плана развития машиностроительной отрасли».
Кроме того, премьер провел встречу с председателем Турецкой федерации машиностроения «MAKFED» Аднаном Далгакираном и призвал турецкие компании активно инвестировать и открывать свои производства в Казахстане.
ЛИДЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА
Практически в каждом своем Послании глава государства Касым-Жомарт Токаев уделяет особое внимание развитию промышленности, подчеркивая, что именно машиностроение Казахстана должно стать одним из локомотивов экономического роста, экспорта и занятости. И это неудивительно, ведь одно производственное место в машиностроении создает семь-девять рабочих мест в смежных отраслях.
Примечательно, что не только правительство озабочено реализацией президентских поручений, но и партия «AMANAT».
В сентябре этого года при ней был сформирован Комитет машиностроения. На данной площадке на постоянной основе будут обсуждаться проблемы отрасли с участием заинтересованных государственных органов, представителей предприятий, экспертного сообщества. Комитет намерен проводить анализ законодательства в этой сфере, вырабатывать предложения по его совершенствованию и обеспечивать защиту прав и законных интересов представителей отрасли.
В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. По уровню развития машиностроения судят об уровне развития любой страны.
Эта отрасль является одним из драйверов диверсификации и индустриализации экономики, ведь именно здесь формируется технологическая сложность, содействуя развитию обрабатывающих производств, топливно-энергетического, транспортно-логистического, добывающего секторов экономики и сельского хозяйства, а также сопутствующих отраслях (создание окружающей инфраструктуры, ее обслуживание, подготовка профильных специалистов).
Таким образом машиностроение оказывает мультипликативный социально-экономический эффект: рост экономики посредством создания дополнительного спроса в других отраслях и секторах, сохранение действующих и создание новых рабочих мест, развитие качественного человеческого капитала и компетенций, обеспечение роста налогооблагаемой базы.
В Казахстане 3,5 тысяч предприятий, которые можно отнести к сфере машиностроения, на которых занято около 115 тысяч производственных работников.
Существенную долю в секторе занимает производство автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов.
Доля автопрома от машиностроения уже второй год подряд составляет около трети объема. Согласно данным Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам РК, доля автомобилестроения в отрасли машиностроения составляет 37,7 % по итогам января-сентября 2022 года. При этом, например, в 2015 году показатель достигал лишь 13 %.
По данным статистики, за прошлый год доля производства автотранспортных средств, трейлеров и полуприцепов в общем объеме производства машиностроения в республике преобладала в Костанайской области.
На протяжении многих лет позиции лидера казахстанского автопроизводства занимает костанайский автозавод «СарыаркаАвтоПром» – на сегодня крупнейший в республике.
Здесь собирают автомобили марки Chevrolet и низкопольные пассажирские автобусы SAZ из узбекских машинокомплектов, корейские KIA, китайские JAC и российские Lada. На заводе работает более 1800 человек.
На «СарыаркаАвтоПром» приходится более половины всех произведенных автотранспортных средств. В текущем году в Костанае произведено 48 263 единицы легковых, грузовых автомобилей и автобусов (+26 %).
Еще одним значимым объектом региона является акционерное общество «АгромашХолдинг KZ», производящее зерноуборочные комбайны марки ESSIL, трактора LOVOL и дополнительную продукцию. Здесь трудятся почти 500 человек.
Второе место по производству автотранспортных средств занимает Алматы (62,6 %), где находятся автомобильные заводы Hyundai Trans Kazakhstan и Hyundai Trans Almaty.
Первый выпустил в этом году 25 916 автомобилей (+32,3 %). На заводе работает 700 человек, большинство из которых высококвалифицированные специалисты.
В Семипалатинске СемАЗ произвел 1 644 единиц коммерческой техники (-47,9 %). В Кокшетау «КАМАЗ Инжиниринг» выпустил 899 грузовиков (-19,4 %), алматинский Hyundai Trans Auto произвел 724 единиц коммерческих автомобилей (+23,5 %). Самое молодое предприятие в автомобилестроении ТОО «QazTehna» в городе Сарань Карагандинской области выпустил 223 автобуса Yutong (+55,9 %). Daewoo Bus Kazakhstan произвел 137 единиц техники (-33,8 %).
В пятерке самых популярных брендов, включая экспорт, продукция которых освоена на предприятиях в Казахстане: Chevrolet (27 285 единиц), Hyundai (25 916 единиц), Kia (10 386 единиц), Lada (4 842 единиц) и JAC (4 816 единиц).
КРИТИКАМ ВОПРЕКИ
Согласно данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, списочная численность работников в среднем за II квартал 2022 года в автомобилестроении составляет 4 143 человек, среднемесячная номинальная заработная плата одного работника за этот же период в секторе составляет 289 тысяч тенге. Что приближается к среднемесячной зарплате по Казахстану, составляющей 312 011 тенге.
В целом можно отметить, что казахстанские автомобилестроители достойно справляются с поставленными задачами, расширяют номенклатуру выпускаемых изделий, внедряют новые технологические разработки, увеличивают экспорт и стремятся к лидерам экономических изменений в стране.
Хотя отечественный автопром постоянно является объектом критики многих казахстанцев, считающих его убыточной и бесперспективной отраслью. И главным аргументом они называют сборку машин из уже готовых привезенных комплектующих, делающих минимальной долю местного содержания.
Однако постепенно уровень локализации казахстанской автопромышленности растет за счет освоенных технологий и других процессов, в том числе сварки, окраски и сборки. Мелкоузловая сборка состоит из 1 тысячи операций. В среднем по Казахстану уровень местного содержания автопрома составляет 33 %, а по некоторым моделям доходит до 50 %.
Производство машин на территории республики дает возможность почти на треть снизить их стоимость для потребителей. Автомобили, собранные в Казахстане, уже теснят импортную технику на местном рынке. Соотечественники ездят на легковых авто казахстанской сборки, городские автопарки и промышленные предприятия приобретают автобусы, а сельхозпроизводители рады сменить старую технику на новенькие трактора и комбайны.
Вместе с предприятиями автопрома растет и экономика страны, повышается производительность труда, растет добавленная стоимость казахстанской продукции, происходит развитие промышленного потенциала.
А растущий экспорт в Узбекистан, Россию, Таджикистан, Кыргызстан, Беларусь и Азербайджан не только пополняет бюджет страны, но и способствует наращиваю объемов производства, тем самым снижая стоимость единицы произведенной продукции.
Асия КУЗЕМБАЕВА, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости