• Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
Суббота, 4 февраля, 2023
Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
Ведомости Казахстана
дата основания: 7 мая 2019 года

Основатель и амбассадор

Валерий Самарец (Сурганов)

  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости
Ведомости Казахстана

Последние исторические новости Казахстана и мира онлайн.

Исторические ведомости

Мартовские иды: как деградировала казахстанская оппозиция

16/04/2021
в Исторические ведомости
2 мин для чтение
21.1k 213
0
Мартовские иды: как деградировала казахстанская оппозиция

Политические итоги первого месяца весны 2021 года

В марте очень кипучий, амбициозный и фатальный в своей бессмысленности Маргулан Сейсембай заявил о том, что завязывает с политической деятельностью – прекращает спонсировать политические проекты – и станет культурным экологом (будет заниматься проблематикой культуры и экологии). Такой матерый человечище заявил о сложении с себя полномочий политического лидера, а многие даже понятии не имели, что он им был.

ГАЛЫМЖАН: НАЧАЛО

Летопись ярких лидеров казахстанской оппозиции имеет какую-никакую историю. Если оставить за бортом «ревущие девяностые» и начать сразу с «Демократического выбора Казахстана» (ДВК), ныне запрещенной в Казахстане, то сразу всплывает образ Галымжана Жакиянова. В пучину похода младотюрков на Рахата Алиева, который в 2001 году был «старшим зятем» и совершенно потерял берега на почве вседозволенности, г-н Жакиянов стартовал с поста акима Павлодарской области.

Рахата Алиева младотюрки в тот период победили (Нурсултан Назарбаев снял его с поста первого зампреда КНБ) и на почве эйфории стали качать права перед президентом. Тут уже глава государства рассердился и провел операцию «Стойло», чтобы до всех дошло, где находится детская политическая лига, а где взрослая. Сначала от ДВК часть соратников перекочевала в партию «Ак жол», а некоторые участники борьбы с Рахатом Алиевым попросились назад во власть и их приняли.

Галымжан Жакиянов вместе с Мухтаром Аблязовым (экс-министр энергетики) остались в Демвыборе, а фактически в одиночестве. С поста председателя ДВК в августе 2002 года г-н Жакиянов отправился в места лишения свободы сроком на 7 лет (за превышение должностных полномочий в период акимства). Отсидел честно, о помиловании не просил и в 2006 году состоялось его условно-досрочное освобождение. Оппозиционного политика протестно настроенная общественность довольно радостно встречала на железнодорожном вокзале в Алматы.

Галымжан Жакиянов в том же 2006-ом году стал председателем попечительского совета общественного фонда «Гражданское общество» и как-то быстро пропал с общественно-политических и медийных радаров. Его политического капитала хватило разве что для того, чтобы занять $1 млн у соратников, да так его и не отдать, из-за чего неприятный судебный процесс стал последним заметным информационным поводом вспомнить видного оппозиционера.

Ходили слухи, будто г-н Жакиянов ведет успешный бизнес сначала в Монголии, потом в Китае. Однако никто плодов всего этого не видел. Говорят, будто бывший аким вложился в какую-то китайскую угольную шахту, а в XXI веке уголь вообще не самый надежный актив (вот и прогорел). Будь точно такая же шахта в Павлодарской области периода акимства г-на Жакиянова – он бы точно сделал ее рентабельной. А в другой стране, без адмресурса и доступа к трансфертам республиканского бюджета бизнес почему-то не заладился.

По другой версии миллион заемных «баксов» изначально был взят для учебы себя и членов семьи в городе Бостон штат Массачусетс. Но ни политиком, ни предпринимателем, ни ученым, ни преподавателем в университете (такая карьера оппозиционеров-иммигрантов довольно серийная), ни видеоблогером Галымжан Жакиянов не стал.

МУХА УЖЕ НЕ В ТРЕНДЕ

Мухтар Аблязов, соратник г-на Жакиянова по ДВК, получил судебный срок на 6 лет в колонии общего режима на месяц раньше товарища по политической борьбе – в июле 2002-го. После года отсидки написал Нурсултану Назарбаеву покаянное письмо, был главой государства прощен и вышел на свободу.

Поскольку г-н Аблязов человек в банковских вопросах реально опытный, чтобы ценный кадр не пропал – ему вновь доверили работу с финансовыми активами. Однако банкир оказался злопамятным и вороватым. Выведя из Казахстана миллиарды долларов, Мухтар Аблязов вложил их в крупные проекты в Украине и в России, которые тоже оказались мошенническими. Поэтому, когда г-на Аблязова арестовали во Франции, то его экстрадиции добивались сразу Астана, Киев и Москва.

Французские судебные власти после затяжного судебного разбирательства решили экстрадировать беглого банкира-оппозиционера в Россию. К счастью для Мухтара Аблязова, на дворе стоял 2014-ый год, началась война санкций и контрсанкций. В Париже нашли процедурную зацепку и оставили оппозиционера у себя.

Мухтар Аблязов стал плодовитым видеоблогером и в своих роликах режет «правду-матку» без оглядки на логику, здравый смысл и чувство меры в своей богатой выдумке. В 2017-ом году он через страницу в соцсети Фейсбук объявил о воссоздании движения «Демократический выбор Казахстана». Возможно, на его аккаунте оно продолжает активно действовать, но из электронного формата в живой точно не выходит.

Гиперспециализация губительна. Г-н Аблязов ушел в штопор образа «оппонента №1 первого президента». А в Казахстане уже два года второй президент Касым-Жомарт Токаев, из-за чего политический прицел у якобы главного оппозиционера опасно сбился. Мухтар Аблязов не смог перестроиться под новую конструкцию и конфигурацию власти в Казахстане, продолжая крутить одну и ту же заезженную пластинку.

А тем временем политическая ситуация в республике с новым государственным руководителем однозначно расслабилась. Если мы взглянем на информационное поле, то оно стало гораздо либеральнее. Даже такое востребованное блюдо как война компроматов стало массовым, а не эксклюзивным, из-за чего публика сильно разбаловалась.

Очень большой проблемой Мухтара Аблязова стало неразборчивое привлечение в свои компаньоны различных проходимцев. Взять хотя бы мошенницу Жанна Бота, по документам «в миру» Жанара Ахмет. Разных людей она обманула на различные суммы под вывеской выгодного вложения в недвижимость, однако общая криминальная составляющая в ее биографии более чем очевидна.

Моральное, информационное и имиджевое разложение г-на Аблязова хорошо проявляется в том, как усердно и мелочно он ругается с бывшими соратниками по борьбе за дело демократии и противостояния авторитаризму. Как бы сертифицированный лидер оппозиции выясняет отношения с настолько рядовыми активистами, что просто диву даешься. Либо у Мухтара Аблязова на чужбине гигантский бюджет свободного времени и он не знает, чем его заполнить, либо он злопамятный сверх всякой меры, либо нервный срыв его катастрофически дезорганизовал и дезориентировал.

ЛИДЕР ИЛИ РАСТОЧИТЕЛЬ?

На фоне прежних лидеров политической оппозиции Маргулан Сейсембай явно представитель нового времени. Он не стал создавать что-либо вроде вечно незарегистрированной партии «Алга!» или нового прочтения «ДВК», любая вариация из которых сразу же запрещалась в Казахстане. Г-н Сейсембай стал работать с лидерами общественного мнения (ЛОМами) и их проектами таким образом, чтобы каждый из них действовал автономно.

Сама идея довольно здравая, дабы держать яйца по разным корзинам. Но хоть наш бизнесмен и подвизался на ниве куриного бизнеса, все его яйца быстро разбивались.

Приписываемое ему движение «Оян, Казахстан» сдулось как воздушный шарик, а общественный деятель Тогжан Кожалиева после неудачной попытки создать партию HAQ прочно оформилась в обычную жительницу соцсетей.

Из сотрудничества Маргулана Сейсембая с Мухтаром Тайжаном тоже ничего позитивного не вышло. По словам бизнесмена, он потратил на национал-патриота $332 тысячи, но в итоге получил лишь информационные скандалы и обвинения от клиента в воровстве и расхищении государственных средств, а в итоге и судебный процесс, финалом которого стала фиксация того, что Тайжан у Сейсембая никаких денег не брал, а напротив – должен получить от него моральную компенсацию.

Очень показательна совместная «работа» г-на Сейсембая и Нуржана Альтаева. Когда они начинали сотрудничество г-н Альтаев находился в позиции депутата Мажилиса от партии «Нур Отан». Потом достаточно быстро перестал им быть. Еще Нуржан Альтаев возглавлял «Союз промышленников и предпринимателей «Ел тiреги». Оттуда тоже ушел, чтобы организовать свою партию, которую так и не организовал. Дальше экс-мажилисмен пытался сформировать теневое правительство, но даже тени от этого проекта не получилось. Была еще попытка создать некую «Коалицию гражданских инициатив», которая закончилась так же, как и все другие начинания.

Когда происходит столько провалов за три месяца, то получается уже какой-то кумулятивный эффект.

Правда и самому г-ну Сейсембаю тоже невезет. Например, в прошлом году он перебрался в Украину. Киев не такое пафосное место для постсоветских олигархов как Лондон, зато дешевле во всех отношениях. Правда, тут есть и обратная сторона. Украина не имеет никакого серьезного влияния на Казахстан, поэтому выбирать ее в качестве базы для политической трансляции «демократических реформ» на РК изначально было стратегической ошибкой.

Вслед за стратегической ошибкой последовали оперативные и тактические. В Киеве наш оппозиционер сначала подружился с Михаилом Саакашвили, стал с ним сотрудничать через «Офис простых решений», а где-то через пару месяцев разорвал отношения. Экс-президент Грузии тоже человек непоследовательный и с неровной политической карьерой, но даже на его фоне Маргулан Сейсембай смотрится проигрышно и непоследовательно.

Совершенно не понятно, чего хотел добиться наш соотечественник, когда тратил деньги на форумы, семинары, мастер-классы и круглые столы для украинских бизнесменов, политиков, общественных деятелей и блогеров, которые объективно имеют крайне скудное представление о Казахстане. Что он хотел им донести и что получить взамен? Остается надежда на то, что за оставленные в Украине деньги г-н Сейсембай получил хотя бы мудрость.

В своем посте на Фейсбуке он пишет, что прекращает выполнять функции неформального оппозиционного лидера. Тот факт, что человек потратил много денег на несработавшие политические проекты отнюдь не делает его каким-нибудь авторитетом. Расточителем – да, но не лидером.

Возможно, мартовское политическое обострение у Маргулана Сейсембая не последнее и он еще порадует публику новыми проектами на общественном и информационном поле. И пусть они, как всегда, окончатся ничем, но хоть кто-то заработает деньжат и в целом будет весело.

Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»

Автор:

Исторические ведомостиИсторические ведомости
Поделиться2179Поделиться275Отправить
Предыдущий запись

Аскаров: В «земельном вопросе» начинаются страшные перегибы

Следующая запись

Земля тревоги

Следующая запись
Земля тревоги

Земля тревоги

Аскаров: «Не дай Бог вернуться к Госплану и пустым прилавкам»

Аскаров: «Не дай Бог вернуться к Госплану и пустым прилавкам»

Колеса надежды

Колеса надежды

Кусаинов: Стране нужна девальвация, но власти боятся ее больше, чем население

Кусаинов: Стране нужна девальвация, но власти боятся ее больше, чем население

Пожалуйста, войдите , чтобы присоединиться к обсуждению
  • Проект — Ведомости Казахстана
  • Размещение рекламы
valeriy.surganov2014@gmail.com

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Ничего нет :(
Посмотреть все результаты
  • Фермерские ведомости
  • Другие СМИ. Избранное
  • Культурологические ведомости
  • Региональные ведомости
  • Экономические ведомости
  • Инфраструктурные ведомости
  • Международные ведомости
  • Исторические ведомости

© «Ведомости Казахстана», 2019 Перепечатка материалов только с согласия редакции.

Войдите в свой аккаунт

Забыли пароль?

Заполните форму ниже, чтобы зарегистрироваться

Все поля обязательны к заполнению. Войти

Восстановить пароль

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя или адрес электронной почты, чтобы сбросить пароль.

Войти