В середине декабря текущего года в Карагандинской области прошла торжественная церемония выпуска первой шины Forza на предприятии KamaTyresKZ. Совместное предприятие компаний Татнефть и AllurTyres было построено в рекордные сроки – за 16 месяцев и после выхода на полную мощность намерено «обувать» все типы автотранспортных средств, эксплуатирующиеся в Казахстане, от легковушек до сельхозтехники, полностью закрывая внутренний спрос на эту продукцию.
Автомобильные шины – один из самых востребованных видов автомобильных комплектующих: средний срок «жизни» покрышек, постоянно подвергающихся деформации и трению, составляет от 7-ми до 10-ти лет в зависимости от сезонности: более жесткие летние покрышки на автомобиль служат дольше мягких зимних.
При этом следует учитывать, что 7 – 10 лет – это рекомендуемый производителями срок, на деле же, с учетом качества дорожного покрытия и множества проколов казахстанские водители меняют покрышки в среднем каждые 3 – 4 года. В результате автошины становятся едва ли не самой востребованной автомобильной продукцией в стране, при этом в Казахстане они до сих пор не производились, несмотря на постоянный рост автопарка.
ОТ НАСЫЩЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ДО ЭКСПОРТА
По данным Министерства внутренних дел РК, по состоянию на 1 ноября 2022 года количество зарегистрированных автотранспортных средств в Казахстане составило 4 млн 389,2 тыс. единиц, из них 87,6 % (3 634,4 тыс.) – легковые автомобили, 10,4 % (около 500 тыс.) – грузовые и 2 % (порядка 200 тыс.) – автобусы.
Несложно посчитать, что данный автопарк требует каждые 3 – 4 года порядка 15 млн шин для легкового и легкого коммерческого транспорта (по 4 шины на каждое авто), более 2 млн шин на грузовики (которые бывают трехосными, то есть требуют замены 6, а не 4 шин за раз) и порядка 800 тыс. шин для автобусов.
При этом в стране активно эксплуатируется еще и сельскохозяйственная техника – тракторы и комбайны, которые тоже нужно «переобувать», пожалуй, еще чаще, чем легковушки, грузовики и автобусы, поскольку сельхозтехника эксплуатируется в прямом смысле в поле, а не на асфальте. Соответственно, и износ шин там гораздо выше, чем по остальным видам автотехники.
По данным Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, в 2022 году в проведении полевых и уборочных сельскохозяйственных работ в стране участвовало более 150 тыс. тракторов и 88 тыс. сеялок, а также около 40 тыс. зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов и другой необходимой техники.
То есть здесь потребность в шинах переваливает еще за миллион шин в год – и весь этот объем в Казахстане до сих пор закрывается исключительно импортом. Шины в нашу страну по данным Министерства торговли и интеграции импортировались до 2022 года из 27 стран, но основной их объем (более 80 %) приходился на два соседних государства – Россию (около 50 % ввозимых в Казахстан шин) и Китай (порядка 30 %).
Неудивительно поэтому, что именно российское предприятие ПАО «Татнефть» в лице своей «дочки» ООО «Татнефть-Нефтехим» стало партнером казахстанской компании ТОО «Allur Tyres» в строительстве первого в Казахстане завода по производству автошин мощностью 3,5 млн единиц продукции в год, на эту проектную мощность предприятие выйдет уже в 2025 году, а начало серийного производства шин запланировано на III квартал 2023 года.
«Сегодня мы выпускаем первую шину на заводе KamaTyresKZ. Это наш первый опыт с компанией «Татнефть», и для нас это уникальный проект. Отмечу, что это первое отечественное предприятие по выпуску шинной продукции, которое покроет потребности, как автопромышленности, так и наших автолюбителей. Предприятие отвечает всем современным технологическим требованиям по уровню автоматизации и энергоэффективности. Данное производство важно для развития нашей промышленности, и является показательным примером для развития моногородов», — заявил на открытии завода 13 декабря первый заместитель премьер-министра Казахстана Роман Скляр.
«Это только первый этап проекта, в котором у нас уже есть первые трудовые победы. В наших планах открытие завода инженерно-технических изделий и крупногабаритных шин. В целом, все это стало возможным благодаря уникальному инвестиционному климату Казахстана, всесторонней поддержке Президента Казахстана Касым-Жомарта Кемелевича Токаева», — сказал, в свою очередь, присутствовавший на церемонии открытия Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов (на фото).
«Чуть больше года назад был заложен первый камень на месте строительства этого производства, а сегодня мы выпускаем первую продукцию, у нас в планах открытие завода резинотехнических изделий и производства крупногабаритных шин. Мы благодарим руководство Карагандинской области, акимат города Сарань, за наше эффективное сотрудничество. Благодарим коллектив компании Allur, а также всю дружную команду проекта из Казахстана и Татарстана: строителей, монтажников, пуск наладчиков, специалистов по эксплуатации и всех остальных. Это наш общий успех», — добавил гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов.
Предприятие построили в рекордные сроки – за 16 месяцев, старт проекту дан в апреле 2021 года, общий объем инвестиций в новый завод составил 171 млрд тенге. На первом этапе производства предприятие KamaTyresKZ будет выпускать шины для легковых и легкового коммерческого автотранспорта, а после 2024 года в Сарани наладят выпуск шин для грузовых автомобилей, автобусов и сельхозтехники, при этом на заводе будут выпускать как летние, так и зимние шины.
Также за горизонтом 2025 года планируется наладить экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья – к тому времени мощность предприятия предполагается увеличить до 9 млн шин в год.
КАДРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ РЕШАЮТ ВСЕ
Примечательно, что партнер казахстанского Allur Tyres с начала строительства производственных мощностей в Сарани, где будет трудиться порядка тысячи человек, первым делом озадачился обучением казахстанского персонала: с весны 2021 года первая группа будущих работников казахстанского предприятия прибыла на заводы ПАО «Нижнекамскшина» и ООО «Нижнекамский завод грузовых шин» в Татарстане для стажировки и обучения.
ПАО «Нижнекамскшина» – это крупнейшее предприятие шинной промышленности Российской Федерации и одно из старейших предприятий этой отрасли на постсоветском пространстве – предприятие по выпуску шин для легкового автотранспорта заработало еще в апреле 1973 года, а чуть позже здесь появился завод грузовых шин, обслуживающий производство КамАЗов в Набережных Челнах.
Сейчас все эти производственные мощности слиты под одним брендом – KAMA TYRES – и находятся под управлением ООО «УК «Татнефть-Нефтехим».
Нижнекамский производитель выпускает свыше 440 видов шин для всех видов автомобильного транспорта: легковых, легковых коммерческих, грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, а также для сельскохозяйственной и специальной техники.
В настоящий момент KamaTyres выпускает около 25 % от всего объема шин, который производится в России. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, в прошлом году в этой стране было произведено 47,2 млн покрышек для легкового транспорта, почти 7 млн шин для грузовиков и автобусов и еще 1,7 млн шин для сельхозтехники, KamaTyres выпустил в прошлом году порядка 13 млн шин.
При этом покрышки, выпускаемые в Нижнекамске, подходят и для иномарок – ПАО «Нижнекамскшина» является первым поставщиком на российском рынке, шины которого были признаны подходящими для сборки в России своей продукции со стороны таких иностранных производителей, как Fiat, Volkswagen и Skoda.
Соответственно, приход в Казахстан производителя, получившего признание в дальнем зарубежье, открывает дорогу туда и казахстанской продукции. Как заявил весной 2021 года исполнительный директор ПАО «Нижнекамскшина» Эдуард Миронов, на казахстанском заводе будет использоваться то же европейское и китайское оборудование, которым располагает предприятие в Татарстане.
А гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов отмечает, что шинные заводы в Нижнекамске и в Сарани будут друг друга дополнять, поскольку в Казахстане российский инвестор планирует выпускать новую линейку шин качества B+. Поскольку на заводе в Карагандинской области будет установлено более новое оборудование, позволяющее создавать продукт более высокого качества. Это подтверждает и директор саранского завода Александр Смышляев.
«Сегодня у нас произошел выпуск первой шины – это отработка технического процесса и тестовый выпуск продукции, отладка оборудования займет еще некоторое время, выход на серийный выпуск продукции у нас запланирован на третий квартал 2023 года. На сегодняшний день готовность завода составляет около 50 – 60 %, нам осталось запустить небольшое количество общезаводского хозяйства. Сегодня на площадке уже работает оборудование из Португалии, Словакии, Словении – всего у нас около 9 поставщиков из Европы. Также мы используем станки китайского производства», — сказал директор KamaTyresKZ в интервью журналистам на церемонии открытия производства.
Ну, и, разумеется, новый завод в Сарани позволит повысить уровень локализации автомобильного производства Казахстана, поскольку шины для легковушек отсюда будут направлять на первичную комплектацию автомобилей, производимых предприятиями АО «Группа компаний «Аллюр».
Что до объемов экспорта, то, по оценке директора ООО «УК «Татнефть-Нефтехим» Гюзель Хабутдиновой, после достижения мощности в 9 млн шин в год до 40 % произведенной в Сарани продукции может ежегодно отправляться в соседние с Казахстаном страны. При этом сырье для завода в Сарани первоначально будет поставлять «Татнефть-Нефтехим» в рамках общих закупок совместно с шинным бизнесом в Татарстане, что позволит снизить издержки. При этом, по словам г-на Маганова, российский партнер готов рассматривать и проекты по локализации сырья в Казахстане.
Напомним, что казахстанский участник проекта – АО «Группа компаний «Аллюр» — является акционером крупных автопроизводителей Казахстана, ТОО «Сарыарка АвтоПром» и АО «Агромашхолдинг». И новое производство в Сарани вполне соответствует заявленной этой компанией миссии на рынке: обеспечить казахстанцев доступными и качественными автомобилями собственной сборки, одновременно выводя отечественные автомобили и комплектующие на внешние рынки.
Анатолий РУДЫЙ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости