Итоги уходящего года с известным казахстанским политологом
Заканчивающийся 2022 год стал этапным в истории человечества. Он подвел черту под целой эпохой, вместившей в себя и окончание Второй мировой войны, и противостояние в годы Холодной войны, и распад СССР, и «однополярный мир» с глобализмом. В этом году произошло укрепление евразийского экономического и политического пространства, а также, по мнению ряда экспертов, превращение нашего соседа – РФ из страны-аутсайдера в одного из ключевых игроков на международной арене.
На смену отживающей эпохе стремительно приходит новая, в ней на нашей планете будет уже несколько «центров силы», которые сформируют новый, более справедливый миропорядок и установят новые правила игры.
В этой ситуации Казахстан, исходя из интересов страны, следует сбалансированной политике, стараясь поддерживать прагматичные деловые отношения со всеми своими соседями в регионе и крупнейшими игроками за его пределами.
Нужно признать, что западные государства оказывали весь год определенное давление на Астану, чтобы добиться дистанцирования Казахстана от России и его присоединения к санкциям против Москвы. Однако Казахстан, который считает Россию своим союзником и главным экономическим партнером, сумел в этих непростых условиях отстоять свою суверенную политику.
Как заявил на днях глава МИД республики Мухтар Тлеуберди, Казахстан не намерен поддерживать антироссийские санкции, поскольку они негативно влияют на экономику страны. Напротив, в новых условиях роль Казахстана растет: ведь именно через нашу страну проходят новые торговые маршруты, транспортные коридоры, транзит энергоносителей и логистические цепочки России, которая активно переориентируется на Восток.
Россия, со своей стороны, уважает суверенитет Казахстана и, в отличие от Запада, не пытается навязать ему свою повестку. Пожалуй, наиболее ярко это проявилось во время январских событий, когда Москва откликнулась на просьбу руководства республики ввести на ее территорию ограниченный миротворческий контингент ОДКБ для охраны стратегических объектов в крупных городах. Буквально спустя несколько дней после того, как угроза казахстанской государственности миновала, этот контингент был выведен из страны в строгом соответствии с первоначальными договоренностями.
Важнейшим фактором партнерства наших стран являются личные контакты президентов России и Казахстана. В 2022 году Касым-Жомарт Токаев и Владимир Путин встречались 10 раз – как в двустороннем формате, так и на полях различных международных форумов.
Символично, что свой первый визит после переизбрания президент Казахстана совершил именно в Москву, подчеркнув тем самым приоритетность отношений с Россией для республики.
Отношения двух стран динамично развиваются и в многостороннем формате, в рамках таких организаций как СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕАЭС, СВМДА и других. Особое внимание Астана и Москва уделяют сотрудничеству в рамках Евразийского экономического союза – крупнейшего регионального интеграционного образования на пространстве бывшего СССР.
В 2022 году в ходе визита президента Казахстана в РФ главы государств подписали Декларацию по случаю 30-летия установления дипломатических отношений Казахстана и России. В документе отмечается, что обе страны заинтересованы в формировании «более справедливой, сбалансированной и прозрачной международной торговой и валютно-финансовой системы, отражающей реалии многополярного мира, свободной от односторонних ограничительных мер экономического давления и принуждения».
В отношениях друг с другом Россия и Казахстан уже стараются выстроить именно такую систему. В 2021 году объемы торговли между РК и РФ достигли нового рекордного значения — $24,5 млрд, что почти на 30 % больше, чем за 2020 год. Итоги завершающегося года подводить пока рано, но уже сегодня очевидно, что эти рекордные показатели удастся превзойти. В частности, по итогам первых 9 месяцев года соответствующие показатели (год к году) оказались выше на $1 млрд.
Число российских компаний, зарегистрированных в нашей стране, за этот год выросло на 35 %, их количество ежемесячно увеличивалось на 500 – 800 фирм. Всего их на 1 сентября было 15,4 тысяч, наиболее привлекательными для россиян оказались такие сектора экономики как торговля, экспертная деятельность и IT.
Одно из наиболее приоритетных направлений экономического сотрудничества – промышленная кооперация. По словам посла Казахстана в России Ермека Кошербаева, в ближайших планах – создание совместных предприятий по выпуску бытовой техники, электроники, автомобилей, автобусов, строительной и сельскохозяйственной техники, строительных материалов, продукции газо- и нефтехимии, железнодорожных вагонов и локомотивов. На сегодняшний день уже реализовано 110 совместных проектов на общую сумму $23 млрд с созданием порядка 30 тысяч рабочих мест.
Как заметил на недавно завершившемся неформальном саммите СНГ президент РФ Владимир Путин, между странами-участниками СНГ бывают разногласия, так как угрозы и вызовы растут. Эти слова справедливы и в отношении казахстанско-российского диалога. И это нормальный процесс, ведь речь идет о независимых суверенных государствах со своим видением как международной, так и внутренней повестки.
Главное, чтобы сохранялось желание развивать сотрудничество и решать любые проблемы, а не замыкаться в них. Такой подход в полной мере относится к отношениям Казахстана и России, с оптимизмом встречающих новый, 2023 год.
А вот как прокомментировал «Ведомостям Казахстана» политические итоги года известный казахстанский политолог Николай Кузьмин:
«Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на инаугурации 26 ноября объявил, что Казахстан продолжит осуществление сбалансированной, конструктивной внешней политики, направленной на защиту национальных интересов. Слова о национальных интересах являются ключевыми для понимания практических шагов, предпринятых Казахстаном в сфере внешней политики и позиции нашей страны по ключевым для нас международным вопросам.
Именно национальными интересами Казахстана определяется иерархия внешнеполитических приоритетов, в которой на первом месте наш президент в том же выступлении поставил Россию, Китай и братские страны Центральной Азии.
Дальнейшее развитие союзнических отношений с Российской Федерацией стоит первым в перечне страновых приоритетов в Концепции внешней политики Казахстана, принятой в 2020 году.
Россия в этом году оставалась ключевым партнером нашей страны и в экономике, и в политике. Отношения между нашими странами опираются на разветвленную и многоуровневую систему институтов безопасности и сотрудничества.
Регулярные встречи Токаева и Путина на полях различных международных форумов обеспечивали непрерывный политический диалог на уровне лидеров двух государств.
Столь же частые встречи премьеров Смаилова и Мишустина были площадкой для согласования экономических интересов.
Прошедший 28 ноября в Оренбурге ежегодный Форум межрегионального сотрудничества показал, что товарооборот между Казахстаном и Россией продолжает расти (по оценкам российской стороны, за январь-октябрь он вырос на 10 % и составил 22,2 миллиарда долларов).
При этом, как подчеркнул в своем выступлении на Форуме Касым-Жомарт Токаев, улучшился ассортимент казахстанского экспорта в Россию, по сравнению с прошлым годом количество товарных позиций увеличилось с 640 до 1050 наименований.
Я считаю очень важным событием этого года первый экспертный форум «Россия – Центральная Азия: повестка совместного развития», который прошел в Астане18 октября.
Думаю, что следовало бы придать системный характер и вывести на двусторонний или региональный формат программы российских аналитических центров по изучению Казахстана и Центральной Азии.
В последние годы «экспертная» дорожка в двусторонних отношениях стала заметно отставать от политической и деловой. Кстати, прошедший Форум носит региональный формат, но не случайно его организаторами выступили Казахстанский институт стратегических исследований и российский Институт мировой экономики и международных отношений.
Если говорить о мире в целом, то он находится в состоянии транзита от однополярности к многополярности. Причем этот транзит в уходящем году носил вполне измеряемый характер.
В своем выступлении на Форуме в Оренбурге Касым-Жомарт Токаев отметил, что развитые страны мира, стоявшие у истоков либеральных торговых договоренностей, в последние полгода увеличивают темпы введения экспортных ограничений, лицензионных требований, квот и пошлин (он привел и конкретные цифры от ВТО). Сотрудничество между Казахстаном и Россией, заметил казахстанский президент, разительно отличается от глобальных тенденций.
Рост торгово-инвестиционных ограничений – это один из признаков продолжающегося слома однополярного мира и формирования многополярности. Неспособность США выступать мировым жандармом, арбитром и донором привела к тому, что государства, некогда бывшие их верными союзниками, стали выстраивать собственные внешнеполитические стратегии, основанные на их национальных интересах.
Сегодня Европа, объединенная НАТО и ЕС, во многом следует в фарватере Вашингтона. Однако откровенно эгоистическая политика Белого дома, требующего от европейцев расплачиваться за любые политические и экономические авантюры американцев, начинает надоедать политическим и деловым элитам европейских стран. Да и граждане европейских стран с каждым новым повышением цен все отчетливее понимают, что антироссийская политика их правящих режимов, по сути, антинародна, что санкции против России идут вразрез с интересами простых людей, с интересами национального бизнеса, с интересами государства в целом.
А скандал с коррупцией в Европарламенте напомнил о том, что все институты Евросоюза глубоко коррумпированы, а брюссельская бюрократия ставит на первое место свои личные интересы.
Одновременно растет экономический вес Азии, причем не только за счет таких гигантов, как Китай и Индия, но и за счет быстрорастущих экономик Вьетнама, Индонезии и других стран. Все эти страны проводят взвешенную и в целом самостоятельную политику. Однако нельзя не отметить, что главным торговым партнером для большинства из них является Китай.
В уходящем году Центральная Азия стала объектом внимания ЕС и как источник стратегического сырья, и как транзитная территория, через которую проходит транспортный коридор Запад-Восток. Средний маршрут этого коридора, проходящий из Китая через Казахстан, далее через Каспий, Азербайджан и Грузию в Турцию и Европу, сегодня рассматривается как альтернативный северному (через Россию), закрытому из-за санкций.
Однако его пропускная способность пока очень мала, скорость прохождения грузов тоже невысока. Его модернизация и расширение потребуют серьезного финансирования, а пока он носит скорее символический характер.
Одновременно продолжается работа по развитию коридора Север-Юг (от Мумбая до Санкт-Петербурга), восточная ветка которого проходит через Казахстан и позволяет использовать каспийские порты Актау и Курык.
Связанные с пандемией карантинные меры и санкционная война США и их союзников против России вызвали угрозу продовольственного кризиса в беднейших странах мира. Эксперты ООН и МВФ отмечают, что единственный эффективный способ борьбы с этой угрозой – отмена всех односторонних санкций и ограничений.
Казахстан – крупный производитель и экспортер зерна и другой сельхозпродукции. Поэтому развитие транспортных коридоров для нашей страны – это еще и возможность внести действенный вклад в борьбу с голодом».
Ермухамет КАСЫМОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости