Печальные итоги реализации самозванной «Национальной мясной программы»: десятка тысяч скотоводческих ферм – нет и не предвидится, переработка проигнорирована, экспорт в 180 тысяч тонн мяса остался лишь в сладких грезах, зато откормочные площадки, входящие в Мясной союз РК исправно получали государственные субсидии и гнали живой скот на продажу за рубеж.
В предыдущем материале мы рассмотрели основные положения Программы развития мясного животноводства на 2018 – 2027 годы, подготовленной Мясным Союзом Казахстана. Документа, авторы которого обещали в течение 10 лет не просто вывести страну на наиболее перспективные внешние рынки мяса, но и «откусить» около 12 % сбыта этой продукции у одного из признанных мировых лидеров – Австралии. Выяснить, что из этого получилось, предстоит сегодня.
КАК СТАТЬ ХОРОШИМ ЗА ЧУЖОЙ СЧЕТ
Указанная Программа позиционировалась и Мясным союзом и прежним Минсельхозом как Национальная. Тем не менее, для получения такого статуса требуется ее утверждение Правительством Казахстана. Увы, но никакого утверждения не было. Тем не менее, Министерство сельского хозяйства, по сути, превратившееся в исполнительный орган Мясного союза, «взяло под козырек» и принялось исполнять Программу, являющуюся частной инициативой частной компании.
Причем, разработанную так, что «мясные короли», владеющие откормочными площадками, становились ее ключевыми звеньями.
Именно под данную Программу и с участием специалистов Мясного союза велись переговоры с иностранными инвесторами о предоставлении громаднейшего кредита (500 миллионов долларов США), на ее реализацию. Причем, одним из важнейших требований кредитора – Всемирного Банка – было то, что исполнителем реформ и распорядителем выделяемых денег станет именно Мясной союз и подконтрольные ему структуры.
А суммы на различные статьи планировались немалые. Так, $50 млн должны пойти на регистрацию крупного рогатого скота в единой базе данных. Но для этого за $10 млн требовалось создать новую базу в качестве альтернативы уже функционирующей в Казахстане.
Еще $20 млн необходимо потратить на перенос уже имеющихся сведений о скоте из одной базы в другую, что для опытного программиста «обойдется» в несколько кликов мышью и несколько часов машинного времени работы его компьютера.
Кроме того, кредитор пообещал приплачивать по $2 млн за каждые 60 тысяч голов скота, внесенных в систему. Нужно ли рассказывать о том, чья компьютерная дочерняя структура, превратившая доступ к бесплатным базам данных в инструмент выкачивания денег из фермеров, должна получить гешефт от клонирования уже имеющихся сведений КРС?
$100 млн ($5 млн за каждых 5 000 обучаемых) должны пойти на обучение фермеров и сертификацию по неопределенным «хорошим практикам». Еще на $175 млн будущих животноводов обучат обходиться без угля, дров, кизяка и природного газа ради сокращения углеводородных выбросов в атмосферу при производстве говядины («зеленая» экономика).
$75 млн (по $5 млн. за каждых 500 обученных и законтрактованных ветеринаров) запланировано на улучшение доступа фермеров к ветеринарным услугам.
И лишь 1/5 суммы кредита, $100 млн (по $5 млн. за каждые 1 000 фермеров) пойдет на поддержку фермеров, продающих животных на откормочные площадки. При запланированном росте числа фермерских хозяйств на 80 тысяч кредитные средства рассчитаны лишь на 20 тысяч из них. То есть, средства будут распределяться по принципу «кто раньше встал, того и тапки»? Или между «избранными»?
И еще один нюанс. На стадии обсуждения условий срок погашения кредита планировался специалистами Всемирного банка небывало долгим – 10-15 лет с «растяжкой» выплат в зависимости от результатов реализации Программы. Но после того, как появились первые итоги ее выполнения, его сократили до 5 лет. В ситуации же, когда дефицит внешнеторгового баланса Казахстана составил $5,5 млрд, такой «быстрый» кредит существенно осложнит финансовое состояние страны. То есть, деньги получат мясные олигархи, а долги – страна.
«ВПИСАТЬСЯ В РЫНОК»
После начала реализации Программы развития мясного животноводства, почему-то отказались «плясать» и столь заманчивые цифры экономических показателей. Как аргументировали ее разработчики, Аргентина тратит на производство килограмма говядины в живом весе $1,5, Австралия – $1,6, Бразилия – $2, Канада – $2,3, США – $3,5, Россия – $3,7, Китай – $3,8, а казахстанские малые фермерские хозяйства – всего $0,7.
Что касается откормочных площадок, то самый дорогой откорм в $3,3 на кг живого веса в Китае. На откормочных площадках в США, Бразилии, Аргентине, Канаде и Австралии тратят от $2 до $3 на килограмм живого веса, а Казахстан и Россия, соответственно, $1,43 и $1,59.
Цена же говядины на внутреннем казахстанском рынке составляет $5,1 за килограмм, при том, что в Аргентине, Австралии, Канаде, США, странах Евросоюза она варьируется от $5,2 до китайских $8,5. Дешевле только в Бразилии с $4,2 и… в России, модель мясного животноводства которой Мясной союз отверг категорически, с ее $4 за кг.
Сложно поверить в то, что в Мясном союзе при разработке Программы не знали реалий животноводческой отрасли страны. Ведь при численности сельского населения в Казахстане по состоянию на 1 января 2020 года 7,738 млн человек, в сельскохозяйственной сфере трудятся более 2 млн человек, из которых 1,7 млн – в личных подсобных хозяйствах (ЛПХ).
И именно «частники» кормят всю страну: по данным «КазАгро» в 2018 году они поставили около 57 % всей произведенной говядины и баранины, 54,3 % – картофеля и помидоров, 73,5 % молока. Доля продукции мелких крестьянских и личных подсобных хозяйств на городских рынках составляет до 80 %. При этом удельный вес племенного поголовья в общем поголовье КРС – 10,6 %, а МРС – 15,1 %.
Слаба репродуктивная база для быстрого воспроизводства высокопродуктивного скота, объемы кормопроизводства не соответствуют потребностям животноводства, а мелких производителей душит хроническое безденежье: лишь 30 % от всех крестьянских и фермерских хозяйств страны охвачено финансированием «КазАгро». При этом, более 95 % всех субсидий, дешевых кредитов, удешевленного топлива достаются только особо крупным и крупным сельхозпредприятиям.
Как мы видим из обоснования Программы развития мясного животноводства, а также статей расходов кредитов Всемирного банка, существенных изменений при реализации Программы не предвиделось. Все тот же либерально-рыночный подход, ориентированный на максимизацию прибыли крупных производителей, альтернативный государственническому, направленному на комплексное развитие сельского хозяйства с учетом интересов населения.
За примерами далеко ходить не надо: достаточно вспомнить зубовный скрежет Мясного Союза Казахстана по поводу введения утилизационного сбора на сельхозтехнику. Мясного союза, лоббирующего импорт баснословно дорогой продукции компании «Джон Дир» в ущерб не только отечественному машиностроению, но и фермерам, для которых ее цены просто неподъемны.
Или же борьбу в 2018 году связки Мясного союза и Минсельхоза за импортные удобрения немецкого концерна «Байер» в ущерб развитию собственного производства химических удобрений, более доступных небогатым фермерам и владельцам ЛПХ.
БЛАГО ДЛЯ МЯСНОГО СОЮЗА, ВРЕД ДЛЯ СТРАНЫ
Когда своя рубашка ближе к телу, никакого развития страны не получится, даже если прикрываться громкими словами «Национальная программа». Уже сейчас Программа Мясного союза полностью провалена. Из семи тысяч новых ферм для выращивания бычков, которые должны были быть созданы за три года, никаких новых фермеров в отгонном животноводстве практически не появилось.
Ведь даже симпатичный фермер Бекжан, «многолетний участник Программы развития мясного животноводства», рекламировавшийся Мясным союзом еще во время ее разработки, «делится опытом» о том, что стоимость создания такой фермы – 47 млн тенге, из которых при самых-самых благоприятных условиях субсидирования и кредитования нужно вложить не менее 5,3 млн тенге собственных свободных средств.
Много ли вы найдете таких богачей среди работников сельского хозяйства, о которых сам же Мясной союз говорит, что их производительность труда составляет лишь $1000 в год на человека?
Характерна и практика реальных фермеров, поверивших Программе Мясного союза, а не выдуманного Бекжана. «Ведомости Казахстана» еще в феврале этого года приводили примеры предпринимателей и сельхозпредприятий, которые заплатили от 10 до 62,5 млн тенге за поставки от 14 до 100 голов чистопородного КРС, но от полугода до года так и не смогли получить их полностью или частично от одного из главных операторов по поставке из-за рубежа мясного скота.
Вместо субсидий, полагающихся им по Программе Мясного союза, большинство хозяйств и фермеров Актюбинской области в 2019 году вынуждены были покрывать обязательства по кредитам, пустив «под нож» маточное поголовье, чтобы не испортить кредитную историю хозяйства. На практике все финансирование Программы бывшим руководством Минсельхоза пошло исключительно предпринимателям-откормочникам, входящим в Мясной союз.
И если по Программе экспорт мяса уже сейчас должен был достичь 180 тыс. тонн охлажденного или замороженного, то в реальности откормочники из Мясного союза сами же начали игнорировать переработку своей продукции на мясокомбинатах. Вместо этого занялись вывозом породистого скота в живом виде в Узбекистан, Россию, Армению и, в мизерных количествах, в Китай, который авторы Программы грозились завалить дешевым казахстанским мясом.
Итог деятельности Мясного союза по реализации сочиненной им же «Национальной программы», если кратко, следующий: обещанных тысяч ферм нет, новых перерабатывающих мощностей нет, обучающих ферм и системы ветеринарного контроля нет, локализации производства техники и оборудования нет.
Зато есть жгучее желание «освоить» кредит Всемирно банка, который наконец-то согласился выделить средства Казахстану на мясное животноводства в 2021-25 годах. Только, пожалуй, это будет уже совсем другая Программа развития мясного животноводства. И, надеемся, выгодоприобретателем от ее реализации будет не Мясной союз, а вся сельскохозяйственная отрасль Казахстана.
Александр ГОРОХОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости