Доверчивых граждан и коллег из правительства долгое время водили за нос, обещая под баснословные деньги превратить Казахстан в «Новую Австралию»
Год 2018 ознаменовался принятием Программы развития мясного животноводства до 2027 года. И хотя она носила название «Национальная», но на самом деле ее разработчиком было не правительство, а Мясной Союз Казахстана. Увы, но данному статусу она не соответствует, в том числе и потому, что подобные программы должны утверждаться именно правительством, чего не последовало. Тем не менее, ее реализация началась, и, прежде чем говорить о ходе выполнения этого проекта, было бы неплохо разобраться в том, что именно планировалось.
НАМ ЛЮБОЕ МОРЕ ПО КОЛЕНО
Если говорить об обещаниях, даваемых Мясным Союзом, то бросается в глаза настоящее планов громадье. Авторы планировали, ни много, ни мало, покрыть до 12 % потребностей в мясе целого ряда стран, на сегодня закупающих его за рубежом. Таких, как Вьетнам, Иран, Китай и Саудовская Аравия, потребление которых к 2026 году должно составить в сумме около 2 млн 340 тыс. тонн.
Причем, главной «жертвой» вытеснения с рынка этих стран избрана Австралия, у поставок которой в перечисленные страны запланировано «откусить» 286 тыс. тонн.
Обосновывалось это тем, что приобретаемая Китаем говядина из Казахстана должна обходиться значительно дешевле австралийской. К примеру, стоимость одного австралийского быка, продаваемого фермером на откормочную площадку, составляет 636 долларов США, а казахстанского – 547 долларов.
Причем, после откорма, транспортировки, карантина разница в цене возрастает до 195 долларов, а поскольку австралийцы закладывают в конечную цену всего 6 % маржи, то Казахстан сумеет очень хорошо нажиться, поскольку в его продукции маржа составит целых 37 % от конечной цены.
Даже в Мясном Союзе признают, что у австралийских фермеров, конечно, имеются свои конкурентные преимущества перед казахстанскими коллегами. Например, более высокий выход телят (93 % против 80 % в РК), больший среднесуточный привес (соответственно 1,7 кг против 1,4 кг), более развитая транспортная инфраструктура. Зато Казахстан «переплевывает» конкурентов с «Зеленого континента» бесплатной землей, низкой стоимостью рабочей силы, низкой стоимостью кормов (при наличии орошения пастбищ).
При этом для запланированного требуется за 10 лет всего лишь с 20 тыс. до 100 тыс. увеличить количество семейных ферм, что даст прирост рабочих мест для людей, занятых мясным животноводством, со 100 тыс. до 600 тыс. Произойдет это за счет увеличения площади пастбищ с нынешних 58 млн. га до 100 млн га, на которых вместо нынешних 7 млн коров и бычков станет пастись 15 млн, а число овец возрастет с 18 до 30 млн голов.
Правда, совершенно непонятно: как при росте числа работающих в 6 раз и увеличении производства баранины и говядины в 1,83 раза (с 600 тыс. тонн до 1100 тыс. тонн в год) запланированная производительность труда в отрасли может вырасти в 8 раз (с 1000 до 8000 долларов на человека)? Ведь даже при наиболее выгодной продаже готовой продукции нормативная прибыль заложена в размере 37 %, а не в сотни процентов. За счет многократного роста долларовых цен на мясо на внутреннем рынке?!
Тем более, для реализации Программы ее разработчиками выбрана отнюдь не самая эффективная модель сельскохозяйственных предприятий: как известно, небольшие раздробленные сельхозпредприятия заведомо менее эффективны, чем крупные вертикально интегрированные холдинговые структуры, от которых в Мясном Союзе отказались наотрез. А американские, австралийские, канадские, уругвайские фермы, якобы взятые за образец, это уже давно не мелкие семейные фермерские хозяйства, характерные для нынешнего Казахстана, когда два-три «ковбоя» на лошадях пасут стадо в сотню голов коров в открытой степи.
НАМ ЛЮБЫЕ ГОРЫ ПО ПЛЕЧУ
Разумеется, предпосылки для успешного развития мясного животноводства у Казахстана имеются. Они и отмечены в Программе, разработанной Мясным Союзом. К примеру, совершенно соответствует истине то, что в стране на сей день используется лишь около 30 % от пастбищных угодий, занимающих по площади пятое место в мире. Как и то, что 45 % населения РК живет в сельской местности, а более 2 млн человек либо не имеет работы, либо является самозанятыми.
Конечно, невозможно всех их даже в течение 10 лет, на которые была рассчитана программа, превратить в животноводов. Да и другие Национальные программы требуют привлечения человеческого ресурса.
Существуют действительно неплохие стартовые условия для превращения отрасли в экспортно-ориентированную: к 2017 году она уже достигла самообеспечения страны говядиной и ягнятиной. С 2007 по 2010 производство ягнятины выросло почти на 23,6 % (с 123 до 152 тыс. тонн), а потребление – почти на 21,8 % (с 124 до 151 тыс. тонн, превысив предложение над спросом).
Хотя по говядине цифры более скромные (рост производства всего 16,8 %, рост потребления всего около 6,9 %), а самообеспечение по данной продукции произошло, в том числе, за счет сокращения экспорта (в 2014 году вывозилось 2 тыс. тонн, а в 2017 – только 0,8 тыс. тонн). Для справки – за те же четыре года экспорт ягнятины с нуля вырос до 0,6 тыс. тонн.
Но есть и существенные ограничения: это низкий прирост поголовья, обеспечивающий лишь внутренние потребности, обусловленный тем, что более 50 % поголовья выращивается в домашних хозяйствах. Проблема усугубляется как низкой продуктивностью беспородного скота, преимущественно используемого казахстанскими фермерами, так и слабым проникновением в личные и фермерские хозяйства современных технологий.
Сдерживают процесс низкая инвестиционная привлекательность отрасли (из пяти видов мясной продукции производство говядины имеет самый длительный срок окупаемости), неразвитая система сбыта и маркетинга, слабая система транспортировки и дорожная инфраструктура, отсутствие строгих требований к сертификации и контроля безопасности пищевых продуктов.
Таким образом, планов громадье Мясного Союза по оттеснению Австралии и Уругвая с мировых рынков сродни задаче по выходу Китая на первое место в мире по выплавке чугуна, поставленной товарищем Мао. Ведь для этого, как посчитали разработчики Программы, потребуется за 10 лет установить на вновь создаваемых фермах 100 000 солнечных панелей для автономного обеспечения их электроэнергией, обеспечить вновь создаваемые фермерские хозяйства 100 000 комплектов автономного отопления и водоснабжения.
Должно быть пробурено 50 000 водяных скважин для скота, обеспеченных, соответственно, таким же количеством насосов с ветряным и солнечным питанием, а также установлено 400 000 километров (10 раз по земному экватору) ограждений пастбищ, укомплектованных столбами, проволокой, установками «электропастух», а также 100 000 фиксаторов для КРС.
Нужна закупка в дальнем зарубежье (Мясной Союз, лоббируя интересы американской компании «Джон Дир», выступал и выступает категорически против развития отечественного сельскохозяйственного машиностроения, а также закупки аналогичной продукции в странах ЕАЭС) 100 000 тракторов с навесным оборудованием, а также такое же количество косилок и прицепов для перевозки сена, пресс-подборщиков.
Где бы только на это все взять валюты? Ведь не секрет, что подавляющее большинство перечисленного промышленность Казахстана самостоятельно не обеспечит, даже если отменить все другие Национальные программы развития, и сосредоточиться лишь на этой.
НА ПУТИ К МЕЖПЛАНЕТНОМУ ШАХМАТНОМУ ТУРНИРУ
Где взять? У государства, разумеется.
По расчетам Мясного Союза, оттеснение Австралии с рынков наиболее перспективных мировых потребителей мяса за 10 лет должно обойтись в 6 515 млрд тенге в ценах 2018 года. Это – без учета вложений иностранных инвесторов, которым полностью отдается на откуп создание предприятий с наиболее высокой степенью переработки (и, соответственно, нормативной прибылью) – мясоперерабатывающих комплексов.
При этом вложения государства и квазигосударственных структур, не требующие подтверждения, на всем протяжении деятельности Программы должны составить 3 651 млрд тенге. Из них уже подтвержденные возвратные бюджетные кредиты – 761 млрд тенге, а невозвратные средства бюджетных субсидий – 699 млрд тенге.
Помимо указанного, 2 869 млрд тенге планировалось привлечь в виде дополнительных кредитов. Из них – 200 млрд тенге бюджетных кредитов на реализацию самой Программы, 120 млрд тенге предполагалось занять у иностранных банков.
1 940 миллиардов тенге должен был обеспечить займ под 11 % годовых у Пенсионного Фонда.
Хотя ключевым моментом для реализации Программы развития мясного животноводства и значилась поддержка Правительства Казахстана, но к ее реализации должны были быть привлечены и другие государственные и квазигосударственные структуры. В частности, 383 миллиарда тенге собственных и целевых средств должен был выложить холдинг «КазАгро».
Отнюдь не «из воздуха» дополнительно к 58 млн га уже используемых площадей пастбищ должно было быть выделено (в приоритетном порядке) еще 76 млн га (при расчетной потребности для реализации Программы 100 млн га, включая уже имеющиеся площади).
Эта обязанность, как и изъятие «неэффективно используемых ныне земель» («черный список» таковых к Программе прилагается), должна лечь на местные органы власти.
Кроме анализа кормоемкости пастбищ и наличия подземных вод на выделяемых фермерам участках, Минсельхоз должен был заняться и оценкой эффективности использования находящихся в эксплуатации земель.
На МСХ же ложилась обязанность обучения новых фермеров ведению хозяйства, а также запуск механизма страхования в животноводческом бизнесе. Минфин и Миннацэкономики отвечали за дополнительное финансирование Программы, а Министерство труда и соцзащиты населения должно было выделить гранты в расчете 2-3 млн тенге на одного фермера, а также обеспечить переселение желающих заняться мясным животноводством с засушливого полупустынного Юга страны в более благоприятные для отрасли северные районы.
Итогом реализации Программы, основным оператором которой и должен был стать именно Мясной Союз, как уже говорилось выше, значится превращение Казахстана в Новую Австралию. По меньшей мере – в области мясного животноводства. Ну, а какие результаты на самом деле достигнуты после начала реализации Программы развития мясного животноводства до 2027 года, мы расскажем в следующем материале.
Продолжение следует
Александр ГОРОХОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости