Бизнес и власть должны совместно и поэтапно строить систему оценки кредитоспособности, а также предложить стимул, который перевесит преимущества работы непрозрачно
В условиях структурных проблем казахстанской экономики, таких как средние темпы роста и растущий демографический навес, который потребует создания в ближайшем будущем миллионов новых рабочих мест, заставляют переосмысливать роль малого и среднего бизнеса в Казахстане.
Ведь не секрет, что в среднем по миру на этот сегмент приходится до половины ВВП и порядка 60 % занятости. Как ни крути, но без развития МСБ, Казахстану, в котором МСБ занимает 37 % ВВП и в котором занято 44 % населения, обойтись никак нельзя. Тем более потенциал весьма очевидный.
Более того, развитый МСБ – это структурный драйвер роста доходов населения.
Эмпирически доказано, что рост этого сегмента бизнеса в экономике ведет к росту доходов населения. Следовательно, для Казахстана, уже попавшего в так называемую «ловушку среднего дохода», жизненно необходимо активизировать эти процессы.
Подробно о проблемах казахстанского МСБ «Ведомости Казахстана» рассказывало ранее.
В этот раз немаловажно будет проинформировать о стартовых условиях, стратегии и инструментах, которые можно задействовать для ускорения и превращения небольших бизнес-предприятий в локомотив качественного роста деловой активности в стране.
Перекосы финрынка и почему в стране стагнирует банковское кредитование
Реальность такова, что отечественные банки принимают слабое участие в экономическом росте Казахстана. Условно, если раньше соотношение кредитов к ВВП составляло 30 – 35 %, то спустя десятилетие к настоящему времени оно упало до 25 %. Это один из наименьших показателей не только в мире, но и даже в рамках СНГ. В среднем в мире этот показатель составляет 58 %, а в похожих с Казахстаном странах – 44 %.
Причина такой структуры – сырьевой профиль казахстанской экономики, в котором доминируют экспортеры сырья. Это предопределяет высокую долю сырьевых компаний и компаний госсектора в ВВП: первые имеют доступ к дешевым кредитам из-за рубежа и не нуждаются в кредитах местных банков; квазигоссектор как правило имеет бюджетные источники финансирования деятельности.
Соответственно, пространства для роста банковского бизнеса внутри страны становится все меньше и меньше. При этом проблема с дефицитом финансирования никуда не уходит.
Структурные проблемы наглядно отображаются и на балансе банковских активов. Если в 2012 году порядка 70 % кредитного портфеля казахстанских БВУ приходилось на корпоративные займы, то уже к 2022 году оно сократилось вдвое, до 37 %.
Причин тому несколько. Наиболее важные: после кризиса и оздоровления банков в 2016 – 2017 годов, ужесточены требования к бизнес-займам; цифровизация и открытие доступа к государственным базам данных существенно активизировало розничное кредитование; сокращение платежеспособных бизнес-субъектов; отсутствие залогов у малого и среднего бизнеса.
Как результат, одним из наиболее популярных кредитных продуктов в корпоративном сегменте остаются лишь займы на пополнение оборотных средств, для покрытия текущих кассовых разрывов. Условно говоря, короткие займы, по которым бизнес готов платить рыночную ставку.
Валютное кредитование для МСБ преимущественно закрыто ввиду отсутствия валютной выручки, из-за чего на балансах банков скопился существенный объем ликвидности (в последние годы стабильно выше 40 %).
Другой важной особенностью является отсутствие длинных денег в экономике. Свыше 70 % обязательств банков приходится на краткосрочные вклады, которые по своему характеру напоминают текущие счета. Национальный банк пытается бороться с этой проблемой, создавая новые депозитные сберегательные продукты. Однако статистика говорит об их малой популярности у вкладчиков.
Как результат, банкиры физически не могут выдавать длинные займы. И это, не говоря о ставке, которая в условиях рекордной инфляции, не дает занимать дешево, что сдерживает кредитование в целом большими кредитными рисками.
К этому надо добавить, что из почти 400 тыс зарегистрированных в Казахстане компаний, лишь половина активная. Из активных лишь 30 % — новые малые предприятия, по которым отсутствует кредитная история. Причем малые компании занимают до половины не активных или четверти всех предприятий страны.
Из числа малых компаний, большинство заняты в сфере услуг, где доминируют такие отрасли, как: торговля, образование, профессиональные услуги. Особенность компаний из этой сферы – отсутствие твердых залоговых активов. Производственных бизнес-единиц на порядок меньше.
Треть активных компаний в Казахстане имеют бюджетные источники финансирования своей деятельности и не нуждаются в банковском кредитовании. Компаний реального сектора с залогами в сфере промышленности, сельского хозяйства и строительства всего насчитывается не более 41 тыс, из которых почти 10 тыс согласно официальным данным – новые (срок жизни меньше одного года).
Следовательно, потенциал бизнес-кредитования составляет около 31 тыс бизнес единиц, часть из которых имеют плохую кредитную историю либо могут не обладать залогами.
Природа дефицита денег для МСБ
Доля ненаблюдаемой экономики в ВВП Казахстана находится в пределах 20 %, что достаточно много. Еще более печально, что значительная часть теневого сектора представлена малыми компаниями. Опрос, который проводил Jusan Analytics показывает, что в ТОП-3 причин входят: снижение расходов (издержки и налоги), отсутствие страха и недоверие государству.
Другими словами, предприниматели боятся быть прозрачными, чтобы не стать объектом внимания проверяющих госорганов, рейдеров и других рисков изъятия бизнес-доходов.
Разумеется, официальные издержки, включая налоги, не покрывают риски, а следовательно, не создают стимулов работать легально и прозрачно.
Потенциал бизнес-кредитования в Казахстане составляет свыше 18 трлн тенге, против текущих 6,5 трлн. Цифры эти берутся не с воздуха. По данным ТОО «Первое кредитное бюро», только 30 % МСБ обращались и получали займы в финансовых учреждениях страны (банки, МФО и прочее).
Остальное большинство, а это без малого 70 % компаний, не имеют бизнес-кредитов. Причинами недофинансирования остаются наличие залогов, сроки кредитования и ставки, а также требование отчетности и бюрократия.
При этом спрос на финансирование большой и продолжает быть неудовлетворенным.
Более половины опрошенных Jusan Analytics МСБ нуждаются в финансовом драйвере роста. Причем если малому бизнесу в основном требуются оборотные средства, то среднему – инвестиции.
Однако доступа к финансированию у них нет, и на это есть следующие причины: 33 % — высокие ставки; 26 % — залоги; 26 % — бюрократия и 14 % — сроки.
Стратегия и инструменты
Принимая во внимание всю совокупность проблем, эксперты все больше сходятся в том, что решать проблему необходимо с информационной ассиметрией.
Консалтинг и поддержка МСБ в поиске и анализе узких сегментных рыночных ниш, которая позволит бизнесу выживать, а не закрываться в первые год-два.
Собственно, именно для этого Jusan Bank запустил прорывной инструмент, открыв миру свою транзакционную статистику, а это без малого вся клиентская база банка в размере 1,3 млн.
Это позволило каждому улучшить свое планирование, ведь благодаря Big Data, можно анализировать локации по 10 рыночным нишам в трех крупнейших городах страны.
По мнению главы Jusan Analytics, Ануара Куандыкова, это первый шаг на пути к прообразу будущей общенациональной скоринговой системы.
Ключевое в этом вопросе – интеграция всех банков в части раскрытия транзакционной статистики, что вкупе с кредитной историей, статистикой от Комитета государственных доходов и данными от Операторов фискальных данных позволит кредитным организациям присваивать релевантные кредитные рейтинги компаниям сектора МСБ.
Масштабное участие в создании такой системы нивелирует ассиметрию в части информации для бизнеса, повысит его устойчивость, выживаемость и конкурентоспособность, повысит качество и портфель корпоративного кредита, а также будет работать над снижением теневого сектора и создаст институт корпоративной репутации.
В будущем за счет эффекта масштаба, это повысит и улучшит скоринг для займов МСБ и насытит бизнес доступными ресурсами для роста.
Безусловно, такая win-win стратегия несет пользу всем: бизнес – получает ресурсы для роста; банки – новых клиентов и доходы; государство – рост занятости, налогов и диверсификацию экономики, тогда как население – новые рабочие места, рост доходов и карьерного роста.
Безусловно, на этом пути много барьеров. И главный из них – создание стимулов для прозрачного ведения бизнеса, что подключит к финансированию МСБ другие формы финансирования, включая и инструменты фондового рынка, считает глава Казахстанской Ассоциации миноритарных инвесторов, Данияр Темирбаев.
От государства, по мнению директора аналитического подразделения Jusan Invest, Бауыржана Тулепова, потребуется системная работа по обузданию инфляции и снижению таргета до 2 – 3 %, что существенно оживит деловую активность в стране. Безусловно, это потребует более последовательной политики не только от монетарных властей, но и правительства в части качественной имплементации бюджетных правил.
Отдельно необходимо кардинально пересмотреть подходы и инструменты в части государственной поддержки МСБ, считает управляющий партнер KPMG по Кавказу и Центральной Азии, Сакен Жумашев.
Если макрополитика должна идти строго по пути фискального баланса с системным сокращением зависимости от нефтегазовых доходов до транспарентности в вопросах обуздания инфляции, то господдержка МСБ должна отходить от прямых денежных дотаций в сторону нефинансовых инструментов с элементами госгарантии.
Jusan Bank со своей стороны продолжает идти в авангарде этого процесса. Наряду с открытием транзакционных данных, аналитическое подразделение банка стало самостоятельно анализировать рыночные ниши, делая качественные и готовые бизнес-исследования напрямую МСБ.
После публикации анализа бьюти-индустрии, Jusan Analytics готовит анализ ресторанного рынка южной столицы. Выводы и цифры, безусловно, помогут большему числу начинающих и действующих предпринимателей достичь успеха в своих бизнес-инициативах.
Куандык БАТАЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости