«Ведомости Казахстана» завершают обзор киношедевров, которые так напоминают реальную жизнь, извечную борьбу в политикуме, в том числе среди казахстанского истеблишмента. Ну или тех людей, которые еще недавно к нему причислялись, а сейчас резко спикировали вниз и оказались не у дел. Первая часть здесь.
Соратники и подчиненные
«Пиры Валтасара или ночь со Сталиным» дает ответ на вопрос, почему толковые правители часто философски относятся к дрязгам и конфликтам среди своих подчиненных.
В фильме маршал Ворошилов, подтягивая к себе блюдо с жареным поросенком, спрашивает у Калинина: «Кто мне свинью подложил? Не ты – Михаил Иванович?» Сказано это было в доброжелательном тоне, однако из реплики понятно, что руководители СССР 30-ых годов никаких иллюзий относительно друг друга не питают.
Когда после «Демократического выбора Казахстана» образца 2001 года «младотюрков» погнали из власти, то про одного экс-топ-чиновника говорили, что он хороший экономист. Мол, если бы его снова двинуть во власть и создать ему хорошие условия для работы, то экономика республики заметно прибавила бы в росте и цвете.
Но весь фокус в том и заключается, что благоприятных условий на вершине властной пирамиды не бывает. Возможно, когда денег меньше, то психологически легче принимать нужные и непопулярные решения, чем когда в казне изобилие нефтедолларов. Однако всегда будут лоббисты разнообразных интересов, кадровые интриги, экономические проблемы из внутреннего или внешнего контура, геополитические вызовы.
Вот если функционер в таких условиях способен приносить пользу государству и обществу, решать задачи развития – тогда никаких вопросов насчет его состоятельности нет.
Нельзя списывать со счетов и такой фактор, как зависть. Данное человеческое качество перманентно присутствует вне зависимости от того, какая социально-экономическая формация и какой век на дворе.
На картине Диего Веласкеса «Сдача Бреды» изображено, как голландский губернатор Юстин Нассауский передает ключи от города командующему испанских войск Амброзио Спиноле. Чем больше у Спинолы (по происхождению итальянец) получалось успехов на поле боя, тем шире становились ряды его завистников при дворе короля Филиппа IV.
Амброзио Спинолу в какой-то момент отправили в отставку, Испания Тридцатилетнюю войну проиграла. Не только поэтому, разумеется, но в том числе.
В кинофильме Иосиф Сталин, говоря о руководстве по-ленински, выделяет несколько моментов: «Не бояться решительных мер, находить нужные кадры и умело расставлять их куда надо».
Пусть формула не совсем универсальная, но о ней можно судить по практическим результатам. Пока на дворе 1935-ый год, однако СССР уверенно набирает темп и расправляет плечи. Через десять лет Советский Союз доломает хребет Третьему рейху, который в 1941 году двинулся на Восток практически со всей континентальной Европой. Энергетика даже антисталинского фильма позволяет понять, почему советский народ с таким вождем победил в чудовищно тяжелой схватке.
Наши примеры
Выйдя из советской шинели, Республика Казахстан до «Кантара» с точки зрения внутривластных отношений переживала куда более вегетарианские времена, чем СССР сталинской эпохи. Однако кое-какие параллели из управленческих практик былых лет во времена Нурсултана Назарбаева провести можно.
Серик Ахметов, бывший премьер-министр, министр обороны и аким Карагандинской области в «десятые» годы подвергся уголовному преследованию. В 2015-ом он был осужден на десять лет лишения свободы по обвинению в коррупции.
Однако весь сбор компромата осуществил Нурлан Нигматулин, который в период описываемых событий занимал пост руководителя Администрации президента. Конфликт интересов у фигурантов сошелся за Карагандинскую область. На материале злоупотреблений в этой административной единице Ахметова и «закрыли».
Президент Назарбаев мог запросто прекратить все эти разборки VIPов, но он решил посмотреть на ситуацию в рабочем процессе. Никому не помогая и создав формат «пусть победит сильнейший».
Когда Нигматулин преследовал Сейтказы Матаева, в прошлом пресс-секретаря главы государства, руководителя Союза журналистов и информационного агентства КазТАГ, Нурсултан Назарбаев тоже не вмешивался. Матаева с сыном в итоге осудили.
Правда, посмотрев на работу Нурлана Нигматулина, президент вскоре убрал его с АП и отправил спикером нижней палаты парламента. В Мажилисе Нигматулин уже не имел прежних властных возможностей и стал заметно скромнее в запросах. Ну а после январских событий 2022 года вообще попал в опалу у действующего президента Касым-Жомарта Токаева и пропал с политической авансцены.
Казахстанские будни
Очень часто идут во власть с намерением решить свои вопросы. Самая примитивная и понятная мотивация – «накосить» денег. Как показывает практика, потом у таких людей с незатейливыми подходами все это конфискуют, а сами они попадают туда, где даже если ходишь, то все равно сидишь. Даже если удалось сохранить здоровье в местах лишения свободы, то после освобождения все приходится начинать с нуля.
Те, кого интересуют деньги и власть, или власть сама по себе – это уже персонажи посложнее. Такие ищут во власти возможность уберечься от каких-то невзгод, получить некую защиту от врагов. Еще кто-то из древних мыслителей говорил: тот, кто идет во власть желая избежать жизненных неурядиц, подобен глупцу, который взбирается на жерло вулкана, чтобы избежать ненастной погоды. В Южной Америке зафиксированы казусы, когда люди спасаясь от роя пчел прыгали в воду, а в реке их съедали пираньи. Да, от пчел они убереглись, но финал не получился легче.
Надежда будущего клерка на то, что если с ним что-нибудь случится, то руководитель защитит, не выдерживает испытания практикой. Когда «косяк» по вине исполнителя, то его «сольют». И данная модель работы с кадрами отнюдь не только казахстанская. А если чиновник встроен в сложные коррупционные схемы и переплетения, то его после «прокола» все равно рано или поздно заменят как «токсичного» на менее проблемную фигуру.
Вины чиновника нет, но произошел какой-то форс-мажор и он просит защиты у человека, в чьей команде работает. Если «хозяину» будет невыгодно помогать, то он устранится. А если непосредственно над лидером группы сгустятся тучи, то можно попасть под раздачу за компанию – чисто по линии извержения вулкана.
Поэтому идти во власть в надежде получить индульгенцию от жизненных проблем – это верх наивности. Нахождение во власти генерирует проблемы и врагов для ее функционеров даже в штатном режиме, а в периоды транзита и нестабильности риски для всех участников властных отношений вырастают кратно.
Кто-то идет во власть с желанием расправиться со своими врагами и обидчиками. Однако путь в большую власть настолько тернист, что про первых недоброжелателей с годами можно забыть, зато встать поперек дороги таким монстрам, после которых придется произвести кардинальную переоценку ценностей, да еще в гибельных условиях.
Альтернатива
В кинокартине есть момент, где Сталин на пиру впадает во что-то вроде транса и ему видится альтернативное будущее. В этом варианте развития событий он уходит из большой власти над Россией, потому что это слишком хлопотное дело, требующее жестких решений (в том числе кровавых), и занимается сельским хозяйством на крестьянском подворье.
Двое односельчан, которые в курсе того, как Иосиф Сталин на манер римского императора Диоклетиана отказался от высшей власти и удалился в свое поместье (у римского экс-первого лица оно было большое), замечают: да и зачем ему власть? У альтернативного Сталина прекрасное хозяйство, семья, дети.
Фантастичность привидевшейся советскому правителю картины в том, что вполне понятная и объяснимая для обывателя, она невозможна для реального Сталина. Сельские пасторали для Иосифа Джугашвили были открыты и в царское время. Однако он выбрал борьбу, причем его хождение в большую власть состоялось через революцию, гражданскую войну и последующее выяснение политических отношений с вчерашними соратниками по борьбе.
Очень показателен финал. Автор текста говорит, что если Сталин умер своей смертью, то значит Бог лично затребовал его жизненное «дело», поскольку современникам и потомкам трудно оценивать деяния гения власти объективно.
Дулат ЖАНАЙДАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости