Страны, боящиеся усиления китайского влияния, как Казахстан, в скором времени могут быть «выключены» из глобального экономического проекта «Один пояс – один путь»
Регионализация в последние годы стала занимать все большее место в процессах глобализации экономики. Разразившаяся в начале текущего года пандемия коронавируса, из-за которой оказались разрушенными логистические и производственные цепочки, лишь подстегнула этот процесс. Казахстан входит в целый ряд интеграционных форматов, от СНГ и Евразийского Союза до ШОС и китайской инициативы «Один пояс – один путь», которая является самой неформальной и самой всеобъемлющей из имеющихся форм международной кооперации.
Тем не менее, в последнее время складывается впечатление о снижении интереса Китая к Казахстану. Что послужило причиной?
КАЗАХСТАН НА ШЕЛКОВОМ ПУТИ
Гуманитарно-экономическая инициатива «Один пояс – один путь» (ОПОП) была провозглашена председателем КНР Си Цзиньпином в 2013 году во время выступления в «Назарбаев Университете».
Идея объединяет два проекта – «Экономический пояс Шелкового пути» (ЭПШП) и «Морской Шелковый путь XXI века».
Руководитель Китая выделил пять основных задач, которые призван решить ЭПШП: усиление региональной экономической интеграции, строительство единой трансазиатской транспортной инфраструктуры, ликвидация инвестиционных и торговых барьеров, повышение роли национальных валют, углубление сотрудничества в гуманитарной сфере.
По словам китайских представителей, к ЭПШП может подключиться 67 государств, население которых составляет 63 % от мирового. Ориентировочные сроки реализации проекта – 30 лет. На реализацию этого мега-проекта Китай готов выделить астрономическую сумму в $1 трлн.
Партнеры по ШОС восприняли идею товарища Си позитивно. В 2015 году было принято решение о сопряжении интеграционных инициатив ОПОП и ЕАЭС, а в 2016 году Казахстан подписал План сотрудничества по сопряжению Новой экономической политики «Нұрлы Жол» и строительства «Экономического пояса Шелкового пути».
Сотрудничество с Китаем в рамках ОПОП имеет ряд успехов. Северный коридор Шелкового пути, который проходит через территории Казахстана, России и Белоруссии, позволил построить транспортный коридор Китай-Казахстан, сухой порт Хоргос и 2 500 км новых железнодорожных линий.
Рост грузопотока говорит сам за себя. За 2018 год количество грузовых поездов между Китаем и Европой выросло на 73 % по сравнению с 2017 годом.
В 2019 году число контейнерных поездов по маршруту Китай — Европа — Китай, следующих через Казахстан, по сравнению с 2018 годом, выросло на 5 % и составило 3071 поезд.
Растет и товарооборот. В 2018 году он составил $12 млрд, а по итогам 2019 года вырос до $14,4 млрд.
Общий объем инвестиций Китая в экономику страны составляет $42 млрд. В стране работает 1200 китайских предприятий.
Правда, далеко не всегда сотрудничество идет гладко. В 2015 году подписано межправительственное соглашение между Казахстаном и Китаем об укреплении сотрудничества в области индустриализации и инвестиций.
В его рамках предполагается реализация 55 совместных казахстанско-китайских проектов на сумму $27,6 млрд в металлургии, переработке нефти и газа, химической промышленности, машиностроении, электроэнергетике, транспорте, изготовлении стройматериалов и агропромышленном комплексе.
Эти амбициозные планы неожиданно столкнулись с общественным неприятием, целым рядом политических спекуляций и чудесами бюрократизма, что охладило желание Поднебесной форсировать события.
Откуда-то вдруг родилась легенда, что Пекин намерен перенести на территорию Казахстана 55 своих старых заводов вместе с рабочей силой. В некотором роде этому способствует закрытость информации о конкретных проектах.
Понадобились акции протеста, которые требуют отдельного внимания, чтобы казахстанские чиновники сообщили гражданам хотя бы часть данных. Лишь в 2019 году в ответ на запрос издания «Инбизнес.КЗ» министерство индустрии и инновационного развития предоставило список 27 проектов, находящихся в его юрисдикции.
Еще 7 принадлежат Минсельхозу, 20 — Министерству энергетики и один проект ведет Международный финансовый центр «Астана».
О чем же идет речь?
План развития производства рассчитан до 2025 года, но часть предприятий уже работает.
По словам посла Китая в Казахстане Чжан Сяо, реализовано уже 15 проектов, среди которых нефтеперерабатывающий и металлургический заводы в Шымкенте, завод по производству цемента в Кызылординской области, завод по производству стальных труб большого диаметра в Алматы, производство легковых автомобилей бренда JAC и тракторов LOVOL, сухой порт Хоргос и т.д.
В будущем ожидается открытие и целого ряда других предприятий:
2020 год. Производство мобильных буровых установок ТОО «Казахстанский завод нефтяного оборудования» & Shengyuan Technology Co. Актюбинская область.
2020 год. Запуск стекольного завода ТОО Orda Glass & China Glass Int. Кызылординская область.
2020 год. Переработка и производство изделий из натурального камня (2-й этап) ТОО «Оргстрой» & Zhejiangliyang Building Materials Co., Ltd. Жамбылская область.
2021 год. Производство полипропилена ТОО Kazakhstan Petrochemical Industries Inc. & China National Chemical Engineering Co.Ltd. (CNCEC). Атырауская область
2021 год. Завод по производству промышленных взрывчатых веществ ТОО MKS Company, ТОО СП «Беркут» & Yunnan Industrial Explosive Group. Карагандинская область.
2021 год. Строительство завода для производства электролитического марганца, ТОО Металлургическая научно-техническая компания «Син Бан» & Yongxiang Group, Horgos Xingbang Trading Co. Ltd. Карагандинская область.
2022 год. Промышленная разработка месторождения вольфрамовых руд Богуты ТОО «Жетісу Вольфрамы» & Jiaxin International Resources Investment Limited, Jiangxi Copper Company. Алматинская область.
2022 год. Производство комплексных сплавов ТОО «Карагандинский завод комплексных сплавов» & Sinosteel JEMECO. Карагандинская область.
2023 год. Производство кальцинированной соды АО «АралТуз», ТОО «АралСода» & 1. Inner Mongilia Lantai Industry Co., Ltd 2. China National Salt Industry Group. Кызылординская область.
2023 год. Создание биохимического кластера и производство усовершенствованных химических материалов (1-й этап: производство DN5) АО «КазАзот» Cathay Industrial Biotech. Регион определяется.
2023 год. Производство калийных минеральных удобрений (перерабатывающий комплекс) ТОО «Батыс-Калий» & 1. Kazakhstan Potash Corp. 2. CITIC Construction Co ltd 3. China New Era Group Corporation. Актюбинская и Западно-Казахстанская области.
2023 год. Строительство углехимического комплекса АО НК «КМГ», АО «Шубарколь Премиум», ТОО «Кузнецкое» & China Kingho Energy Group, China Tianchen Engineering Corporation (TCC). Карагандинская область.
2023 год. Разработка месторождения меди «Коксай»; KAZ Minerals & PLC China Nonferrous Metal Industry’s Foreign Engineering and Construction Co., Ltd. (NFC). Алматинская область.
2023 год. Производство первичного алюминия ERG & China Nonferrous MetalI Industry’s Foreign Engineering and Construction Co., Ltd (NFC). Павлодарская область.
2024 год. Производство аммиака-карбамида ТОО «ОХК» (40 %) & North Huajin Chemical Industries Group, Norinco International Cooperation Ltd (60 %). Регион определяется.
2025 год. Строительство технопарка на территории СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» ТОО «Казахстанская компания «Кэлишэн», ТОО «Сахаман», ТОО TEA Company & Yichang «KELISON» Industrial Co., Ltd. Алматинская область.
2025 год. Горно-химико-металлургический комплекс на территории СЭЗ «Павлодар» и Жамбылской области, ТОО TENIR Logistic & Ferro Mining HK CAG, Youbang Innovative Investment Limited, CMEC, China Metallurgical Group Corporation, Xinjiang Zhongtai (Group) Co. Павлодарская область / Жамбылская область.
Как подчеркнули в МИД и МИИР, Казахстан не предполагает переводить устаревшие мощности КНР. Эту информацию распространяют блогеры через what’s app. На самом деле планируется создание ряда высокотехнологичных предприятий, способных к производству высококачественной отечественной продукции с высокой добавленной стоимостью, экспортоориентированных на зарубежные рынки.
Реализация всех запланированных мероприятий даст Казахстану 20 тыс. новых рабочих мест. Для 18-миллионного государства это капля в море, потому говорить о «захвате Казахстана Китаем» попросту смешно.
ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ КИТАЙЦЕМ В КАЗАХСТАНЕ?
Отвечая на вопрос, почему Китай так мало информирует казахстанскую общественность о своих проектах, господин Чжан Сяо заявил, что «дело, пожалуй, в специфической психологии китайцев. Вы знаете, что мы находимся под большим влиянием конфуцианства, которое учит нас делать то, что ты считаешь нужным, при этом, не демонстрируя себя и не выпячивая. Окружающие и время оценят тебя по достоинству. Поэтому мы уже привыкли не афишировать себя, не рекламировать».
Тем не менее, его предшественник, Чжан Ханьхуэй, который ныне представляет Китай в России, широко практиковал ознакомительные поездки журналистов и блогеров в Китай, конференции с участием общественности, поездки по китайским предприятиям Казахстана и т.д.
Примером может служить состоявшееся в 2017 году турне казахстанских журналистов по ознакомлению с работой заводов, открытых в рамках проекта «55 предприятий». Вот там общественность и узнала, как работается в стране китайским инвесторам.
Начнем, пожалуй, с хороших новостей. Успешными можно считать завод «СарыаркаАвтоПром», выпускающий автомобили JAC, Шымкентский и Атырауский НПЗ.
Как сказал заместитель гендиректора казахстанского филиала компании «Sinopec» Жалгас Ткенбаев, между казахстанскими и китайскими работниками на предприятии установились хорошие деловые и дружеские отношения.
А вот маслозаводу «Тайынша Май» не повезло. Завод, который китайцы построили «под ключ», инвестировав в проект $20 млн., так и не смог выйти на проектную мощность. По словам его гендиректора Фан Лунфэя, вся проблема – в тихом саботаже с казахстанской стороны.
К примеру, одиннадцать высококвалифицированных китайских инженеров не могут въехать в Казахстан, потому что им отказывают в предоставлении долгосрочных трудовых виз. Не урегулирован вопрос и с беспошлинным ввозом в республику китайских комплектующих: на них нужно получать специальное разрешение, а разрешение это, по словам Фан Лунфэя, никак не выдадут в министерстве по инвестициям и развитию Казахстана.
В результате китайцам приходится ввозить дорогостоящее оборудование с учетом таможенных пошлин, что автоматически приводит к удорожанию продукции, а, значит, снижению ее конкурентоспособности на китайском рынке.
В целом, как отмечает генсек Союза китайских предпринимателей в РК Ху Хайсинь, в Поднебесной недовольны медлительностью, беспринципностью, неэффективностью и малой результативностью казахстанских партнеров: «Мы часто сталкиваемся с тем, что с нами могут говорить об одном, а потом все переиграть. И так происходит раз за разом. О каком доверии в таких условиях может идти речь? К тому же у вас любят много говорить, подолгу все обсуждать, но не слишком любят работать. Когда приходит время приступить к работе, ее постоянно откладывают под предлогом проведения новых переговоров – и так до бесконечности. В Китае мы не можем позволить себе такой роскоши. Ведь это влияет на эффективность и конечный результат».
В свою очередь, глава ТОО «Asia Steel Pipe Corporation» (ASPC) Чэнь Даю, строящий завод по производству труб для нефтегазовой промышленности в Алматы, отмечает низкую квалификацию местных рабочих. По его словам, компания объявила конкурс и собрала заявления от 300 человек. Однако из множества соискателей китайским требованиям удовлетворяли только двое.
На сотрудничество в сельскохозяйственном секторе негативно влияет невозможность взять земли в долгосрочную аренду. В итоге китайские агроинвесторы уходят в другие страны, в частности, в Россию. Но более всего, конечно, раздражает представителей Китая произвол силовиков. Известен случай, когда у нескольких граждан КНР, прибывших в Казахстан для работы в компании «Солюкс Алматы», отняли паспорта, из-за чего они не могли вернуться домой.
Как гневно прокомментировал отношение в Казахстане к китайским инвесторам Ху Хайсинь: «Ваши чиновники хотят, чтобы к ним приходили деньги иностранных инвесторов, но не хотят, чтобы вслед за этими деньгами приходили сами инвесторы. По крайней мере, такое отношение чувствуют китайские бизнесмены».
Неоднократно наблюдались в стране и ксенофобские проявления. Впрочем, они заслуживают более подробного рассмотрения.
Продолжение следует
Ольга СУХАРЕВСКАЯ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости