Глобальные гибридные войны, ощутимый мировой экономический кризис и нарушение цепочек поставок лишний раз показали значимость машиностроения. В период налета «черных лебедей» заниматься развитием автомобилестроения гораздо труднее, чем в штатной ситуации мирной глобализации. Тем не менее, активизировалась промышленная кооперация в треугольнике Казахстан-Россия-Китай благодаря линейкам «Москвич» и «JAC», где наша республика выступает одним из двигателей процесса.
«МОСКВИЧ». ВОЗВРАЩЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ
Великие бренды не умирают, потому что они даже не прошлое. Из этой серии и возвращение марки «Москвич», которая будет производиться на мощностях бывшего завода «Renault Россия» в Москве.
Предприятие входило в транснациональный автомобильный гигант «Renault-Nissan», а потому попало в жернова санкционной войны. Концерн «Renault» был вынужден свернуть деятельность в России. Чтобы 45 тысяч сотрудников российских подразделений компании продолжили работу, активы были переданы РФ за символический 1 рубль.
Национализация произошла на следующих условиях. Автозавод в Москве остается российским навсегда. А что касается доли «Renault» в концерне «АвтоВАЗ», то 67,69 % акций французская компания сможет себе вернуть, если в течение 6 лет вернется на российский рынок. Правда, придется заплатить за те улучшения и инвестиции, которые будут осуществлены за срок отсутствия. В случае возвращения через 7 лет и позднее «Renault» рискует не получить ничего.
В условиях, когда историческое время ускорилось до невообразимых в недавнем прошлом показателей, срок в 6-7 лет выглядит как нечто из разряда далекого будущего. А что касается настоящего, то марка «Москвич» – это широко известный и легко узнаваемый бренд на всем постсоветском пространстве.
Сам автозавод в Москве ведет свою историю с 1930 года, а вот модель «Москвич-400» пошла в серию с 1947 года, взяв за основу немецкий «Opel Kadett» 1938-го. Потом одни модели сменяли другие, но марка «Москвич» в советском автопроме прописалась фундаментально.
Кстати, уже в 1966 году началось сотрудничество предприятия с «Renault». Соглашение было подписано в ходе визита Шарля де Голля в Советский Союз.
В 1974 году с конвейера завода сошел двухмиллионный «Москвич» (он был модели «Москвич-412»). Автомобильным символом среднего класса в СССР считались «Жигули», но кто-то на первое место ставил детище «АЗЛК» (Автомобильный завод ленинского комсомола). В любом случае «серебряную медаль» популярности у массового автолюбителя «Москвич» держал гарантированно.
Особенностью «Москвича», как и многих других автомобилей в советские годы, была возможность быстро продать машину за более высокую цену, чем та, по которой она была куплена. Штатной процедурой являлось несколько лет находиться в очереди на покупку «Москвича». Если человек отправлялся работать на Крайний Север или строить БАМ, то сроки в листе ожидания сокращались вдвое.
С приходом капитализма «АЗЛК» обанкротился, но знамя автомобильного производства подхватила компания «Renault Россия». В 2011 году автозавод расширил мощности с 75 до 160 тысяч автомобилей в год. Уже в 2015 году в СМИ поступила информация о намерении компании возродить марку «Москвич». Теперь, после всех санкционных пертурбаций, все подтвердилось: автомобилю с легендарным брендом быть.
ДВИГАТЕЛЬ СОТРУДНИЧЕСТВА
Полного российского цикла производства «Москвича» на в очередной раз переименованном заводе – сейчас он называется МАЗ «Москвич» – нет. Поэтому нужны индустриальные партнеры. Санкции ударили по автозаводу в тот момент, когда он вышел на показатель выпуска в 188 тысяч автомобилей в год. Все говорит о том, что двигатель у нового поколения «Москвичей» будет от китайской компании «JAC».
Дело в том, что индустриальным партнером «Москвича» является «КАМАЗ» – еще одна легенда советского, а теперь и российского автопрома. «КАМАЗ» – это крупнейший в РФ производитель грузовиков, и он, в свою очередь, сотрудничает с китайским «JAC» в рамках проекта по созданию грузовика «Компас».
Смена линейки «Renault» на модельный ряд «JAC» на автозаводе в Москве предполагает участие специалистов из костанайского автозавода компании «СарыаркаАвтоПром». На рынке ЕАЭС казахстанские машиностроители дольше всех работают с маркой «JAC», соответственно, лучше всех погружены в специфику и через них легче осваивать производственные технологии для евразийского пространства.
«КАМАЗ» в данном случае выступает главным промышленным оператором и координатором, поскольку связан и с МАЗ «Москвич», и с JAC Motors, и с «СарыаркаАвтоПром».
К тому же, будучи могучей промышленной компанией с богатым производственным опытом, «КАМАЗ» обладает всеми необходимыми компетенциями для сложной работы. Замена одного модельного ряда на другой даже в обычной ситуации сопряжена с многочисленными трудностями, когда же глобальная обстановка неблагоприятная, а действовать нужно быстро, то и усилий требуется гораздо больше.
Планируется собирать «Москвичи» не только с двигателями внутреннего сгорания, но еще и электромобили. Нахождение завода в Москве гарантирует ему внушительный рынок сбыта. Городские власти за счет возрожденной марки планируют обеспечить машинами в первую очередь автопарки и каршеринговые компании.
Вместе с тем, многие автовладельцы тоже интересуются вероятными параметрами нового «Москвича». Москвичи готовы покупать одноименные автомобили без ультрасовременных технических наворотов, но здесь критически важна цена машины. Если она будет недорогой, то желающие их приобрести есть уже сегодня.
По планам, «Москвич» с двигателем внутреннего сгорания встанет на конвейер не позднее третьего квартала текущего года, а электрический автомобиль будет позже.
Вероятнее всего, на МАЗ «Москвич» освоят электрического компакта Sehol E10X от JAC Motors. Эта машина с двигателем на 41 или 61 лошадиную силу отлично подойдет для служб каршеринга российской столицы. Способствует этому и сравнительно небольшой запас хода на одной зарядке, который составляет около 300 километров.
МОДЕЛЬНЫЙ ПАСЬЯНС
В свое время автомобили JAC оказались в фокусе интереса казахстанских производителей не просто так. «СарыаркаАвтоПром» искала бюджетный вариант современного автомобиля в полном смысле слова, который (да еще в широком видовом и модельном разнообразии) нашла в провинции Аньхой КНР. К тому же китайский партнер согласился пойти на инвестиции в 7,5 млрд тенге, что для экономических реалий производственного сектора Казахстана совсем не мало.
Кроссовер JAC S3 до амплитуд обменного курса стартовал в ценовой нише ниже 6 млн тенге. Для элегантной респектабельной машины с системами распределения тормозных усилий, электронного контроля устойчивости, помощи при трогании на подъеме, сумма реально удивительная.
Двигатель скромный – 1,6 л. Однако он способен выжимать 180 км в час, что в реалиях Казахстана даже избыточно. А вот 7 литров расхода топлива на 100 км – это в самый раз.
JAC S3 выступает современным городским автомобилем и спрос на него растет не только с числом горожан в силу урбанизации, но и за строго выдержанный формат «цена – качество».
JAC S5 – тоже кроссовер – стоит на миллион с небольшим дороже «Тройки», зато у него уже двухлитровый двигатель. Надежность, комфорт, насыщенность опциями довольно органично вписаны в габариты автомобиля. Интегрированная приборная панель создает ощущение повышенного удобства и объемного пространства. Современная мультимедийная система с дисплеем на центральной консоли вносит стильный вид в передовой интерьер.
Примечательно, что дешевизну в этой модели не относят к базовым преимуществам, делая акцент на других вещах. А вот хорошие управляемость и шумоизоляцию выделяют практически все владельцы, делящиеся своими отзывами на специализированных сайтах.
Флагманский кроссовер JAC S7 машина во многом уникальная. Стоит она (если убрать классическую хитрость с девятками в ценнике) от 10 млн тенге и отражает новейшие достижения как материнской компании, так и ее партнера в Казахстане.
Двигатель вроде как полуторалитровый, что кажется мало для внушительных размеров машины. К тому же специальное расположение фар и подсветок визуально делает кроссовер еще больше. Однако «Семерка» спроектирована с максимальной аэродинамикой, что делает коэффициент лобового сопротивления ниже среднего уровня современных аналогов. Да и сам по себе двигатель нового поколения со всеми присущими ему решениями легко выполняет те функции, которые раньше требовали большего объема и, соответственно, количества топлива.
Лифтбек (задняя дверь поднимается вместе со стеклом) JAC j7 нравится покупателям за стильность, вместительность, практичность и бросающуюся в глаза дешевизну по сравнению с европейскими, японскими, американскими и южнокорейскими аналогами. Девиз модели «за гранью стандартов» правильно расшифровывать как неожиданно высокое качество за скромную сумму. Стиль интерьера с одной стороны лаконичный, а с другой – технологичный. Кожаный салон, спортивные кресла, атмосферная подсветка, климат-контроль и много чего еще.
Пикап JAC T6 с двухлитровым двигателем (мощность варьируется от 136 до 177 л.с.) бензиновой и дизельной версий является полноценным покорителем дорог. Потому что машина хорошо себя чувствует хоть на городском покрытии, хоть на бездорожье пересеченной местности. На этой машине с серьезным и основательным внешним видом можно на выбор подниматься в горы или пересекать вброд степные реки.
АВТОКРЕДИТЫ ТОЖЕ ВЕРНУЛИСЬ
Практически весь производимый в Казахстане модельный ряд JAC укладывается в параметры вновь активированного автокредитования (до 15 млн тенге) на срок до 7 лет под 4 % годовых для конечного заемщика.
Государство выделило на возобновление программы автокредитования 100 млрд тенге, а к третьей декаде мая банками-участниками было одобрено 4290 заявок на сумму 31,7 млрд тенге. Первым получателем ключей от автомобиля стал житель столицы Бекзат Тілеген. В интервью СМИ инженер отметил, что для его семьи это первый автомобиль из салона (машина оформлена без первоначального взноса).
Когда на дворе непредсказуемое время, то автопарк страны сразу превращается в фактор социально-экономической устойчивости. Вообще-то в любое время желательно иметь новый и современный автопарк, хорошо исполняющий свои цивилизационные функции. Но когда туман неопределенности нарастает, то въезжать в него на хороших автомобилях отечественного производства по определению спокойнее, чем на древнем автохламе непонятного происхождения.
Алтай КАРПЫКОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости![Региональные ведомости](/wp-content/uploads/category/46.png)