В Алматы прошел крупный международный форум – 13-я молочная Олимпиада, на которой приглашенные эксперты со всего мира обсуждали влияние российско-украинского конфликта на продовольственную безопасность, а нарастающего экономического кризиса в регионе на производство и потоки молока
Заявление президента Казахстана о необходимости уделить особое внимание вопросу формирования комфортных условий для релокации иностранных компаний с учетом санкционного контекста, сделанное им на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета, совпало по времени с одним из основных лейтмотивов IX летнего молочного саммита «Молоко и Всемирный кризис».
Саммит стал ключевым мероприятием XIII молочной Олимпиады, прошедшей в Алматы 22-27 мая с участием более 300 представителей этой отрасли из более 15 стран СНГ, Европы, Азии и США. Его организаторами выступили «The DairyNews», ведущее издание молочного рынка России и одно из крупнейших специализированных изданий в мире, совместно с Молочным союзом Казахстана и Республиканской палатой молочных и комбинированных пород КРС.
Сама по себе попытка проведения столь представительного в географическом плане форума в нынешней резко осложнившейся глобальной ситуации после начала войны в Украине, безусловно, заслуживает уважения.
Кстати, участников из последней страны приглашали на алматинский форум, однако они не смогли приехать. Тем не менее, вопреки жестким санкциям Запада против России представители ряда развитых стран мира приняли приглашение организаторов и активно участвовали в работе как IX летнего молочного саммита, так и других мероприятий XIII молочной Олимпиады.
ЛИДЕРАМ КРИЗИС НЕ ТАК УЖ И СТРАШЕН
Тревожный тон обсуждениям на саммите задало авторитетное западное издание – британский журнал «The Economist». Его номер вышел как раз в канун алматинского форума с эффектной обложкой, на которой красовались колосья с человеческими черепами вместо зерен, и заголовок «The coming food catastrophe» («Приближается продовольственная катастрофа»).
Авторы журнала вполне аргументированно показали, что уже ослабленная пандемией коронавируса, климатическими изменениями и энергетическим шоком глобальная продовольственная система находится на грани кризиса из-за войны между Россией и Украиной.
Ведь украинский экспорт зерновых и масличных культур сошел на нет, а российский находится под угрозой при том, что на обе страны приходится 28 % поставок мировой пшеницы, 29 % — ячменя, 15 % — кукурузы и 75 % — подсолнечного масла.
В наиболее тяжелом положении оказываются страны Ближнего Востока, в первую очередь Египет, Ливан, Ливия и Тунис, зависящие от поставок зерновых из России и Украины.
«The Economist» отмечает, что только украинский экспорт пищевых продуктов обеспечивает калории, достаточные для питания 400 млн. человек. Между тем по данным генерального секретаря ООН Антониу Гутерреша число людей, которым не хватает денег на приобретение основных продуктов, и без того выросло с 440 млн. до 1 млрд. 600 млн., а почти 250 млн. уже сейчас находятся на грани голода.
Ключевой модератор алматинского форума Михаил Мищенко, возглавляющий российский «Центр изучения молочного рынка», начал свое выступление со ссылки на эту публикацию британского журнала.
При этом он уточнил, что цены на продовольствие и так росли давно, а после начала российского вторжения в Украину темпы их роста ускорились. По его мнению, серьезные последствия нынешней ситуации станут видны предстоящей осенью, а в полном масштабе – в следующем и 2024 годах.
По прогнозу эксперта, себестоимость производства молока будет расти, как и давление на его производителей, а также переработчиков. Сейчас по его данным самая высокая цена 100 килограмм молока — $59,2 – сложилась в России, тогда как в Казахстане она составила $57,92 против $55,31 в США и $41,7 – в Украине.
Последнее обстоятельство г-н Мищенко объяснил огромным числом беженцев, покинувших Украину, что автоматически снизило там спрос на продукты питания и емкость внутреннего продовольственного рынка.
Он также заметил, что посевная в Украине была под угрозой, но в целом тамошние аграрии с ней справились.
Другой ключевой зарубежный спикер – Пьеркристиано Браззале, президент Международной молочной федерации (International Dairy Federation, IDF), объединяющей членов из 40 стран, на которые приходится 75 % мирового производства молока, также напомнил, что война в Украине началась, когда глобальный рынок продовольствия уже был под давлением.
По его мнению, риск продовольственной катастрофы и голода весьма высок уже в текущем году. Другой вопрос – является ли нынешняя ситуация новой реальностью и каким будет мир после этой войны, наступит ли время хаотической деглобализации мирового молочного рынка с сокращением поставок этой продукции и снижением покупательной способности населения?
Ведь по идее спрос на «молочку» неограничен из-за роста общей численности землян, хотя предложение ограничивается растущими затратами. А это означает, что приоритетами отрасли должны выступать повышение эффективности производства, устойчивая его интенсификация, замкнутость сельского хозяйства с целью максимального использования ресурсов и другие факторы.
Кристоф Лафужер, управляющий директор французской аналитической группы «Gira», заявил, что война в Украине не оказывает столь сильного влияния на молочный рынок по сравнению с ситуацией в Китае, где вспыхнувшая вновь эпидемия коронавируса оказывает негативное влияние на экономику и потребление населения.
Он также подчеркнул, что глобальный спрос на «молочку» обгоняет ее производство со ссылкой на увеличение экспорта в прошлом году только в США среди ведущих производителей этой продукции.
Г-н Лафужер заметил также, что в этом году прогнозируется засуха в странах Европейского союза и США на фоне быстрого подорожания кормов для скота и удобрений (последние зависят в свою очередь от цен на газ).
По его данным, в ЕС молоко сейчас дороже 40 евро за 100 килограмм, что, конечно же, выглядит вполне терпимо на фоне более высоких цен в Казахстане.
Венсан Берже, атташе посольства Франции в Казахстане по вопросам экономики, представил данные по молочной индустрии своей страны, занимающей по производству молока второе место в ЕС с 25 млрд. литров.
Каких-то особых перемен в нынешних сложных условиях там пока не предвидится в силу высокого уровня самообеспечения молочного сектора Франции, где в среднем на одно хозяйство приходится 66 коров, а 3,5 млн. коров питаются кормами, не содержащими ГМО.
Вполне устойчиво развивается и французский диверсифицированный экспорт, включающий помимо собственно молочной отрасли еще и оборудование, упаковочные материалы, генетическое и селекционное направления.
Напомним, что Европейский союз является лидером по производству молока в мире и, судя по выступлениям представляющих его спикеров, и в нынешних сложных условиях сохранит за собой стабилизирующую роль на этом глобальном рынке.
Выступления на форуме представителей США, еще одного из ведущих мировых производителей молока, преподнесли позитивный сюрприз в виде мощного роста экспорта продукции из этой страны в прошлом году – на 24,7 % до $57,75 млрд. в стоимостном выражении и на 19 % — в физическом.
Как заметил Кристофер Билецки, атташе по сельскому хозяйству посольства США в Казахстане, молочную продукцию удалось поставить даже в Новую Зеландию, входящую в группу мировых лидеров по этой части. А в наибольшей степени экспорт «молочки» из США вырос в Азию и некоторые страны Центральной Америки.
Примечательно, что такой впечатляющий результат достигнут американскими аграриями и переработчиками без особой государственной поддержки их экспортных усилий.
Что касается прогнозов, то здесь г-н Билецки ожидает замедления темпов роста производства молочной продукции в США и экспорта при стабильно высоких ценах на нее при сохранении опережающих темпов увеличения поставок в Азию.
Другой американский спикер – Ананд Кришна, и.о. генерального консула США в Алматы, заявил о готовности бизнеса его страны работать с местными партнерами с учетом высокого потенциала развития сельского хозяйства Казахстана.
Наряду с выступлениями европейских и американских спикеров на форуме прозвучал голос и еще одного ведущего глобального производителя молока – Индии.
Как заявил Прашант Трипати, директор по развитию рынков «Jordbrukare India», в прошлом году его страна вышла на первое место в мире, произведя 209 млн. тонн молока с поголовьем коров в 192 млн. голов и буйволов – 110 млн.
При этом сегмент буйволиного молока растет более быстрыми темпами по сравнению с коровьим.
Экспорт молока из Индии оценивается экспертом в $335 млн. по итогам прошлого года при объеме импорта $25 млн., при этом поставки за рубеж идут в основном индийским диаспорам в других странах.
По его мнению, свое влияние на столь впечатляющие результаты оказывают особенности индийской культуры с ее подчеркнуто уважительным отношением к молоку и состав населения, 40 % которого – вегетарианцы, а 82 % — исповедуют индуизм.
Таких достижений страдавшей ранее от дефицита молока Индии удалось добиться за счет крупнейшей в мире программы развития молочной отрасли – «Operation Flood», начатой в 1970 году.
В результате ее реализации в Индии произошла «Белая революция» — возникла национальная сеть по производству молока, связывающая производителей по всей стране с потребителями и сглаживающая колебания цен по сезонам и регионам, устраняя из бизнеса посредников.
Фундаментом этой сети выступают деревенские кооперативы производителей молока. Как подчеркнул г-н Трипати, такой системе по силам собирать даже малые объемы молока на уровне 0,5 литра! Неудивительно, что прогнозы его весьма оптимистичны, — эксперт ожидает мощного роста экономики Индии к 2025 году и увеличения производства молока в его стране наряду с увеличением импорта качественных молочных продуктов.
У КОГО ПЕССИМИЗМ СИЛЬНЕЕ
В отличие от представителей стран, лидирующих в мире по производству молока, спикеры от ключевых государств-членов Евразийского экономического союза – России и Казахстана – выступали в подчеркнуто минорном тоне. Напомним, что Россия входит в «Топ-10» глобальных производителей молока, правда, серьезно отставая от лидеров, а Казахстан располагается в конце «Топ-40».
Положение дел в российской экономике в целом и в молочной отрасли соседней страны Михаил Мищенко образно сравнил с выстрелом себе в ногу, назвав тамошний бизнес заложником сложившейся ситуации после начала российской операции в Украине. По его оценке, импортозамещение в России провалилось, более того, объем импорта «молочки» вырос на фоне краха экспортной политики.
Снизились темпы увеличения производства молока и молочной продукции, хотя в целом объем этого рынка вырос вместе с потреблением. Западные санкции неизбежно повлекут технологическое отставание российской индустрии и падение конкурентоспособности производимой ею продукции.
Еще один негативный фактор – объединение России с Белоруссией в рамках союзного государства в единое экономическое пространство. Как резюмировал г-н Мищенко, «в производстве молока мы упираемся в Белоруссию», имея в виду высокую конкурентоспособность продукции этой страны.
Кстати, в этом участники форума могли убедиться и в Алматы, где быстро растет сеть фирменных белорусских магазинов, предлагающих наряду с продуктами питания и непродовольственные товары.
По мнению спикера, в России даже вполне возможен переход на абсолютное государственное регулирование цен.
Оценивая возможности Казахстана в нынешней ситуации, г-н Мищенко напомнил, что сейчас для России наша страна является одной из немногих возможностей для наращивания экспорта, правда, это создает серьезную угрозу для местных производителей.
Впрочем, исторически в Казахстан шел большой объем импорта российской «молочки», при этом наша страна была для России главным покупателем производимых в ней сыров.
По мнению спикера, растущая сейчас эмиграция россиян в Казахстан повлечет увеличение импорта из соседней страны, так как вместе с собой они привозят и свои потребительские привычки.
В целом же и казахстанский рынок, и рынок стран Центральной Азии будут расти под влиянием быстрого роста местного населения.
Анатолий Лосев, генеральный директор базирующегося в Воронеже АО «Молвест», назвал основные особенности кризиса текущего года в молочной отрасли России. Ей приходится выживать в условиях жестких западных санкций, снижения покупательной способности населения, банковского кризиса, начавшегося в прошлом году роста цен на производимую продукцию, корма, электроэнергию, упаковочные материалы и другие составляющие себестоимости.
Экспорту молочной продукции мешает волатильность обменного курса российской валюты, разрыв логистических цепочек – за 2,5 месяца с начала военных действий России в Украине предприятие г-на Лосева не смогло отгрузить ни одного контейнера!
Неутешительны и его прогнозы на ближайшее будущее, горизонт которого сейчас составляет всего лишь 3-4 месяца.
Поскольку в июле вступит в действие пятый пакет западных санкций, предусматривающий запрет на поставки оборудования и упаковочных материалов, то это неминуемо повлечет рост безработицы в молочной отрасли, избыток сырья для переработки с уходом в минус по рентабельности и государственное регулирование цен.
Кроме того, российская «молочка» весьма сильно зависит от Запада по семени быков.
Перечень возможных антикризисных мер видится российскому производственнику довольно ограниченным. К примеру, перенос производства в страны, свободные от западных санкций, — в первую очередь это, конечно же, Казахстан, — ограничен огромными расстояниями и нехваткой сырья для переработки молока в промышленных масштабах.
Увеличение доли экспорта сдерживается заниженным курсом рубля к доллару, из-за чего приходится продавать продукцию с дисконтом как минимум в 10 %.
Более реалистичными выглядят перспективы оптимизации ассортимента выпускаемой продукции, замены упаковки на более дешевую и оптимизации прочих затрат переработчиков.
Меры господдержки российской молочной отрасли, по мнению г-на Лосева, должны быть направлены в первую очередь на сохранение поголовья скота (на воронежском предприятии АО «Молвест» оно составляет 30 тысяч голов, из них дойное – 20 тысяч при площади угодий 60 тысяч гектаров), прямые субсидии производителям молока, поддержку экспорта молочной продукции и отказ от политики заниженного обменного курса рубля.
А в целом российской «молочке» предстоит сейчас борьба за выживание и поиск возможностей для развития в ограниченных условиях. Ситуация усугубляется еще и тем, что благодаря дешевым «длинным» кредитам под 2-2,5 % годовых на 15 лет россияне вышли в лидеры в Восточной Европе по развитию крупных молочных ферм (предприятие г-на Лосева перерабатывает в год более 500 тысяч тонн молока). Однако теперь этап бурного роста для этой отрасли России прошел и для инвестирования средств недостаточно.
Среди стран, чьи производители молока и молочной продукции оказались в выигрыше от кризиса в России, г-н Лосев назвал Казахстан и Белоруссию. А среди участников рынка, по его мнению, сейчас на коне инвесторы с деньгами для поглощения российских предприятий и владельцы свободных мощностей по производству упаковки, не подпавшие под санкции Запада.
МОЖЕТ СТОИТ РАВНЯТЬСЯ НА МОНГОЛИЮ?
Увы, судя по выступлениям казахстанских спикеров, российской «молочке» явно не угрожает экспансия конкурентов из нашей страны. Как заметил Кайрат Мутаев, и.о. директора департамента животноводства Министерства сельского хозяйства РК, в этой отрасли сложилась низкая продуктивность и технологическая отсталость по сравнению с ее страновыми лидерами.
При этом субсидирование животноводства с 2017 года выросло в 1,8 раз до 124,8 млрд. тенге.
Хотя отрасль относительно благополучно прошла пандемию коронавируса, показав рост ключевых показателей, дальнейшее ее развития сдерживается слабостью кормовой базы.
Для решения этой проблемы утверждена дорожная карта до 2025 года. Г-н Мищенко заметил, что был удивлен реформой племенного животноводства в Казахстане, подчеркнув при этом – данной отрасли нужны не «племенные директоры», а племенные животные.
Ербол Есенеев, управляющий директор департамента АПК и пищевой промышленности Национальной палаты предпринимателей РК, заявил об очередном антирекорде нашей страны по «молочке» — импорт этой продукции достиг в прошлом году $320 млн.
В целом же импорт продовольствия в Казахстан продолжает расти угрожающими темпами, тогда как по экспорту продуктов питания достижения отечественных аграриев весьма скромны.
По мнению г-на Есенеева, проблема заключается в разности подходов государства к аграрной политике. Если в Казахстане субсидируется весь процесс сельскохозяйственного, то, к примеру, в Монголии, опыт которой довелось изучать спикеру, вся произведенная продукция просто скупается через созданную государством систему заготовки сырья.
Во главе этого процесса там стоит министерство продовольствия, сельского хозяйства и легкой промышленности, название которого подчеркивает заинтересованность государства в создании технологической цепочки от получения сырья до его переработки в продукты питания и непродовольственные товары.
В итоге там мясо стоит порядка $3 за килограмм, что ниже почти втрое по сравнению с Казахстаном. У нас же при наличии благоприятных условий для развития отгонного животноводства, дающего самый дешевый белок, сегодня на душу населения приходится лишь 1,5 головы скота, тогда как 100 лет назад было 8.
К тому же, как резюмировал г-н Есенеев, за последние 5 лет сменилось 4 министра сельского хозяйства, постоянно меняется аграрная политика государства, тогда как участникам рынка нужны четкие долгосрочные ориентиры для развития производства.
Ведь сейчас наметился тренд, когда важна не цена, а физическое наличие продукта, сложнее стало решать, что производить и куда двигаться.
Остановился спикер и на сильных сторонах отечественного аграрного сектора. От его поставок зависят соседние страны Центральной Азии, обеспечивая долгосрочный рынок сбыта, достаточно комфортен климат в большинстве регионов Казахстана.
Г-н Есенеев особо подчеркнул, что лишь одна Алматинская область может обеспечить всю страну продовольствием! Есть необходимые условия для развития органического земледелия, можно даже заместить дефицит сахара фруктозой за счет фруктов, а также медом. Увы, и тут есть свои проблемы – к примеру, в Казахстане по данным спикера потребляется 10 кг яблок в год на душу населения, тогда как в Турции — 35 кг.
Продолжение следует
Тулеген АСКАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Фермерские ведомости