Самым распространенным видом финансового мошенничества, как отмечается в официальных сообщениях финрегулятора и банков второго уровня, сегодня является телефонное, когда клиентам банков звонят по телефону, представляясь сотрудниками банков, правоохранительных органов или Нацбанка.
В ходе разговора идет давление на клиента разными способами для того, чтобы получить данные его карты для последующего снятия с нее денежных средств.
При этом мошенниками используются технологии IP-телефонии, которые позволяют скрыть настоящий номер звонящего и подставить вместо него любой другой телефонный номер.
В некоторых случаях с помощью специальных компьютерных программ могут генерироваться официальные телефонные номера банков или похожие на них номера.
При этом разговор ведется мошенником уверенно, с использованием профессиональных терминов, как правило, говорится о подозрительной операции – входе в личный кабинет клиента банка, попытке снять деньги с карты в другом городе или о проведении по ней подозрительного платежа на крупную сумму.
Пресечение этой операции якобы требует немедленных действий со стороны клиента, к которому зачастую мошенник обращается по имени и отчеству, называя его фамилию, а то и номер карты со сроком ее действия. Такие сведения мошенники могут получить из открытых источников, включая социальные сети, или с помощью фишинговых сайтов – двойников, прежде всего интернет-магазинов.
Для пресечения якобы проводимой подозрительной операции от клиента могут потребовать более подробные данные банковской карты (номер, срок действия, CVC/CVV-код на оборотной стороне, PIN-код), сообщить одноразовый код из SMS-сообщения или установить на телефон приложение по отправленной ему ссылке. После получения соответствующих данных мошенники получают доступ к карточному счету гражданина и снимают с него денежные средства.
Мошенники могут звонить и от имени родственника или друга клиента банка, подставляя его номер при звонке. Такие звонки, как правило, делаются ночью, поздним вечером или рано утром, чтобы отвечающий человек не смог быстро сориентироваться.
Мошенники при этом давят на то, что произошло ЧП с близким человеком клиента, требуя перевести деньги для решения проблемы. Вместо звонка может прийти SMS-сообщение с просьбой срочно перевести деньги на указанный номер телефона.
Еще один вариант мошенничества с использованием SMS-сообщения – отправка клиенту банка информации о блокировке его карты с предложением позвонить по вымышленному номеру в мифическую службу безопасности банка. В случае звонка на этот номер от клиента будут требовать данные его карты или провести ряд операций с ближайшего банкомата.
Появился и вариант телефонного мошенничества путем звонка от имени социальной службы о якобы причитающихся социальных выплатах и компенсациях, для получения которых необходимо оплатить некоторую денежную сумму в качестве госпошлины или комиссии, сообщить паспортные сведения и данные банковской карты для перечисления выплаты или компенсации.
Мошенники могут также звонить от имени покупателя или продавца, используя информацию, размещенную гражданами на интернет-сервисах объявлений, в социальных сетях при покупке или продаже товаров.
Мошенник-«покупатель» сообщает о готовности приобрести и оплатить товар, а для совершения оплаты просит сообщить ему данные банковской карты продавца.
Мошенник-«продавец» при обращении потенциального покупателя просит перечислить предварительную оплату за товар и сообщить информацию о данных банковской карты последнего.
Еще один способ мошенничества по телефону — звонок с предупреждением о возможной краже денег со счетов клиента в результате якобы только что обнаруженного взлома его личного кабинета в банковском приложении. Ему предлагается срочно перевести деньги на некий «безопасный зеркальный» счет, «страховому агенту» или на «страховую ячейку».
Для успешного противостояния телефонным финансовым мошенникам необходимо соблюдать следующие правила.
Во-первых, не сообщать никому свои персональные данные и информацию о реквизитах банковской карты.
Во-вторых, если мошенники диктуют по телефону указания для совершения операций с картой или банковским счетом, не выполнять их ни в коем случае.
В-третьих, обращаться в банк только по официальному телефонному номеру, указанному на обратной стороне карты и на его официальном сайте, а еще лучше – персонально к сотрудникам банка в ближайшем отделении.
Аналогичные действия необходимо предпринимать и в случае получения подозрительных звонков от имени государственных органов и ведомств.
В-четвертых, поскольку реальные сотрудники банка не обзванивают его клиентов с требованиями предоставить их личные данные, поскольку они и так имеются в банке, и другими срочными просьбами, то нужно просто завершить разговор.
В-пятых, как советуют многие пользователи соцсетей, чтобы такой разговор и не начинался вовсе, достаточно ответить на звонок на государственном, то есть на казахском языке, которым мошенники обычно не владеют, потому что, как правило, находятся за рубежом.
Если же мошенникам все же удалось добиться своего и украсть деньги с банковского счета потерпевшего, то последнему необходимо предпринять ряд шагов для того, чтобы сотрудники правоохранительных органов и банка смогли в кратчайшие сроки провести расследование произошедшего.
В полицию необходимо подать заявление по факту хищения денежных средств с приложением необходимых банковских документов.
Необходимо помнить, что поскольку движение средств по картам и счетам клиентов отслеживается в постоянном режиме, то при подозрительных операциях по ним банки производят блокировку счетов и карт клиентов в целях сохранения денежных средств.
Также банки второго уровня постоянно занимаются повышением финансовой грамотности своих клиентов, информируя их о новых видах мошенничества и способах защиты от них, — для этого достаточно заглянуть на сайт своего банка.
Виталий АСЛАНОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Экономические ведомости