Отправятся ли казахстанские креаклы на заработки в Ташкент?
Узбекистан плавно, но верно входит в казахстанскую повседневность. Вообще-то для нашей страны многовекторность что-то вроде философской доктрины, но одно дело Россия, Китай, Евросоюз, США и другое – соседи по Центральной Азии (стереотип скромного потенциала). Тем не менее после того как в Ташкенте новое руководство взяло курс на большую открытость, Казахстан и Узбекистан стали взаимодействовать заметно плотнее.
ПРИТЯЖЕНИЕ ТАШКЕНТА
В «нулевые» годы нормой жизни и структурой повседневности была ситуация, когда верстальщики и дизайнеры из Ташкента работали в Алматы. В тот период на казахстанских просторах плотно обосновались глянцевые журналы и потянули за собой соответствующую инфраструктуру вместе с людьми. Сегодня аккаунты в соцсетях наполняются информацией, где граждане Казахстана на ловлю удачи и заработка отправляются в Узбекистан.
Сразу отметим, что в Узбекистан едут в первую очередь представители креативного класса в широком смысле слова. Маркетологи, специалисты в области онлайн-платформ, веб-рекламы, всевозможных интернет-продуктов. Нельзя сказать, что в соседней стране нет своих работников такого же профиля, просто рынок онлайн-услуг в свете резких требований пандемии коронавируса расцветает настолько пышно, что у казахстанцев появилось приличное окно возможностей для заработков у соседей.
Узбекистан своими продуктами питания щедро снабжает не только Казахстан, но и Кыргызстан, Россию. Алматинцы в плане кухни и продовольствия люди очень избалованные, однако к Ташкенту в данном плане никаких нареканий быть не может. Достаточно сказать, что львиная доля сухофруктов, орехов и широкий ассортимент сладостей на рынках и в магазинах южной столицы Казахстана поступают от узбекских соседей. Первые томаты, огурцы, зелень, баклажаны, морковь, капуста и много чего еще на прилавки тоже идут с полей Узбекистана.
Будем объективны, аналогичная по составу продовольственная корзина в Ташкенте стоит в разы дешевле, чем в Алматы. А еще солнце. Многие алматинцы тяжело привыкают к климату Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, а в городах Узбекистана фактора холода нет как такового. Постоянное ощущение климатического комфорта – очень важный элемент для производственной деятельности любого человека.
Где-нибудь в Мексике или Бразилии тоже тепло, но преступность даже туризму на этой почве не дает развернуться. В Узбекистане вопросы безопасности решены давно, качественно и фундаментально. Про незакрытые автомобили на улицах этой страны казахстанцы всегда рассказывали с придыханием, поскольку нужно быть совершенно безбашенным кадром, чтобы в тех краях залезть в салон чужого авто. Уличного криминала нет как явления, а полицейские реально стражи порядка, ведущие себя корректно и внимательно.
ОТЛОЖЕННЫЙ СТАРТ
Вообще-то мощного движения Узбекистана в сторону бурного развития специалисты по региону ждали давно. На этой почве после распада Советского Союза даже случился фальстарт у крупных компаний от автомобильных и авиационных до бытовой химии и напитков. Потом выяснилось, что Ислам Каримов с либерализацией отнюдь не торопится, из-за чего даже прибыль инвесторам сложно конвертировать и вывести за пределы страны.
В новый курс Шавката Мирзиеева предприниматели поверили. Порой властям приходится вводить некоторые ограничения с той же валютой, ибо либерализация требует умелого и тонкого государственного управления, но общий маршрут совершенно ясен и предсказуемости в шагах государственного руководства вполне достаточно.
Алматинцы потянулись в Ташкент и другие города Узбекистана после того, как узнали от коллег, знакомых и родственников о прелестях бизнеса нектарного периода. Если в 90-ые годы многие поверившие в узбекский рынок оказались заложниками своих ожиданий, то «двадцатые» годы уже подтверждены реализованными проектами и полученной прибылью.
В быстрорастущей экономике открыт официальный валютный рынок, который пришел на смену прежнему суррогату. Бурный строительный рост (новые многоэтажные дома возводятся целыми кварталами и микрорайонами) подкреплен ипотекой со стороны банков. Вообще банковская сфера Узбекистана весьма активно кредитует как МСБ, так и физических лиц.
Малый и средний бизнес – это вообще песнь песней данной центральноазиатской республики. «Юридизация» предпринимательства сведена к минимуму, то есть легко открыть юридическое лицо, взять кредит на развитие или лизинг. Налоговые послабления от государства более чем очевидны. Правда, как и положено этапам развития государственной политики, «нектарный период» уже заканчивается и прежней безналоговости больше нет. Власти добились насыщения экономических ниш субъектами рынка и постепенно делают крен в сторону наполнения казны. Но делается это плавно и разумно, сообразуясь с общеэкономической динамикой и комплексным видением ситуации.
В Ташкенте открыло свое представительство Apple, в страну переводят производственные мощности международные бренды одежды. Гиганты химической, нефтехимической, газохимической, горнодобывающей, металлургической, табачной индустрии обосновались еще раньше. В качестве второго этажа такие проекты привлекают рекламные и интернет-компании.
Узбекистан давно сложился в качестве кластера всевозможных телевизионных фильмов и сериалов. Для «агашек» в Казахстане стало нормальным явлением заказать у тамошних документалистов какой-нибудь биографический фильм к юбилею. Это не Голливуд, но в плане «цена – качество» получалось оптимально, плюс определенное ментальное сходство заказчиков и исполнителей. Здесь не бывает ценностных барьеров, которые неизбежно присутствовали бы в случае с европейскими или индийскими кинематографистами.
Казахстанский сегмент Фейсбука покорен фото-сессией с участием Саиды Мирзиеевой – 36-летней дочери президента Узбекистана. Она там снята за приготовлением домашнего лагмана и других блюд. С политтехнологической точки зрения для казахстанского потребителя продукт просто идеальный. Чтобы подобные вещи получались на твердую «пятерку» нужна полноценная школа работников такого профиля, плюс знание предпочтений и вкусов своих соседей. Поскольку имидж членов семьи первого лица государства предмет крайне деликатный и требует безупречного соблюдения чувства меры.
ЗЕРКАЛО ДЛЯ КАЗАХСТАНА
Малый и средний бизнес в Узбекистане – это не только предприятия общественного питания, магазины, парикмахерские, бани и всевозможные сервисы. Огромная часть МСБ представляет собой производственные структуры. Это могут быть как мастерские кустарного и полукустарного типа, так и самые современные предприятия различного профиля. Мало кто знает про то, что стеклянные бутылки для напитка «Dizzy» в магазинах Алматы производятся на заводе в Узбекистане.
Пока в Казахстане специально организованная группа латифундистов и сельхозолигархов со своими подручными из проекта откормочных площадок для КРС делала кормушку в виде государственных субсидий себе, в Узбекистане Иззат Муталов построил собственную откормочную площадку и сделал ее прибыльной. Фактически у предпринимателя целый кластер в виде мясокомбината, фирменных магазинов, ресторанов, площадей для кормовых культур.
Сегодняшний Узбекистан – это окно возможностей не только для специалистов из Казахстана. Просто если наша страна поставляет в основном специалистов, так или иначе связанных со сферой интернета, то из Украины на агропредприятиях Иззата Муталова работали люди, хорошо разбирающиеся в производстве кукурузы.
Ташкент демонстрирует способность к гибкому сотрудничеству со своим окружением. Например, Узбекистан не является полноправным членом Евразийского экономического союза (ЕАЭС) – имеет статус наблюдателя. Зато он сотрудничает с казахстанской компанией «СарыаркаАвтоПром» (в Костанае). Костанайцы совместно с коллегами из Узбекистана освоили сборку «Chevrolet» моделей «Cobalt», «Damas», «Malibu», «Nexia», «Tracker», «Trailblazer» и «Niva». Поскольку предприятие находится внутри ЕАЭС и занимается локализаций зарубежного модельного ряда, оно имеет полное право выхода на рынок России и других членов интеграционного объединения.
Узбекистан достиг впечатляющих успехов в области сельхозмашиностроения. Там никто в государственном руководстве не купился на сказки, будто нет смысла выпускать неконкурентоспособные тракторы и комбайны, а лучше покупать их за хлопок, золото или уран. Получается, что если в Казахстане по пути восстановления производства сельхозтехники пришлось пойти заново и с нуля, то Ташкент с данного маршрута вообще не сходил, из-за чего общий путь к современным конкурентоспособным образцам проделан более полно и последовательно.
Пока в Казахстане предприятия табачной индустрии используются в первую очередь как мальчики для битья в ходе бесконечных антитабачных компаний (попутно оставаясь в числе главных налогоплательщиков Алматинской области), Узбекистан видит в них занятость и создание прибавочной стоимости. Поэтому за последние годы в экономику нашего соседа пришли не только 2GIS или Paysend, но и Philip Morris International (на Tashkent Tobacco запущено лицензионное производство марок сигарет Marlboro, Parliament и L&M).
С точки зрения географии Узбекистан имеет как очевидные минусы (отсутствие выхода к морю), так и плюсы (многочисленное население довольно равномерно распределено на компактной территории). Здесь очень хорошо показали себя информационные и товарные продукты, которые ориентированы на массовый спрос при сравнительно небольших расстояниях.
В последние годы бурно развивается туризм. Если бы не пандемия, то взрывной рост посещения Бухары, Хивы, Самарканда со стороны казахстанских туристов был бы гарантирован. Потому что памятники архитектуры и туризма в этой стране живут не сами по себе, а в обрамлении качественного сервиса гостиниц, кафе, транспортных компаний, армии гидов, сувенирных лавок и обширного местного колорита, который притягивает и создает комфорт.
Традиционными воротами Казахстана в Узбекистан выступает Шымкент. Сегодня этот мегаполис получил второе дыхание. Фактически пространство РК от Шымкента до Алматы через Тараз во многом имеет схожие черты с сопредельной узбекской территорией. Здесь же проживает основная масса населения Казахстана, которая в отличие от северных областей республики не испытывает давления депопуляции.
Сегодня появились хорошие условия для симбиоза между Узбекистаном и южными и юго-восточными областями Казахстана. Нам есть что предложить друг другу и продвинуть наши территории по пути сопроцветания.
Указанные земли давно не являются барьерной зоной, однако для усиления положительного эффекта требуется приложить старание. Хорошие дела сами собой не делаются и любят заботу.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Региональные ведомости