Председательство Нур-Султана в Евразийском экономическом союзе выпало на непростой год. Эпидемия коронавируса еще далеко не закончилась, тогда как параметры глобального экономического кризиса по большинству показателей ухудшаются. Нужны одновременно взвешенные и смелые решения, отвечающие требованиям сложного момента.
КАРАВАН ИДЕТ
Февральская встреча глав правительств ЕАЭС в Алматы прошла в очном формате (после затянувшегося вынужденного онлайн-общения), что само по себе стало проблеском оптимизма. После злосчастного 2020-го года о многих вещах, которые вскрыла пандемия коронавируса и меры защиты от нее, премьер-министры и высшие функционеры структур союза получили возможность поговорить предметно.
Фактически Евразийский экономический союз представляет собой сборный караван, где разное количество и состав верблюдов (в смысле отличающиеся структуры экономик) в составляющих его «национальных караванах», свои собственные привычки у погонщиков и в чем-то отличающиеся виды на конечный пункт назначения.
При этом среди начальников отдельных караванов есть согласие, что двигаться лучше вместе, то есть в ЕАЭС, попутно решая вопросы взаимодействия как между верблюдами внутри большого каравана, так и вырабатывая общую политику по отношению к другим караванам.
Чтобы процесс согласования шел более гибко и гармонично, каждый год в большом караване ЕАЭС назначается новый караван-баши. В текущем году в этой должности находится Казахстан и свою повестку по союзу Касым-Жомарт Токаев уже озвучил.
Президент РК предложил сделать акцент на повышении благосостояния граждан и обеспечении прогресса как всего ЕАЭС, так и его государств-членов. Для этого определенные принципы и инструменты взаимодействия стоит переосмыслить и обновить.
Если расшифровать установки лидера Казахстана более предметно, то он предлагает придать новый импульс промышленной кооперации (включая агропромышленный сектор), активнее реализовывать совместные инфраструктурные проекты (от транспорта до энергетики), полнее задействовать потенциал Евразийского банка развития. Кстати, Николай Подгузов, председатель правления ЕБР, участвовал в работе Алматинского саммита.
Отдельные акценты президент Токаев сделал на снятии барьеров во взаимной торговле, всеобъемлющей цифровизации и полноценном использовании трансграничных транспортных артерий.
Судя по итоговым документам заседания Евразийского межправительственного совета в Алматы, встреча прошла в деловой и конструктивной атмосфере. Например, была утверждена концепция развития электронного документооборота в морских пунктах пропуска государств ЕАЭС.
Казахстан, будучи страной без выхода к открытому морю, традиционно чувствительно относится ко всему, что связано с портами и прохождением грузов через них. Ну а тема племенного животноводства для республики вообще одна из коренных и ключевых.
Много рабочего времени стороны посвятили обмену информацией по важным вопросам развития экономики и сотрудничества, чтобы лучше понимать взгляды и мотивацию друг друга, виды на ближайшую и среднесрочную перспективу.
СОБАКИ ЛАЮТ
Стоит откровенно признать, что казахстано-российский информационный фон перед встречей премьер-министров получился не самым доброжелательным. Случайно или нет, но поток взаимных казахстано-российских претензий в конце прошлого – начале нынешнего года однозначно активизировался.
Официальные структуры Казахстана обычно демонстрируют сдержанность, когда русский и казахский сегменты экзальтированно-патриотического поля обмениваются претензиями, своими схемами приватизации общего исторического прошлого или просто грязными оскорблениями, однако в случае с депутатом Госдумы Вячеславом Никоновым поменялся привычный ход вещей.
Г-н Никонов отнюдь не маргинал российского политического поля, поэтому его двусмысленные высказывания по вопросу северных территорий Казахстана вызвали жесткую реакцию в Нур-Султане. После этого уже и высказывания Евгения Федорова из Национально-освободительного движения (НОД) России получили не совсем традиционный (то есть более болезненный) резонанс.
Стоит помнить, что политическая культура в Российской Федерации и Республике Казахстан существенно отличаются, как и формы работы политического руководства с различными политическими группами разной степени протестности. Отсюда те вещи, которые в российском информационном пространстве проходят как допустимые и малозаметные, на казахстанском медийном поле способны производить очень шумные эффекты.
Существенная политическая накачка «территориального вопроса» привела к тому, что даже посол России в Казахстане Алексей Бородавкин был вынужден дать интервью, где заявил, что неуместные высказывания российских политиков противоречат официальной позиции Москвы, которая закрепленную договором государственную границу между двумя странами считает незыблемой и никаких территориальных претензий к своему соседу и союзнику не имеет. А по соглашению о военном сотрудничестве между Россией и Казахстаном обе страны обязуются взаимно защищать территориальную целостность друг друга.
РАБОЧИЕ ВОПРОСЫ
Карантины, изоляции и самоизоляции в период пандемии мощно акцентировали целый ворох различных вопросов и аспектов жизнедеятельности. Например, проявился колоссальный спрос на всевозможные онлайн-платформы и сервисы. Многим компаниям пришлось ту работу в «цифре», которую они прежде совершали годами, проделывать за считанные недели. Далеко не все государственные веб-ресурсы и платформы по оказанию всевозможных услуг смогли устоять от сбоев.
Здесь очень важно, что российский премьер Михаил Мишустин о цифровых технологиях знает не понаслышке. В бытность руководителем федеральной налоговой службы он создал систему, которая у европейских коллег-налоговиков и просто экспертов в вопросах налогообложения до сих пор вызывает зависть в свете продемонстрированных успехов и совершенства.
Его казахстанский коллега Аскар Мамин в период работы во главе «КТЖ» провел в жизнь проект цифровизации пассажирских билетов и ликвидировал огромный ворох злоупотреблений в сфере черного и серого оборота билетов.
Казахстан и Россия договорились по вопросам производства российской вакцины «Спутник-V» на заводе в Караганде. Кстати, Карагандинская область под руководством акима Жениса Касымбека в несколько раз нарастила выпуск фармацевтической продукции по итогам прошедшего года. И пусть рывок в данной сфере получился вынужденный, но здесь важно то, что регион оказался в состоянии его сделать, адекватно отреагировав на требования времени.
Теперь область имеет технические, технологические и кадровые возможности работать с российской вакциной. С тем же успехом она сможет освоить китайскую, американскую или евросоюзовскую вакцину, если того потребуют национальные интересы.
Для представителей Казахстана в структурах ЕАЭС на первом месте должна быть работа. Спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин напомнил казахстанским функционерам, что на первом месте должна находиться защита национальных интересов страны, то есть его товаропроизводителей. В том числе, когда против них применяются нетарифные методы конкуренции. А для этого нужно совершать запросы, активно пользоваться техническим инструментарием, который реально дают механизмы межгосударственного объединения.
Спикер нижней палаты парламента указал на важность связки между работниками структурных подразделений министерств и казахстанских представителей в ЕАЭС, тогда и кумулятивный эффект от компетентных усилий станет гораздо весомей.
ОСОБЫЙ ФОРМАТ
Евразийский экономический союз – это довольно своеобразный характер межгосударственного взаимодействия. Даже когда в Кыргызстане проходит очередная «революция», а в Армении ее попытка, дело друг с другом в ЕАЭС имеют доброжелательно настроенные страны. То есть, это совсем не формат «Россия – НАТО» или что-нибудь подобное.
ЕАЭС – это не только клуб, где первые и вторые лица государств и правительств могут в легитимной обстановке и при личном контакте обсуждать самые разнообразные вопросы двустороннего и многостороннего сотрудничества. Поэтому в медийном пространстве запросто появляются оценки, вроде такой, что Михаил Мишустин может стать президентом России, пойди Владимир Путин на транзит верховной власти по образцу Нурсултана Назарбаева. Разве что вместо Совбеза прокачает дополнительными полномочиями Совет Федерации.
Аким Нур-Султана и мэр Москвы сравниваются друг с другом гораздо чаще тоже в силу нахождения по одну сторону периметра ЕАЭС. COVID-19 стал очень тяжелым стресс-тестом и «черным лебедем» для столицы Казахстана. Тем не менее, аким Алтай Кульгинов доказал, что с медицинской точки зрения Нур-Султан – это самое мощное звено в системе здравоохранения страны.
Градоначальники двух соседних (если так можно сказать при тысячах километров) столиц много работают над превращением их в комфортные города. Судя по тому, как год от года становится чище, безопасней, красивее и современнее, неформальное соревнование всем идет на пользу, а рядовым горожанам и гостям столиц – особенно. Кстати, мэр Москвы Сергей Собянин тоже рассматривается как один из преемников на посту президента после Владимира Путина.
Приобретая нового друга, мы часто получаем и всех его врагов. Нур-Султану не нравится, что членство в одном союзе с Россией может стать для Запада основанием к санкциям в отношении Казахстана. Вот уже и первый звоночек прозвенел: Европарламент принял резолюцию о нарушениях прав человека в Казахстане, в которой депутаты призывают верховного представителя Европейского союза по иностранным делам и безопасности и государства – члены ЕС рассмотреть возможность введения адресных санкций в отношении лиц, виновных в нарушениях прав человека в РК.
Конечно, Казахстан не стремится при первом «шухере» покинуть ряды ЕАЭС, что лишний раз подтверждает новая повестка от президента Токаева. Как результат, все заинтересованные участники готовы прикладывать усилия для получения позитивных плодов от сотрудничества.
Такой подход предполагает, что политическое руководство Казахстана будет различать умеренных путинцев от либералов или упоротых имперцев (две последние категории хоть и при разном инструментарии, но достаточно пессимистично и враждебно относятся к странам постсоветского пространства), а в Кремле научатся проводить разграничительную линию между прагматическим курсом Ак Орды и бесноватыми национал-патриотами, которые способны создавать фоновые шумы. Иначе каравану ЕАЭС предстоит крайне непростой путь.
Артем НОВОЖИЛОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»
Автор:
Исторические ведомости